Способы организации общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 20:23, реферат

Краткое описание

Эмиль Дюркгейм был один из первых (после О. Конта) среди социологов, кто сделал попытку интерпретации общества как sui generis (т.е. как нечто в своем роде, своеобразное). Полемизируя с Г. Спенсером и Ф. Теннисом, он утверждал, что современное общество, будучи основано на экстенсивном разделении труда, не может быть понято как простое собрание воль изолированных индивидов, собрание договоров, основанных на личном интересе. Общество есть особая самостоятельная реальность, стоящая над Этим множеством воль и независимая от функционирования его членов. Эта позиция получила название "социологизм".

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 27.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

способы организации  общества и типы культур

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эмиль Дюркгейм был один из первых (после О. Конта) среди социологов, кто сделал попытку интерпретации  общества как sui generis (т.е. как нечто  в своем роде, своеобразное). Полемизируя  с Г. Спенсером и Ф. Теннисом, он утверждал, что современное общество, будучи основано на экстенсивном разделении труда, не может быть понято как простое  собрание воль изолированных индивидов, собрание договоров, основанных на личном интересе. Общество есть особая самостоятельная  реальность, стоящая над Этим множеством воль и независимая от функционирования его членов. Эта позиция получила название "социологизм".  
    С каждым новым этапом в теоретическом осмыслении общества социологическая мысль обращалась к его пониманию как sui generis. Понимание общества как sui generis является исходным, несмотря на существенные концептуальные различия основных социологических парадигм теоретического мышления.  
    Составляет общество совокупность социальных связей и взаимодействий, сложившихся между людьми. Таким образом, общество можно определить как устойчивую систему и универсальный cпocoб организации социальных связей, отношений и социальных взаимодействий как больших, так и малых групп и общностей людей, поддерживаемый силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т.д., обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей; общество является самодостаточной, саморегулирующейся и самовоспроизводящейся системой.  
    Признаки общества. Первым признаком общества называют обычно территорию, на которой происходит консолидация социальных связей. Территория – это основа социального пространства, в котором складываются, развиваются отношения и взаимодействия между индивидами.  
    Второй отличительной чертой общества является его способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей. Нельзя достаточно однозначно определить факторы устойчивости общества. На ранних этапах человеческой истории она достигалась прежде всего за счет межличностного взаимодействия. Людей связывали узы родства и соседства, строящиеся на эмоциональной, полуинстинктивной основе, на взаимном влечении, на привычке, на страхе лишиться помощи и поддержки Ф. Теннис назвал общество, базирующееся на таких принципах, общиной. Однако потере роста населения устойчивость связей не могла больше поддерживаться только системой межличностного взаимодействия. Главным стабилизирующим фактором становятся социальные структуры. Под структурой в социологии понимаются устойчивые социальные образования, связи, отношения. Это могут быть социальные институты, социальные общности. Их отличительной чертой является функциональная целесообразность, то есть выполнение жизненно важной для общества задачи и относительная независимость от персонального состава исполнителей. Иными словами, институт собственности или государства, социальная группа интеллигенции или профессиональная роль судьи существует в обществе постоянно или на протяжении периода, хотя конкретные люди, обеспечивающие функционирование этих структур, могут сменяться неоднократно.  
    Социальные структуры возникают не моментально и не на пустом месте. Они – результат закрепления устойчивых взаимодействий и отношений, возникающих первоначально на основе межличностных контактов и взаимосвязей; результат целенаправленного отбора оптимальных принципов и норм регулирования совместной жизни, позволяющих индивидам наиболее эффективно решать свои собственные задачи, достигать свои личные цели. Так, процесс становления государственности у всех народов растянулся на многие столетия, прежде чем принял очертания сложившихся институциональных структур, способных выполнять регулятивно-мобилизующую функцию.  
    Общество обретает устойчивость благодаря прежде всего таким свойствам социальных структур, как их относительное постоянство и функциональная целесообразность. Каждая структура регламентирует и воспроизводит определенные виды жизнедеятельности и взаимосвязи. Институт денег регулирует товарообмен, институт семьи – брачные отношения, социально-профессиональные общности поддерживают разделение труда. Все в совокупности они обеспечивают преемственность, без которой невозможно воспроизводство социальных связей.  
    Однако нельзя рассматривать социальные структуры как нечто раз и навсегда данное, застывшее, независимое и самодовлеющее, так как они выполняют свою роль поддержания стабильности общества только при условии их легитимности, то есть при условии признания их целесообразности большинством населения. Иначе они прекращают выполнять свою стабилизирующую функцию и начинают нуждаться в обновлении.  
    Третьей отличительной чертой общества является его автономность и высокий уровень саморегуляции. Автономность общества достигается его многофункциональностью, то есть способностью создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и предоставлять последним широкие возможности для самоутверждения и самореализации.  
    Автономность и самодостаточность общества проявляются именно в отсутствии внешних управленческих импульсов. Общество регулируется и управляется исключительно теми институтами и организациями и на основании тех норм и принципов, которые возникают и создаются внутри него самого. Саморегуляция – важное свойство общества, обеспечивающее его самостоятельность независимо от размера.  
    В-четвертых, общество отличает большая интегрирующая сила. Оно социализирует каждое новое поколение людей, включает его в сложившуюся систему отношений, подчиняет общепринятым нормам и правилам. Благодаря указанному качеству общество оказывается восприимчивым к нововведениям, ибо органично вбирает в себя новые социальные образования, институты, нормы, обеспечивая тем самым обновление и преемственность развития. И сами люди, связанные с обществом через каналы общности языка, культуры, происхождения, тяготеют к нему. Оно предоставляет им возможность использовать привычные образцы поведения, следовать устоявшимся принципам, создает атмосферу духовного единения.  
    Общество возникает по мере упорядочивания, упрочнения социальных связей, появления особых институтов, норм, поддерживающих и развивающих эти связи.  
    По мнению современного американского социолога Э. Шилза, обществом называется объединение, отвечающее следующим критериям:  
    1. Оно не является частью какой-либо более крупной системы.  
    2. Браки заключаются между представителями данного объединения.  
    3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями.  
    4. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.  
    5. У него собственное название и собственная история.  
    6. Оно обладает собственной системой управления.  
    7. Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.  
    8. Его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.  
 
    Понятие "общество" близко по значению понятиям "государство" и "страна". Однако между ними есть существенные отличия. Общество – это исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей, в то время как государство – искусственный политический конструкт – учреждение или институт, призванный управлять этими взаимоотношениями. Третье понятие "страна" описывает одновременно естественно сложившуюся общность людей (общество) и искусственное территориально-политическое образование, имеющее государственные границы. Таким образом, страна – часть света или территория, обладающая границами и пользующаяся государственным суверенитетом. Государство – политическая организация страны, подразумевающая определенный тип власти (монархия, республика) и наличие аппарата управления (правительство). Общество – социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени. Было время, когда четких политических или государственных границ, отделяющих одну страну от другой, не существовало. Стран в привычном смысле слова тогда не было, целые народы и племена достаточно свободно передвигались в пространстве, осваивая новые территории. Когда процесс переселения народов завершился, появились земли, ограниченные государственным суверенитетом. За лучшие территории развернулись настоящие битвы. Следовательно, страны – результат территориального раздела мира, который начался несколько веков назад.  
    Уровни организации общества. Общераспространенным представлением в социологии является деление общества на микро- и макроуровни.  
    Изучением макроуровня занимается макросоциология, которая; сосредоточена на рассмотрении крупных социальных процессов, анализе больших социальных групп и систем, таких, как общество, цивилигация и т.д.  
    Микросоциология ориентируется на изучение социальных явлений и процессов в относительно небольших социальных системах (например, семье), составляющих микросоциальный уровень.  
    Главная задача социологии при исследовании различных звеньев социальной реальности и их взаимодействия друг с другом состоит в том", чтобы выявлять и научно обосновывать механизмы перехода от индивидуального к социальному, от социального менее общего порядка к социальному более общего порядка; определять степень соответствия или несоответствия, сбалансированности или дисбалансированности в поведении различных микро- и макросистем, устанавливать мотивы и стимулы этого поведения, их эффективность. Исследование специфической социальной системы или объекта соотносится с построением микротеории, а выявление общих черт и характеристик, свойственных классу объектов, – с микротеориями.  
    Можно говорить также и об объективном и субъективном уровнях социальной реальности. Объективный уровень означает, что то или иное социальное явление существует или, говоря словами Дюркгейма, является "вещью". Это действующие личности, социальные действия и взаимодействия, структуры управления, законы, социальные и экономические институты и т.д. Субъективный уровень относится к явлениям, которые не имеют материального существования (умственные процессы, социальные установки, нормы ценности и т.д.). Однако существуют социальные явления, которые невозможно отнести только к объективным или только к субъективным. Так, семья, с одной стороны, это объективное (материальное) явление, а с другой стороны, она основывается на определенной совокупности норм, ценностных ориентаций, социальных установок и т.д.  
    Существует еще один подход к выделению уровней общества как системы. Он основывается на функциональном анализе общества Т. Парсонса, который изучал общество не как совокупность структурных элементов, прежде всего как совокупность функциональных зависимостей функциональной зависимостью он называл то, что придает совокупности элементов в целом такие свойства, которыми в отдельности не обладает ни один из них. Определив необходимые социальные функции, которые должна выполнять система, чтобы не погибнуть, Парсонс на этой основе искал реальных исполнителей этих функций в обществе. В качестве таких исполнителей он выделил четыре полсистемы (экономика, политика, культура и родство), затем указал те социальные институты, которые Осуществляли реальные социальные процессы (заводы, банки, школа; семья) и разработал теорию социальных ролей, которые человек должен выполнять в рамках каждой из подсистем.  
    В нашей отечественной науке принято выделять экономическую подсистему (производство товаров для удовлетворения материальных потребностей); духовно-культурную, позволяющую человеку реализовать свои духовные потребности и способствующую нормативному регулированию общества в целом; социальную, регламентирующую потребление и распределение всех благ, и политическую, осуществляющую общее руководство и управление обществом.  
    Нормально функционировать общество может только при последовательном выполнении каждой подсистемой своего функционального предназначения. Умаление или возвышение любой из них чревато негативными последствиями (недооценка роли экономики ведет к снижению уровня потребления, преуменьшение роли духовности – к социальной энтропии и т.д.).  
    

ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ

 
    Поскольку общество является крайне сложным, многоуровневым образованием, то здесь  невозможна какая-либо универсальная  классификация. Исследователь вынужден из многообразия признаков, характерных  для общества, выбирать часть, делать их типообразующими и на этой основе создавать свою типологию.  
    Если в качестве главного признака выбрать наличие письменности, то все общества можно разделить на дописьменные, т.е. обладающие лишь устной традицией трансляции культуры и опыта, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях (клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах. газетах, компьютерах). Письменность возникла около 10 тыс. лет назад у финикийцев. Однако до сих пор существуют племена, не имеющие ее.  
    Классификация обществ может быть составлена также на основе господствующих в нем религий (например, мусульманское общество) или языка (франкоязычное общество).  
    Если за основу выбрать уровень управления и степень социальной дифференциации, то общества можно разделить на простые и сложные.  
    Простые общества возникли около 40 тыс. лет назад. Для них характерны следующие признаки: 1) эгалитаризм, т.е. социальное, экономическое и политическое равенство, 2) относительно небольшие размеры объединения, 3) приоритет кровно-родственных связей, 4) низкий уровень разделения труда и развития техники.  
    В сложных обществах существует несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, различающихся доходами и отношением к власти. Социальное неравенство закреплено юридически, экономически, идеологически и политически. Если простые общества являлись догосударственными образованиями, то сложные общества возникли вместе с образованием государств (примерно 6 тыс. лет назад).  
    Одним из вариантов типологии общества является марксистская теория общественно-экономических формаций. Категория общественно-экономической формации является целостной характеристикой исторически определенной ступени человеческого общества. Она характеризуется определенным способом производства, составляющим материальную основу ее развития как целого, специфическим экономическим базисом и соответствующей ему надстройкой. На основе категории общественно-экономической формации создается историческая типология обществ: первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое (коммунистическое).  
    Дж. Ленски и Г. Ленски классифицировали общество в соответствии с основными, характерными для них способами получения средств к существованию, но в то же время выявили и другие важные их черты.  
    1. Общества, живущие охотой и собирательством. Большинство таких обществ, например, бушмены юго-западной Африки и аборигены центральной Австралии обычно ведут кочевой образ жизни, занимаются охотой, сбором ягод, корней и другой съедобной растительной пищи. Охотники и собиратели имеют самые примитивные орудия труда: каменные топоры, копья, ножи; их имущество ограничено самыми необходимыми предметами, которые они носят с собой, кочуя с места на место. Их социальная жизнь организуется на основе родственных связей; в обществе охотников и собирателей растений каждый знает кому что полагается. Политической структуры в этом обществе практически не существует, во главе его обычно стоит старейшина или вождь, другие властные структуры в нем не сформировались.  
    2. Садоводческие общества. Впервые возникли на Ближнем Востоке примерно четыре тысячи лет до нашей эры; в дальнейшем они получили распространение от Китая до Европы, в настоящее время сохранились главным образом в Африке, на юге Сахары. В самых примитивных садоводческих обществах при возделывании садов не применяются металлические орудия или плуги. В более развитых садоводческих обществах имеются металлические орудия и оружие, но не используются плуги. Как и общества охотников и собирателей растений, садоводческие общества не производят прибавочного продукта; работники используя лишь мотыгу, не в состоянии создать высокопродуктивную систему сельского хозяйства. Политические структуры простых садоводческих обществ имеют до двух социальных слоев, но в более развитых обществах этого типа их насчитывается четыре и более. Система родственных связей также является основой социальной структуры этих социумов, но здесь она значительно усложняется: иногда общества состоят из многих кланов, отличающихся сложными взаимоотношениями, включая правила, регулирующие брачные отношения между представителями различных родов.  
    3. Аграрные общества. Впервые возникли в Древнем Египте, чему способствовало прежде всего усовершенствование плуга и использование животных в качестве рабочей силы. Благодаря возросшей продуктивности сельского хозяйства эти общества могли производить больше продуктов, чем требовалось для обеспечения сельского населения. Появление прибавочной сельскохозяйственной продукции явилось предпосылкой возникновения городов, развития ремесел и торговли. На основе аграрных обществ возникло государство (которое сформировало бюрократический аппарат и армию), была изобретена письменность, появились первые денежные системы и расширилась торговля. Начали формироваться более сложные формы политической организации, поэтому система родственных связей перестала быть основой социальной структуры общества. Тем не менее родственные связи продолжали играть важную роль в политической жизни: крупные гражданские и военные должности переходили от отца к сыну, большинство коммерческих предприятий были семейными. В земледельческом обществе семья по-прежнему оставалась основной производственной единицей.  
    4. Промышленные общества. Возникли в современную эпоху в конце XVIII в. под влиянием индустриализации Великобритании. Самые передовые промышленные общества сложились в Северной Америке, Европе (включая Восточную Европу), в Восточной Азии (Япония, Тайвань, Гонконг и Южная Корея); во многих других странах, например, в Индии, Мексике, Бразилии и некоторых странах Африки также произошла значительная индустриализация. Как и при переходе от садоводческих обществ к аграрным, совершенствование технологии и использование новых источников энергии сыграли основную роль в развитии промышленных обществ. Промышленное производство связано с применением научных знаний, необходимых для управления производственным процессом; мускульная сила человека и животных уступает место использованию тепловой энергии (получаемой путем сжигания каменного угля), а также электрической и в дальнейшем – атомной энергии.  
    Прибавочный продукт, производимый в условиях высокоразвитого промышленного производства, огромен по сравнению с теми излишками, которыми располагали общества других типов. Это дает возможность обеспечить жизнь огромных масс населения, сосредоточенных в крупных городах. В большинстве промышленных обществ сформировались высокоразвитые системы государственного управления, включающие бюрократический аппарат и мощные вооруженные силы. Индустриализация способствует дальнейшему ослаблению роли семьи.  
    Еще одним вариантом типологизации общества является выделение индустриального и постиндустриального общества.  
    Предшественником индустриального общества было традиционное общество. Под традиционным понимается общество с аграрным укладом, с малоподвижными структурами и с основанным на традиции способом социокультурной регуляции. Примитивность, отсталость и крайне низкие темпы развития производства, большая инерционность и невосприимчивость к нововведениям, обусловленная особенностями функционирования, являются его характерными чертами. Поведение индивидов строго контролируется, регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами, которые считаются незыблемыми. Свобода личности, являющаяся условием инновационного процесса в обществе, подавлена интегрирующими функциями социальных институтов.  
    Термин "индустриальное общество" впервые ввел А. Сен-Симон, подчеркивая тем самым иную производственную основу общества. Позже эту идею развивали Р. Арон, У. Ростоу, Д. Белл, А. Турен и др. Индустриальное общество – это сложное, развитое общество на промышленной основе с гибкими структурами, допускающими и даже требующими непрерывную модификацию, и способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества. Этот тип общества обеспечивает выполнение обществом интегративной функции не на основе жесткого контроля за индивидами и их унификации, а путем создания гибких структур, позволяющих разумно сочетать свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.  
    Капитализм является лишь его ранней, переходной формы, ограниченной обществами Европы XIX и начала XX в., т.е. периода временного совпадения собственности и управления и власти. Впоследствии же это совпадение уничтожается за счет роста и масштаба индустрии. Конфликты и напряжения в индустриальном обществе имеют тенденцию уравновешиваться.  
    Развитием системы идей индустриального общества стала теория постиндустриального общества как наиболее развитого общества на информационной основе с приоритетом структур образования и коммуникации, несущего в себе противоречивые возможности как обеспечения более высокого уровня свободы личности, так и появления новых, более сложных, скрытых форм социального контроля над ней.  
    Возможны и иные варианты названий тех же самых понятий. К. Поппер, например, использует понятия закрытого и открытого общества, в основе различий между которыми лежит уже упоминавшееся соотношение социального контроля и свободы индивида. Магическое, племенное или коллективистское общество, по мнению К. Поппера, представляет собой закрытое общество, а общество, в котором индивиды вынуждены принимать личные решения, – открытое общество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Способы организации общества