Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 20:38, курсовая работа
Краткое описание
В современном мире средства массовой информации занимают большую часть в духовной жизни общества. К сожалению, сейчас стало проявляться явление речевой агрессии. Это происходит по многим причинам: снижение контроля за соблюдением речевых, лексических, этических норм; социальные, психологические предпосылки; падение культурного уровня населения. Речевая агрессия в СМИ проявляется по разному: жаргонизация, упрощение языка СМИ до бытового уровня (нередко это делается с целью показаться читателю «своим»), использование недопустимых этическими нормами речевых средств.
Содержание
Введение. 3 Глава I. Понятие речевой агрессии……………….………………….……….4 1.1 Понятие речевой агрессии: виды, способы. 4 1.2 Речевая агрессия как способ оскорбления. 8 Глава II. Способы речевой агрессии …………………………………….…...9
2.1 Способы речевой агрессии в СМИ и на телевидении…………..………….9
2.2 Последствия применения речевой агрессии…………………...…………..15 Заключение. 19 Список литературы………...……………......………….………………...........20
Попытки захватить речевое пространство
начинаются еще в завязке дискуссии, а
именно во время представления участников.
Именно во время представления озвучиваются
профессии или сферы деятельности коммуникантов,
что может повлиять на других членов дискуссии
из-за так называемого «фактора профессионала».
Даже при не использовании данного фактора
остальные участники постараются не спорить
с данным человеком по теме, которая входит
в сферу его деятельности.
В качестве
«оттенка» данного фактора также можно
привести какое-либо хобби (в публичных
дискуссиях участники нередко акцентируют
своё внимание на их увлечении вопросом,
который непосредственно связан с предметом
дискуссии) или наследственную принадлежность
(например, в дискуссиях на изотерические
темы часто можно услышать про «наследственных
гадалок»).
Способом
усиления «фактора профессионала» может
быть использована специальная профессиональная
кодировка. Это всевозможные профессиональные
термины, профессиональный жаргон, юмор.
Подача человеку непонятной ему информации
лишает его возможности адекватно и аргументировано
ответить, а агрессору это наоборот дает
возможность расширения коммуникативного
пространства за счет подавления оппонента.
В самом
агрессивном виде это может проявиться
в прямом указании на профессиональную
некомпетентность оппонента в данном
вопросе (например: «Вы ничего в этом не
понимаете потому что вы никогда этим
не занимались»), также могут задаваться
различные провокационные вопросы, цитаты
и ссылки на несерьезные для данной дискуссии
темы (анекдоты, реклама и так далее).
Следующий
прием может быть применен и как способ
агрессии на телевидении, и как способ
защиты от использования профессиональной
кодировки. Это прием намеренно нечеткого
определения его вида деятельности, который
понижает профессиональный статус оппонента
и ставит вопрос о его компетенции в вопросе,
обсуждаемом участниками дискуссии. Этот
способ особенно эффективен на фоне контраста
статуса говорящего и его позиции по предмету
обсуждения (вы грамотный политик, а говорите
о создании утопичного государства).
Другим
способом подавления оппонента является
фактор коммуникативной компетенции.
Присуждение оценочных характеристик
чужому высказыванию напрямую показывают
степень его коммуникативной компетенции.
Поэтому если дать негативную оценку оппоненту,
то это, возможно, подавит его инициативу,
что приведет к захвату коммуникативного
пространства. Также негативная оценка,
которая эмоционально подана правильно,
дискредитирует коммуникативную компетенцию
партнера и, следовательно, обесценивает
всю изложенную им информацию. Приведем
в пример некоторые способы обесценивания
информации:
- оценка высказывания партнера
с точки зрения его значимости и уместности
в данной дискуссии (выражение мнения
о том, относится это к теме или нет).
- оценка высказывания партнера
с точки зрения жанровой особенности дискуссии
(«Это серьёзный разговор, а не балаган!»).
- оценка лингвистических средств,
применённых партнером (указание на неправильное
значение слова или термина).
Данные
способы обесценивания информации приводят
к полному или частичному игнорирования
содержания высказывания оппонента, следствием
этих действий опять же становится коммуникативный
дисбаланс.
Прямо
высказанная негативная оценка об истинности
информации, ярко эмоционально выраженная
(это все наглая ложь!).
Негативная
оценка высказывания оппонента, высказанная
посредством собственного аффективного
состояния (я очень сильно потрясен тем,
что вы здесь говорите!).
В телевизионных
дискуссиях могут применяться различные
имплицитные способы речевой агрессии.
Так , например, существует способ выражения
своей негативной оценки оппоненту - «обезличивание»
партнера. Обезличивание может выполняться
следующими способами:
Обращение к оппоненту по половому
признаку (мужчина, что вы говорите?!).
Обращение по профессиональному
признаку (Тут представитель нефтяной
промышленности говорит о невероятных
преобразованиях экономики).
Обращение к оппоненту по его
принадлежности к какой-либо организации
(Послушаем, что нам скажет член партии
«Единая Россия»).
Обращение с использованием
имен прилагательных (Уважаемый, вы не
понимаете то, что вы говорите).
Данный
способ речевой агрессии на телевидении
используется для демонстрации незначимости
партнера при обсуждении темы дискуссии.
Это дистанцирует оппонента от других
участников дискуссии и понижает его статус
в глазах телезрителей.
Таким образом, смысловые способы создания
коммуникативного дисбаланса можно свести
к ряду обобщения. По мнению говорящего,
речевой партнер не имеет «права на речь»,
т.к. он:
а) профессионально некомпетентен;
б) не обладает достаточной
коммуникативной компетентностью;
в) сообщает неистинную информацию;
г) не обладает должным авторитетом
и потому не имеет права на идентифицирующее
обозначение.
Борьба
за захват речевого пространства может
осуществляться и через структурно-смысловое
нарушение речевого процесса. Речевая
интервенция над остальными партнерами
по дискуссии становится одной из главных
целей, поставленной участниками. Данное
коммуникативное намерение реализуется
как на структурном, так и на смысловом
уровне. Для этого используются различные
способы нарушения структуры диалога:
перебивание оппонента, попытка «заглушить»
его собственными репликами, увод от главной
темы дискуссии. При этом дискредитация
речевого партнера может происходить
и на содержательном уровне внеочередного
высказывания. Перехват речевого хода
обусловлен намерением сбить программу
коммуникации и тем самым получить коммуникативное
преимущество. Высказывание агрессора
несет в себе сразу 2 цели: 1) выразить прямо
или косвенно отношение к адресату и 2)
захватить коммуникативное пространство.
Но проблема применения речевой агрессии
на телевидении (для тех, кто её применяет)
состоит в том, что на телевидении присутствует
определенная законом и этическими нормами
цензура. Поэтому если речевая агрессия
будет применяться слишком активно, то
это может вызвать отвращение у зрителя
и у других участников дискуссии.
2.2 Последствия применения
речевой агрессии
Сама
постановка данной проблемы возможна
и необходима в двух аспектах: общесоциальном
(вербальная агрессия как общественное
явление) и собственно коммуникативном
(вербальная агрессия как явление речи).
Опасность применения речевой агрессии
в средствах массовой информации состоит
в том, что люди со склонностью к внушаемости
(а таких людей на деле большинство) могут
проецировать речевую агрессию в реальную
жизнь, а это уже может привести к агрессии
физической. Так, например, после показа
телесериала «Бригада» органами внутренних
дел были задержаны несколько подростковых
банд, которые именовали себя «бригадой».
К тому же многие жаргонизмы, услышанные
на телевидении, люди часто употребляют
в жизни.
При лингвоидеологическом
анализе идеологемы, высвечивающие интолерантную
позицию, структурируются общей оппозицией
"мы/они". Наиболее частыми сигналами
речевой агрессии, выступающими в виде
лексических, фразеологических или синтаксических
единиц, текстов или фрагментов текстов,
является формирование врага. И чаще всего
в прессе, как правило, в роли врага выступают
мигранты или иммигранты. Но обратимся
сначала к цифрам7 . Вопрос: "Какие
чувства вы испытываете по отношению к
приезжим с Северного Кавказа, из Средней
Азии и других южных стран, проживающих
в вашем городе, районе": "уважение"
– 2%, "симпатию" – 3%, "раздражение"
– 20%, "неприязнь" - 21%, "страх"
– 6% и "никаких особых чувств" – 50%
(затруднились ответить всего 2%, что говорит
о выраженности в массовом сознании подобных
установок). Суммируя, получим, что негативные
чувства проявляются у 47% населения, то
есть на порядок превышает позитивное
отношение (5%).
Негативные чувства,
фиксируются и тем самым тиражируются,
закрепляются в массовом сознании. В свою
очередь, идеологемы врага, манифестирующие
интолерантную позицию, содержат смыслы
опасности для местного населения. Показателен
в этом отношении текст: "Почему коренное
население должно страдать из-за пришельцев,
которых никто не приглашал на Кубань?8 ("Кубань сегодня",
7 октября 2004 г.) или автор публикации9 ("Кубань сегодня",
6 сентября 2004 г.) ставит в упрек казаком
слабую активность в этом направлении,
рисуя следующим образом складывающуюся
ситуацию: "Сколько слез проливается
россиянами, лишенными родного гражданства
(по воле верховных игроков судьбами людей)
и вынужденных подолгу простаивать в очередях
у окошек ОВИРов. Тогда как представители
различных "смуглых" национальностей
проворно устраиваются у нас и чувствуют
себя хозяевами на Вишняковском и других
рынках края". Данные фрагменты текста
показывают, что мигрантам приписывается
численное, а следовательно, силовое превосходство.
Используется лексика с отрицательным
компонентом значения: вытесняют, заполняют,
наводняют, нашествие, засилье. Образы
мигрантов наполняются отрицательными
характеристиками с общей семантикой
злонамеренности по отношению к местным
жителям, представленными в роли жертв:
лезут без очереди, наглеют, портят жизнь.
Это уже не просто чужаки, а враги. Какие
инициативы ожидаются от казаков в данной
ситуации можно легко себе представить.
Еще больший эффект
достигается, когда подобное противопоставление
исходит из уст политиков. Примечательно
в этом отношении высказывания Главы администрации
Краснодарского края А.Н. Ткачева 5 сентября
2005 г. на совещании руководителей структурных
подразделений милиции. Он заявил, что
недавние взрывы - "дело рук негодяев,
которые пришли извне". По его словам,
в ряде районов края население буквально
стонет от засилия "пришлых", которые
не хотят считаться ни с нашей культурой,
ни с обычаями, ни с правами коренных жителей.
Все усилия милиции губернатор призвал
направить именно на борьбу с незаконными
мигрантами. "Для этих людей Кубань
– не родина, а место наживы, реализации
своих корыстных планов. Надо лишить их
возможности закрепиться в крае. Нынешняя
практика, когда сотни тысяч зарубежных
"гостей" "гуляют" где им вздумается,
а выдворяется всего 26 человек, не дает
ожидаемых результатов. Мы должны использовать
всю силу закона для выдворения из края
незаконных мигрантов" . Можно констатировать,
что для краевого политического дискурса
увязка миграции и криминальной деятельности
выступает основной характерной чертой.
Такую его направленность задает, прежде
всего, сам губернатор А.Н. Ткачев, примером
типичной позиции которого могут служить
следующие слова: "В край стремятся
беженцы со всех уголков бывшей страны.
Эти люди в большинстве своем не хотят
работать, ведут паразитический образ
жизни, занимаются воровством, распространяют
наркотические вещества".
"Оценка в речи
предназначается для воздействия
на адресата и имеет целью
вызвать определенное психологическое
состояние"10. Так, например, в одном
из педагогических институтов столицы
проводилось анкетирование. У будущих
учителей спрашивали, как они относятся
к приезжим – носителям иной культуры.
Более половины из них высказали резко
отрицательное отношение к мигрантам
(АИФ-Москва, №46, 2005 г.).
Отрицательное отношение
к приезжим в отдельных публикациях перерастает
в одобрение физического насилия. Примечательно,
что даже убийства не оцениваются негативно,
они лишь подаются автором как неэффективные,
поскольку не могут существенно повлиять
на количество приезжих: "Время от времени
в каком-нибудь сарае, где обитают иностранцы,
устраивается варфоломеевская ночь, но
рынок рабсилы имеет уже такие обороты,
что место выбитого не пустует"11 (МК-Урал, 2002, 4-11 апреля).
Здесь идеологема уничтожения передана
фразеологизмом Варфоломеевская
ночь, в которой актуализируется смысл
физической расправы. Есть тексты, где
присутствует прямое одобрение и призыв
к насилию: "Мы уничтожим жидовского
Антихриста, когда сатанинский народ сгинет
с лика Земли нашей. И это свершится!"12 (Русские ведомости,
№35, 2000 г.). Одну из враждебных групп (евреев)
газета последовательно представляет
читателям как неисправимого врага "нашей",
"своей" группы (русских), усиленно
обижающих "нас".
Другая
проблема заключается в том, что очень
часто в обыденной жизни агрессия слова
не осознается общественным сознанием
как абсолютно неприемлемая и действительно
опасная. В связи с этим данное понятие
заменяется неоправданно смягченными
либо вовсе искаженными определениями:
«речевая несдержанность», «резкость
выражений» и т.п.
Одна
из главных опасностей речевой агрессии
в СМИ является то, что молодое поколение
с неокрепшим сознанием начинает воспринимать
это как речевую норму, а не как исключение
из правил, которое употреблять, вообще
не следует.
Таким образом, мы наблюдаем широкую распространенность
речевой агрессии. При этом наблюдается
относительная лояльность к этому явлению
со стороны современного общества.
Все вышесказанное позволяет
сделать следующий важный вывод:
Основная
опасность речевой агрессии в социальном
отношении заключается в недооценке ее
опасности общественным сознанием.
Непосредственной
сферой распространения конкретных форм
вербальной агрессии является повседневное
речевое общение. Каковы же последствия
вербальной агрессии в коммуникативном
аспекте?
Лингвисты выделяют следующие
три особенности речевого общения:
1) Интенциональность (наличие
специфического мотива и цели).
2) Результативность (совпадение
достигнутого результата с намеченной
целью).
3) Нормативность (социальный
контроль над протеканием и
результатами акта общения).
Во время
проявления речевой агрессии все эти три
признака нарушаются, или вовсе не принимаются
во внимание. Коммуниканты, намеренно
нарушая речевые и этические нормы, часто
отрекаются от оскорбительности сказанного
ими, тем самым пытаясь уйти от ответственности
за данное нарушение.
Доказательствами
применения речевой агрессии являются
активное использование инвективой лексики,
нарушение фонологических особенностей
речи, нарушение очередности реплик (перебивание
собеседника), затрагивание запретных
или личных тем.
Кроме
того, в ситуации речевой агрессии происходит
стремительное нарастание эмоционального
напряжения, которое захватывает практически
всех, даже не имеющих агрессивных речевых
намерений участников общения13.
Ситуация
обидного общения, характерной особенностью
которой является крайняя неточность
реализации целей общения, делает невозможным
также и выполнение первых двух условий
эффективного речевого общения - интенциональности
и результативности.
Так,
в случае проявления вербальной агрессии
происходит своеобразная подмена или
искажение первоначального коммуникативного
намерения одного или нескольких участников
общения. Например, дискуссия, изначально
имеющая позитивную коммуникативную направленность
- доказательство собственной точки зрения
или совместный поиск истины, легко перерастает
в ссору, словесную перебранку, целью которой
становится уязвление оппонента. Это происходит,
как только в речи хотя бы одного из оппонентов
намечаются признаки вербальной агрессии:
повышение тона, резкая категоричность
суждений, «переход на личности» и т.п.
Итак, обобщим наши рассуждения: