Статусно-ролевая концепция и социализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 05:14, реферат

Краткое описание

Статусно-ролевая концепция личности предполагает различение следующих понятий:
• Индивид (как единичный представитель чего-либо целого)
• Индивидуальность (то особенное, что отличает человека от других, включая как природные, так и социальные свойства).
• Личность (совокупность индивидуальных и социально-психических свойств, делающих человека способным к полноценному участию в социальном взаимодействии).
Выработка личностных свойств происходит в ходе перемещения человека по различным статусным позициям (например, сын, муж, разведенный человек...)

Вложенные файлы: 1 файл

Личность и общество.docx

— 18.51 Кб (Скачать файл)
  1. Статусно – ролевая концепция.

      Статусно-ролевая концепция личности предполагает различение следующих понятий:

  • Индивид (как единичный представитель чего-либо целого)
  • Индивидуальность (то особенное, что отличает человека от других, включая как природные, так и социальные свойства).
  • Личность (совокупность индивидуальных и социально-психических свойств, делающих человека способным к полноценному участию в социальном взаимодействии).

Выработка личностных свойств происходит в ходе перемещения человека по различным статусным позициям (например, сын, муж, разведенный человек...)

       Статусы и роли

       Статусы - некие позиции в многомерном социальном пространстве. Статус можно брать обобщенный или в сечении (экономический статус, статус в малой группе). Каждой статусной позиции соответствует соответствующий образец поведения, нормативно одобренный и ожидаемый от каждого, кто занимает эту позицию. Такой образец поведения называется социальной ролью.

       Роль - нормативно регулируемое участие индивида в конкретном процессе социального взаимодействия с определенными ролевыми партнерами.

       Ролевая идентификация - усвоение  образцов поведения (кодов), связанных  с той или иной статусной  позицией. Чем выше статусная  позиция, тем выше предписания  относительно допустимых действий  и т.д.

Многообразие  статусов человека, а также многообразие действий, связанных с каждым статусом ведет к многообразию ролевого набора (к репертуару социальных ролей). Это  дает возможность ролевого конфликта. Такой конфликт может возникнуть между ролями как несовместимость  в данной конкретной ситуации. Конфликт может возникнуть в связи с  различными требованиями к выполнению одной и той же роли. Возможна ситуация, когда личность находится  в пограничной, маргинальной ситуации.

     Процессы  социальной мобильности обуславливают  возникновение маргинальных ситуаций. Это состояние индивидов или  групп людей, находящихся на  границе культур и социальных  общностей, которые участвуют  во взаимодействии, но не примыкают  полностью ни к одной из них.

      Маргинальная ситуация может  стать причиной конфликтов, отклоняющегося  поведения. Эта ситуация может  сформировать у личности беспокойство, агрессивность, сомнение в личной  ценности, боязнь в принятии решений.  Но маргинальная ситуация может  стать источником социально эффективных  творческих действий.

      Личность в статусно-ролевой концепции предстает как репертуар социальных ролей, причем социальная роль - своеобразный механизм взаимодействия личности и общества. Посредством ролей общество как бы "набирает персонал". Это не исключает определенной автономии, связанной с возможностью выбора. Функция выбора - основа формирования личности, и именно выбор является реализацией субъективности человека. 

  1. Социализация.
 

      Социализация - процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность.

Необходимость социализации связана с тем, что  социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия  на пассивный объект. Социализация требует деятельного участия  самого индивида и предполагает наличие  сферы деятельности.

      Этапы социализации

       Этапы социализации совпадают  (условно) с этапами возрастного  развития индивида:

  1. Ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения.
  2. Вторичная социализация:
    • профессиональная социализация, которая связана с овладением специальных знаний и навыков, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей.
    • включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, усвоение новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно освоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения).
    • пенсионный возраст или утеря трудоспособности. Характерен изменением образа жизни в связи с исключением из среды производства.

      Агенты социализации

Каждый этап социализации связан с действием  определенных агентов. Агенты социализации - это люди и учреждения, связанные с ней и ответсвенные за ее результаты.

      Общественные условия  социализации: 

  1. Предметно-пространственная среда (природные условия; общественные, бытовые интерьеры; планировка и архитектура поселений).
  2. Социальные отношения (семейные, дружественные, производственные)
  3. Социально значимая информация (характер повседневных, производственных, научных, эстетических, религиозных сведений о мире, доступных индивиду и освоенных им).

      Идентификация, как  один из механизмов  социализации

     Социализация  предполагает способность человека  выработать и реализовать "я  - концепцию" Такая концепция  включает личную и социальную  идентичность, т.е. способность человека  к самооценке физических, интеллектуальных, нравственных качеств и способность  определения своей принадлежности  к какой-либо общности (возрастной, политической, семейной и т.д.) Действие  идентификации как механизма  социализации связано с тем,  что индивид усваивает и реализует  нормы, ценности, качества и т.п.  тех групп, принадлежность к  которым он осознает. Иными словами  - действия людей во многом  определяется их самооценкой  и групповым членством. 

    Список литературы:

    1. Романенко  Л.М. Гражданское общество (социологический  словарь- справочник).М.,1995. 
    2.ОсиповГ.В.идр.Социология.М.,1995. 
    3.СмелзерН.Дж.Социология.М.,1994. 
    4. Голенкова З.Т., Виктюк В.В., Гридчин Ю.В., Черных А.И., Романенко Л.М.


Информация о работе Статусно-ролевая концепция и социализация