Психическое заражение - способ психологического
воздействия, известный с глубокой давности.
В отличие от внушения и убеждения, которые
часто применяются в межличностных взаимоотношениях,
в случае взаимодействия с тосовуються
в межличностных взаимоотношениях, в случае
взаимодействия с организованной группой
психическое заражение ярко проявляется
как средство влияния в группах малознакомых
людей (это наблюдается во время религиозного
экстаза, паники и т.д.).. Сознательные характеристики,
существуют почти в одинаковой степени
у большинства индивидов, исчезают в таких
условиях и заменяются бессознательными.
Этим, вероятно, объясняется, почему в
толпе не наблюдается действия, требующие
целенаправленного логического мышления,
и почему здесь люди общаются на низком
уровне.
При психическом заражении
процесс передачи эмоционального состояния
происходит от одного индивида к другому
на бессознательном уровне. Вследствие
такого воздействия индивид быстро проникается
психическим состоянием других людей.
При этом многократно усиливается эмоциональное
воздействие за счет его "отражение"
от многих людей. В таких ситуациях индивиды
бессознательно следуют за другими, следуя
их поведение.
Наибольшему психическому заражению
подвергаются люди в толпе. Это может быть
совокупность индивидов, образующих многочисленную
аморфную группу, члены которой одновременно
взаимосвязанные каким-то общим и на время
постоянным интересом. Они становятся
некритичными, импульсивными. Чувство
ответственности, которое, конечно, сдерживает
отдельных индивидов, в толпе исчезает.
Люди начинают мыслить образами и готовы
действовать под влиянием лозунгов, призывов
признаваемых ими лидеров.
Указанные особенности включают
механизмы психического заражения и внушения.
Толпа надо сдерживать от негативных воздействий,
используя эти же механизмы. Поскольку
в толпе появляются бурные эмоции, повлиять
на них можно сильными средствами: преувеличивать,
утверждать, внушать, заражать, повторять.
Люди в толпе не слышат аргументов, не
терпят вопросов, возражений. Если какой-то
оратор не разделяет мнение, что захватила
большинство людей, его выступление вызывает
у них гнев и проявление враждебности.
Психическое заражение может
играть не только деструктивную, но и положительную
роль. Чаще конструктивная действие заражения
энтузиазмом наблюдается в профессиональной
деятельности. Если люди любят свое дело,
то успехи одного заражают других, вызывая
у них интерес, восхищение, а не зависть
и плохое настроение. Способные люди своими
словами, действиями могут так влиять
на людей, те занимаются чужими переживаниями
как своими собственными, начинают плакать
и смеяться, грустить и радоваться, негодовать
и сочувствовать. Например, в ходе педагогического
общения происходит обоюдного мозараження
педагога и студентов, а это стимулирует
их творческое самочувствие. Оно возникает
на основе сочувствия, сопереживания,
инициатором которого выступает педагог.
Своими эмоциями, интересом к проблемами
он заражает тех, кого хочет повести за
собой. Они, его воспитанники, в свою очередь,
стимулируют мнению педагога, передают
ему свою эмоциональную увлеченность.
Подражание - особая форма поведения человека,
заключается в воспроизведении им действий
других лиц. Причем важно отметить, что
подражание может быть проявлением активности
индивида, которая может быть следствием
собственной инициативе или результатом
воздействия других людей, которые рассчитывают
на это и стимулируют определенное поведение
различными средствами. Итак, подражание
может быть как бессознательным, так и
сознательным, целенаправленным.
У взрослых механизмы подражания
намного сложнее, чем у детей. Взрослые
более критично воспринимают образцы,
предложенные им для подражания. Последнее
в этом случае в большей степени является
элементом обучения. Это касается профессиональной
деятельности, спорта, искусства и т.д..
Например, специалист учится у опытного,
следуя образцы его действий, стратегии
и тактики решения профессиональных задач.
Такое явление является положительным.
Заключение
В основе коммуникативной культуры лежат
общепринятые нравственные требования
к общению, неразрывно связанные с признанием
неповторимости, ценности каждой личности:
вежливость, корректность, тактичность,
скромность, точность, предупредительность.
Не менее важными составляющими коммуникативной
культуры являются знания, умения и навыки,
относящиеся к речевой деятельности, т.
е. культура речи.
В мировой экономике многие компании
в настоящее время создают подразделения
или нанимают отдельных сотрудников для
разработки этических кодексов.
При этом принимаются меры по ознакомлению
менеджеров с положениями этих кодексов;
создается также система поощрения менеджеров
при условии учета ими вопросов этики
при принятии решений и соответствия их
служебного поведения этическим нормам,
зафиксированным в кодексах.
Этический уровень организации характеризуется
степенью ориентации руководителей и
ее рядовых сотрудников в своем поведении
и принятии решений на нравственные нормы
деловых отношений.
Список литературы
Анисимова Т. В. , Гимпельсон Е. Г. "Современная деловая риторика" – М.: МПСИ, 2010. – 432 с.
- Иванова С. Ф. "Специфика публичной речи" – М.: Знание, 1978.
- Кохтев Н. Н. "Риторика"
– М.: Просвещение, 2011.
- Лосев А. Ф. "История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика" – М., 2011.
- Мельникова С. В. "Деловая
риторика (речевая культура делового общения)":
Учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 2013. – 106 с.
- Ножин Е. А. "Мастерство устного выступления" – М.: Политиздат, 2012. – 225 с.
- Ожегов С. И. "Словарь русского
языка: Ок. 57000 слов" – Екатеринбург:
Урал – Советы («Весть»), 2010. – 800 с.
- Рождественский Ю.В. "Теория риторики", М.: Добросвет, 2009.