Стили семейного воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Происходящие в последнее время политические преобразования, изменения в социально-экономической жизни государства и общества, несомненно, влияют и на семейные отношения и, в частности, на отношение родителей к детям. Проблематика детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Именно поэтому возрастает роль изучения проблем взаимоотношений в системе семейного функционирования в практическом смысле.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы исследования стилей семейного воспитания…………………………………………………………………………...5
1.1 Понятие, структура и функции семьи………………………………………….5
1.2 Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка…………...10
1.3 Типы семейного воспитания…………………………………………………..16
Глава 2. Исследование влияния стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста с нарушением зрения………………………………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….....25
Список использованной литературы………………………………………………………………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 65.24 Кб (Скачать файл)

Дисгармоничные типы воспитания весьма разнообразны. Их отличительными чертами являются:

    1. недостаточный уровень эмоционального принятия ребенка, возможно эмоциональное отвержение и амбивалентное отношение, отсутствие взаимности;
    2. низкий уровень сплоченности родителей и разногласия в семье в вопросах воспитания детей;
    3. высокий уровень противоречивости, непоследовательности в отношениях родителя с детьми;
    4. ограничение в различных сферах жизнедеятельности детей;
    5. завышение требований к ребенку или недостаточная требовательность, вседозволенность;
    6. неконструктивный характер контроля, низкий уровень родительского мониторинга, чрезмерность санкций или их полное отсутствие;
    7. повышенная конфликтность, характеризующая повседневное общение с ребенком; недостаточность или чрезмерность удовлетворения потребностей ребенка.[16]

В литературе указывают различные типы негармоничного (дисгармоничного) воспитания. Возможно, что существуют типы и гармоничного воспитания, но, к сожалению, данных об этом пока нет, так как традиционно все исследования, выполнены в русле изучения отклонений, нарушений в воспитании.

Остановимся на краткой характеристике наиболее частых вариантах дисгармоничного воспитания в семье.

Эйдемиллер Э.Г., определяя негармоничный стиль воспитания, говорит об устойчивых сочетаниях различных выраженных черт воспитания, а именно: уровень протекции, полнота удовлетворения потребностей ребенка, уровень требований к ребенку (требования - обязанности, степень запретов, строгость санкций), степень неустойчивости стиля воспитания.[16]

Различное сочетание черт воспитания позволило выделить наиболее известную классификацию стилей негармоничного воспитания в отечественной психологии.

Так, гипопротекция характеризуется недостаточностью заботы, внимания, опеки и контроля, интереса к ребенку и удовлетворения потребностей ребенка. Ребенок остается без надзора.[8]

Явное эмоциональное отвержение ребенка выступает как вариант воспитания по типу Золушки. Ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются. Недостаток интереса, заботы, ответственности и контроля поведения ребенка обусловлен эмоциональным отвержением ребенка и приписыванием ему негативных черт личности.

Чистая гипопротекция отличается неудовлетворением потребностей ребенка и отсутствием контроля. Неудовлетворение потребностей может граничить с вариантом безнадзорности, когда не удовлетворяются даже витальные потребности.

Скрытая гипопротекция определяется низким уровнем протекции при формальной заботе о ребенке.[6] Родитель, казалось бы, заинтересован в ребенке, но обычно удовлетворяются лишь витальные потребности. Нет сотрудничества, совместной деятельности, активных содержательных форм общения, нет подлинной заинтересованности и заботы о ребенке. Требования предъявляются, но контроль их выполнения не обеспечивается. Может быть, скрытое эмоциональное отвержение ребенка.

Перфекционизм - рационально обосновываемая гипопротекция. Например, ребенок недостоин любви и заботы, т.к. не выполняет какие-то обязательства, и потому должен быть наказан. В основе перфекционизма лежит искажение образа ребенка и эмоциональное отвержение.

Потворствующая гипопротекция характеризуется низким уровнем принятия ребенка на фоне потворствования и вседозволенности. Родитель стремится удовлетворить любые желания ребенка; дети, как правило, избалованные, но в отличие от гиперпротекции, лишенные родительской любви. Родитель стремится всячески избегать общения с ребенком, откупаясь материальными благами и подарками. Холодность и отстраненность по отношению к ребенку. Избегание физического контакта. Родитель стремится оградить ребенка от установления близких связей с другими людьми, изолировать. В основе лежит чувство вины родителя из-за отсутствия подлинной любви к ребенку. Часто это переходит в другую крайность, и ребенок становится объектом агрессии, что приводит к трансформации потворствующей гипопротекции в жестокое обращение.

Компенсаторная гиперопека. В ее основе лежит гипоопека (нет подлинной заинтересованности, есть элементы эмоционального отвержения). Если в случае потворствующей гипоопеки компенсация осуществляется за счет выполнения желаний ребенка, то здесь - за счет повышенной опеки. Ребенок постоянно в центре внимания, высок уровень тревожности родителя в связи со здоровьем ребенка или страха, что с ребенком что-то произойдет.

Гиперпротекция характеризуется чрезмерной родительской заботой и завышенным уровнем протекции. Основой гиперпротекции может стать как любовь к ребенку, так и амбивалентное отношение. В некоторых случаях гиперпротекция может сочетаться с эмоциональным отвержением ребенка.

Потворствующая гиперпротекция. Воспитание по типу кумира семьи: безусловное эмоциональное принятие ребенка, симбиотическая связь с ребенком. Ребенок является центром семьи, его интересы приоритетны, удовлетворение любых потребностей ребенка чрезмерно; требования, запреты, контроль и санкции отсутствуют. Здесь присутствуют только поощрения, но так как они не связаны с реальными достижениями ребенка, они теряют свое развивающее продуктивное значение.

Доминирующая гиперпротекция. Может иметь в основе, как эмоциональное принятие ребенка, так и его отвержение или амбивалентное отношение. Авторитаризм родителей при данном типе воспитания обуславливает чрезмерность требований, стремление контролировать и чувства, и мысли ребенка. Вариант доминирующей гиперпротекции достаточно распространен в нашей культуре. Доминирующая гиперпротекция характерна для воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Например, маленького ребенка воспитывают по типу потворствования. Когда он подрастает, гиперопека становится доминирующей и в подростковом возрасте сменяется гипоопекой.

Компенсаторная гиперопека, по сути, может быть приравнена к гипоопеке с точки зрения удовлетворения потребностей ребенка в любви, принятии, содержательном сотрудничестве и кооперации. Вместе с тем родитель оберегает ребенка от воспитательных воздействий со стороны социального окружения, стремится компенсировать недостаток любви излишком подарков и материальных ценностей.

Нематеринская гиперпротекция (со стороны бабушки) обычно носит потворствующий характер, но иногда может принимать и доминирующую форму.

Смешанная гиперопека: переход от гипер - к гипоопеке, которая принимает скрытые формы.[2]

Противоречивое воспитание может быть обусловлено реализацией разными членами семьи одновременно различных типов воспитания; сменой образцов воспитания; возникнуть в связи с взрослением ребенка и воспитательной неуверенностью родителя, а также в связи с нормативными и ненормативными кризисами семьи. Например, в связи с рождением в семье еще одного ребенка, разводом.[5]

Воспитание по типу повышенной моральной ответственности отличается чрезмерностью требований, предъявляемых к ребенку. По разным причинам к ребенку предъявляются требования, не соответствующие его возрасту и индивидуальным особенностям. Этот разрыв благоприятен для рывка в личностном развитии, но если отсутствует содержательная помощь со стороны родителей, сочетающаяся с жесткими санкциями, то такой тип воспитания может стать основой для невротизации ребенка. Дети, воспитывающиеся в атмосфере повышенной моральной ответственности очень обязательны, гиперсоциальны, но склонны к невротизации и даже соматизации психологических проблем, высокой тревожности. Причинами такого варианта искажения типа семейного воспитания могут выступать: делегирование; искажение когнитивного образа ребенка (приписывание больших возможностей, чем те, которыми реально обладает ребенок); объективные условия социальной ситуации развития (отец ушел из семьи, мать зарабатывает на жизнь, на старшего ребенка ложится ответственность за младших и домашние заботы).

Жестокое обращение с ребенком: начиная от жестоких физических наказаний, и заканчивая отсутствием эмоционального принятия.

Воспитание в культе болезни представляет собой специфический тип дисгармоничного семейного воспитания, характеризующегося навязыванием ребенку роли «больного члена семьи», созданием особой атмосферы. Отношение к ребенку как к больному, слабому, беспомощному способствует осознанию своей исключительности, развитию пассивности, слабости, вседозволенности, трудностям волевого поведения, эгоизму и демонстративности.[11]

       Таким образом, каждый подход  внес свой большой вклад в  обширную феноменологию родительских  позиций, родительских стилей воспитания, в каждую типологию положен  тот или иной принцип (контроля, любви и т.д.). Но полученные  данные не противоречат друг  другу. Они могут быть легко  соотнесены.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

В данном исследовании нам хотелось бы показать, что развитие личности ребенка во многом зависит от стиля воспитания к ребенку родителя. Совокупность черт характера одного родителя приводит к правильному взаимодействию с ребенком и оказывает на ребенка положительное воздействие, а у другого родителя доминируют такие черты, которые ведут к неприемлемому, с точки зрения психологии и педагогики, стилю воспитания и отрицательно сказываются на формировании личности ребенка.

Исследование проводилось на базе специальной коррекционной начальной школы-детский сад № 256 г. Ижевска.

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад III и IV видов №256. Предметом деятельности Коррекционного учреждения является реализация общеобразовательной программы дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной или более категории детей с ограниченными возможностями здоровья, а также общеобразовательная программа начального общего образования, специального  ( коррекционного) образования III  и IV видов в соответствии с полученной лицензией.

Целями деятельности муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья являются:

  1. Обеспечение  гарантии права на образование;
  2. Обеспечение обучения и воспитания, преодоления первичных и вторичных отклонений в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями зрения в процессе общеобразовательной подготовки и коррекционных занятий, развития сохранных анализаторов, формирования навыков социально- бытовой ориентировки, способствующих успешной адаптации обучающихся, воспитанников в обществе;
  3. Формирование навыков общения с нормально- видящими детьми и взрослыми, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе;
  4. Формирование общей культуры личности обучающихся, воспитанников на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ, их адаптация к жизни в обществе;
  5. Создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе путем удовлетворения потребностей обучающихся, воспитанников в получении специального коррекционного образования ,способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности каждого ребенка.

Данное Коррекционное учреждение работает с детьми, чья острота зрения на  50% и более ниже нормы. У кого падение зрения сопровождается сопутствующими сложными офтальмологическими заболеваниями, психофизическими расстройствами. Преимуществом при поступлении в образовательное учреждение  пользуются дети, имеющие сложную структуру дефекта.

Нами было проведено тестирование «Ваш стиль воспитания». (Приложение 1) Опросник составлен в виде теста с 3-мя вариантами ответа, среди которых родитель выбирает 1 наиболее подходящий для него вариант.

Например: Вы сосредоточено обдумываете важную проблему, а ребенок пристает к Вам с каверзным вопросом. Вы:

А) Отошлете его заниматься другим делом, чтобы не мешал;

Б) Ответите кратко и просто, пусть и неправильно;

В) Постараетесь удовлетворить его любопытство, хотя для этого придется отвлечься от своих размышлений.

Результаты анкетирования позволяют сделать следующие выводы: 75% за ответ В), 19% за ответ Б) и 6% за ответ А). Мы обнаруживаем, преобладание ответов пункта В), что свидетельствует о том, что в семье принят демократический стиль воспитания. Родители не просто любят своего ребенка, но и уважают его формирующуюся личность. Правда, о личности в подлинном смысле говорить пока преждевременно. Ребенку предстоит еще многое узнать и освоить под руководством родителей. 

Информация о работе Стили семейного воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения