Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 21:57, доклад
Статистика и социология образования — две отраслевые дисциплины, сформировавшиеся — одна в рамках социальной статистики, а другая в рамках социологии,— во второй половине XX в. в связи со стремительным ростом общего среднего и высшего образования, заинтересованности правительства в подготовке квалифицированных кадров для народного хозяйства, введением широкой системы учета и переписи населения, а также началом эмпирического исследования социальных процессов в обществе при помощи социологических методов.
Статистика и социология образования — две отраслевые дисциплины, сформировавшиеся — одна в рамках социальной статистики, а другая в рамках социологии,— во второй половине XX в. в связи со стремительным ростом общего среднего и высшего образования, заинтересованности правительства в подготовке квалифицированных кадров для народного хозяйства, введением широкой системы учета и переписи населения, а также началом эмпирического исследования социальных процессов в обществе при помощи социологических методов.
Образование является объектом и предметом изучения ряда наук: педагогики, психологии, философии, истории, экономики, социологии. Каждая из них исследует ту грань, которая специфична для каждой из них. Причем любая из названных наук не может не учитывать того, что сделано в смежной области знаний.
Социология так же, как и другие науки, опирается на обобщенную информацию, которую не может игнорировать ни одна из наук: что собой представляет система образования, численность обучающихся и преподавателей в целом и по отдельным формам, инфрастуктура образования, сравнение с другими странами и т.д. Вместе с тем социология имеет свои специфические задачи:
Социология образования во многом опирается на данные государственной статистики. Главным источником информации о государственных учреждениях образования остается государственная статистическая отчетность, представляемая раз в год. Программа отчетности содержит сведения о численности, составе и движении обучающихся; профессиональной подготовке и продолжительности педагогической работы; данные о материальной обеспеченности и финансовые показатели деятельности учебных заведений. Разнообразные данные собираются в выборочных обследованиях обучающихся, проводимых не только статистическими службами, но и педагогами, медиками, социологами и другими специалистами. Менее распространены исследования уровня жизни учителей школ, мастеров и педагогов профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений.
В статистике измерение уровня образования населения осуществляется в момент проведения переписи. В процессе разработки программы переписи определяются критерии образованности (грамотности). Уровень образования отождествляется с окончанием определенных типов учебных заведений: общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений. В переписи он формализуется следующим образом: высшее, незаконченное высшее, среднее специальное, среднее общее, неполное среднее и начальное образование. Уровень образования можно также регистрировать через количество лет обучения.
Наиболее распространены в статистике такие обобщающие показатели уровня образования, как:
• процент грамотных среди населения в возрасте от 9 до 49 лет;
• число лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее, среднее специальное и среднее (полное и неполное) образование, на 1000 человек в возрасте старше 15 лет;
• число лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее, среднее специальное и среднее (полное и неполное) образование, на 1000 занятого населения;
• число лиц с высшим образованием на 1000 человек в возрасте старше 15 лет158.
При проведении выборочных
обследований населения, кроме обобщающих
показателей, могут быть построены
показатели на основе числа
лет обучения. Такое измерение
позволяет построить
При сборе информации о среднем образовании используются школьные переписи, в ходе которых регистрируются на определенный момент времени характеристики школ, педагогов и учащихся. Статистика также оперирует показателями динамики средней численности учащихся в одном классе или средней численности учащихся на одного учителя, средней доли учащихся, занимающихся в первую смену, или доли учащихся, посещающих группы продленного дня. Такой анализ предусматривает построение индексов переменного, постоянного состава и структурных сдвигов в системе образования.