Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 00:28, реферат
Функции индивида и вытекающие из них обязательства и права по отношению к другим участникам социального взаимодействия определяет социальный статус человека. Статус предполагает соотнесение: чтобы воспринимать себя как личность, имеющую определенный статус, необходимо чтобы какие-то люди занимали более низкое положение.
Поэтому есть необходимость более подробно проанализировать этот термин – центральный в имиджелогии. И прежде всего выяснить: как обстоит дело с интерпретацией термина «имидж» в справочной литературе.
Для решения этого вопроса были проанализированы наиболее авторитетные издания.
1) Большая Советская
2) Большой толковый словарь
3) Обнаружена интерпретация
4) Среди специализированных
справочных изданий термин «
5) Кроме того, термин
«имидж» интерпретируется
Итог: определений не много, некоторые противоречат друг другу или практике имиджирования; устоявшегося определения нет.
Слово «имидж» происходит от английского «image», которое, в свою очередь, происходит от латинского «imago».
В английском языке слово «image» имеет не одно, а, как минимум, пять значений («образ», «статуя (идол)», «подобие, «метафора», «икона»); при этом чаще в английской речи слово «image» употребляется в значении «образ».
В англоязычных странах
в профессиональной литературе, посвященной
проблемам формирования имиджа, термин
«image» употребляется в
Большинство отечественных специалистов в данной области так и переводят слово «имидж»: «образ». И подобная интерпретация термина «имидж» была бы приемлемой, если бы не тот факт, что в русском языке слово «образ» имеет шесть разных значений (ниже они перечислены от наиболее часто употребляемого значения:
«1. Внешний вид, облик; наружность, внешность <…>2. Живое, наглядное представление о ком-, чём-л., возникающее в воображении, мыслях кого-л. <…> 3. <…> 4. Обобщенное художественное восприятие действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления. <…> 5. Характер, склад, направление чего-л. <…> 6. Способ, средство.» (1-682).
Какое из этих значений слова «образ» ближе к английскому «image»?, при каком из этих шести значений слова «образ» его можно заменить на слово «имидж» (и наоборот, заменить слово «имидж» словом «образ»)?
Можно ли заменить слово «образ»
на слово «имидж» при
Можно ли заменить слово «образ»
на слово «имидж» при
Можно ли заменить слово «образ»
на слово «имидж» при
Можно ли заменить слово
«образ» на слово «имидж» при
интерпретации первого как
Отсюда следует полагать,
что термин «имидж» если и может
употребляется как синоним «
Можно ли заменить слово
«образ» на слово «имидж» при
интерпретации первого как пред
Можно ли заменить слово
«образ» на слово «имидж» при
интерпретации первого как
Образ в психологии так и понимается: отражение в психике (так более грамотно говорить, чем «отражение в сознании») внешних и (или) внутренних характеристик объекта или явления. И это полностью респондируется с нашей тестовой фразой «у него имидж мудрого политика», т.е. в глазах так говорящих именно таков образ этого человека – как мудрого. А такой образ складывается и на основе внешнего вида (оказывается, можно выглядеть мудрым), и на основе восприятия свойств его личности.
И тогда ответ на поставленный в предыдущем абзаце вопрос: можно ли заменять слово «образ» на слово «имидж» при значении первого как психическое отражение каких-либо качеств человека, иного объекта, явления, можно считать положительным. И тогда имидж можно было бы определить следующим образом:
«Имидж какого-либо объекта – это образ, возникший в психике человека в результате восприятия этим человеком тех или иных характеристик данного объекта».
И тогда фраза: «у него имидж мудрого политики» означает, что в психике человека (людей) возник образ политика на основании восприятия тех характеристик, которые данного политика и определяют как мудрого.
Но тогда следует иметь в виду, что выражение «восприятие имиджа» как и «восприятие образа» в контексте «восприятие имиджа – это процесс формирования имиджа», не следует признать адекватным, поскольку при формировании имиджа, при формировании образа воспринимаются (в данном контексте) не образ, не имидж, а внешние и (или) внутренние характеристики объекта, из которых и будет складывается образ, а впоследствии – и имидж. И есть только одно исключение, когда правомерно употребление словосочетания «восприятие имиджа», однако этому должна быть посвящена отдельная работа.
Если имидж – это образ в таком значении (в третьем по нашему списку), то верно ли обратное утверждение: любой ли образ, возникший в психике человека в результате восприятия, являющийся отражением характеристик объекта (прототипа образа), является имиджем?
Допустим, человек увидел в учебнике формулу, воспринял ее; у человека возник образ этой формулы. Можно ли в данном случае говорить: «образ этой формулы – это имидж этой формулы»? Определенно, нет (если, конечно, она не несет на себе некое особо исключительно важное значение для данного человека). Или еще пример: Вы смотрите на экран телевизора, видите так некоего человека, который выступает на совершенно не интересную для Вас тему (он говорит о своей диссертации, посвященной повышению удоя коров в южных районах Саратовской области). Поскольку Вы все-таки некоторое время смотрели на экран и слушали этого человека, то у Вас определенно возник образ этого человека, как возник он и у еще нескольких тысяч телезрителей первого канала – у жителей Магаданской области. С большой вероятностью большинство этих телезрителей будут равнодушны к самому этому выступающему, к его выступлению (в отличие от только что выступившего по этому каналу одного из ведущих кандидатов в президенты страны). И тогда, несмотря на то, что у телезрителей сформировался образ этого выступающего работника сельхознаук, говорить о том, что у данной группы населения возник имидж этого человека скорее всего не приходится (в отличие выступившего кандидата в президенты), хотя образ его определенно возник у этой группы телезрителей.
И тогда получается, что не каждый образ объекта, возникший в психике человека, может называться имиджем, а только тот, к прототипу которого у этого человека ( этих людей) есть определенное отношение. И тогда имидж можно было бы определить следующим образом:
«Имидж – это образ, к которому у человека, имеется определенное отношение».
Или иначе (что соответствует нормам русского языка):
«Имидж объекта – это отношение человека к сформированному у него в результате восприятия характеристик объекта образу этого объекта (человека, предмета, явления). Ибо когда говорят: «У этого политика имидж порядочного человека», это означает, что есть группа людей, которые относятся к этому политику как к порядочному человеку, которые образно говоря, «воспринимают» этого политика как порядочного человека. А без отношения к этому политику не было бы и имиджа этого политика. Значит, для определения имиджа необходимо не только слово «образ», но и слово «отношение».
Значит, для того, чтобы образовался имидж, мало воспринять те или иные характеристики объекта (человека, предмета, явления), мало сформировать в своей психике образ этого объекта, еще необходимо, чтобы к этому образу (а точнее – к прототипу этого образа) возникло определенное отношение, возникла определенная оценка этого образа (или – менее грамотно – «представление об образе»), возникло определенное мнение о прототипе этого образа. То есть, получается, что имидж – это не столько образ, сколько отношение в образу, сколько мнение об этом образе (прототипе образа).
И тогда имидж можно было бы определить следующим образом:
«Имидж – это сформированное в результате возникновения образа мнение человека (у которого возник этот образ) о данном объекте (человеке, предмете, явлении).
Или иначе (что соответствует нормам русского языка):
Имидж объекта – это мнение человека о сформированном у него (в результате восприятия характеристик объекта) образе этого объекта (человека, предмета, явления).
И тогда фраза: «у него имидж мудрого политика» означает, что в психике сформировалось мнение, что этот политик мудрый, сформировалось на основе возникновения образа в результате социальной перцепции (социально окрашенного восприятия) определенных характеристик данного политика.
Оценка возникшего у человека образа объекта (в самом обобщенном виде оценка «хорошо» - «плохо») может иметь эмоциональную (иррациональную) окраску («нравится» - «не нравится»), а может и не иметь эмоционального отношения, а только рациональное, рассудочное (типа: «годится» - «не годится», «подходит для этого дела», например, быть президентом» - «не подходит для этого дела», например, не подходит на должность президента»).