Структура и функции социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 12:19, контрольная работа

Краткое описание

Цели работы:
- выстроить структуру социологии;
- рассмотреть категории социологии;
- выделить основные функции социологии.

Содержание

Введение……………………………………………………...…………...…….с. 2

1. Структура социологии……………………………. ……………...…..с. 3-7
2. Категории социологии…………….. …………...……….………..…с. 8-10
3. Расходная часть местных бюджетов ……………………………...с. 11-13
Заключение……………………………..…………………………..….............с. 14
Библиография…………………………………………………………….……с. 15

Вложенные файлы: 1 файл

социология.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

Вторая группа категорий  охватывает большую совокупность понятий, трактующих и объясняющих предмет  социологии. Во-первых, всего того, что связано с характеристикой сознания (индивидуальное, групповое, общественное), с его видами (политическое, экономическое, нравственное, религиозное и т.д.), с его структурой (знание, убеждение, ценности, мотивы, установки и т.д.), с его специфическими характеристиками (общественное мнение, массовое сознание).

Во-вторых, это понятия, характеризующие реальное поведение (действия) людей, что предполагает его дифференциацию и интерпретацию  как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне. Это относится к видам поведения (деятельности) людей, их взаимосвязям с сознанием (социальное настроение) и между собой. Такой подход предполагает анализ как позитивных, так и негативных видов деятельности.

В-третьих, в понятийном аппарате нуждается и заключительный компонент предмета социологии: условия, в которых реализуются (или не реализуются) сознание и поведение людей. Поэтому понятия макро-, мезо- и микросреды, социальной инфраструктуры – это такой набор, без которого трудно понять всю сложность социального мира.

Третья группа категорий  касается субъектов реального сознания и поведения: индивида, социальной группы (слоя), класса. Значительное место занимают особые группы субъективного действия – народности, народы, этносы. Многие понятия связаны с семьей. Сюда относятся также группы отклоняющегося поведения.

Четвертая группа касается инструментов социологического познания, тем более что они весьма специфичны по сравнению с другими социальными  науками. Здесь важна как совокупность методологических категорий (программа, гипотезы, сценарий и т.д.), так и методов (наблюдение, опрос, контент-анализ, интервью, эксперимент и т.д.). Специфичными предстают перед читателями проблемы обработки социологической информации, ее анализа, интерпретации полученных результатов.

Пятая группа – это  категории и понятия, углубляющие  наши представления о функциях социологии. Но если первая из них – теоретико-познавательная – коррелирует с аналогичным  аппаратом других групп, то управленческая функция выдвигает ее в число познаваемых огромное количество явлений и процессов, таких как предвидение, прогнозирование, проектирование, планирование, программирование, социальные технологии и т.д.

И, наконец, особо следует  сказать о тех понятиях, которые  одновременно служат и социологии, и другим самостоятельным отраслям научного знания. Так, у социологии имеется много родственных понятий с демографией (миграция, продолжительность жизни, здоровье и т.д.), с социальной психологией (общение, эмоции, самочувствие и т.д.), с политологией (власть, электоральное поведение и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.   Функции социологии

 

       В целом каждая общественная наука выполняет три основных функции: познавательную, управленческую и мировоззренческую (идеологическую). Однако с учетом специфики объекта и предмета каждой науки они могут быть конкретизированы в структурном и содержательном плане.4

Так, познавательная функция социологии состоит: а) в специфике изучения социальных процессов с учетом их конкретного содержания в реальной ситуации; б) в путях и способах их преобразования (изменения, совершенствования); в) в разработке теории и методов социологического исследования, в методике и технике сбора, обработки и анализа социологической информации. Все последующие функции (а их перечень у разных авторов разный) как бы дополняют, раскрывают содержание познавательной функции.

Прогностическая функция, к примеру, призвана выявлять перспективы, тенденции развития того или иного социального явления (скажем, безработицы, налоговой системы, состояния преступности в стране и т. д.), предвидения возможного состояния объекта в конкретном прогнозируемом периоде (в ближайшей и отдаленной перспективе, в определенные годы, в десятилетия и т. д.).

Функция социального  проектирования и конструирования состоит в разработке моделей конкретной социальной организации, социального процесса, различных его элементов с акцентом на оптимальное функционирование.

Своеобразным продолжением этой функции является организационно-технологическая функция, призванная создавать социальные технологии (например, сборов налогов) как систему средств и порядок действий по достижению желаемого результата, вырабатывать необходимые организационные меры его реализации.

Управленческая  функция социологии выражается: а) в выработке рекомендаций, предложений, методики, оценки различных характеристик субъекта (к примеру, правоохранительных органов) и объекта (различных лиц и групп девиантного поведения), служащих для подготовки и принятия управленческих решений; б) в социальном планировании и связанной с этим разработке социальных показателей и нормативов; в) в социологической подготовке кадров с целью осмысления ими социальных преобразований и разумного эффективного участия в этих процессах (например, создание социальных служб в правоохранительных органах, в системе налоговых служб и т. д.).

Важную роль играет инструментальная функция социологии, состоящая в разработке исследовательского инструментария по поиску, регистрации, измерению, обработке, анализу и обобщению первичной социологической информации.

Особо следует сказать  о мировоззренческой (идеологической) функции социологии, тем более что реализация содержания уже рассмотренных функций в значительной степени зависит от нее (мировоззренческой функции).

Дело в том, что познание, изучение общества, социальных процессов, даже использование тех или иных методов, методик и процедур вольно или невольно зависит от того, в чьих интересах осуществляется это познание; интересы каких социальных групп выражает тот или иной социолог (или группа, коллектив социологов); совпадают ли его (их) позиции с объективным ходом развития; стремится ли он (они) исследовать объективную картину или нет.

Иными словами, в изучении общественных явлений и процессов перед социологом стоит дилемма сочетания позиций ученого (как объективного исследователя) и как гражданина (занимающего определенные гражданские позиции, которые не всегда соответствуют принципу объективности).5

Развитие социологии в нашей стране и за рубежом, современное состояние социологии в России, результаты конкретных социологических исследований (например, рейтинги политических партий и движений в периоды избирательных кампаний) показывают, что мировоззренческие позиции нередко превалируют над принципами объективного познания тех или иных явлений и процессов. Авторитет социологических исследований, социологии в целом будет зависеть от реализации прежде всего познавательной функции этой науки, призванной давать объективную картину изучаемой реальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Структура любой науки  всегда обусловлена теми задачами, которые она ставит и теми функциями, которые она выполняет в обществе. Структура социологии обусловлена тем, что:

1. Социология решает  научные проблемы, связанные с  формированием знания о социальной  действительности, описанием, объяснением  и пониманием процессов социального  развития. Теории и концепции, разработанные в сфере формирования знаний о социальной действительности, и образуют теоретическую, фундаментальную социологию.

2. Социология изучает  проблемы, связанные с преобразованием  социальной действительности, анализом  путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы. Следовательно, теоретическая и прикладная социология различаются не по объекту и методу исследования, а по той цели, которую они ставят, решают ли научные или практические проблемы.

Социология как самостоятельная отрасль знаний  реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные. Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии.

 

 

 

Библиография

 

 

  1. Ковалевская Е.В. СОЦИОЛОГИЯ: Учебное пособие, практикум по дисциплине / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М.: МЭСИ, 2004. – 164 с.;
  2. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. – М.: Наука, 2004. - 134c.;
  3. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов./Е. М. Бабосов. - 2-е изд., стер. - Мн.: «ТетраСистемс», 2004. -640 с.;
  4. Общая социология. Хрестоматия / Сост. А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин; Пер. В.Г. Кузьминов; Под общ. ред. Н.И. Лапина — М.: Высш. гик., 2006. — 783 с.;
  5. Павленок П. Д., Куканова Е. В. Основы социологии и                   политологии: учебное пособие — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. — 272 с.;
  6. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов /Отв. ред. академик РАН Г. В. Осипов, действительный член РАЕН Л. Н. Москвичев. — М.: Норма, 2003. - 912 с.;
  7. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. – 511 с.;
  8. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 2006. - 320c.

 

 

 

 

1 Ковалевская Е.В. СОЦИОЛОГИЯ: Учебное пособие, практикум по дисциплине / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М.: МЭСИ, 2004, С.12

2 Ковалевская Е.В. СОЦИОЛОГИЯ: Учебное пособие, практикум по дисциплине / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М.: МЭСИ, 2004, С.14

3 Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. С. 49.

4 Павленок П. Д., Куканова Е. В. Основы социологии и политологии: учебное пособие — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. С.7.

5 Павленок П. Д., Куканова Е. В. Основы социологии и политологии: учебное пособие — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. С.8.




Информация о работе Структура и функции социологии