Структурно психологический анализ конфликта на примере рассказа «Отец семейства» А.П.Чехова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 19:39, доклад

Краткое описание

Прямые участники: Степан Степаныч Жилин, жена Жилина
Косвенные участники: бабушка Анфиса Ивановна, сын Федя, гувернантка Варвара Васильевна
Их характеристика и особенности:
Степан Степаныч в данном рассказе предстает перед читателем в гневном образе, недовольным всем окружающим миром. «Это случается обыкновенно после хорошего проигрыша или после попойки, когда разыгрывается катар. Степан Степаныч Жилин просыпается в необычайно пасмурном настроении. Вид у него кислый, помятый, разлохмаченный; на сером лице выражение недовольства: не то он обиделся, не то брезгает чем-то.»

Вложенные файлы: 1 файл

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ.docx

— 31.21 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Структурно психологический  анализ конфликта на примере рассказа «Отец семейства» А.П.Чехова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила Щербакова  Елизавета, факультет Маркетинг  (Реклама), гр.1416

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АНТОН  ПАВЛОВИЧ  ЧЕХОВ

ОТЕЦ  СЕМЕЙСТВА

Это случается обыкновенно  после хорошего проигрыша или  после попойки, когда разыгрывается  катар. Степан Степаныч Жилин просыпается в необычайно пасмурном настроении. Вид у него кислый, помятый, разлохмаченный; на сером лице выражение недовольства: не то он обиделся, не то брезгает чем-то. Он медленно одевается, медленно пьёт своё виши и начинает ходить по всем комнатам.

— Желал бы я знать, какая  ссскотина ходит здесь и не затворяет дверей? — ворчит он сердито, запахиваясь в халат и громко отплёвываясь.— Убрать эту бумагу! Зачем она здесь валяется? Держим двадцать прислуг, а порядка меньше, чем в корчме. Кто там звонил? Кого принесло?

— Это бабушка Анфиса, что нашего Федю принимала,— отвечает жена.

— Шляются тут... дармоеды!

— Тебя не поймёшь, Степан Степаныч. Сам приглашал её, а теперь бранишься.

— Я не бранюсь, а говорю. Занялась бы чем-нибудь, матушка, чем  сидеть этак, сложа руки, и на спор лезть! Не понимаю этих женщин, клянусь  честью! Не по-нимаю! Как они могут проводить целые дни без дела? Муж работает, трудится, как вол, как ссскотина, а жена, подруга жизни, сидит, как цацочка, ничего не делает и ждёт только случая, как бы побраниться от скуки с мужем. Пора, матушка, оставить эти институтские привычки! Ты теперь уже не институтка, не барышня, а мать, жена! Отворачиваешься? Ага! Неприятно слушать горькие истины?

— Странно, что горькие  истины ты говоришь только когда у тебя печень болит.

— Да, начинай сцены, начинай...

— Ты вчера был за городом? Или играл у кого-нибудь?

— А хотя бы и так? Кому какое дело? Разве я обязан отдавать кому-нибудь отчёт? Разве я проигрываю не свои деньги? То, что я сам трачу, и то, что тратится в этом доме, принадлежит мне! Слышите ли? Мне!

И так далее, всё в таком  роде. Но ни в какое другое время  Степан Степаныч не бывает так рассудителен, добродетелен, строг и справедлив, как за обедом, когда около него сидят все его домочадцы. Начинается обыкновенно с супа. Проглотив первую ложку, Жилин вдруг морщится и перестаёт есть.

— Чёрт знает что...— бормочет он.— Придётся, должно быть, в трактире обедать.

— А что? — тревожится жена.— Разве суп не хорош?

— Не знаю, какой нужно  иметь свинский вкус, чтобы есть эту бурду! Пересолен, тряпкой воняет... клопы какие-то вместо лука... Просто возмутительно, Анфиса Ивановна! — обращается он к гостье-бабушке.— Каждый день даёшь прорву денег на провизию... во всём себе отказываешь, и вот тебя чем кормят! Они, вероятно, хотят, чтобы я оставил службу и сам пошёл в кухню стряпать.

— Суп сегодня хорош...—  робко замечает гувернантка.

— Да? Вы находите? — говорит  Жилин, сердито щурясь на неё.— Впрочем, у всякого свой вкус. Вообще, надо сознаться, мы с вами сильно расходимся во вкусах, Варвара Васильевна. Вам, например, нравится поведение этого  мальчишки (Жилин трагическим жестом указывает на своего сына Федю), вы в  восторге от него, а я... я возмущаюсь. Да-с!

Федя, семилетний мальчик  с бледным, болезненным лицом, перестаёт есть и опускает глаза. Лицо его ещё больше бледнеет.

— Да-с, вы в восторге, а  я возмущаюсь... Кто из нас прав, не знаю, но смею думать, что я, как  отец, лучше знаю своего сына, чем  вы. Поглядите, как он сидит! Разве  так сидят воспитанные дети? Сядь хорошенько!

Федя поднимает вверх  подбородок и вытягивает шею, и ему  кажется, что он сидит ровнее. На глазах у него навёртываются слёзы.

— Ешь! Держи ложку как  следует! Погоди, доберусь я до тебя, скверный мальчишка! Не сметь плакать! Гляди на меня прямо!

Федя старается глядеть  прямо, но лицо его дрожит, и глаза  переполняются слезами.

— Ааа... ты плакать! Ты виноват, ты же и плачешь? Пошёл, стань в угол, скотина!

— Но... пусть он сначала  пообедает! — вступается жена.

— Без обеда! Такие мерз... такие шалуны не имеют права обедать!

Федя, кривя лицо и подёргивая всем телом, сползает со стула и идёт в угол.

— Не то ещё тебе будет! —  продолжает родитель.— Если никто  не желает заняться твоим воспитанием, то, так и быть, начну я... У меня, брат, не будешь шалить да плакать за обедом! Болван! Дело нужно делать! Понимаешь? Дело делать! Отец твой работает, и ты работай! Никто не должен даром есть хлеба! Нужно быть человеком! Че-ло-ве-ком!

— Перестань, ради бога! —  просит жена по-французски.— Хоть при  посторонних не ешь нас... Старуха  всё слышит и теперь, благодаря  ей, всему городу будет известно...

— Я не боюсь посторонних,—  отвечает Жилин по-русски.— Анфиса Ивановна видит, что я справедливо  говорю. Что ж, по-твоему, я должен быть доволен этим мальчишкой? Ты знаешь, сколько он мне стоит? Ты знаешь, мерзкий мальчишка, сколько ты мне  стоишь? Или ты думаешь, что я деньги фабрикую, что мне достаются они даром? Не реветь! Молчать! Да ты слышишь меня или нет? Хочешь, чтоб я тебя, подлеца этакого, высек?

Федя громко взвизгивает  и начинает рыдать.

— Это, наконец, невыносимо! — говорит его мать, вставая  из-за стола и бросая салфетку.—  Никогда не даст покойно пообедать! Вот где у меня твой кусок сидит!

Она показывает на затылок  и, приложив платок к глазам, выходит  из столовой.

— Оне обиделись...— ворчит Жилин, насильно улыбаясь.— Нежно воспитаны... Так-то, Анфиса Ивановна, не любят нынче слушать правду... Мы же и виноваты!

Проходит несколько минут  в молчании. Жилин обводит глазами  тарелки и, заметив, что к супу ещё никто не прикасался, глубоко  вздыхает и глядит в упор на покрасневшее, полное тревоги лицо гувернантки.

— Что же вы не едите, Варвара  Васильевна? — спрашивает он.— Обиделись, стало быть? Тэк-с... Не нравится правда. Ну, извините-с, такая у меня натура, не могу лицемерить... Всегда режу правду-матку (вздох). Однако, я замечаю, что присутствие моё неприятно. При мне не могут ни говорить, ни кушать... Что ж? Сказали бы мне, я бы ушёл... Я и уйду.

Жилин поднимается и с  достоинством идёт к двери. Проходя  мимо плачущего Феди, он останавливается.

— После всего, что здесь  произошло, вы сссвободны! — говорит он Феде, с достоинством закидывая назад голову.— Я больше в ваше воспитание не вмешиваюсь. Умываю руки! Прошу извинения, что, искренно, как отец, желая вам добра, обеспокоил вас и ваших руководительниц. Вместе с тем, раз навсегда слагаю с себя ответственность за вашу судьбу...

Федя взвизгивает и  рыдает ещё громче. Жилин с достоинством поворачивает к двери и уходит к себе в спальную.

Выспавшись после обеда, Жилин начинает чувствовать угрызения  совести. Ему совестно жены, сына, Анфисы Ивановны и даже становится невыносимо жутко при воспоминании о том, что было за обедом, но самолюбие  слишком велико, не хватает мужества быть искренним, и он продолжает дуться и ворчать...

Проснувшись на другой день утром, он чувствует себя в отличном настроении и, умываясь, весело посвистывает. Придя в столовую пить кофе, он застаёт  там Федю, который при виде отца поднимается и глядит на него растерянно.

— Ну, что, молодой человек? — спрашивает весело Жилин, садясь за стол.— Что у вас нового, молодой человек? Живёшь? Ну, иди, бутуз, поцелуй своего отца.

Федя, бледный, с серьёзным  лицом, подходит к отцу и касается дрожащими губами его щеки, потом  отходит и молча садится на своё место.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структурно психологический  анализ конфликта 

  1. Прямые и косвенные участники конфликта, их особенности.
  2. Предмет конфликта
  3. Потребности и мотивы участников
  4. Конфликтные действия и стили поведения участников
  5. Эмоциональная реакция конфликтующих.
  6. Динамика конфликта
  7. Вид и характер конфликта
  8. Позитивные и негативные стороны конфликта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Прямые и косвенные участники конфликта

Прямые участники: Степан Степаныч Жилин, жена Жилина

Косвенные участники: бабушка  Анфиса Ивановна, сын Федя, гувернантка Варвара Васильевна

Их характеристика и особенности:

Степан Степаныч в данном рассказе предстает перед читателем в гневном образе, недовольным всем окружающим миром. «Это случается обыкновенно после хорошего проигрыша или после попойки, когда разыгрывается катар. Степан Степаныч Жилин просыпается в необычайно пасмурном настроении. Вид у него кислый, помятый, разлохмаченный; на сером лице выражение недовольства: не то он обиделся, не то брезгает чем-то.»

Жена Жилина, женщина, старающаяся угодить своему мужу и привыкшая к такого рода выходкам с его стороны, пытаясь успокоить гневного с утра Степан Степаныча, не выдерживает и в очередной раз уходит прочь, не желая продолжать конфликт.

Бабушка Анфиса Ивановна, в рассказе практически нет информации о данном персонаже.

«— Это бабушка Анфиса, что нашего Федю принимала,— отвечает жена.»

Судя по словам жены Жилина, весьма болтлива, хотя в разговоре  не уучаствует. «— Перестань, ради бога! — просит жена по-французски.— Хоть при посторонних не ешь нас... Старуха всё слышит и теперь, благодаря ей, всему городу будет известно...»

Сын Федя, в диалоге не участвует, боится своего отца и беспрекословно слушается его, выполняя все указания.

Гувернантка Варвара Васильевна, один раз позволила себе противоречить зачинщику конфликта Степан Степанычу, высказав слова защиты по поводу вкусно приготовленного супа.

«— Суп сегодня хорош...— робко замечает гувернантка.»

 

  1. Предмет конфликта

Причиной данного конфликта  является дурное настроение главы семейства, Степан Степаныча Жилина, в конфликте со всеми домочадцами, он выступает основным источником конфликта.

 Предметами же конфликта выступает все, что попадается под руку и взгляду недовольному с утра, главе семейства. Вначале основой для конфликта является незакрытая дверь бабушкой Анфисой Ивановной, « — Желал бы я знать, какая ссскотина ходит здесь и не затворяет дверей?», что провоцирует спор и создает конфликтную ситуацию между Жилиным и его женой.

Далее, Жилин высказывается  негативно по поводу бездельства жены, «— Я не бранюсь, а говорю. Занялась бы чем-нибудь, матушка, чем сидеть этак, сложа руки, и на спор лезть! Не понимаю этих женщин, клянусь честью! Не по-нимаю! Как они могут проводить целые дни без дела? Муж работает, трудится, как вол, как ссскотина, а жена, подруга жизни, сидит, как цацочка, ничего не делает и ждёт только случая, как бы побраниться от скуки с мужем. Пора, матушка, оставить эти институтские привычки! Ты теперь уже не институтка, не барышня, а мать, жена! Отворачиваешься? Ага! Неприятно слушать горькие истины?»

Затем, еще один предметом  конфликта выступает плохо приготовленный суп, и наконец, разбалованное поведение сына.

 

  1. Потребности и мотивы основных участников конфликта.

Потребности Жилина: Поставить  всех на место.

Мотив: Показать себя главным  в доме.

Потребности и мотивы жены: утихомирить мужа, не создавать конфликт.

  1. Конфликтные действия и стили поведения участников

Конфликтные действия со стороны Жилина: угнетает всех своим дурным настроением, обвиняет жену в безделии, ругает не за что сына, нехорошо отзывается о всех участниках конфликта, провоцирует негативную реакцию.

Конфликтные действия со стороны жены: Защищая бабушку и сына, переводит конфликт на себя, допрашивает мужа о его вчерашнем местонахождении («— Ты вчера был за городом? Или играл у кого-нибудь?»)

Стили поведения:

Жилин агрессивен, недоволен  всем происходящим, бросает ярко выраженные недовольства на любые высказывания остальных, провоцируя тем самым конфликт.

Жена старается найти  компромисс, но в дальнейшем уклоняется от конфликта, понимая его неразрешимость. Соответственно, используется такой стиль поведения в межличностном конфликте, как приспособление, а именно, - предполагает готовность субъекта поступиться своими интересами с целью сохранения взаимоотношений, которые ставятся выше предмета и объекта разногласий.

  1. Эмоциональная реакция конфликтующих.

Жилин эмоционирует довольно открыто и ярко, выражая гнев и злость. Жилин явный холерик, учитывая столь бурные реакции и резкие смены настроения ведь проспавшись, его мучают угрызения совести и возможно он уже становится не таким холодным и грубым как прежде.

Жену можно определить как сангвиника в данной ситуации, поскольку она привыкла к таким  выходкам мужа и зная о предстоящем конфликте, не боится вступиться за сына и бабушку и реагирует довольно спокойно.

  1. Динамика конфликта

 

  1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации.

Конфликтная ситуация возникла с пробуждения Степан Степаныча, увидев не затворённую дверь и начав возмущаться по этому поводу, а далее и по всем остальным.

  1. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта.

Жена Жилина начинает осознавать предстоящий конфликт, меняется в настроении, пытается предотвратить, правда в начале беседы атакует такими высказываниями как - «Странно, что горькие истины ты говоришь только когда у тебя печень болит.» Жилин же реагирует остро и не останавливается в оскорблениях.

Информация о работе Структурно психологический анализ конфликта на примере рассказа «Отец семейства» А.П.Чехова