Структура социологического знания, теоретическая и прикладная социология, макро и микро социология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 07:39, реферат

Краткое описание

Социология ( лат. Societas – общество + Logos – учение) – это наука об обществе. Она представляет собой сложно организованную систему знаний о том, что представляется очевидным, но на самом деле не всегда понятно, а может быть, обманчиво. Знания об обществе стали формироваться в незапамятные времена, когда человек только начал осознавать свою включённость в группу и зависимость от отношения и поведения других людей.

Содержание

Введение……………………………………………………….……………….. 3
Структура социологического знания…………………………………………. 4
Теоретическая и прикладная социология. Основные функции социологии………………...……………………………………………………. 8
Макросоциология и микросоциология ……………………………………….12
Отличия и единство макросоциологии и микросоциологии..………………..14
Заключение………………………………………………………………….…..18
Список использованной литературы…………………………………………. 19

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 37.31 Кб (Скачать файл)

 Второй  уровень социологии  – прикладная социология(научно практическая деятельность) – это прикладные исследования и непосредственное осуществление социальных программ, реализация выводов исследований ,непосредственное участие исследователя в объективации результатов Социологическая наука как отрасль обществоведения вступила в новый этап своего развития. Если до 60-х годов она разрабатывалась преимущественно в теоретико-методологическом плане, то в последнее время в ней воспреобладал эмпирический уклон. Однако при всей своей привлекательности эмпирическая направленность большинства социологических исследований не привела к значительным успехам в социальной практике и в управлении общественными процессами. Эмпиризм, упрощенность в толковании вопросов общественного развития оказались ненадежной базой для принятия практических решений в социальной сфере. Все более очевидной становилась необходимость в высокой социологической теории и в ее переводе на язык практики.

Тесная связь социологии с жизнью определяется теми функциями, которые она выполняет. Как общественная наука, в соответствии со структурой знаний , его относительной специализацией социология выполняет : теоретико-познавательную(гнесиологическую), мировоззренческую.(идеологическую) и преобразовательную (практическую ) функции. В свою очередь они могут преобразовывать производные функции. К ним относят управленческую, методологическую , просветительную, прогностическую функцию социального контроля, коммуникации и т.п. В сущности, они все зависят от первых трёх, по крайне мере, тесно взаимодействуют, переплетены с ними и могут быть раскрыты через их понимание.

 

Макросоциология и микросоциология

Макросоциология акцентирует внимание на типичных образцах поведения, которые дают возможность понимания общества в целом. Основными структурными элементами в обществе с точки зрения макросоциологии выступают семья, экономические и политические институты, образование, религия. Главный интерес для макросоциологических теорий представляет собой изучение крупных закономерностей в развитии общества, взаимоотношения между основными элементами общественной системы и изменение этих отношений.

Микросоциология обращает своё внимание, прежде всего, на поведение индивидов, на мотивы и смыслы, которые люди вкладывают во взаимодействие. Именно те смыслы, которые люди вкладывают в своё взаимодействие с другими людьми, с точки зрения микросоциологии, и влияют на процесс возникновения и развития общества.

 
    Макросоциология изучает социальные структуры, общности, большие социальные группы, слои, системы и процессы в них происходящие. Социальная  общность, выступающая объектом макросоциологического анализа, — это цивилизация и наиболее крупные ее  образования. Макросоциологический подход не  требует детального рассмотрения конкретных проблем и ситуаций, а нацелен на их комплексный охват. Макросоциологический подход к явлениям  связан с общественными мировыми системами и их взаимодействием, с различными типами культур, с  социальными   институтами  и  общественными  структурами, с глобальными процессами.

Так уже сложилось, что  в Европе социологическая мысль  сосредоточила внимание на анализе  макроструктур, то есть на изучении общества в целом.

Макросоциология основное внимание уделяет  моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. В ней  оперируют понятиями: общество, культура, социальный  институт, социальная система  и структура, глобальные социальные процессы и пр.

Макросоциологи полагают, что общество первично, а индивид - вторичен (он таков, каково общество, в котором он родился  и сформировался). Предметом макросоциологии  являются над индивидуальные структуры. Макросоциология тяготеет к социально-философской традиции, является в основном теоретической,  предметно-ориентированной. Но имеет и прикладную функцию: совершенствование общества через его реформации, содействие стабилизации, упорядоченности общественной жизни.

 

Микросоциология изучает повсеместное поведение людей в их межличностном взаимодействии.

Микросоциология уделяет  большое внимание анализу количественной стороны психологических отношений  людей, которые определяются социометристами в терминах безразличия, симпатии (притяжения) и антипатии (отталкивания) .

Таким образом, исследование повседневного поведения в ситуациях  личного взаимодействия обычно называется микросоциологией. Макросоциология - это  анализ крупномасштабных социальных систем, таких, как фирмы, политические системы  и общеэкономический порядок. Макросоциология  также включает анализ долговременных процессов изменений - таких, как  развитие индустриализации. На первый взгляд может показаться, что микро - и макроанализ довольно далеки друг от друга. В действительности же они тесно взаимосвязаны.

Макроанализ важен для понимания институционального фона обыденной жизни. Те способы, которыми люди строят свою повседневную жизнь, чрезвычайно зависят от обширных институциональных оснований, с которыми люди существуют; это становится очевидным, если сравнить культуру, подобную Кун, и жизнь в современном западном городе. В современных обществах люди находятся в постоянном контакте; посторонними. Слово «посторонний» утратило свое старое значение, буквально оно означало «чужой человек», пришедший «со стороны». Люди современного общества, живущие в городах, ежедневно встречают тысячи персонально не знакомых им людей. В таких обстоятельствах фокусированное и нефокусированное взаимодействие заметно пересекаются. Горожанин постоянно должен начинать и прекращать взаимодействие с людьми, с которыми он раньше никогда не встречался. В свою очередь, микроисследования помогают объяснить широкие институционные формы.

Макросоциология и микросоциология: отличия и принципиальное единство

 

Принято думать, что развитие макросоциологии привело к формированию современной теоретической социологии, а микросоциологии – эмпирической (прикладной) социологии. Такая оценка не лишена основания, но не может быть признана в полной мере истинной. И  в макросоциологии, и в микросоциологии  есть как теоретический, так и  эмпирический уровень. Макросоциологи (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Ф. Теннис, П. Сорокин  и др.) активно занимались эмпирическими  социологическими исследованиями, а  микросоциологи (например, представители американской социологической школы) стали основателями важнейших социологических теорий.

Принципиальное различие макро- и микросоциологии заключено  в другом – в разном понимании предназначения социологии, ее предметной области и исследовательских методов. Поэтому происходящее ныне сближение микро- и макросоциологии весьма значимо для современного понимания ее объекта, предмета и всех прочих атрибутов.

Это сближение выражается в том, что и макротеоретики, и микротеоретики все более солидаризируются друг с другом в признании того, что социальная форма материи имеет первичную «клетку» (социальный атом), с изучения которой следует начинать социологический анализ как общества, так и поведения конкретных людей. Разные теоретики представляют эту «клеточку» не однозначно. Охарактеризуем два основных варианта ее трактовок.

В первом речь идет об актах  действий социального «актора», то есть активно и творчески действующего субъекта, включенного в систему разнообразных (в том числе очных и заочных) социальных отношений. Началу теоретизирования в данном плане положили К. Маркс, обосновавший тезис о преобразующей общество деятельности социальных субъектов, и М. Вебер, создавший концепцию социального действия человека. Заметный вклад в развитие этих идей внесли Т. Парсонс, Р. Мертон, У. Бакли, М. Арчер, Э. Гидденс, А. Турен, П. Бурдье, П. Монсон, П. Штомпка и многие другие социологи. По их мнению, с которым трудно не согласиться, практическая деятельность людей:

- первооснова общественной  жизни, главный источник ее  возникновения, сохранения и изменения; 

- обусловлена реально сложившимися в обществе социальными, а также экономическими, политическими, духовными отношениями, включенностью личности в их систему;

- выражает сущность действующего  субъекта, его социальные роли  и социальный статус;

- изменяет субъекта, содействует  его самореализации;

- в чем-то преобразует общественные отношения или консервирует их;

- трансформируется на  каждом цикле перемен самого  субъекта и общественных отношений,  задавая тем самым импульс  очередному циклу социальных  изменений 

Анализ актов социальных действий «акторов» (индивидов, их групп, партий, классов, этносов, классовых движений) понимается многими, но не всеми, в качестве фундаментальной задачи социологической науки. Ее решение обеспечивает слияние макро- и микросоциологии в принципиально единое знание об обществе, ибо исследование актов социальных действий «акторов» открывает путь к познанию закономерностей не только поведения людей, но также развития и функционирования надличностных структур общества.

Второй вариант трактовок  «первичной клеточки» социальных отношений  связан с ее поиском среди имманентно присущих любому обществу явлений. Начало таким рассуждениям положили Г. Зиммель, Ф. Теннис и А. Фиркандт, считавшие основной задачей социологии изучение извечных форм человеческого общежития (по терминологии Г. Зиммеля – «социаций»)

В современной российской социологии эта позиция ярче всего  выражена В.А. Ядовым. По его аргументированному мнению, «…в качестве ключевой, основополагающей категории социологического анализа» должна быть признана «социальная общность», под которой подразумевается «…такая взаимосвязь человеческих индивидов, которая обусловлена общностью их интересов благодаря сходству условий бытия и деятельности людей, составляющих данную общность, их материальной, производственной и иной деятельности, близости их взглядов, верований, их субъективных представлений о целях и средствах деятельности»

Социальной общностью  В.А. Ядов называет «все… устойчивые формы самоорганизации социального  субъекта, …различающиеся пространственно-временными масштабами и содержанием объединяющих их интересов» – семьи, поселения, социодемографические и социально-профессиональные группы, классы, этносы, государства, человечество в целом, «а также малые недолговременные групповые образования» 

Важно заметить, что социальные общности возникают под воздействием, с одной стороны, деятельности людей, а с другой – сложившихся в  обществе структур и социальных институтов. Но, возникнув, они влияют на функционирование и развитие общественных отношений, всей их системы, образующей общество. Поэтому понимание социологии как  науки, изучающей, прежде всего, наличествующие в обществе социальные общности людей:

- устраняет былое противостояние  микро- и макросоциологии;

- уточняет предмет социологии  как синтеза макро- и микросоциологии. 

Обобщая ранее сказанное, социологию можно определить как  науку о социальных действиях, поведении  людей и их групп, изучающую закономерности формирования, функционирования и изменения  социальных общностей, отношений между  ними, социальных институтов, общественных систем и их структур, взаимозависимость  субъектов социальной жизни, их жизненных  сил по поводу жизненного пространства, средств жизнеосуществления.

Данное определение не отменяет необходимости специализации  социологов на исследовании макро- и микросоциальной проблематики, целесообразности использования ими различных методологических подходов к изучаемым явлениям и процессам, учета национально-культурной и социально-территориальной специфики общественного развития .

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Социология занимает, благодаря  своей универсальности, центральное  положение среди социальных наук. Социология специализируется и детализируется и далее, можно сказать, что социология «проникает» во все области жизни, где социальные действия и социальное поведение человека являются ведущим  и определяющим фактором.

Социология довольно молодая  наука, поэтому и в настоящее  время совершенно справедливыми  остаются слова о том, что наука  не может успешно идти вперед, если у нее нет своего общепринятого  и всем одинаково понятного языка. Чем совершеннее наука, тем точнее ее общие понятия, тем прочнее  ее терминология. В этом отношении  социология оставляет желать еще  весьма и весьма многого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. А.И. Кравченко Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: Логос, 2002.
  2. Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие. Москва 1999
  3. Нейл Смелзер Социология: «Феникс» Москва 1994
  4. Основы социологии. Курс лекций / под ред. А.Т. Эфендиева. - М.,1993 г.
  5. . Социология: Учебник / под редакцией В.Н. Лавриненко. - М., 1998 г.
  6. [http://sbiblio.com/biblio/archive/grigorev_osnovi/02.aspx] – электронный ресурс
  7. [http://www.krugosvet.ru/node/39417?page=0,5] – электронный ресурс

 

 


Информация о работе Структура социологического знания, теоретическая и прикладная социология, макро и микро социология