Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:46, курсовая работа
Общество — саморегулируемая сложная социальная система. Важнейшую роль в социальном регулировании общественной жизни играет социальная культура, а прежде всего социальные ценности, нормы, социальные институты и организации. Вместе с тем в социальной структуре общества имеется и играет немаловажную роль особое структурное образование – институт социального контроля. Он выступает, как часть общей системы социального регулирования и призван обеспечивать различными средствами нормальное упорядоченное функционирование и развитие общества, а также предотвращать и исправлять такие социальные отклонения, которые способны дезорганизовать общественную жизнь и социальный порядок.
Введение
Глава 1. Сущность социального контроля, его функции и формы реализации.
Сущность социального контроля и его функции.
Основные формы социального контроля.
Глава 2. Социальные нормы и санкции как основа социального контроля
Социальные нормы как регулятор поведения.
Санкции как элемент социального контроля.
Глава 3. Самоконтроль.
Заключение
Используемая литература
Социальные нормы – это предписания, указания и пожелания разной степени строгости, заставляющие индивидов поступать так, как это принято делать в данном обществе, в конкретной ситуации. Социальные нормы выступают регуляторами поведения людей. Они устанавливают границы, условия, формы действий, определяют характер отношений, оговаривают приемлемые цели и способы их достижения. Усвоение социальных норм общества, выработка индивидуального отношения к ним происходят в процессе социализации.
Нормы налагают на участников социального взаимодействия обязательства, взаимную ответственность. Они касаются как отдельных индивидов, так и общества в целом. На их основе формируется вся система социальных отношений. В то же время нормы – это и ожидания: от индивида, выполняющего определенную роль, общество ожидает предсказуемого поведения, присущего данному члену общества. Индивид также предполагает, что общество оправдает его доверие и выполнит свои обязательства.
Социальные
нормы – продукт духовной деятельности
общества. Они находятся в постоянном
развитии. Так, многие современные правила
поведения кардинально
Социальные нормы в обобщенной форме отражают волю общества. В отличие от ценностей, которые рекомендуются к выбору (что предопределяет различия в ценностных ориентациях многих индивидов), нормы носят более жесткий, обязательный характер.
Существуют формальные и неформальные социальные нормы.
Формальные нормы - это писаные правила, которые закрепляются государством как главным монополистом нормирования общественных отношений или его основными институтами. Но формальные нормы также являются неотъемлемыми атрибутами других социальных институтов и организаций.
Неформальные нормы - это неписаные законы, которые закрепляются в правилах поведения гражданского общества, в первую очередь, в морали (нравственности). Например,
Можно выделить несколько видов социальных норм:
1) обычаи и традиции, представляющие собой привычные образцы поведения;
2) моральные
нормы, базирующиеся на
3) правовые
нормы, закрепленные в законах
и нормативных актах, которые
издаются государством. Они более
четко, чем все остальные
4) политические
нормы, которые касаются
5) религиозные
нормы, которые поддерживаются
прежде всего верой
6) эстетические нормы, закрепляющие представления о прекрасном и безобразном.
Социальные нормы определяются многообразием социальной жизни, любое направление человеческой деятельности регулируется ими. Различные виды социальных норм можно классифицировать по следующим критериям:
Отклонение от норм наказывается при помощи санкций.
Для того чтобы оперативно реагировать на действия людей, выражая свое отношение к ним, общество создало систему социальных санкций.
Санкции – это реакции общества на действия индивида. Появление системы социальных санкций, как и норм, не было случайным. Если нормы создаются с целью защиты ценностей общества, то санкции призваны охранять и укреплять систему социальных норм. Если норма не подкрепляется санкцией, она перестает действовать. Тем самым три элемента – ценности, нормы и санкции – образуют единую цепь социального контроля. В этой цепи санкциям отведена роль инструмента, с помощью которого индивид сначала знакомится с нормой, а затем осознает ценности. Например, учитель хвалит ученика за хорошо выученный урок, поощряя его за добросовестное отношение к учебе. Похвала выступает стимулом к закреплению в сознании ребенка такого поведения как нормального. Со временем он осознает ценность знаний и, приобретая их, перестанет нуждаться во внешнем контроле. Из этого примера видно, как последовательная реализация всей цепочки социального контроля переводит внешний контроль в самоконтроль. Санкции бывают разных видов. Среди них можно выделить позитивные и негативные, формальные и неформальные.
По способу внутреннего давления выделяют следующие санкции:
- правовые санкции — наказания и поощрения, разработанные и предусмотренные законом;
- этические
санкции — это система
- сатирические санкции — всевозможные насмешки, издевательства, применяемые по отношению к тем, кто ведет себя не так, как принято;
- религиозные
санкции — это наказания или
награды, установленные
- материальные санкции – подарок или штраф, премия или конфискация имущества;
- моральные – награждение грамотой или почетным званием, недоброжелательный отзыв или злая шутка, выговор.
Для того чтобы санкции были действенными и укрепляли социальные нормы, необходимо, чтобы они отвечали ряду требований:
Нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает действовать и регулировать реальное поведение. Она может стать лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.
Таким образом:
- социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля;
- санкции
вместе с ценностями и нормами
составляют механизм
Глава 3. Самоконтроль.
Индивид может и сам контролировать свои действия, заставляя себя делать то, что не хочется, или отказываться оттого, что является отклонением от нормы. Применение санкций человеком к самому себе называется самоконтролем.
Самоконтроль – это осознание и оценка субъектом собственных действий. Появление и развитие самоконтроля определяется требованиями общества к поведению человека.
Самоконтроль означает сдерживание «природной стихии» , он основывается на волевом усилии . Самосознание - чрезвычайно важная социально – психологическая характеристика человека . Источником , из которого черпается представление человека о самом себе являются окружающие его и значимые для него люди . По реакции на его поступки , по их оценкам индивид судит и о том , каков он сам. На содержание самосознания влияет представление человека о том , каким его считают окружающие . Социальное поведение человека в значительной мере складывается из его реакции на мнения о нем окружающих людей, причем это мнение серьезно влияет на формирование индивидуального самосознания.
В отличии от муравьев , пчел и даже обезьян , человеческие существа могут продолжать коллективное взаимодействие лишь в том случае , если каждый индивид прибегает к самоконтролю . О взрослом человеке , не умеющем контролировать себя , говорят , что он “ впал в детство “. Импульсивное поведение, неумение властвовать над своими желаниями и прихотью характерны как раз для детей. Импульсивное поведение поэтому называют инфантилизмом. Напротив, поведение в соответствии с рациональными нормами, обязательствами, волевыми усилиями служат признаком взрослости.
В ходе социализации осуществляется одновременно и социальный контроль, но если человек нарушает нормы, то он испытывает чувство вины и у него пробуждается совесть. Совесть - это проявление внутреннего контроля, своего рода внутренний трибунал. Волевые усилия человека, его самоконтроль как принцип реальности сдерживают поток энергии бессознательных процессов, стихийных импульсов личностной структуры индивида.
Примерно на 70% социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля. Чем выше у членов общества развит самоконтроль , тем меньше этому обществу приходиться прибегать к внешнему контролю . И наоборот , чем меньше у людей развит самоконтроль , тем чаше приходится вступать в действие институтам социального контроля , в частности , армии , судам , государству . Чем слабее самоконтроль , тем жестче должен быть внешний контроль . Однако жесткий внешний контроль тормозит развитие самосознания и волеизъявления, приглушает внутренние волевые усилия. Часто диктатура устанавливалась якобы во благо гражданам, с целью навести порядок. Но привыкшие подчиняться принудительному контролю граждане не развивали внутренний контроль. Они деградировали как социальные существа, способные брать на себя ответственность и вести себя в соответствии с рациональными нормами. Они подвергали сомнению как раз саму разумность принудительных норм, исподволь подготавливая разумное обоснование всякому сопротивлению этим нормам. Великолепным примером служит Россия, где декабристы, революционеры, цареубийцы, покушавшиеся на основы социального порядка, оправдывались общественным мнением потому, что разумным считалось сопротивление, а не подчинение принудительным нормам.
Самоконтроль – это одно из важнейших условий самореализации личности и её успешного взаимодействия с другими людьми. Общество оценивает человека, но и индивид оценивает общество, государство и самого себя. Воспринимая оценки, адресованные ему со стороны окружающих людей, групп и общества человек принимает их не механически, а избирательно, переосмысливает их через определенный собственный опыт, привычки, усвоенные им ранее социальные нормы. Соответственно и отношение к оценкам других людей оказывается у человека сугубо индивидуальным, либо положительным, либо отрицательным, либо нейтральным.