Структура социологической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 16:38, контрольная работа

Краткое описание

Главным объектом в этой работе служит социальная структура общества, которая служит основанием для других тем. Выясним, что же это такое? Социальная структура общества (от лат.structura- строение, расположение, порядок) - строение в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп. Об этом и пойдёт дальнейшая речь в данной работе. Моя задача раскрыть как можно глубоко, вопросы по теоретическим проблемам. А именно; определить структуру социологической науки, выяснить взаимосвязь форм собственности и социальной структуры общества, сущность социальных конфликтов. Теперь подробно изучим данные темы.

Содержание

Введение 3
Структура социологической науки4
Взаимосвязь форм собственности и социальной структуры общества6
Социальная сущность конфликтов в обществе11
Заключение .19
Список использованной литературы20

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 44.57 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

Введение 3

Структура социологической науки4

Взаимосвязь форм собственности и социальной структуры общества6

Социальная сущность конфликтов в  обществе11

Заключение .19

Список использованной литературы20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время  в России осуществляется глубокая реформа всей системы образования. Одно  из важных направлений этой реформы - изменение целей образования, его переориентация на удостоверение запросов и потребностей конкретных людей. Важными составляющими этого процесса являются гуманизация образования. Значительная роль в процессе социально- гуманитарной подготовки принадлежит социологии. С термином « социология» каждый из нас встречался неоднократно. Термин ”социология” происходит от латинского слова ”societas” 
(общество) и греческого ” hoyos ” (слово, учение). Люди, осуществляя совместную деятельность, объединяются в различные группы, общности. Взаимодействие людей в таких группах и групп между собой составить социальную сферу жизнедеятельности общества и изучается наукой социологией. Из чего следует, что 
”социология”- есть наука об обществе в буквальном смысле слова. На всех этапах истории человечество пыталось осмыслить общество, 
выразить свое отношение к нему. Главная функция социологии образования - сформулировать  социальные проблемы, источников их возникновение и возможных путей разрешения. Главным объектом  в этой работе служит социальная структура общества, которая служит основанием для других тем.  Выясним, что же  это такое? Социальная структура общества (от лат.structura- строение, расположение, порядок) - строение в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп.  Об этом и пойдёт дальнейшая речь в данной работе. Моя задача раскрыть как можно глубоко,  вопросы по теоретическим проблемам. А именно; определить структуру социологической науки, выяснить взаимосвязь форм собственности и социальной  структуры общества, сущность социальных конфликтов. Теперь подробно изучим данные темы.

 

1.Структура социологической  науки.

Социология представляет собой  достаточно дифференцированную систему  знания. Каждая ее структурная часть обусловлена потребностями познавательной и продуктивной деятельности и в свою очередь характеризует многоаспектное и многоцелевое назначение социологии как науки. Структуру социологии можно представить состоящую из 4-х основных блоков:

I. Теоретико-методологические основы  социологии. Исследование социального явления предполагает выявление сущности и природы социального феномена, его исторической специфики, сопряженность с экономической и политической сторонами жизни. Этот этап познания представляет собой фундаментальные теоретические основы изучения любого социального явления. Не обладая этими фундаментальными теоретическими знаниями вести изучение социального явления нельзя.

II. Огромное количество социальных  теорий (социология журналистики  в т.ч.), т.е. вся проблематика. Социология имеет дело с отдельными социальными явлениями (единственными или массовыми, приведенными к среднестатистическому факту). В их изучении выделяются два момента:

1) знание природы конкретного  социального явления (личность, трудовой  коллектив, самовыражение субъекта  через какую-либо деятельность, проявление  социальной позиции субъекта  в отношении к чему-либо или  мнению). Оно систематизируется в  специальных социологических теориях,  раскрывает сущность конкретного  явления, специфику выражения  в нем социального. 2) знание природы самого состояния социального явления как момента и предела в его развитии.

III. Методы социологического исследования, методы обработки, анализа и  обобщения социологической информации, т.е. эмпирический и методологический арсенал науки. Специфика познавательной деятельности — теория и методы социологического исследования, методы сбора, обработки, анализа первичной информации о состоянии социального явления,— важная самостоятельная часть социологии.

IV. Социоинженерная деятельность, социальные технологии, т.е. знания  по организации и деятельности  служб социального развития, о  роли социологии в народном  хозяйстве и управлении. Теория организации и деятельность служб социального развития, раскрывающая функции и роль социолога — самостоятельная специфическая часть социологии. Это инструмент преобразования практики, которым владеть руководитель любого предприятия, работники социологических служб, властных структур. Помимо внешней институционализации, социология, как и всякая другая наука, должна пройти процесс внутренней институционализации. Внутренняя институционализация означает совершенствование организационной структуры науки, наличия устойчивого развития труда внутри дисциплины, формирование правил и норм профессиональной этики, разработку эффективных исследовательских методов и приёмов. Всё это должно  обеспечить действительный процесс производства и систематизации знаний  в определенной  области познания. Одно из важнейших мест в этом процессе принадлежит развитию труда, наличию в организационной структуре науки трёх относительных независимых уровней: 1 уровень фундаментальных исследований, 2 уровень прикладных исследований, 3 уровень социальная инженерия. Данная классификация позволяет вычленить в структуре социологии 3 уровня: теоретическую, прикладную социологию, социальную инженерию. Наряду с этими 3 уровнями социологии выделяют также внутри своей науки макро- и – микросоциологию. Макросоциология исследует крупномасштабные социологические системы и исторически длительные процессы. Микросоциология изучает повсеместное поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии.

2.Взаимосвязь форм собственности  и социальной структуры общества.

Исследование проблем  социальной структуры стало особенно актуальным в связи с происходящими  коренными трансформациями российского  общества. Основу этих трансформаций  составило упразднение общенародной собственности на средства производства и замена ее частной собственностью, что повлекло за собой становление  новых отношений между элементами формирующейся социальной структуры  пореформенной России. В связи  с этим на первый план выходит определение  собственности как основы социальной структуры общества. Люди в процессе своей жизнедеятельности объединяются, и человеческое общество представляет собой множество различных социальных групп. К таким группам, например, относятся народность, нация, общественный класс, сельская община. Каждая социальная группа характеризует определённые связи и общие социально значимые признаки (национальность, профессия, религиозная принадлежность, образ и стиль жизни). Возникновение и существование социальных групп относительно стабильных социальных групп, прежде всего, общественным разделение труда и специализации деятельности. Вспомним, например, как в глубокой деятельности в связи с отделением ремесла от сельского хозяйства в обществе возникли группы ремесленников и крестьян, городских и сельских жителей как ремесленники одной специальности стали объединяться в особую группу.   Социологи считают, что и сегодня разделения человеческой деятельности на основные виды (экономическую, политическую и т.д.) определяет разнообразие и численность  социальных групп, их положение в обществе. Взаимосвязь между собой социальные группы образуют социальную структуру общества.  В основе  ряда теорий о социальной структуре общества лежит  понятие «класс». Марксистская  теория использует деление общества на классы для обозначения больших групп людей, отличающихся своим отношением к собственности. Так, одна из классификаций американского общества выделяет в нём высший класс (он включает  богатых людей), средний класс (к нему относят зажиточных людей, а также людей, имеющих средние доходы, мелких предпринимателей), низший класс (класс бедных людей, безработных, нищих). В марксистской традиции собственность мыслится как общественные отношения по присвоению условий и результатов производства, то есть как основное производственное отношение. Исходным и основным способом присвоения является труд. Поэтому организация отношений собственности связана, прежде всего, с социальной организацией труда. Социальная организация труда складывается как наиболее оптимальный в данных условиях способ достижения непосредственной социальной цели производства. Это предполагает соответствующее распределение общественного богатства между участниками производственного процесса. С одной стороны, распределяются вещественные условия производства общественного богатства; с другой стороны, распределяется общественный продукт. Размер доли общественного продукта, получаемой каждым участником процесса производства, определяется его положением в системе отношений собственности и одновременно задает качество и формы воспроизводства различных групп населения. Именно исходя из неодинакового отношения к средствам производства (места в общественной организации труда), то есть из разного положения в системе отношений собственности, общественные субъекты получают разную долю произведенного продукта, а значит, осуществляют свое воспроизводство в разных формах. Отсюда отношения собственности служат основанием выделения общественных групп — классов, то есть главным структурообразующим признаком общественного устройства, определяющим общественный способ и объем ресурсного обеспечения представителей разных классов и тем самым лежащим в основе имущественного неравенства. Отношения собственности, как и любой другой вид общественных отношений, постоянно развиваются, вызывая к жизни новые виды и формы собственности и тем самым определяя появление новых классов, отношения между которыми выражают социальную специфику отношений по поводу средств производства и способности к труду. Так, исторически сменяют друг друга классы рабовладельцев и рабов, феодалов и зависимых крестьян, капиталистов и наемных работников. Можно сделать вывод, что социальная структура общества - это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие  определенные позиции (статус) и выполняющие определённые социальные функции (роли), объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы социально- территориальные, этнические и иные общности. Она выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы. Ядром социальной структуре являются классы. Наличие классов в обществе отмечались в науке и до Маркса и в начале 19 века. Однако наиболее развитию учению о классах получило в марксизме. К. Маркс и Ф.Энгельс обосновали экономические причины возникновения классов. Они утверждали, что деление общества на классы есть результат общественного разделения труда и формирование частностнособственнических отношений. Процесс образования классов происходит 2 путями: путём выделения в родовой общине эксплуатарской верхушки, которая  первоначально состояла из родовой знати, и путём обращения в рабство военнопленных, а также обнищавших соплеменников, попавших в долговую кабалу. Что касается личной собственности как основной формы собственности постиндустриального общества, то она существует, однако не в том виде, который ей пытаются придать в теории постиндустриализма. Будучи сферой функционирования общественной собственности, присвоенная индивидом информация, которую он потребляет, исходя из своих интересов и желаний, становится его личной собственностью. В данном случае общественная собственность в сфере информации именно потому и является общественной, что реализуется как собственность всех вместе, всего сообщества людей и одновременно как личная собственность каждого человека, имеющего потребность в определенном ее виде и потрудившегося найти и потребить (усвоить) тот вид информации, в котором он нуждался. Упразднение в России общенародной собственности и узаконивание частной собственности определило становление капиталистической социально-классовой структуры общества. Исходя из того, что классы образуются на основе отношения к средствам производства и способности к труду, можно выделить следующие классы в современном российском обществе. В современных исследованиях, посвященных социальной структуре, достаточно часто в особый класс выделяется бюрократия в связи с тем, что она является обладательницей государственной власти, распоряжается ресурсной базой всего общества. Бюрократия действительно занимает особое положение в социальной структуре общества, поскольку выполняет особые задачи, связанные с реализацией функций такого важного социального института, как государство, которое, в свою очередь, призвано реализовывать общественные интересы, используя ресурсы всего общества. Важным признаком бюрократии как класса называется то, что она, использую государственную машину, реализует интересы, как крупной буржуазии, так и собственные. Между тем каждый человек стремится реализовать свои интересы через участие в тех или иных группах, и прежде всего профессиональных. Однако оно не может служить основанием выделения бюрократии в отдельный класс. Поскольку классы выделяются на основании отношения к средствам производства, то бюрократия хотя и распоряжается государственными ресурсами и на основе этого имеет возможность конвертировать власть в собственность, однако не владеет и не пользуется ими. Каждый отдельный бюрократ имеет доступ к государственным (общественным) ресурсам лишь пока он находится на государственной службе, то есть пока он нанят на работу. Поэтому бюрократия не может составлять отдельный класс, она является профессиональной группой в структуре класса наемных работников.  

В целом современное российское общество можно характеризовать  как общество капиталистическое, поэтому  его структура также является капиталистической. Эта структура  будет сохраняться, коль скоро власти решили не пересматривать итоги приватизации. Между тем оптимизация отношений  между существующими классами и  социальными группами возможна только на основе перехода от непродуманной  приватизации к взвешенной социально-экономической  политике в сфере распределения  и перераспределения собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Социальная сущность  конфликтов в обществе.

Не существует человеческой общности, в которой отсутствовали бы противоречия и столкновения между ее членами. К вражде и столкновениям человек склонен не меньше, чем к сотрудничеству. Соперничество часто выливается в открытые столкновения, в конфликты. Определим социальный конфликт, как попытку достичь вознаграждения путем отстранения, подчинения или даже физического уничтожения соперников. Конфликтами пронизана вся жизнь общества, и мы можем наблюдать их повсеместно — от элементарной драки или семейной ссоры до войн между государствами. Причины социальных конфликтов можно разделить на две большие группы. Обозначим их как личностные и социальные. Эти две группы причин взаимозависимы. Основными социальными предпосылками конфликтов является: 1) социальное неравенство — т.е. неравномерное распределение между членами общества и группами богатства, влияния, ин формации, уважения и других социальных ресурсов: 2) культурная неоднородность — т.е. сосуществование в обществе различных систем ценностей, разных представлений о мире, разных поведенческих стандартов. Но социальные предпосылки сами по себе не обязательно приводят к конфликтным столкновениям. Субъектами конфликтов в конечном итоге всегда являются конкретные люди — либо отдельные лица, либо люди, объединенные в группы. Для того чтобы социальные предпосылки конфликта действительно привели к конфликту, необходима личностная вовлеченность, осознание несправедливости сложившегося положения. Основным личностным побудительным мотивом конфликта является неудовлетворенная потребность. Существует много разнообразных и весьма подробных типологий человеческих потребностей, мы приведем наиболее простую. Потребности человека мо гут быть разделены на следующие группы:

1) потребности физического существования (пища, материальное благополучие, потребности в продолжение рода и т.д.);

2) потребность в безопасности;

3) социальные потребности (потребности в общении, признании, любви, уважении и др.);

4) высшие потребности  (в творчестве, духовном росте,  само реализации). Этот тип потребностей  проявляется не у всех людей, но если подобные потребности заявляют о себе, они способны оттеснить все остальные потребности, сводя их к минимуму. Когда какая-либо потребность не находит удовлетворения, человек испытывает недовольство, беспокойство, страх и другие отрицательные эмоции. Чем дольше длится состояние неудовлетворенности, тем сильнее эти эмоции, тем тяжелее состояние человека. Каким образом действует человек в ситуации неудовлетворенности? Возможны три варианта поведения: 1) можно отступить, перестать стремиться к удовлетворению потребности; 2) поискать обходной путь удовлетворения потребности; 3) путем агрессии добиться желаемого. Третий путь чаще всего и ведет к конфликтам (хотя и второй чреват конфликтом, если «обходные пути» приводят к столкновению со сложившимися в обществе нормами). Объектом агрессии выступает тот объект, который препятствует удовлетворению потребности. Это может быть человек, группа, общество в целом. Тот, на кого направлена агрессия, в свою очередь, отвечает агрессивным действием. Так возникает конфликт. Объект агрессии может быть определен неправильно, т.е. виновником ситуации считается тот,  кто таковым не является. Это явление называется ложной идентификацией и встречается очень часто. Ложная идентификация может возникнуть непроизвольно, как результат ошибки, однако возможно сознательное манипулирование сознанием возбужденных людей, их натравливание на неугодных лиц или группы, предпринимаемое обычно теми, кому такая дезинформация выгодна. Но и неудовлетворенные потребности сами по себе не приводят к конфликтам. Если человек или группа воспринимают свое подавленное, ущемленное положение как нечто обыденное, привычное, заложенное в самом «ходе вещей», то конфликт может и не возникнуть. В основе возникновения конфликта лежит осознание несправедливости сложившейся ситуации (естественно, с точки зрения заинтересованной стороны). Но и в таких условиях конфликта возникает не всегда. Неопределенность последствий будущего конфликта, страх возмездия, неорганизованность (если речь идет об общностях) препятствуют возникновению конфликтов. Роль неудовлетворенных потребностей в возникновении конфликта очевидна, если мы имеем дело с конфликтом индивидов или небольших групп. Но если речь идет о конфликте государств? Какую роль играют «неудовлетворенные потребности» в этом случае? «Государство» само по себе не может ни принимать решений, ни вступать в конфликты. Принимать решения, вступать в конфликты могут лишь люди. Политику любого государства так же определяют конкретные люди — члены правительства, президенты и т.д. Именно эти люди и определяют, что является «потребностью» того или иного государства в данный момент. Поэтому даже в таких глобальных конфликтах, как войны между государствами, значение личных побудительных мотивов весьма велико. Но применительно к таким случаям лучше говорить не об «удовлетворении потребностей», а о «защите интересов» субъектов конфликта. Общество с заложенным в его структуре социальным неравенством потенциально чревато конфликтами. В каждом обществе существуют группы, чьи потребности регулярно не удовлетворяются, а интересы игнорируются. Общество провоцирует конфликты не только социальным неравенством. Каждое общество имеет определенные культурные модели, которым должны соответствовать его члены. Системы социальных ролей предписывают определенные типы поведения. Это ведет к тому, что люди, не соответствующие сложившимся стандартам, оказываются либо в изоляции, либо в состоянии конфликта с социальной средой. Степень конфликтности в обществе возрастает в ситуациях аномии, политических и экономических кризисов. Нестабильность ситуации и неопределенность норм ведут, во-первых, к тому, что все больше людей не удовлетворяют свои потребности, и, во-вторых, людям легче «перешагнуть» рамки дозволенного, поскольку эти «рамки» в анемичном обществе теряют четкость. Важной чертой кризисных обществ является широкое распространение чувства незащищенности и страха. А это сопровождается ростом агрессивности, что не только провоцирует конфликты, но и ужесточает их характер. Рассматривая роль конфликта как неизбежного явления в развитии общества, можно выделить одну из его функций, которая состоит в разрядке психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон. Существование, так сказать, выходных клапанов и отводных каналов помогает взаимной адаптации индивидов, стимулирует положительные изменения. Другой позитивной функцией конфликта является коммуникативно-связующая. Через эту функцию участники конфликта осознают свои и противостоящие им интересы, выявляют общие проблемы, приспосабливаются друг к другу. Еще одна позитивная функция конфликта, вытекающая из предыдущих, проявляется в том, что он способен играть консолидирующую роль в обществе и даже быть движущей силой социальных Изменений. Это происходит тогда, когда в ходе разрешения конфликта люди по – новому воспринимают друг друга и у них появляется интерес к сотрудничеству, выявляются возможности для этого. Но социальный конфликт может носить негативный, разрушительный характер; дестабилизировать отношения в социальных системах, разрушать социальные общности и групповое единство. Так, забастовки могут нанести серьезный урон предприятиям и обществу, ибо экономический ущерб от остановок предприятий способен стать фактором разбалансированности экономики. Национальные конфликты нарушают взаимосвязи между нациями. В обществе происходит великое множество конфликтов. Их стараются классифицировать, например, по сферам жизни. Речь идет о конфликтах в области экономики, национальных отношений, в социальной сфере и т.д. Конфликты можно классифицировать также в зависимости от субъектов и зон разногласий. Начнем с описания рационального и эмоционального типов конфликтов. Рациональные конфликты охватывают сферу разумного делового соперничества: борьба идей в науке, спор о назначении того или иного лица на руководящую должность, выработка стратегии управления организацией и т.д. Рациональные конфликты сравнительно легко разрешимы: необходимо только признать наличие противоречивых интересов, всесторонне обсудить ситуацию и прийти к общему решению.  Конфликт обретает эмоциональный характер. Причина конфликта может вообще забыться, а противостояние сопернику становится самоцелью. Противоположная сторона воспринимается как средоточие всех зол и бед. Эмоциональные конфликты фактически не поддаются регулированию. Особенно опасен эмоциональный конфликт, когда в него включены большие массы людей. Ярким примером массово го эмоционального конфликта является конфликт межнациональный. Такие конфликты отличаются длительностью и часто сопровождаются жестокостью. А.Г.Здравомыслов приводит следующую типологию конфликтов:

Информация о работе Структура социологической науки