Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 14:41, реферат
В 19 веке широкое развертывание социальных исследований было обусловлено социально-экономическими, политическими, духовными потребностями и логикой развития самого научного познания действительности. Термин «социология» появился в начале 19 века. Его создателем стал французский философ Огюст Конт (1798-1857 гг.), который совершил переворот в науках об обществе, определив предмет и метод социологии.
Тема №2. Становление и развитие социологии в странах Запада (XIX-XX вв.) Западная социология в ХХ столетии.
Введение.
В 19 веке широкое развертывание социальных исследований было обусловлено социально-экономическими, политическими, духовными потребностями и логикой развития самого научного познания действительности. Термин «социология» появился в начале 19 века. Его создателем стал французский философ Огюст Конт (1798-1857 гг.), который совершил переворот в науках об обществе, определив предмет и метод социологии. По мнению Конта, наука должна раз и навсегда отказаться от неразрешимых вопросов. К ним Конт относил те, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты. Также, Конт ситал, что социология — единственная наука, которая призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы. Свои открытия она совершает при помощи четырех методов: наблюдения, эксперимента, сравнения и исторического метода. Причем применяться указанные методы должны объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. Такой метод с тех пор называют позитивизмом.
На протяжении ХХ столетия социология Запада перетерпела весьма существенные изменения и ныне представляет собой чрезвычайно сложную систему идей, гипотез, концепций, теорий, методов исследования и способов описания разнообразных социальных реалий. При этом практически все лидеры и представители современной западной социологии довольно активно использовали и используют идеи и концепции социологов классического периода.
В XX в. социология за рубежом развивалась как вширь, охватывая страны Восточной Европы, Азии, Латинской Америки, так и вглубь, открывая новые области,познания.
В 1946 г. была создана Международная социологическая ассоциация, организовавшая 14 всемирных конгрессов по наиболее актуальным проблемам социологической науки. Хотя возникновение социологии связывают с серединой XIXв., а ее институализацию — со второй половиной XIX — началом XX в., тем не менее процесс этот продолжается и сейчас. Определение, уточнение, корректировка объекта и предмета характерны даже для давно возникших научных дисциплин, например философии. Это подтверждается также и в отношении социологии XX и XXI вв. Это находит практическое выражение в появлении новых и развитии существующих социологических направлений, школ, концепций, парадигм. Они многочисленны и неоднозначны.
Это, прежде всего структурный функционализм и примыкающие к нему теории. Его суть — в системном исследовании социальных процессов и явлений как структурно расчлененной целостности, в которой каждый элемент структуры имеет определенное функциональное назначение.
Теории социального конфликта исследуют социальные конфликты, закономерности их возникновения, протекания и разрешения.
В основе бихевиоризма лежит понимание поведения человека (и животных) как совокупности наблюдаемых двигательных и сводимых к ним вербальных отношений (реакций) на воздействие внешней среды.
Теория социального обмена подчеркивает огромную значимость психических качеств человека. Главное в этой теории — люди, желая иметь вознаграждение (одобрение, уважение, статус, практическую помощь) за свои действия, могут их получить, только вступая во взаимодействия с другими людьми.
Символический интеракционизм— теоретико-методологическое направление в современной западной социологии и социальной психологии. Акцентирует внимание на изучении социальных взаимодействий главным образом в их символическом содержании. Его сторонники внесли определенный вклад в изучение структуры и динамики развития человеческой личности, микропроцессов социального взаимодействия, проблемы социализации, социального контроля и др.
1.В чем заключается «позитивизм» социологии?
Позитивизм — ведущее направление в социологии XIX в., основные положения которого были сформулированы О. Контом. Конт провозгласил необходимость отказаться от спекулятивных, умозрительных рассуждений об обществе и создать точную, «позитивную» науку об обществе, построенную по образцу естественных наук, столь же доказательную и общезначимую. ( Социология/словарь по обществознанию под ред. Петрунина Ю.Ю, Панова М.И., 2006 г.)
Позитивизм в социологии был первым направлением, которое сложилось в XIX в. Его суть заключалась в формировании новой системы знаний об обществе на основе применения методов и законов естественных наук. Он возник в результате отказа от простых рассуждений о социуме, а также стремления создания такой социальной теории, которая бы по всем параметрам соответствовала естественнонаучной теории. Позитивистская социология основной задачей своей дисциплины считала то, чтобы аналитическим и эмпирическим путем, опираясь на факты, исследовать явления, происходящие в жизни общества. Только в таком случае она могла претендовать на звание «позитивной», что означало способность успешно и положительно решать различные проблемы, существующие в жизни социума.
2. При каких обстоятельствах возникает ситуация аномии?
Аномия – термин Дюркгейма, обозначающий условия, при которых общество мало печется о моральном облике индивидов.( Гулина М.А. Словарь справочник по социальной работе, 2010 г.)
Аномия - отсутствие норм поведения, когда для человека ничего не свято и не обязательно (Э. Ю. Соловьев).( Человек и общество. (Культурология) Словарь-справочник, Издательство «Феникс», 1996 г.)
Наиболее общим образом явление аномии можно определить как состояние дезорганизации, безнормативности, нестабильности, неурегулированности.
Концепция аномии была разработана французским философом и социологом Эмилем Дюркгеймом (1858-1917 гг.), его считают отцом понятия «аномия». По мнению Дюркгейма, всякое живое существо может жить, а тем более чувствовать себя счастливым только при том условии, если его потребности находят себе достаточное удовлетворение. Если же потребности не удовлетворяются, существо испытывает постоянные страдания.
Каждый человек имеет в обществе некое положение, принадлежит к какой-либо группе. Общественное мнение устанавливает рамки потребностей для среднестатистического члена каждого слоя или группы общества. Однако, в моменты общественных кризисов или, наоборот, в период резкого улучшения жизни общество бывает временно не способным оказывать необходимое
воздействие на своих членов. Во время общественного кризиса множество людей скатывается на ступень, а то и еще ниже на иерархической лестнице общества. Многие вынуждены смириться с непривычной для них бедностью, отказаться от своих целей и, как следствие, чувствовать себя неуютно и неудовлетворенно. Резкое повышение благосостояния также резко меняет условия жизни, требования и запросы. В условиях резкого изменения общественной жизни социальные элементы предоставлены самим себе и не могут прийти в равновесие в короткие сроки, и в обществе царит дезорганизация, т.е. социальная аномия.
3. В чем заключаются
особенности «понимающей
Основоположником "понимающей" социологии является немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920 гг.), который считал, что реальны только индивиды, которых и должна изучать социология. Социолог может познать некие абстрактные сущности в целом, только познав конкретные индивиды.
Сущность понимающей социологии заключается в том, что социолог должен понять и объяснить: посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления, в какой степени и по каким причинам им это удавалось или не удавалось; какие последствия имели их стремления для поведения других людей. Суть использования «понимания» состоит в том, чтобы поставить себя в положение других людей, для того чтобы увидеть, какое именно значение они придают своим действиям или каким целям по своему убеждению служат. Исследование значений человеческих поступков - это в какой-то степени просто развитие наших повседневных попыток понять действия множества различных окружающих нас людей.
4. Законспектируйте статью Григорьева С.И. «Постмодернизм и социология» (Социс, 2010, №7).
Тема №3. Социология в России.
Введение.
1860-1890-е годы считаются
Именно на этом рубеже обозначились первые итоги методологической дискуссии о статусе новой науки, появились публикации, чётко зафиксировавшие рождение двух противоположных направлений - объективного и субъективного. Источником этих направлений стали идеи Конта.
В качестве основоположников российской социологии чаще всего называют Лаврова, Михайловского, Южакова, Стронина.
Направлением социологии стали народнические теории, отражавшие интересы крестьянства - наиболее многочисленного класса России. Ряды народничества пополнялись студенческой молодёжью, разночинной интеллигенцией. Одним из главных событий в духовной жизни страны является начавшееся распространение марксизма. Марксизм сначала не принимается в революционной среде, затем быстро находит последователей в рабочих кружках, в среде студенческой молодёжи, прежде всего у молодых революционеров, только вступающих на путь борьбы.
Второй этап в развитии социологии - 1890-1900 гг. можно назвать «теоретико-методологическая критика». В это время утверждается мнение, что социология есть одна из многих социальных наук, имеющая собственный предмет исследования и своеобразные задачи. В этот период начинается преподавание социологии. Попытки же открыть кафедры или факультеты наталкиваются на отказ правящих кругов. Нет и специальных изданий.
На передний план выходит анализ философских предпосылок социологического познания. В это время утверждается экономический материализм в двух вариантах: ортодоксальный марксизм (Плеханов) и неортодоксальный (Струве, Бердяев).
Третьим этапов в развитии российской социологии были 10-20-е годы XX века. Это период, когда социология чётко определяет свой предмет и самоё себя как общую теорию социального.
Отличительная черта российской социологии - её влияние на общественную и политическую жизнь.
1.Охарактеризуйте основные черты российской социологии досоветского периода.
Возникновение социологии политики (конец 1860-х - конец 1890-х гг.):
- первые политико-социологические работы (А.И.Стронин), начало эмпирических исследований политической жизни России (В.В. Ивановский - местное самоуправление и т. д.);
- разработка первых социологических концепций политических институтом и процессов (Б.Н. Чичерин, М.М. Ковалевский, М.Я. Острогорский, Г.В. Плеханов и др.).
Формирование исследовательской проблематики и развертывание основных направлений политической социологии (конец 1890-х - середина 1920-х гг.):
- дифференциация дисциплины и развитие ее предметного поля;
- формирование исследовательских направлений — социологии государственной власти и политических институтов;
- социологии политических партий и общественных объединений;
- бюрократии и элиты;
- выборов и электорального поведения;
- политических изменений (кризисов и конфликтов, революций и реформ) и социологии международных отношений (войны и мира);
- разработка качественных и количественных методов политико-социологических исследований (анализ земской и электоральной статистики, политических документов, наблюдение за деятельностью фракций Думы и т. д.).
2. Охарактеризуйте основные черты российской социологии советского периода.
Утверждение «марксистско-ленинской теории» как базовой концептуальной структуры «интерпретации» политико-социологических проблем и лишение самостоятельности социологических дисциплин (конец 1920-х - середина 1960-х гг.):
- запрещение эмпирических исследований советской политики и власти;
- вульгарно-материалистическая интерпретация социальных механизмов политической жизни; отождествление социально-политической теории и официальной политической идеологии;
- изоляция от мировых достижений и зарубежных разработок в области политической социологии.
Постепенное восстановление статуса политической социологии и ее адаптация к официальной идеологии (конец 60-х – конец 80-х гг.):
- возрождение и институционализация социологии политики в рамках марксистско-ленинского учения;
- теоретический политико-социологический «андеграунд» в научном коммунизме, историческом материализме, востоковедении, теории государства и права и т. д.; критический марксистский анализ западных политико-социологических концепций и разработок;
- возобновление конкретно-социологических исследований и теоретический анализ политических институтов СССР (социология «партийной, советской, комсомольской, профсоюзной работы»);