Специфика
общественных работ .
Осуществление
реформ в России сопровождается кризисом
социально-экономической сферы. Все больше
о себе дают знать проблемы безработицы,
особенно после августа 1998 г. Массовая
безработица сегодня - свершившийся факт,
и ситуация в сфере занятости постоянно
ухудшается. Острота проблемы уже осознается
всеми — от государственных чиновников
до граждан, которые еще заняты или уже
потеряли рабочее место, но желают работать.
На региональном
уровне органами исполнительной власти
и органами службы занятости поиск решения
этой проблемы ведется по следующим направлениям:
— разработка
и реализация антикризисных мер, способных
в относительно короткие сроки снизить
напряженность на региональном рынке
труда;
— корректировка
среднесрочной стратегии занятости, изменение
набора программных мер содействия занятости,
исходя из объективных тенденций на региональном
рынке труда и имеющихся ресурсов;
— согласование
промышленной, структурной, финансово-кредитной,
инвестиционной и социальной политик
с новой системой целей и приоритетов
региональной политики занятости.
Для оперативного
и эффективного реагирования на кризисную
ситуацию необходимо использовать из
всего арсенала мер содействия занятости
только действенные меры антикризисного
характера, способные реально изменить
ситуацию на рынке труда хотя бы в отношении
отдельных групп безработных. К таким
мерам, которые могут сравнительно быстро
улучшить ситуацию и переломить негативные
тенденции на рынке труда, относятся оплачиваемые
общественные работы.
В Российской
Федерации под оплачиваемыми общественными
работами понимается общедоступная трудовая
деятельность, имеющая социально полезную
направленность и организуемая в качестве
дополнительной социальной поддержки
граждан, ищущих работу1. В Федеральной
целевой программе содействия занятости
населения отмечается, что "в условиях
напряженной ситуации на рынке труда из
всех активных методов регулирования
рынка временное трудоустройство граждан
в первую очередь на общественные работы
относится к числу приоритетных направлений
содействия занятости населения"2. В
целях увеличения объемов и расширения
видов общественных работ Постановлением
Правительства Российской Федерации от
22 июня 1999 г. № 659 «О мерах по поддержанию
занятости населения» органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
рекомендовано "ежегодно разрабатывать
и реализовывать программы развития общественных
работ, в которых предусматривать меры
их финансового обеспечения прежде всего
за счет средств соответствующих бюджетов".
Общественные
работы имеют давнюю историю: условно
к общественным можно отнести общественно-полезные
работы, которые проводились в Римской
империи специально для решения проблем
бедности плебеев. Но наиболее известный
факт в истории, связанный с общественными
работами, это, безусловно, общенациональная
программа общественных работ как одно
из мероприятий «Нового курса» Ф. Д. Рузвельта,
которое позволило вывести экономику
США из кризиса и спасти страну от социальных
потрясений в период «Великой депрессии».
Более поздний пример — Германия, которая
после объединения благодаря общественным
работам смогла занять в восточных землях
сотни тысяч безработных.
В нашей стране
оплачиваемые общественные работы стали
вновь использоваться в практике регулирования
занятости в начале 90-х годов, одновременно
с признанием безработицы . Но до сих пор
в России доля занятых на общественных
работах безработных в несколько раз меньше
аналогичного показателя в странах с развитой
рыночной экономикой, а сами общественные
работы "не популярны" как у безработных
граждан, так и у работодателей.
Вместе с тем
многолетний опыт стран с развитой рыночной
экономикой показывает, что общественные
работы являются одним из действенных
методов временного трудоустройства лишившихся
работы граждан, и, следовательно, важным
инструментом смягчения социальной напряженности,
неизбежной при массовой безработице.
Международные правовые акты (Конвенция
МОТ № 122 «О политике в области занятости»,
Рекомендация МОТ № 276 «О содействии занятости
и защите от безработицы» и др.) рекомендуют
оплачиваемые общественные работы как
средство обеспечения временной занятости
населения, для чего следует разрабатывать
специальные государственные программы.
Зарубежная
практика организации общественных работ
свидетельствует, что рационально использовать
институт общественных работ циклически.
Это означает, что в период относительно
устойчивого экономического развития
общественные работы производятся только
в самых необходимых объемах. Однако в
периоды экономических кризисов (а именно
в данной фазе экономического цикла находится
отечественная экономика) они наиболее
эффективны и становятся одним из основных
инструментов активной политики занятости
на региональных рынках труда.
Одной из характерных
особенностей является неадекватные глубине
спада производства масштабы "открытой
безработицы"- Так, если накопленный
спад производства сейчас составляет
порядка 50% ВВП, то уровень безработицы
— всего около 12%. Абстрагируясь от причин
экономического кризиса в современной
России и в США в 1929—1933 гг. отметим, что
наиболее глубокое сокращение производства
в период великой депрессии в США отмечалось
в 1933 г. на уровне 15% по сравнению с предыдущим
годом, уровень же безработицы в самые
тяжелые годы составлял порядка 25%. Это
свидетельствует о гипертрофированном
развитии в России "скрытой" части
рынка труда, состоящей из "скрытой
безработицы" и "скрытой (неформальной,
теневой) занятости".
Безусловно,
для сочетания "умеренно открытая —
значительная по масштабам скрытая безработица"
актуальность общественных работ, как
средства борьбы с массовой безработицей,
будет незначительна. Однако в настоящее
время уже очевидно, что ускорение структурных
преобразований в экономике, диктуемое
логикой переходного периода, неизбежно
даст толчок процессу высвобождения рабочей
силы и массовой безработице. В этой ситуации
перед властными органами встает задача
выработки такой программы мер, которая
позволила бы провести структурную перестройку
хозяйства, не вызывая социального взрыва
в обществе. И до тех пор, пока не начнется
реальный подъем экономики и не появятся
естественные условия для расширения
занятости, общественные работы следует
признать одной из наиболее эффективных
антикризисных мер по снижению напряженности
на рынке труда, и эта мера обязательно
должна стать неотъемлемой частью комплексной
программы мер по реформированию отечественной
экономики.
Развитие
частного предпринимательства на региональном
уровне.
Темпы развития
малого бизнеса в Смоленске с каждым годом
растут. Сегодня эту сферу можно охарактеризовать
как развивающийся сектор экономики города.
В городе Смоленске
на 01.01.2010г. зарегистрировано 17 773 субъектов
малого предпринимательства рост106 % к
показателям прошлого года, в том числе:
6503 малых
предприятий
11270 индивидуальных
предпринимателей
В Смоленске
малым бизнесом охвачены почти все сферы
экономики.
Наибольшее
развитие получили субъекты малого предпринимательства
следующих сфер экономики: оптовая и розничная
торговля, услуги автотранспорта, обрабатывающее
производство. Выручка от продажи товаров,
продукции, работ, услуг малыми предприятиями
города Смоленска в 2009 году составила
34221,2 млн. рублей.
Поступило платежей
по налогам на совокупный доход в бюджетную
систему Российской Федерации 688,1 млн.
рублей, из них в бюджет города Смоленска
– 295 млн. рублей, с ростом к 2008 году – 105%.
Численность
работающих в малом предпринимательстве
по городу Смоленску в 2009 году составила
около 60 000 человек.
В городе Смоленске
работают 1413 субъектов малого предпринимательства
сферы обрабатывающего производства,
что составляет 8% от общего количества
субъектов малого предпринимательства
города, количество малых предприятий-727.
Выручка малых предприятий обрабатывающего
производства от продажи товаров собственного
производства составила 4844,2 млн.руб. Численность
работающих на малых предприятиях сферы
обрабатывающего производства составляет
– 8780* человек.
В городе работает
941 субъектов малого предпринимательства
строительной сферы, что составляет 5,3
% от общего количества субъектов малого
предпринимательства города, количество
малых предприятий -712.
По малым предприятиям
строительной сферы выручка от продажи
составила 2356,6 млн. рублей. Численность
работающих на малых предприятиях сферы
обрабатывающего производства составляет
– 8780 человек.
В городе работает
10711 субъектов малого предпринимательства
потребительского рынка, что составляет
60,3% от общего количества субъектов малого
предпринимательства города, количество
малых предприятий- 3320. Выручка розничной
и оптовой торговли малых предприятий
в 2009 году составила предпринимательства
составил 22523,8 млн. руб. Выручка общественного
питания малых предприятий в 2009 году составил
298 млн. рублей.
Объем бытовых
услуг, оказываемых малыми предприятиями
по г. Смоленску, составил в 2009 году 279,2
млн. рублей.
Долгосрочная целевая программа
"Развитие малого и среднего предпринимательства
города Смоленска в 2010-2012 гг." (утв. постановлением Администрации города Смоленска
от 31 августа 2009 г. N 876-адм)
Основными целями Программы
являются создание благоприятных условий
для развития малого и среднего предпринимательства,
увеличение количества субъектов малого
и среднего предпринимательства, обеспечение
их конкурентоспособности и, как следствие,
создание новых рабочих мест и среднего
класса, ориентированного на самозанятость.
Задачи Программы:
1. Совершенствование нормативной
правовой базы и преодоление
административных барьеров.
2. Оказание финансовой
поддержки субъектам малого и
среднего предпринимательства и
организациям, образующим инфраструктуру
поддержки субъектов малого и
среднего предпринимательства.
3. Оказание имущественной
поддержки субъектам малого и
среднего предпринимательства и
организациям, образующим инфраструктуру
поддержки субъектов малого и
среднего предпринимательства.
4. Развитие инфраструктуры
поддержки субъектов малого и
среднего предпринимательства.
5. Оказание информационной
и консультационной поддержки
субъектам малого и среднего
предпринимательства, формирование
положительного имиджа предпринимательства.
6. Развитие системы подготовки
кадров для малого и среднего
предпринимательства.
7. Усиление рыночных позиций
субъектов малого и среднего
предпринимательства.
8. Поддержка
и развитие молодежного предпринимательства
Развитие малого
и среднего предпринимательства на современном
этапе является одним из приоритетных
направлений государственной политики
Российской Федерации, которая направлена
на создание эффективной конкурентной
экономики, обеспечивающей высокий уровень
и качество жизни населения.
Малое и
среднее предпринимательство является
неотъемлемой частью экономики города
Смоленска. Экономическое и социальное
развитие города напрямую зависит от данного
сектора экономики.
Развитие
малого и среднего предпринимательства
возможно при создании благоприятных
условий для его деятельности.
Индикаторами
создания благоприятных условий для развития
малого и среднего предпринимательства
в городе Смоленске стали следующие тенденции:
- по статистическим
данным к концу 2008 года по городу
Смоленску зарегистрировано 16754 субъекта
малого предпринимательства (из них 11354
- индивидуальные предприниматели, 5400
- малые предприятия), таким образом, за
12 месяцев прошлого года рост составил
117%;
- увеличилась
доля малых предприятий в общем
количестве предприятий по городу
Смоленску до 43%
- за 12 месяцев
2008 года кредитными учреждениями города
Смоленска (по предоставленным ими данным)
выдано субъектам малого и среднего предпринимательства
кредитов на сумму 12588564 тыс. рублей, рост
составил 141,3% к аналогичному периоду прошлого года.
Несмотря
на то, что приведенные данные говорят
о положительной динамике развития предпринимательства
на территории города Смоленска, существует
ряд проблем, оказывающих негативное влияние
на его развитие.
В практической
деятельности предприниматели по-прежнему
сталкиваются с определенными трудностями,
среди которых высокий уровень административных
барьеров, несовершенство нормативно-правовой
базы, системы налогообложения, недостаточность
собственного капитала и оборотных средств,
высокая арендная плата, высокая стоимость
подключения к инженерным сетям (электроэнергии,
газу, теплоснабжению), недостаточно развитая
инфраструктура поддержки малого и среднего
предпринимательства и система информационной
поддержки, а также проблемы кадрового
обеспечения и подготовки специалистов
для малого и среднего предпринимательства.
В настоящее
время на развитие малого и среднего предпринимательства
оказывают влияние кризисные явления
в экономике Российской Федерации.
Таким образом,
необходимость разработки Программы обусловлена
рядом объективных факторов:
- масштабностью,
сложностью и многообразием проблем
малого и среднего предпринимательства
и необходимостью их интеграции
с целью разработки и осуществления
программных мероприятий, взаимоувязанных
по конкретным целям, срокам реализации
и исполнителям;
- потребностью
в координации усилий органов
власти различных уровней и
негосударственных организаций, в
том числе общественных объединений
предпринимателей, для решения проблем
предпринимателей;
имеющимся
положительным опытом реализации предыдущей
Программы "Развитие и поддержка малого
и среднего предпринимательства в городе
Смоленске на 2007-2009 годы".
Необходимость
разработки Программы обусловлена возрастающей
ролью субъектов малого и среднего предпринимательства
в насыщении потребительского рынка товарами
и услугами, пополнении бюджета налоговыми
доходами, снижении уровня безработицы
и социальной напряженности в обществе.
Основными
целями Программы являются создание благоприятных
условий для развития малого и среднего
предпринимательства, увеличение количества
субъектов малого и среднего предпринимательства,
обеспечение их конкурентоспособности
и, как следствие, создание новых рабочих
мест и среднего класса, ориентированного
на самозанятость.
Программой
определены приоритетные виды деятельности,
осуществляемые субъектами малого и среднего
предпринимательства:
- инновационная
деятельность;
- обрабатывающее
производство;
- внешнеэкономическая
деятельность;
- оказание
жилищно-коммунальных и бытовых
услуг;