Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:53, реферат
Политическая культура, как составная часть общей культуры человечества, относится к такому явлению духовной жизни народа, которое оказывает существенное влияние на самые разные стороны его политической жизни и на основании которого можно судить об уровне политической зрелости общества.
Введение………………………………………………………………………….3
Понятие политической культуры………………………………………………4
Составные элементы политической культуры…………………………………5
Заключение………………………………………………………………………11
Список использованной литературы…………………………………………..12
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Реферат по политической социологии на тему:
«Структура политической культуры»
Выполнила студентка 3 курса
группы социология маркетинга
Кохан Юлия
Москва, 2011
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Понятие политической культуры………………………………………………4
Составные элементы политической культуры…………………………………5
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..12
Введение.
Выбор темы данного реферата обуславливается тем, что политическая культура – это чрезвычайно важная часть всей политической системы в целом. Политическая культура имеет свой темп и динамику формирования, которые не совпадают с изменениями экономического и социального характера, хотя и испытывают их влияние. Поэтому вопрос исследования политической культуры всегда был и будет актуальным. Политическая культура оказывает мощное влияние на политическую науку и практику. Являясь совокупностью характеристик общества, политическая культура помогает определить многое из того, что происходит в политике и в сферах, близких к ней. В целом, политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия "власть - индивид - общество".
Понятие политической культуры основывается на главных, привитых воспитанием представлениях человека о политической власти. Именно исходя из этих представлений, член общества взаимодействует с государством, это стиль его поведения в области политики, самые устойчивые и неизменчивые черты его характера.
И все же человек зачастую решает "сердцем, а не головой", и не всегда его намерения совпадают с его действиями. Эти противоречия, которые вносятся в ход политической жизни общества, придают политической культуре внутреннюю противоречивость. Но такая противоречивость помогает одновременному поддержанию как активных, так и пассивных форм политического участия каждого члена общества. Но помимо политического поведения одного человека, можно выделить и политическое поведение граждан в целом. Власть всегда стремится выработать в обществе лояльное отношение к собственной политике, хотя бы внешне, закрепляя нормы и стереотипы общения, придает особую значимость атрибутам государственности (флагу, гербу, гимну). Тем самым политическая культура стремится объединить общество, обеспечить стабильность отношений властной верхушки и остального общества.
Проблема заключается в том, что политическая культура в государстве сохраняется далеко не всегда, ее нормы и правила поддерживаются и принимаются не всеми группами общества. Там же, где основной формой взаимодействия становится насилие, несоблюдение основных прав человека, политическая культура гибнет вообще, уступая место иным взаимоотношениям граждан с властями. Один только XX век дал богатую почву фашистским, расистским, шовинистическим движениям и терроризму.
Исходя из всего вышесказанного, складывается вывод о том, что невозможно, чтобы все граждане, участвующие в политике, строили свои отношения на правилах и образцах политической культуры, а поэтому реальные возможности политической культуры также отличаются от того, что политическая культура делает в теории. Именно это сложность, неоднозначность и некоторая противоречивость данного явления заинтересовала меня, и этим объясняется выбор такой темы для реферата.
Понятие политической культуры.
Политическая культура, как составная часть общей культуры человечества, относится к такому явлению духовной жизни народа, которое оказывает существенное влияние на самые разные стороны его политической жизни и на основании которого можно судить об уровне политической зрелости общества.
Хотя многое из того, что в настоящее время относится к политической культуре, описывалось еще мыслителями древности, сам термин «политическая культура» был введен в научный оборот немецким философом И. Гердером в XVIII веке, а систематизированное представление о политической культуре, как составной части политологии, сложилось лишь в середине XX века1.
Теория политической культуры, сосредоточив внимание на ценностях, содержании символов и стереотипов, человеческой ментальности, дала возможность исследовать политические процессы через призму мотивации политического поведения граждан и институтов, что позволило выявить причины множества конфликтов, которые невозможно было объяснить, опираясь на традиционные для политики причины: борьбу за власть, перераспределение ресурсов и т. д.
В науке классическое определение к трактовке политической культуры, данное американскими учеными Г. Алмондом и Г. Пауэллом, которое гласит: «Политическая культура – это исторически сложившиеся, относительно устойчивые политические представления, убеждения и ориентации, а также обусловленные ими модели и нормы политического поведения, проявляющиеся в действиях субъектов политических отношений»2. Совокупность стереотипов политического сознания и поведения, присущих социальным субъектам и обществу в целом, и составляют политическую культуру.
Составные элементы политической культуры.
Политическая культура — явление со сложной структурой, многоуровневое. В ней сходятся многообразные связи политической культуры с различными социальными и политическими процессами. Существует несколько мнений по вопросу количества компонентов политической культуры.
Авторы первой концепции политической культуры Г. Алмонд и С. Верба в качестве основных компонентов политической культуры выделили три уровня политических ориентации: познавательные, оценочные и эмоциональные.
Познавательные ориентации включают знания и мнения субъекта о политической системе, ее ролях и носителях этих ролей, о ее «входах» и «выходах»3. Этот элемент политической культуры составляют доминирующие в обществе или наиболее типичные для той или иной социальной группы представления о всевозможных аспектах политической жизни общества: о политической системе, ее отдельных институтах, о политическом режиме, механизме власти и управления, о принятии решений и их реализации, о носителях властных полномочий, о своем собственном месте в политической жизни общества, компетентности и эффективности участия в политической деятельности. Одним словом, в качестве познавательного элемента политической культуры выступают устойчивые стереотипы политического сознания во всех его формах и проявлениях.
Эти стереотипы могут носить
характер, как теоретических обобщений,
так и существовать в форме
обыденных представлений. В обоих
случаях источниками их формирования
выступают как правдивая
Эмоциональные (аффективные) ориентации отражают чувства и переживания, испытываемые субъектом по отношению к политической системе, к ее роли и персоналу. К таким чувствам и переживаниям можно отнести, например, жажду социальной справедливости, нетерпимость к социальному и национальному угнетению, патриотизм, ненависть к врагам, эмоциональный подъем по поводу политических побед или, наоборот, глубокие переживания в связи с поражениями. Эмоциональные чувства и психологические переживания составляют неотъемлемую сторону политического сознания и поведения. Именно эмоции и чувства выступают одним из главных элементов механизма регулирования политических отношений, так как они сопровождают практические любые проявления социальной активности субъекта и направляют ее на достижение жизненно значимых целей. Политическая культура не может быть развитой и полноценной, если у ее носителей не сформировались устойчивые стереотипы в области эмоций, чувств и переживаний.
Оценочные или нормативно-оценочные ориентации содержат суждения и мнения относительно политических объектов. В данный компонент входят характерные для общества, социальной группы или отдельного индивида политические ценности, нормы, цели и идеалы. Этот элемент политической культуры является своеобразным примером, по которому данный социальный субъект дает оценку существующим политическим отношениям, ходу политического процесса, принимает решения о их соответствии или несоответствии своим социально-политическим нормам, целям и идеалам. Содержание и направленность устойчивых ценностынх ориентаций обусловливают место политических явлений в жизни личности, группы и общества в целом.
Некоторые другие политологи
наряду с данными тремя видами
политических ориентаций выделяют еще
и четвертую – поведенческую.
Под ней подразумеваются
-формы и степень участия в политической жизни общества;
-формы и уровень
-формы и уровень
-тип электорального поведения.
Данный компонент тесно связан с предыдущими основными политическими ориентациями, так как является их проявлением в виде деятельности.
Сторонник более широкой трактовки политической культуры У. Розенбаум счел необходимым вычленять «компоненты ядра», то есть те элементы, которые играют фундаментальную роль в формировании политической культуры нации. Эти компоненты он разбил на три основные группы:
1) «ориентация в отношении правительственных структур» - отношение субъекта к политическому режиму, основным правительственным структурам, его символам, официальным лицам и нормам;
2) «политические идентификации»,
то есть сопричастность
3) «политическая ориентация
в отношении собственной
Э. Баталов вычленяет следующие основные группы политических ориентаций в структуре политической культуры. В первую группу он включает отношения неинституционального субъекта политического процесса к институциональному объекту (политической системе общества, его институтам, государству, партиям и т. д.)5. Вслед за Г. Алмондом и С. Вербой политические ориентации неинституционального субъекта подразделяются Э. Баталовым на три вида: когнитивные (познавательные), эмоциональные (аффективные) и оценочные.
Во вторую группу Э. Баталов включает отношения неинституционального субъекта политического процесса к самому себе и представления о собственных политических возможностях - оказание влияния на решение правительства на разных уровнях власти. Так, американская политическая культура, в отличие от российской, характеризуется относительно высоким уровнем представлений американцев о своих политических возможностях.
В третью – включаются отношения между институтами политической системы (государством и партиями, межпартийные и т. д.). Сюда входят более или менее устойчивые модели подготовки, принятия и осуществления политических решений, принципы регулирования отношений между государственными учреждениями и партиями. Анализ взаимоотношений институтов политической системы позволяет зафиксировать действующие в обществе правила политической игры на институциональном уровне.
В четвертую группу включаются отношения институционального субъекта к неинституциональному субъекту, то есть отношения политических институтов и организаций к социальным группам и классам.
Еще один подход к структурированию политической культуры раскрывает различные способы ценностной ориентации человека на мировоззренческом, гражданском и собственно политическом уровне ценностных представлений. Мировоззренческий уровень – это уровень, на котором субъект встраивает представления о политике в свою индивидуальную картину мировосприятия. Гражданский уровень подразумевает от субъекта осознание им возможности органов государственной власти и, в соответствии с этим, реальность собственных возможностей защищать свои права и интересы. Человек вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политического статуса. А на собственно политическом уровне ценностных представлений человек вырабатывает отношение к конкретным формам правления режима, своим союзникам и оппонентам и т.д.
На каждом из этих уровней у человека могут складываться довольно противоречивые представления. Причем отношение к конкретным политическим событиям изменяется, как правило, значительно быстрее, нежели мировоззренческие принципы, в силу чего восприятие новых целей и ценностей, переосмысление истории и т.д. осуществляются крайне неравномерно. Все это придает формированию и развитию политической культуры дополнительную сложность и противоречивость. А степень соответствия уровней ценностной ориентации непосредственно определяет характер целостности и внутренней неравновесности политической культуры.
Различия в выборе людьми тех или иных ценностных ориентиров и способов политического поведения в немалой степени зависят от их принадлежности к социальным (классы, слои, страты), национальным (этнос, нация, народ), демографическим (женщины, мужчины, молодежь, престарелые), территориальным (население определенных районов и регионов), ролевым (элита и электорат) и другим (религиозные, референтные и проч.) группам. Выработка людьми ценностных ориентаций (и соответствующих форм поведения) на основе групповых целей и идеалов превращает политическую культуру в совокупность субкультурных образований, характеризующих наличие у их носителей существенных (несущественных) различий в отношении к власти и государству, правящим партиям, в способах политического участия и т.д.