Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 22:56, контрольная работа
В самом общем виде, причина неравного распределения власти в любом обществе состоит в технологии любой совместной деятельности: ее условием является наличие координации, а координация невозможна без концентрации в координирующем центре определенной власти над людскими и материальными ресурсами. Необходимо подчеркнуть, что речь идет о разных видах власти, возникающих в разных плоскостях социального пространства.
За последние десятилетия социальная стратификация российского общества претерпела значительную трансформацию. Последствия экономических и социальных реформ мы можем наблюдать практически повсеместно: увеличилось количество необеспеченных слоев населения, рост криминальной активности, рост безработицы и т.п.
Базовый слой (66% занятого населения)
включает лиц, занятых преимущественно в
государственном секторе
Нижний слой (10% занятого населения) обладает
наименьшим профессионально-
Наряду с этими основными слоями Т.И. Заславская
отмечает также наличие «социального дна»,
которое образуют алкоголики, бомжи, бродяги,
криминальные элементы и т.д. Однако эмпирически
идентифицировать эти группы не удалось,
что связано с их десоциализацией, изолированностью
от общества, включенностью в различные криминальные
и полукриминальные структуры. Несколько иную
модель стратификационной системы современного
российского общества предлагает известный социолог
М.Н. Римашевская, которая выделяет следующие социально-классовые
«общероссийские элитные группы», обладающие крупной собственностью и средствами властного влияния на федеральном уровне;
«региональные и корпоративные элиты», обладающие значительной собственностью и влиянием на уровне регионов и секторов экономики;
«верхний средний класс», имеющий собственность и доходы, обеспечивающие среднероссийские и более высокие стандарты потребления;
«динамичный средний класс», проявляющий социальную активность и имеющий доходы, обеспечивающие среднероссийские и более стандарты потребления;
«аутсайдеры», характеризующиеся низкой социальной активностью, невысоким уровнем доходов и ориентацией на легальные способы их получения;
«маргиналы», отличающиеся низкой степенью
социальной адаптации, незначительными доходами
и неустойчивостью социально-
«криминальные элементы», проявляющие высокую социальную активность, но противоречащую моральным и правовым нормам общества.
Приведенные концепции социальной стратификации современного российского общества не исчерпывают многообразия точек зрения по данной проблематике.
Основные тенденции изменений социальной стратификации российского общества.
Двадцатый век стал свидетелем резких
изменений в социальной структуре обществ,
которые в целом модифицировали границы и критерии
классового и социального деления, резко расширили
средние слои, поменяли «конфигурацию»
дифференциации, открыли новые возможности
для социальной мобильности. Постепенно,
по мере усложнения экономической структуры,
рамки среднего класса (старого среднего
– независимые предприниматели и мелкие
собственники) раздвигаются. Появился
новый средний класс: управляющие больших предприятий,
множество техников, от деятельности которых
зависит эффективность
Если на первых этапах развития капиталистических
обществ независимые мелкие собственники
и предприниматели составляли около 80%
населения, то сегодня в наиболее развитых
странах в экономическом отношении - до
75% активного населения относится к наемным
Эти глобальные тенденции своеобразно преломляются на социальном пространстве России.
Если рассматривать трансформацию
Масштабы, тенденции, глубина и особенности протекания трансформации социальной структуры, ее усложнение определяются комплексом факторов:
1) структурными изменениями в
2) глубокими переменами, связанными с изменениями в системе
3) снижением уровня жизни
4) социальной аномией (
Таким образом, факторы трансформации социальной структуры влияют и определяют дальнейшее развитие стратификации в России.
Заключение
Десятилетие трансформационного периода в России,
которые многие склонны рассматривать,
как новую попытку создать условия для проведения
в стране органической модернизации, принесли
радикальные изменения в социальную структуру и социальную
стратификацию общества. В качестве универсального
пускового механизма
Сложившаяся социологическая стратификация
отличается крайней неуравновешенностью,
нестабильностью, социальной дезинтеграцией
и малым потенциалом развития. Акторы социального роста и инноваций
сосредоточились
Тем не менее, за последнее десятилетие 20 века в России начали функционировать новые элементы институциональной матрицы, соответствующие рыночной экономике: частная собственность в разнообразных видах, конкуренция, прибыль. Формируется рынок труда, цена рабочей силы, отношения свободного обмена товарами и услугами на рыночных принципах. И хотя эти элементы рынка функционируют в локальных средах, не стали доминирующими, их влияние на жизнь общества уже очевидна, и они все больше завоевывают социальное и экономическое пространство.
Кроме того, широкое распространение в обществе, особенно в молодых возрастных когортах, получает новая система ценностей, ориентированная на частную собственность, индивидуальный успех, либеральные свободы. Соответственно, и профессиональная подготовка молодежи стала более приближена к потребностям современного этапа развития рыночной экономики в России, ее отраслевой структуры. Десятилетие реформ сформировало потенциал инновационного поведения в новых экономических условиях, которые еще далеки от стандартов западного рыночного общества и отражают ситуацию, сложившуюся в России. В то же время большая часть населения, особенно среднего и старшего возраста, заметно хуже, чем молодежь, приспособилась к общественным изменениям и существует в режиме выживания и неуверенности в своем будущем.
Направления дальнейшей трансформации социальной стратификации напрямую связаны с тем, несколько будет выдержан провозглашенный на рубеже веков новый курс на централизацию властных функций, усиление роли государства в проведении либеральных экономических реформ и в защите слабых социальных слоев. Эти задачи изначально противоречивы по методам своего решения. При этом речь идет, прежде всего о самых неотложных мерах, которые не были, а должны бы были быть реализованы уже на первом, так называемом либеральном этапе реформ.
В «основных направлениях социально-экономической
политики правительства Российской Федерации на
долгосрочную перспективу» предлагается
решение комплекса проблем: инвестиционных,
бюджетных, денежно-кредитных, региональных
и развития рынка земли и иной недвижимости.
Выделим среди них те меры экономического
характера, которые могут оказать
Во-первых, совершенствование
Во-вторых, защита и реализация прав собственников.
Здесь существенно не только предусмотренное
совершенствование законов и работы правоохранительных
органов, но и последовательное расширение
права частной собственности на землю,
уравнивание шансов государственных и частных предприятий в
В-третьих, реформа заработной платы,
которая постепенно должна возрасти в
2-2,5 раза. Известно, что рост доходов населения
способен снизить социальные расходы государства и исправить
В-четвертых, социальная защита населения и инвестиции в «человеческий капитал». Их надежность и рост возможны только при поступательном развитии экономики, но они являются жизненно необходимыми, поскольку вложения в эти сферы дают долгосрочный кумулятивный социальных эффект, сообщая обществу стабильность и социальный ресурс развития. К настоящему времени этот ресурс, накопленный за годы социалистической модернизации, в значительной мере израсходован.
В-пятых, создание условий роста инвестиций
(отечественных и иностранных) в высокотехнологичные и