Структура социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 21:43, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является анализ структуры и уровней социологического знания, изучение классификаций социологических теорий.
Структура любой науки всегда обусловлена теми задачами, которые она ставит и теми функциями, которые она выполняет в обществе. Структура социологии обусловлена, тем, что она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой социологических концепций, методологии и методов, приемов социологического исследования, анализа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
1.МАКРО- И МИКРОСОЦИОЛОГИЯ ………………………………..4
2. ТРЕХУРОВНЕВАЯ КОНЦЕПЦИЯ СТРУКТУРЫ СОЦИОЛОГИИ…………………………………………………………….. 6
3.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ, ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ И ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИИ………………………………………… 11
4.ОТРАСЛЕВАЯ СОЦИОЛОГИЯ……………………………………….. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………............ 19

Вложенные файлы: 1 файл

Структура социологии.docx

— 42.79 Кб (Скачать файл)

 

Учреждение образования

«Белорусский государственный  университет культуры и искусств»


Кафедра информационных технологий в культуре

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: Социология

Название темы: Структура социологии

 

 

 

 

                                                                    Исполнитель: студент 3-го курса

                                                                   гр. 308, ФЗО

                                                  Андрухова А.А.

                                                                    (Ф.И.О.)

                                                                    Руководитель: Игнатович П. Г.

                                                                    (Ф.И.О., уч. степень, уч. звание)

 

 

Минск 2011

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………. 3

1.Макро- и микросоциология ………………………………..4

2. Трехуровневая концепция структуры социологии…………………………………………………………….. 6

3.Теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социологии………………………………………… 11

4.Отраслевая социология……………………………………….. 14

Заключение……………………………………………………………. 17

Список литературы…………………………………………............ 19

 

  Введение

Тема данной контрольной  работы: «Структура социологии». Актуальность темы объясняется тем, что структура  этой многосложной науки во многом определяет концепцию и структуру  социологического образования. 

  Без четкого представления о структуре науки, ее логического обоснования невозможно сформировать концепцию подготовки специалистов, учебные стандарты и особенно учебные планы. И образовательные стандарты Министерства образования в целом связаны с представлениями о структуре той или иной науки.

 Социология представляет  собой достаточно дифференцированную  систему знания. Каждая ее структурная часть обусловлена потребностями познавательной и продуктивной деятельности и в свою очередь характеризует многоаспектное и многоцелевое назначение социологии как науки.

 Целью данной работы  является анализ структуры и  уровней социологического знания, изучение классификаций социологических  теорий.         

Структура любой науки  всегда обусловлена теми задачами, которые она ставит и теми функциями, которые она выполняет в обществе. Структура социологии обусловлена, тем, что она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой социологических концепций, методологии и методов, приемов социологического исследования, анализа. Также социология изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы.

 

1.Макро-  и микросоциология

В западной социологической  науке обычно речь идет о двух уровнях  изучения общества: микро- и макросоциологии. [3,21-26]

Микросоциология занимается изучением общения людей в их повседневной жизни, обращена к социальному  поведению, межличностному общению, мотивации действия, социализации и  индивидуализации личности, стимулам групповых поступков.

  Представители этого направления считают, что социальные явления можно понять только после проведения анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Сторонниками микросоциологического уровня являются представители теории обмена (Джордж Хоманс), теории этнометодологии (Гарольд Гарфинкель) и символического интеракционизма.

Макросоциология уделяет  основное внимание моделям поведения, помогающим понять общество как единое целое. Под этими моделями (структурами) понимаются различные общественные институты, например, семья, образование, религия и т.д. С самого своего рождения люди включены в данную систему социальных структур и испытывают на себе их влияние. Сферу главного интереса макросоциологии составляет изучение взаимоотношений между различными частями общества и то, как происходит изменение этих взаимоотношений. Исследователи макросоциологического уровня придерживаются принципов одной из двух основных конкурирующих теорий: функционализма (Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Талкотт Парсонс, Роберт Мертон и др.) и теории конфликта (Карл Маркс, Ральф Дарендорф и др.).

Достаточно однозначного определения микро- и макросоциологии не существовало. Р.Мертон определял «микросоциологические проблемы как доказанные в исследованиях малых групп», а «макросоциологические проблемы как доказанные в сравнительных исследованиях социальной мобильности, формальных организаций и взаимозависимости социальных институтов» [1,15]. Общим для всех дефиниций было то, что на микросоциологическом уровне проводились эмпирические исследования, а на макросоциологическом — исследования в сфере общей теории.

Р.Мертон, независимо от своих учителей (П.Сорокина, Т.Парсонса), сделал очень много для популяризации в США европейской теоретической социологии. В 1947 г. Р.Мертоном было введено понятие «теории среднего ранга» (theories of middle range). «Теории среднего ранга» он определял как «теории, являющиеся посредниками между малыми рабочими гипотезами, развертывающимися в изобилии в повседневных образцах исследования, и все включающими спекуляциями, охватывающими главную понятийную схему, с точки зрения которой можно надеяться произвести большое количество эмпирически наблюдаемых единообразий социального поведения» [2, 258-259]. Таким образом, создание Р.Мертоном «теорий среднего ранга» (теорий среднего уровня) являлось своеобразным «соединительным мостом» между теорией и эмпирией.

 

2. Трехуровневая  концепция структуры социологии

А.М.Румянцев и Г.В.Осипов в своей статье, опубликованной в 1968 году в журнале «Вопросы философии», выделили следующие уровни:

« - общая социологическая  теория, то есть исторический материализм, исследует наиболее общие законы становления, развития и смены общественно-экономической  формации, то есть наиболее общие законы общества;

- теория социальной структуры  общества. На этом уровне исследуются  законы взаимодействия и функционирования  различных социальных систем  и организмов в рамках данной  социальной структуры;

- теория различных социальных  систем занимается специфическими  закономерностями функционирования  отдельных сторон и явлений  социальной жизни (социология  семьи, социология труда, социология  города, социология деревни и  т.д.);

- эмпирический уровень  — исследование социальных фактов  и их научная систематизация.

Все эти уровни не только взаимосвязаны, не только дополняют  друг друга или служат основой  друг друга, но и имеют самостоятельное значение» [5, 37]

В конце 70-х — начале 80-х годов значительное распространение получила следующая трехуровневая концепция структуры социологии:

- общая социологическая  теория как философская наука  (исторический материализм), она  являлась методологической основой  всего обществознания;

- частные социологические  теории (они рассматривались как  разделы научного коммунизма, также  считающегося философской наукой);

- конкретные социологические  исследования, выступали в качестве  прикладного инструментария сбора  эмпирической информации.[3, 112]

В настоящее время социология - самостоятельная наука. Поэтому общепринятым считается, что социология имеет свою собственную структуру — это: общая социологическая теория, специальные (частные) социологические теории и конкретные (эмпирические) социологические исследования. Все три уровня социологического знания призваны выполнять функции социологии как науки. Общая социологическая теория и специальные (частные) социологические теории составляют теоретический уровень социологического знания, а конкретные (эмпирические) социологические исследования — эмпирический уровень. Частные социологические теории играют роль переходных звеньев от общей социологической теории к эмпирическим социологическим исследованиям.

Общая социологическая  теория (теоретическая социология). Предмет ее исследования — общество в целом со всеми его законами развития и функционирования. Теория и законы, сформулированные в ней, показывают основные и необходимые связи, существующие между главными компонентами общества. Теоретическая социология рассматривает существующие социальные явления как элементы социальной целостности. Она формирует основные методологические установки для изучения разных социальных явлений и процессов, которые в дальнейшем находят свою конкретизацию на уровне специальных социологических теорий. Ценность общей социологической теории заключается в том, что благодаря ей, можно соотнести отдельные социальные явления и процессы с социальным целым, в результате чего появляется возможность научно объяснить их, рассмотреть их генезис, структуру и функции.

В общей социологической  теории недавно появилось еще  два новых раздела. Это теория социального поведения индивидов, которая изучает зависимость между социальной ситуацией и реакцией индивида на нее, стереотипы поведения людей. И теория поведения общностей, она выясняет общие закономерности поведения больших масс людей (толпы) в период внезапных и острых кризисов. Данная теория является очень важной для предвидения поведения в области политики, экономики и т.д.

Общесоциологические теории необходимы для осуществления системно-структурного анализа общества, благодаря ним можно выделить основные элементы общественных систем и раскрыть их функциональную роль.

Специальные (частные) социологические теории. Они рассматривают формы проявления и механизмы действия в разных сферах жизни общества общих и специфических законов, которые являются специфическими для данной общественно-экономической формации, и законы, которые находят свое выражение только в этой сфере. А также изучают различные системы общественных отношений (образ жизни, классовая структура общества, национальные отношения, личность и общество) и различные сферы социальной жизни (труд, быт, культура, семья и т.д.). Все формы общественных отношений и общественной жизни внутренне связаны между собой, но у каждой своя специфика.

Для содержания специальных  социологических теорий характерно, во-первых, установление объективных  взаимосвязей данной предметной области (то есть сферы общественной жизни, процесса) с целостностью общественной системы на данной и будущих стадиях  ее развития, а во-вторых, выявление  специфических, присущих только данной предметной области внутренних закономерностей  и взаимосвязей.

Специфику частных социологических  теорий составляет то, что они изучают  частные, а не общие социальные явления. Предмет специальных социологических теорий — относительно самостоятельные сферы социальной жизни, разные виды социальной деятельности, существующие социальные общности, а также закономерности их функционирования и развития. Каждая специальная теория изучает какую-то относительно автономную сферу общественной жизни, закономерности и тенденции их развития, механизмы действия.

Указанные теории — это  многослойное образование, которое  обусловливает ряд причин: различие предметов, природа возникновения, направленность функционирования. На основе этих признаков социологи  выделяют группы специальных социологических теорий.

1. Специальные социологические  теории, изучающие основные формы  и виды человеческой деятельности. Это социология досуга, социология  труда и т.д. Данные теории, в свою очередь, внутри себя  могут содержать еще более  узкие теории, например, социология  досуга — социологию физической  культуры и спорта, социологию  туризма и т.д.

2. Специальные социологические  теории, возникшие на стыке социологии  и каких-то гуманитарных наук (или форм общественного сознания). Например, на пересечении социологии  и политики появилась социология  политики, социологии и права — социология права и т.д.

3. Специальные социологические  теории, изучающие социальную структуру  общества, ее элементы и взаимодействие  между ними, Т.е. изучающие различные  социальные общности. Это, например, социология деревни, социология  социальных групп и др.

4. Специальные социологические  теории, изучающие деятельность  социальных институтов. Это —  социология семьи, социология  организации, социология образования  и др.

5. Специальные социологические  теории, главное внимание которых  направлено на исследование отклоняющегося  поведения и аномальных явлений. Это социология девиантного (отклоняющегося) поведения, социология делинквентного (преступного) поведения.[8, 29]

Эмпирические (конкретные) социологические исследования (теория, методика и техника конкретно-социологических исследований). Это измерение конкретных социальных процессов на основе тех подходов, принципов, понятий, показателей, которые дают общая социологическая и специальные теории.

Предмет конкретных социологических  исследований — действия, поступки, какие-то характеристики поведения  людей и социальных общностей, конкретные продукты материальной или духовной человеческой деятельности, а также  вербальные действия, т.е. отражение социальной реальности в различных фактах сознания людей (мнения, оценки, суждения, взгляды).

 

3.Теоретическая  и эмпирическая, фундаментальная  и прикладная социологии

По уровню научного обобщения, то есть по методам и источникам получения знания принято выделять теоретическую и эмпирическую социологию.

 Теоретическое исследование (от греч. theoria — рассмотрение, исследование) — это логическая конструкция  действительности посредством ее  идеализации (а не непосредственное отражение действительности). Оно направлено на построение теории, концепции или учения об окружающей реальности, дающих целостное представление о закономерностях и существенных характеристиках окружающих нас объектов. В ходе этих исследований исследователь (социолог) использует общенаучные методы.

Эмпирическое исследование (от греч. empeiria — опыт) — это «установление  и обобщение социальных фактов посредством  прямой или косвенной регистрации  свершившихся событий, характерных  для изучаемых социальных явлений, объектов и процессов». [5, 0.460] Оно ориентировано на получение фактофиксируюшего знания. Эти исследования опираются на разные методы конкретных социологических исследований (опрос, наблюдение, анализ документов и т.д.).

Информация о работе Структура социологии