Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 21:43, реферат
Целью данной работы является анализ структуры и уровней социологического знания, изучение классификаций социологических теорий.
Структура любой науки всегда обусловлена теми задачами, которые она ставит и теми функциями, которые она выполняет в обществе. Структура социологии обусловлена, тем, что она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой социологических концепций, методологии и методов, приемов социологического исследования, анализа.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
1.МАКРО- И МИКРОСОЦИОЛОГИЯ ………………………………..4
2. ТРЕХУРОВНЕВАЯ КОНЦЕПЦИЯ СТРУКТУРЫ СОЦИОЛОГИИ…………………………………………………………….. 6
3.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ, ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ И ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИИ………………………………………… 11
4.ОТРАСЛЕВАЯ СОЦИОЛОГИЯ……………………………………….. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………............ 19
Учреждение образования
«Белорусский государственный университет культуры и искусств»
Кафедра информационных технологий в культуре
Контрольная работа
По дисциплине: Социология
Название темы: Структура социологии
Минск 2011
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1.Макро- и микросоциология ………………………………..4
2. Трехуровневая концепция структуры социологии……………………………………………………
3.Теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социологии………………………………………… 11
4.Отраслевая социология……………………………………….. 14
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………………....
Тема данной контрольной работы: «Структура социологии». Актуальность темы объясняется тем, что структура этой многосложной науки во многом определяет концепцию и структуру социологического образования.
Без четкого представления о структуре науки, ее логического обоснования невозможно сформировать концепцию подготовки специалистов, учебные стандарты и особенно учебные планы. И образовательные стандарты Министерства образования в целом связаны с представлениями о структуре той или иной науки.
Социология представляет
собой достаточно
Целью данной работы
является анализ структуры и
уровней социологического
Структура любой науки всегда обусловлена теми задачами, которые она ставит и теми функциями, которые она выполняет в обществе. Структура социологии обусловлена, тем, что она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой социологических концепций, методологии и методов, приемов социологического исследования, анализа. Также социология изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы.
В западной социологической науке обычно речь идет о двух уровнях изучения общества: микро- и макросоциологии. [3,21-26]
Микросоциология занимается изучением общения людей в их повседневной жизни, обращена к социальному поведению, межличностному общению, мотивации действия, социализации и индивидуализации личности, стимулам групповых поступков.
Представители этого направления считают, что социальные явления можно понять только после проведения анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Сторонниками микросоциологического уровня являются представители теории обмена (Джордж Хоманс), теории этнометодологии (Гарольд Гарфинкель) и символического интеракционизма.
Макросоциология уделяет основное внимание моделям поведения, помогающим понять общество как единое целое. Под этими моделями (структурами) понимаются различные общественные институты, например, семья, образование, религия и т.д. С самого своего рождения люди включены в данную систему социальных структур и испытывают на себе их влияние. Сферу главного интереса макросоциологии составляет изучение взаимоотношений между различными частями общества и то, как происходит изменение этих взаимоотношений. Исследователи макросоциологического уровня придерживаются принципов одной из двух основных конкурирующих теорий: функционализма (Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Талкотт Парсонс, Роберт Мертон и др.) и теории конфликта (Карл Маркс, Ральф Дарендорф и др.).
Достаточно однозначного определения микро- и макросоциологии не существовало. Р.Мертон определял «микросоциологические проблемы как доказанные в исследованиях малых групп», а «макросоциологические проблемы как доказанные в сравнительных исследованиях социальной мобильности, формальных организаций и взаимозависимости социальных институтов» [1,15]. Общим для всех дефиниций было то, что на микросоциологическом уровне проводились эмпирические исследования, а на макросоциологическом — исследования в сфере общей теории.
Р.Мертон, независимо от своих учителей (П.Сорокина, Т.Парсонса), сделал очень много для популяризации в США европейской теоретической социологии. В 1947 г. Р.Мертоном было введено понятие «теории среднего ранга» (theories of middle range). «Теории среднего ранга» он определял как «теории, являющиеся посредниками между малыми рабочими гипотезами, развертывающимися в изобилии в повседневных образцах исследования, и все включающими спекуляциями, охватывающими главную понятийную схему, с точки зрения которой можно надеяться произвести большое количество эмпирически наблюдаемых единообразий социального поведения» [2, 258-259]. Таким образом, создание Р.Мертоном «теорий среднего ранга» (теорий среднего уровня) являлось своеобразным «соединительным мостом» между теорией и эмпирией.
А.М.Румянцев и Г.В.Осипов в своей статье, опубликованной в 1968 году в журнале «Вопросы философии», выделили следующие уровни:
« - общая социологическая
теория, то есть исторический материализм,
исследует наиболее общие законы
становления, развития и смены общественно-
- теория социальной структуры
общества. На этом уровне исследуются
законы взаимодействия и
- теория различных социальных
систем занимается
- эмпирический уровень
— исследование социальных
Все эти уровни не только взаимосвязаны, не только дополняют друг друга или служат основой друг друга, но и имеют самостоятельное значение» [5, 37]
В конце 70-х — начале 80-х годов значительное распространение получила следующая трехуровневая концепция структуры социологии:
- общая социологическая
теория как философская наука
(исторический материализм), она
являлась методологической
- частные социологические
теории (они рассматривались как
разделы научного коммунизма, также
считающегося философской
- конкретные социологические
исследования, выступали в качестве
прикладного инструментария
В настоящее время социология - самостоятельная наука. Поэтому общепринятым считается, что социология имеет свою собственную структуру — это: общая социологическая теория, специальные (частные) социологические теории и конкретные (эмпирические) социологические исследования. Все три уровня социологического знания призваны выполнять функции социологии как науки. Общая социологическая теория и специальные (частные) социологические теории составляют теоретический уровень социологического знания, а конкретные (эмпирические) социологические исследования — эмпирический уровень. Частные социологические теории играют роль переходных звеньев от общей социологической теории к эмпирическим социологическим исследованиям.
Общая социологическая теория (теоретическая социология). Предмет ее исследования — общество в целом со всеми его законами развития и функционирования. Теория и законы, сформулированные в ней, показывают основные и необходимые связи, существующие между главными компонентами общества. Теоретическая социология рассматривает существующие социальные явления как элементы социальной целостности. Она формирует основные методологические установки для изучения разных социальных явлений и процессов, которые в дальнейшем находят свою конкретизацию на уровне специальных социологических теорий. Ценность общей социологической теории заключается в том, что благодаря ей, можно соотнести отдельные социальные явления и процессы с социальным целым, в результате чего появляется возможность научно объяснить их, рассмотреть их генезис, структуру и функции.
В общей социологической
теории недавно появилось еще
два новых раздела. Это теория
социального поведения
Общесоциологические теории
необходимы для осуществления системно-
Специальные (частные) социологические теории. Они рассматривают формы проявления и механизмы действия в разных сферах жизни общества общих и специфических законов, которые являются специфическими для данной общественно-экономической формации, и законы, которые находят свое выражение только в этой сфере. А также изучают различные системы общественных отношений (образ жизни, классовая структура общества, национальные отношения, личность и общество) и различные сферы социальной жизни (труд, быт, культура, семья и т.д.). Все формы общественных отношений и общественной жизни внутренне связаны между собой, но у каждой своя специфика.
Для содержания специальных социологических теорий характерно, во-первых, установление объективных взаимосвязей данной предметной области (то есть сферы общественной жизни, процесса) с целостностью общественной системы на данной и будущих стадиях ее развития, а во-вторых, выявление специфических, присущих только данной предметной области внутренних закономерностей и взаимосвязей.
Специфику частных социологических теорий составляет то, что они изучают частные, а не общие социальные явления. Предмет специальных социологических теорий — относительно самостоятельные сферы социальной жизни, разные виды социальной деятельности, существующие социальные общности, а также закономерности их функционирования и развития. Каждая специальная теория изучает какую-то относительно автономную сферу общественной жизни, закономерности и тенденции их развития, механизмы действия.
Указанные теории — это многослойное образование, которое обусловливает ряд причин: различие предметов, природа возникновения, направленность функционирования. На основе этих признаков социологи выделяют группы специальных социологических теорий.
1. Специальные социологические
теории, изучающие основные формы
и виды человеческой
2. Специальные социологические
теории, возникшие на стыке социологии
и каких-то гуманитарных наук
(или форм общественного
3. Специальные социологические
теории, изучающие социальную
4. Специальные социологические
теории, изучающие деятельность
социальных институтов. Это —
социология семьи, социология
организации, социология
5. Специальные социологические
теории, главное внимание которых
направлено на исследование
Эмпирические (конкретные) социологические исследования (теория, методика и техника конкретно-социологических исследований). Это измерение конкретных социальных процессов на основе тех подходов, принципов, понятий, показателей, которые дают общая социологическая и специальные теории.
Предмет конкретных социологических исследований — действия, поступки, какие-то характеристики поведения людей и социальных общностей, конкретные продукты материальной или духовной человеческой деятельности, а также вербальные действия, т.е. отражение социальной реальности в различных фактах сознания людей (мнения, оценки, суждения, взгляды).
По уровню научного обобщения, то есть по методам и источникам получения знания принято выделять теоретическую и эмпирическую социологию.
Теоретическое исследование
(от греч. theoria — рассмотрение, исследование)
— это логическая конструкция
действительности посредством
Эмпирическое исследование (от греч. empeiria — опыт) — это «установление и обобщение социальных фактов посредством прямой или косвенной регистрации свершившихся событий, характерных для изучаемых социальных явлений, объектов и процессов». [5, 0.460] Оно ориентировано на получение фактофиксируюшего знания. Эти исследования опираются на разные методы конкретных социологических исследований (опрос, наблюдение, анализ документов и т.д.).