Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 12:43, контрольная работа
К числу актуальных проблем социального знания относится рассмотрение теории социальной работы, ознакомление с моделями и методами практики социальной работы, без чего невозможен подход к изучению ее технологических аспектов, к повышению эффективности и действенности ее методов. Между становлением и развертыванием социальной работы и формами ее деятельности, с одной стороны, и социальными отношениями, социально-политическими установками государства и общества, в котором она реализуется, с другой стороны, имеется тесная взаимосвязь. В свете этих проблем актуальным представляется рассмотрение теоретических вопросов социальной работы: ее сущности, объекта и предмета.
Введение
Глава 1. Содержание социальной работы и ее становление
Глава 2. Становление теории социальной работы
Заключение
Реферат
на тему
«Становление теории социальной работы»
Выполнила
Короткова Татьяна
студентка 1 курса
ФСУ ИПП
Оглавление:
Становление теории социальной работы
Введение
Теория социальной работы представляет собой обобщение социального знания, взятого в системе изучения и преобразования различных социальных проблем, социальной ситуации клиентов.
К числу актуальных проблем социального знания относится рассмотрение теории социальной работы, ознакомление с моделями и методами практики социальной работы, без чего невозможен подход к изучению ее технологических аспектов, к повышению эффективности и действенности ее методов.
Между становлением и развертыванием социальной работы и формами ее деятельности, с одной стороны, и социальными отношениями, социально-политическими установками государства и общества, в котором она реализуется, с другой стороны, имеется тесная взаимосвязь. В свете этих проблем актуальным представляется рассмотрение теоретических вопросов социальной работы: ее сущности, объекта и предмета.
Глава 1. Содержание социальной работы и ее становление
С 1991 года в России развивается новый вид профессиональной деятельности - социальная работа. Становление социальной работы как профессии вызвано не только возросшими запросами населения на социальную поддержку и защиту, но и изменением содержания этих запросов для их удовлетворения. Социальная работа как дисциплина появилась в 1991 году, но она набирает значительные темпы, направленные на увеличение численности социальных работников и повышении их квалификации.
Социальную работу следует рассматривать как самостоятельную науку. Это определяет ее место в системе наук. Как любая наука, социальная работа имеет свой предмет, объект, категорию, с которой она взаимодействует. Объектом исследования является взаимодействие, способы и средства регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются проблемы и трудные жизненные ситуации клиента. Субъект и объект социальной работы - важнейшие компоненты системы теории и практики социальной работы. Объект социальной работы - это прежде всего человек, на которого направлено социальное действие. Это, например, клиент социальной помощи, социальной адаптации и реабилитации, социальной диагностики и профилактики.
Социальная работа - универсальный социальный институт: она способна оказать помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Для того, чтобы клиенту оказали социальную помощь необходима потребность в помощи и невозможность самому справиться с трудной жизненной ситуацией. Институт социальной работы имеет светский характер, являясь неотъемлемой частью гражданского общества. В силу этого, она имеет влиятельные морально-нравственные стороны, также деятельность социального работника регулируется государственным законодательством. В отличие от других форм социальной деятельности социальная работа – это взаимодействие. Взаимодействие клиента с социальным работником. Сотрудник социальной службы или специалист другого профиля должен обязательно опираться на самого клиента, организовывать его и всеми силами настраивать клиента для разрешения его собственной проблемы. Социальная деятельность базируется на различных гуманитарных и демократических идеалах.
Глава 2. Становление теории социальной работы
Как нам известно, исторически
социальная работа возникла из практической
деятельности по оказанию помощи людям,
как материальной, так и моральной, защите
их интересов.
Зарождение социальной работы находятся
в глубине веков. Народы, населяющие нашу
планету, имеют множество различий быта,
веками сложившиеся особенности национальной
культуры, обычаи и традиции, но общим
для всех является то, что каждый способе
к состраданию, сопереживанию. Это естественная
составляющая человеческой природы, которая
проявляется уже на ранних стадиях развития
общества.
Благотворительность всегда входила в
число важнейших человеческих качеств.
Раздача богатств на построение школы
и различных общественных учреждений,
подаяния милостыни считались основными
доказательствами святости. Поэтому чем
более было нуждающихся, тем больше правитель
(царь, император, князь) был достоин почестей
святого. Поэтому нищих всегда любили,
считали, что этим можно угодить богу.
В связи с этим возникли публичные обеды
и появились места ночлега для бедных.
Традиции по случаю каких-либо больших
празднеств или общественных событий,
не являлись исключительным явлением,
а носили политический и общественный
характер.
Помощь и взаимопомощь как особая форма
взаимоотношений между людьми впервые
начала исследоваться в древнегреческом
обществе. Именно в этот период появилось
понятие «филантропия», означающее любовь
к людям, благожелательное отношение одного
человека к другому, помощь неимущим, благотворительность.
Оказание благотворительной помощи в
имеет давние традиции. Историки находят
корни сострадательного отношения к ближнему
еще в обычаях древних славян. Благотворительность,
понимаемая древними славянами, как безвозмездная
помощь, составляла важную часть их жизни.
Поворотным пунктом в развитии благотворительности,
по мнению многих историков, стало принятие христианства,
призывавшего к любви и милосердию.
Благотворительность прошла
долгий путь своего становления и
развития, и стала основой для
формирования такой профессиональной
деятельности как «социальная работа».
Научный этап становления
социальной работы был связан со многими
факторами его эволюции, и прежде
всего с изменением общественных
связей и отношений, которые качественно
изменились во многих странах к началу
20 века. Какие причины привели к изменению
установок социальной помощи? Основными
причинами можно назвать:
- индустриализация
-увеличение различных социальных связей и расширение отношений человека
-промышленная революция в начале 20 века
-изменения социальной политики в области прав человека и его защиты. Высочайших знаний в области теоретических исследований добивается M. Richmond. Она описала сущность метода индивидуальной работы. Ее подходы формировались на основе медицинских подходов, бихевиористической школы психологии, психоанализ З. Фрейда.
Уже в начале ХХ века получает распространяется индивидуальный подход к клиенту, который находит применение в различных областях социальной работы: медицинской, консультирования в области трудовых отношений, детского попечительства и сиротства. Принципы индивидуального подхода, разработанные M. Richmond, получают рекомендации Христианского общественного союза не только для работы с иммигрантами и лицами девиантного поведения, но и для клиентов “с различными культурными и жизненными стилями”. Разработанные принципы начинают применяться в работах с группами и в сообществе. Теоретические подходы M. Richmond имели большое значение не только для практики, но и для развития ее теории. Также M. Richmond определяла принципы взаимодействия социального работника и клиента, которые называла принципами ментальной гигиены. Впоследствии эти принципы будут взяты в качестве основы этического кодекса социального работника.
Дальнейшее осмысление и развитие индивидуального подхода в этот период намечается в работах V. Robinson и J. Taft. V. Robinson формирует новые перспективы в методе индивидуальной работы. Она предлагает в центр внимания поставить не ситуацию клиента, а ценности и смыслы его индивидуального опыта, а процесс помощи строить именно на их основе. Большое внимание в практическом взаимодействии социального работника и клиента уделяется прошлому опыту клиента, его детским переживаниям, воспоминаниям, ценностям.
Другой подход в развитии теории и практики социальной работы наблюдается в направлении, которое получило свое «функциональная школа социальной работы». Идеологами данного направления выступали О. Rank и J. Taft. В основу функциональной индивидуальной работы положены психологические подходы О. Rank. Функциональная школа в основу своего теоретического построения поставила не диагноз, а процесс взаимодействия социального работника и клиента утверждая, что наиболее важным во взаимодействии социального работника и клиента является процесс как форма и средство изменения ситуации. Основной задачей являлось то, чтобы помощь была осознана и принята клиентом. В этом случае устанавливаются доверительные взаимоотношения между субъектами, и поэтому они одинаково заинтересованы в решении проблемы и несут равно ответственны за решение проблемы.
В 1930-1945 годах происходит развитие методов индивидуальной работы в диагностической и функциональной школе, формируются подходы к групповой социальной работе и работе в индивидуальной социальной работе.
Дальнейшее развитие диагностических подходов связано с деятельностью G. Hamilton, которая расширяет понятие диагноза и дает его новое определение тенденциям в социальной работе. Диагноз как основа метода начинает выступать как основа для понимания личности клиента и его проблемы. Получается то, что диагноз выступал в качестве модели, которая давала представление о том, как человек встречается с ситуацией. Это позволило G. Hamilton увидеть в ситуации не только диагностическую, но и оценочную проблематику. Ситуационный подход в диагностической школе внес две стратегии: развитие предвидения и психологической поддержки. Развитие предвидения у клиента диагностическая школа видит как основное направление, так как оно позволяет освобождаться от конфликта внутри себя, а осознание и понимание клиентом его трудностей позволяет социальному работнику эффективно осуществлять помощь.
Развитие теории социальной
работы в 1945-1960 годах происходит в
контексте дальнейшего спора между
диагностическим и функциональным подходами.
Helen Harris Perlman обобщила подходы диагностической и функциональной школы, предложив в качестве новой модели индивидуальной работы “метод решения проблем”. Тем самым психосоциальное лечение и функциональный подход были объединены и получили свое дальнейшее развитие в практике социальной работы.
Теория социальной работы
в 1961-1970 годы начинает оформляться как
направления различных
В данный период получают развитие работы по теории практической социальной работы, которые освещают различные стороны подготовки специалистов социальной работы, формулируют базовые подходы к необходимым умениям и навыкам, объясняют связь теории и практики. Получают дальнейшее развитие такие проблемы социальной работы, как социальное функционирование, профессиональная оценка, акции интервенции, процессы индивидуализации.
Именно в этот период начинают формироваться объединяющие подходы к теории и практике социальной работы. В теории и практике социальной работы разрабатываются подходы, разработанные в анализе поведения человека, рациональной терапии, в методах изменений поведения человека.
В данный период были подведены определенные итоги развития теории и практики социальной работы, дан анализ основных концепций социальной работы, получившие свое развитие в ХХ столетии.
Дальнейшее становление социальной работы в 1970-1990 годах как научной теории пошло по четырем основным направлениям: теория индивидуальной работы; теория групповой работы; теория общинной работы; теория социального администрирования и планирования.
Особенностью теоретической социальной работы данного периода является то, что научные школы различных стран предпринимают попытки найти свои методы поддержки нуждающимся, определить национальные доктрины социальной работы. В этом отношении интересны подходы к теории социальной работы в таких странах, как Германия и Канада.
Заключение.
Таким образом, можно увидеть то, что социальная работа значительно отличается от своего начального назначения, которое заключалось в милосердии и благотворительности. Она прошла долгий путь развития от самых простых форм деятельности до более сложных и значимых.
Социальная работа претерпела культурно-исторические изменения в процессе ее познания, появились различные методы социальной работы. Появились теоретические принципы.
Также у социальной работы появилась своя структура, отдельные и взаимосвязанные элементы, есть свои тенденции развития, которые будут улучшать деятельность социальной работы.