Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2014 в 20:47, курсовая работа
Целью работы является изучение основных теорий и практических основ общественных благ.
Задачи работы:
1. Исследование экономической природы общественных благ;
2. Рассмотреть способы предоставления общественных благ;
3. Выявить перспективные тенденции в развитии общественных благ.
Под смешанным общественным благом понимают благо, у которого хотя бы одно из указанных основных свойств выражено в умеренной степени.
Смешанные блага можно подразделить на следующие: перегружаемые (переполняемые), исключаемые (клубные или общественные блага с ограниченным доступом) и прочие. Перегружаемыми общественными благами признаются такие, у которых свойство неконкурентности в потреблении выполняется только до определенного момента. Самым ярким примером такого блага может выступать автомобильная дорога. Поскольку свойство неконкурентности в потреблении характеризуется сравнительно одинаковой степенью полезности данного блага для каждого потребителя при увеличении участников, а полезностью в случае с автомобильной дорогой выступает, к примеру, скорость передвижения, то увеличение количества участников дорожного движения приводит к возникновению –пробок, что, в свою очередь, ведет к убыванию полезности от потребления данного блага для всех пользователей. Также к перегружаемым общественным благам можно отнести пресную воду, чистый воздух, мосты, тоннели и др.
Под исключаемыми общественными благами понимают блага, которые при определенных условиях в очень ограниченной степени обладают свойством неисключения в потреблении. То есть перед потребителями таких благ встают различные барьеры, ограничивающие доступ к этим благам. Примерами могут служить следующие блага: парк, на вход в который установлена плата; высшее образование: наличие ограниченного количества бюджетных мест и их сокращение; телевизионные передачи, за которые установлена плата, и др.
Под прочими смешанными общественными благами понимают блага, которые не подпадают под категорию перегружаемых или исключаемых благ.
Эти блага соединяют в себе разные варианты ступеней выраженности параметров публичных удобств.
Принципиальным фактором считается сознание такого, будто рубежа меж разными типами публичных удобств в предоставленной сортировке довольно неясные. Проблемы с отнесением конкретного блага к тому либо другому виду появляются в взаимосвязи с невыполнимостью отметить какие бы то ни было числовые аспекты. Единым аспектом имеет возможность ходить лишь
сопоставление с иными типами предоставленной сортировки.
Публичные блага разрешено разглядывать в 2-ух качествах: как неделимые (indivisible public goods) либо разделяемые (divisible public goods). Довольно нередко ученыеэкономисты с таковым свойством публичных удобств как неконкурентность в пользовании связывают мнение "расщепляемость", а публичные блага спасибо выделению такового показателя может быть систематизировать. Перед делимостью понимается вероятность выбора индивидумом размера употребления публичного блага.
Принципиальным фактором в предоставленной сортировке публичных удобств считается то, будто нераздельность рассматривается лишь с позиции употребления, а никак не изготовления.
Неделимыми сознаются блага, которые в процессе употребления нереально поделить на доли. К этому виду относятся фактически все публичные блага: государственная защита, незапятнанный воздух, влага, мораль, регулировка уличного перемещения и др. К образцу, покупатель такового публичного блага как государственная защита никак не имеет возможность избирать какие армии, ракеты либо самолеты станут оберегать конкретно его. Это добро предоставляется нераздельно для всех обитателей конкретной местности.
Общество может определять лишь необходимые параметры производства данного блага –национальной обороны (численность войск, объемы финансирования, уровень оснащения и проч.) и тем самым влиять на объемы его предоставления.
К делимым общественным благам относят блага, которые можно поделить на части. При потреблении таких благ у индивида появляется право выбора. Тем самым делимые общественные блага очень близки к частным благам, поскольку последние всегда можно разделить на части. Среди ученых-экономистов существуют мнения, что делимых общественных благ не существует, поскольку это характеристика частного блага.
Доказательством делимости общественных благ могут служить следующие примеры: парк, поделенный на зоны; музей, состоящий из различных выставок, и некоторые другие.
Общественные блага можно рассматривать как блага с прямым и косвенным финансированием.
Если первые две классификации (группировки) были связаны непосредственно с потреблением благ, то данная группировка касается в первую очередь процессов производства и распространения блага.
Нужно сходу подметить, будто публичные блага никак
не даются популяции безвозмездно. Единичный человек либо категория лиц имеют все шансы воспользоваться публичными благами и никак
не выплачивать, но таковая обстановка считается исключением из верховодила и в финансовой литературе именуется неувязкой "безбилетника, зайца". В том
числе и ежели цена из-за использование никак не установлена, она взимается непрямо, чрез фискальную политическому
деятелю страны. Потому, как скоро стиль идет о бесплатности блага, наверное совсем символически и значит использование косвенной системы финансирования.
Исходя из определения публичного блага, его предоставление государством обязано исполняться на безвозмездной базе. В неприятном случае станет расстраиваться качество неисключения в пользовании, будто имеет возможность начать социальных усилие в сообществе. С иной стороны, введение точной платы из-за использование в неких вариантах имеет возможность позитивно отразиться на пользовании предоставленного блага, стоит припомнить пробки на дорогах. Но для убавления общественного напряжения, стимулированного установлением платы из-за проезд сообразно дороге, для других покупателей, никак не способных либо никак не жаждущих выплачивать, обязана существовать сотворена кандидатура, копия в основной массе случаев станет ужаснее. С точки зрения финансов, государству
выгодно сочетать прямой и косвенный способы
финансирования затрат, что приводит к
возникновению дополнительного источника
денежных средств.
Прямой способ финансирования затрат осуществляется путем установления четкой платы за пользование объектом. Однако в большинстве случаев плата за использование общественных благ не может быть установлена, что и является главной причиной невыгодности их производства для частного сектора экономики.
Наличие у чистых общественных благ ярко выраженных свойств неконкурентности и неисключения делают невозможным использование прямого способа финансирования затрат на производство и распространение. Таким образом, прямой способ финансирования затрат касается только смешанных общественных благ.
Согласно первому классификационному признаку в зависимости от полноты выраженности свойств, общественные блага подразделяются на перегружаемые и исключаемые. Перегружаемые блага в большинстве случаев финансируются косвенным способом. Для перегружаемых благ установление прямой системы оплаты является одним из способов доведения полезности от потребления до наиболее эффективного уровня. В примере с автомобильными пробками на дороге установление платы за пользование данным общественным благом позволит не допускать того предела количества потребителей, когда возникают пробки и индивиды не получают желаемого удовлетворения потребности в скорости передвижения (полезность).
Исключаемые общественные блага финансируются прямым способом путем установления определенной платы.
В зависимости от государственного участия общественные блага можно рассматривать в трех аспектах:
1) финансируемые за счет
2) финансируемые за счет
3) финансируемые за счет
В связи с невыгодностью производства для негосударственных организаций подавляющее большинство общественных товаров и услуг финансируется за счет бюджетных средств. Ежегодно колоссальные суммы налогоплательщиков идут на национальную оборону, ЖКХ, здравоохранение, культуру, образование и другие общественные статьи расходов. Также финансирование производства некоторых общественных благ осуществляется исключительно государством, исходя из соображений безопасности и стратегической значимости блага.
Государство является организатором производства общественных благ, однако это совсем не указывает на то, что исключительно государство будет осуществлять их производство. Государственное финансирование скорее носит характер поддержки частного сектора экономики, который не справляется с производством общественных благ (провалы рынка). В некоторых случаях производство, а соответственно и финансирование общественного блага может осуществлять частная компания, общественная организация или физические лица, которые либо высоко оценивают положительные внешние эффекты от производства или потребления конкретного блага, либо хотят извлечь выгоду нематериального характера –улучшить имидж. Примерами негосударственного финансирования может служить производство следующих благ: выставки в музее, фейерверки, проведение освещения на улицах и др.
Возможны случаи, когда производство общественных товаров и услуг финансируется за счет сочетания государственных и негосударственных средств.
Таковая обстановка имеет возможность появиться, к образцу, при нехватке экономных средств, при условии, будто публичное добро значительно означаемо для сообщества, по другому, в неприятном случае, правительство имеет возможность элементарно отрешиться от его изготовления.
В зависимости от производителя публичные блага разделяются на выполняемые государством, личным сектором, а еще вместе. Главным изготовителем публичных удобств считается правительство, исполняющее выпуск продуктов и услуг чрез унитарные компании.
Перед личными предприятиями понимаются как платные, этак и некоммерческие компании. Личные компании исполняют создание публичных удобств сообразно собственной инициативе, а еще сообразно инициативе страны. В крайнем случае личное начинание приобретает возмездие со стороны страны.
Еще вероятен вариант сочетания изготовления публичного блага как муниципальными предприятиями, этак и личными. В данном случае проистекает деление повинностей: 1 дробь работы исполняет правительство, иную – личная компания. Образцом имеет возможность работать парк: поддержание чистоты и распорядка –внимание муниципального компании, а аппарат заборов, прочерчивание электроэнергии –внимание личной компании, при этом может быть различное хитросплетение численности участвующих муниципальных и личных компаний, исполняющих создание публичных продуктов и услуг. Следующая группировка ставит перед собой задачу выявить закономерности во взаимосвязях между различными общественными благами, а также с участием частных благ.
По способу зависимости общественные блага можно подразделить на следующие группы.
1. Вспомогательные блага. Данные общественные блага производятся в дополнение к основному благу, т.е. в определенных ситуациях от них можно отказаться.
В этой группировке возможны три комбинации взаимодействия благ:
1) общественное благо, вспомогательное общественному благу;
2) общественное благо, вспомогательное частному благу;
3) частное благо, вспомогательное общественному благу.
Возможен и четвертый вариант взаимодействия: основное частное благо и вспомогательное частное, однако он не касается классификации общественных благ.
Ситуации, когда общественное благо, без которого можно обойтись, является вспомогательным к общественному благу, встречаются достаточно редко. Примером может служить городской праздник и организация фейерверка, т.е. в данном примере праздник можно организовать и без вспомогательного общественного блага –фейерверка.
Ситуации, когда общественное благо является вспомогательным частному благу, тоже встречаются редко. К примеру, частное предприятие производит шоколадные батончики, а на ярмарке шоколада данная фирма бесплатно угощает потенциальных потребителей, предоставляя смешанное общественное благо.
В экономической практике гораздо чаще встречаются общественные блага и вспомогательные им частные блага: уличное освещение как общественное благо помогает организовать вечернюю торговлю –частное благо, причем вечерняя торговля является дополнением к уличному освещению, а не наоборот: освещение может существовать без торговли, а торговля не может обойтись без освещения.
2. Более распространенными
В данной группировке возможны следующие вариации:
1) общественное благо –
2) общественное благо –частное благо;
3) частное благо –частное благо (данный вид взаимодействия нами не рассматривается).
Примеры здесь могут быть следующие: культура как общественное благо и производство книг как частное благо; развитие фундаментальной науки и использование научных разработок частными компаниями; организация парка в промышленном городе и обеспечение здоровья населения.
3. Следующим вариантом
4. "Составные" блага –это такие блага, группа которых составляет одно благо. К примеру, городской парк, чистый воздух, организация правопорядка образуют одно благо –здоровье населения города. Имидж города как общественное благо состоит из множества составных благ как частного, так и общественного характера: парки, музеи, гостиницы, уличные театры и т.д.
5. Независимыми признаются такие блага, когда производство одних благ никоим образом не влияет на производство других.
Общественные блага в зависимости от национальной принадлежности рассматриваются в трех аспектах: с
использованием национальных ресурсов, с привлечением иностранных ресурсов, а также с использованием национальных и иностранных ресурсов.