Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 14:42, курсовая работа
Экономическая статистика – это одна из наиболее важных отраслей статистики как научной дисциплины и вида практической деятельности органов государственной статистики, которая занимается количественной характеристикой массовых явлений и процессов в экономике. Наиболее простыми показателями количественных изменений экономических явлений являются показатели динамики цен, объема произведенной продукции, численности населения и трудовых ресурсов, безработицы, степени равномерности распределения доходов, наличия основных и оборотных фондов и т.д. Однако в некоторых случаях в экономической статистике количественно измеряют более сложные экономические процессы и явления, а также устанавливают взаимосвязи между ними, например, с помощью межотраслевого баланса дается цифровая характеристика межотраслевых связей, зависимости между выпуском продукции отраслей народного хозяйства и конечным продуктом, т.е. продукцией, используемой для потребления и накопления.
Для анализа динамики уровня бедности в стране могут быть исчислены два показателя: индекс глубины бедности и индекс остроты бедности.
Индекс глубины бедности:
,
Индекс остроты бедности:
,
Где N – общая численность обследуемых домашних хозяйств;
n – численность домашних хозяйств с доходами ниже прожиточного минимума
i – их порядковые номера
- среднедушевая величина
Д - среднедушевой доход i-го домашнего хозяйства, имеющего доходы ниже прожиточного минимума.
Динамика приведенных выше показателей,
отражающих степень социально-
1.3 Анализ статистики уровня жизни населения
Статистика домашних хозяйств населения – одна из отраслей социально- экономической статистики, изучающая уровень жизни населения страны и, главным образом, его материальное положение. Материалы обследования домашних хозяйств населения характеризуют изменения структуры доходов и потребительских расходов населения, уровень доходов, расходов, потребления и т.п. различных групп населения, позволяют выявить различия в этих уровнях в зависимости от состава семьи, занятости ее членов; показывают роль отдельных источников в формировании доходов, зависимость потребления от уровня доходов; позволяют проследить за изменением потребительского спроса; характеризуют дифференциацию населения по уровню дохода и т.д. Используется для обоснования приоритетных мероприятий в области определения эффективности мероприятий по социальной защите населения, особенно малообеспеченных его слоев при переходе к рыночной экономике.
Данные домашних хозяйств населения
широко используются статистикой в
различных экономических
Денежный доход домашних хозяйств
состоит из поступлений в денежной
форме, которые, как правило, являются
возобновляемыми по своей природе
и начисляются домашнему
Расходы домашних хозяйств, включают расходы на потребление и расходы, не связанные с потреблением.
Расходы, не связанные с потреблением, включают налог на доход, и другие прямые доходы, отчисления на пенсии и на социальное страхование и аналогичные страховые взносы, денежные переводы, подарки и аналогичные трансферты, произведенные данным домашним хозяйством или его отдельными членами. Не включаются добавления к сбережениям, суммы инвестированные или отданные взаймы, возврат ссуд и расходы на другие финансовые операции.
Потребительские расходы включают в себя все текущие расходы на товары и услуги для использования данным домашним хозяйством или его отдельными членами. В потребительские расходы не включаются прямые налоги, отчисления на пенсии по выслуге лет, и другие виды социального страхования, депозиты в сберегательные банки, отчисления жилищно-строительным кооперативам, страховые взносы по страхованию жизни, трансферты в форме начисленных денег и расходы в пользу лиц, не являющихся членами домашнего хозяйства, и возврат ссуд. Также исключаются расходы, являющиеся по своей природе инвестиционными, безвозмездные трансферты наличных денег и пожертвования. Услуги образования, медицины и другие услуги, полученные бесплатно, в потребительские расходы не включаются.
2. Статистический анализ уровня жизни населения в России
2.1 Общий российский классификатор
Один из факторов дифференциации - это политика региональных властей. Во-первых, регионы по-разному входили в рынок: например, в Ульяновской области и Татарстане до середины 1990-х годов сохранялись продовольственные дотации. Во-вторых, в регионах с высокой бюджетной обеспеченностью (Москва, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО, республика Татарстан) сохранились большие объемы льгот, субсидий и дотаций из доходов регионального бюджета или предприятий. Максимальные дотации на ЖКХ выделяют, как правило, наиболее развитые субъекты, особенно Москва, что еще более увеличивает региональные диспропорции в потреблении домохозяйств. В слабейших и депрессивных регионах качественное и количественное сокращение социальных трансфертов в 1990-е годы было максимальным, что привело к нарастанию различий в потреблении населения.
В результате региональные различия в уровне доходов и бедности в 1990-е годы стали намного сильнее. Значительная межрегиональная дифференциация уровня бедности отмечается всеми исследователями как специфическая социальная проблема России. Исследование неравенства в России за 1992-2009 гг., проведенное под руководством Л.Н. Овчаровой на основе данных Российского мониторинга экономического благосостояния и здоровья населения (RLMS), показало, что в течение всего переходного периода именно региональное неравенство было определяющим фактором дифференциации российских домохозяйств по уровню расходов (рис. 1). Помимо межрегиональных различий, на неравенство влияют факторы, связанные с типом поселения, занятостью и образованием членов семьи. Исследование «Бедность, этничность и гендер в странах с переходной экономикой», проведенное при поддержке Йельского университета, показало, что и в других странах с переходной экономикой наибольший вклад в неравенство вносят внешние по отношению к домохозяйству характеристики – региональные и поселенческие различия.
Базовая ставка выкупной стоимости земельного участка для населенных пунктов различной численности рассчитывается как произведение усредненной по экономическим районам ставки земельного налога, установленной Федеральным законом «О плате за землю», и коэффициента региональной дифференциации.
Расчет коэффициента региональной дифференциации (Крд.) осуществляется в целях учета различия регионов по уровню экономического развития. При этом при определении площади территории субъектов Российской Федерации, используемой для расчёта этого показателя, для районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, вводится коэффициент 0,5. Коэффициент уменьшает площадь территории с тем, чтобы снять диспропорции, обусловленные наличием значительных неосвоенных пространств и необходимостью повысить действительную значимость «анклавных», незначительных по площади территорий, на которых сосредоточена основная экономическая активность в соответствующих регионах, где и будет происходить выкуп земель под предприятиями.
Рис. 1. Определение тенденции ИРЧП
На рисунке 1 представлен график ИРЧП и полиномиальный тренд.
2.2 Состав и структура
В таблице 1 представлены данные ИРЧП РФ и составляющих его показателей в период с 2006г. по 2009г.
Таблица 1
ИРЧП и показатели его расчета для Российской Федерации
Год |
ВВП долл. ППС |
Индекс дохода |
ОПЖ |
Индекс долголетия |
Грамотность |
Доля учащихся в возрасте 7-24 лет, % |
Индекс образования |
ИРЧП |
2006 |
7278 |
0,716 |
65,3 |
0,672 |
99,0 |
77 |
0,919 |
0,769 |
2007 |
7926 |
0,730 |
64,82 |
0,664 |
99,0 |
73,5 |
0,905 |
0,766 |
2008 |
8800 |
0,747 |
64,9 |
0,664 |
99,0 |
73,9 |
0,906 |
0,773 |
2009 |
9922 |
0,767 |
65,3 |
0,671 |
99,0 |
73,7 |
0,906 |
0,781 |
Таблица 2
Лечебно профилактические учреждения (на конец года)
2007 |
2008 |
2009 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
Число больничных учреждений тыс. |
12,1 |
10,9 |
10,7 |
Число больничных коек тыс. |
1716,5 |
1672,4 |
1671,6 |
Из общего числа больничных коек койки для больных детей тыс. |
250,1 |
236,4 |
228,6 |
Число коек для беременных и рожениц тыс. |
95,2 |
91,6 |
90,7 |
Число коек для гинекологических больных тыс. |
101,4 |
97,7 |
98,1 |
Число врачебных амбулаторно- |
21,1 |
21,1 |
21,3 |
Число женских консультаций, детских поликлиник и амбулаторий тыс. |
15,6 |
15,8 |
16,0 |
Число фельдшерских пунктов тыс. |
44,8 |
44,7 |
44,6 |
За три года число больниц уменьшилось на 0,4 (или на 3,6%), число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений возросло на 0,9%, число женских консультаций, детских поликлиник и амбулаторий увеличилось на 2,6%, а число фельдшерско-акушерских пунктов понизилось на 0,4%.
На мой взгляд, не смотря на вышеуказанные данные, объемы строительства медицинских учреждений увеличиваются. Например, если в 2007 г. было введено в действие больничных учреждений (коек) 7321, то в 2009 г.– на 2213 коек, или на 30,2% больше.
Почти такая же ситуация сложилась
и с амбулаторно-поликлинически
Трудное положение складывается с
формированием и развитием
Таблица 3
Государственные дневные общеобразовательные учреждения (на начало года)
2007 |
2008 |
2009 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
Число общеобразовательных |
67,3 |
66,9 |
66.4 |
В том числе: начальных |
15,7 |
15,4 |
14,9 |
основных |
13,2 |
13,0 |
12,7 |
средних (полных) |
36,4 |
36,5 |
36,8 |
образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Данные таблицы показывают,
что с 2007 г. по 2009 г. в России число
дневных общеобразовательных
Я могу сказать исходя из собственного опыта, что многие здания общеобразовательных школ требуют капитального ремонта, часть находится в аварийном состоянии. В ряде мест школы, особенно начальные и базовые, размещаются в неприспособленных для работ с детьми внутри помещений. Несмотря на такое положение, объемы ввода в действие новых зданий общеобразовательных школ в последние годы снижаются, что ясно выражено на рис. 2.
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Рис. 2. Ввод в действие общеобразовательных учреждений предприятиями и организациями всех форм собственности.
Характерной особенностью школьной сети является наличие в ней большого числа мелких и малокомплектных школ. В таких учебных заведениях, как показывает практика, трудно обеспечить специализацию учителей. Им приходится совмещать преподавание многих предметов. Мелкие школы хуже оснащены техническими средствами обучения, лабораторным оборудованием, наглядными пособиями.
С 2007 г. по 2009 г. количество дошкольных учреждений сократилось на 5,3 тыс. единиц (9,4%), в городах и поселках городского типа – на 2,4 (7,7%), в сельской местности – на 2,9 (11,3%). Одновременно наблюдается невысокая наполняемость многих дошкольных учреждений. В 2009 г. численность в дошкольных учреждениях составила 3408 тыс. – в городах и поселках городского типа, 855 тыс. – в сельской местности. Причин, вызывающих такое положение, много. Это и низкий уровень оплаты труда, удорожание услуг и др.
Как мне кажется ситуация с высшими учебными заведениями несколько улучшилась в период с 2009\1 по 2010\3 г.г. их число не только не уменьшилось но даже увеличилось. Однако произошло это в основном из-за прироста негосударственных высших учебных заведений. В последние годы положение стало трудным и с детскими дошкольными учреждениями. Данные о развитии их сети представлены в таблице 4.
Таблица 4.
Динамика числа школьных учреждений
2007 |
2008 |
2009 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
Число дошкольных учреждений тыс. |
56,6 |
53,9 |
51,3 |
В том числе в городах и поселках городского типа |
31,0 |
29,6 |
28,6 |
В сельской местности |
25,6 |
24,3 |
22,7 |
Одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни населения, по-прежнему остается обеспеченность жильем. В России жилищная проблема стоит очень остро. В очереди на получение жилья и улучшение жилищных условий на начало 2010г. насчитывалось 11% от общего числа семей. Основным источником обеспечения населения жильем является новое жилищное строительство. За 2009г. в области построено за счет всех источников финансирования 30,3 млн. кв. метров. По сравнению с 2008 г. ввод жилья уменьшился на 5,3% (на 1.7% млн. кв. метров).
В последние годы происходит дальнейшая децентрализация финансирования жилищного строительства. В условиях ограниченности бюджетных финансовых ресурсов основными источниками финансирования жилищного строительства остаются средства населения, собственные средства предприятий и организаций.