Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:50, реферат
Научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество, определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся отрасли народного хозяйства, наука и культура обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи); во-вторых, возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функций учащихся вузов; в-третьих, студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции; в-четвертых, той большой ролью, которую играет студенчество в общественно-политической жизни нашей страны.
В философско-социологической литературе проблема студенчества начала активно разрабатываться в 60-е гг.
В-четвертых,
в социокультурных ценностях молодежи наблюдается приоритет потребительских ориентации над креативными. Так, по результатам социологических исследований среди студентов вузов, потребление в рамках художественной культуры заметно преобладает над их креативными устремлениями в социокуль-турной деятельности. В среднем, свыше 75% молодых людей чаще всего проводят свое свободное время у телевизора или в компании с друзьями, слушая, главным образом развлекательную музыку. В то же время только каждый десятый (по их самооценке) предпочитает расходовать свободное время на посещение кружков-студий, каждый 16-й - на самообразование, каждый 6-й - на занятия спортом.
В-пятых,
продолжается "вестернизация" (американизация) социокультурных потребностей и интересов белорусской молодежи. Ценности отечественной культуры "...вытесняются схематизированными стереотипами - образами массовой культуры, ориентированными на достижение стандартов "американского образа жизни", в его самом примитивном и облегченном воспроизведении". Героем нашего времени и в определенной степени образцом для подражания выставляется "негативный лидер" - эгоистичный, циничный, но преуспевающий и добивающийся успеха, не считаясь со средствами.
В-шестых,
вестернизацией массового молодежного сознания во многом обусловливается отсутствие в ее ценностях этнокультурной самоидентификации. Эта черта особенно присуща белорусской молодежи. Нормы и ценности, оказывающие определяющее воздействие на подрастающее поколение в период его формирования, основываются "...либо на традиционно-советской, либо западной модели воспитания, в любом случае - вненациональной, в то время как интериоризация этнокультурного содержания практически отсутствует". В результате этого процесс социализации современной молодежи сопровождается утратой целостности отечественной культуры, разрывом и даже противостоянием различных типов культур, существующих в нашем обществе. Народная культура (традиции, обычаи, обряды, фольклор и т.п.) воспринимаются большей частью молодежи как анахронизм. Одним из наиболее характерных проявлений ослабления нашей культурно-исторической памяти является вырождение белорусского языка. Лингвистическая культура современной молодежи, испытывающая мощное англоязычное влияние, в значительной мере обедняется также за счет примитивизации и слога, и лексикона средств массовой информации, и книжного ширпотреба. Между тем язык всегда был и остается генетической памятью народа. [8]
II глава
Проблемы студенческой молодежи
Опросив 1875 молодых людей и использовав
богатейшую базу исследований прошлых
лет, социологи Научно-исследовательского
центра при Институте молодежи выделили
десять главных проблем студенческой
молодежи. Это преступность, деньги, безработица,
образование, досуг, здоровье, наркотики,
проституция, права и родина… Анализ проблем
показывает, что они расположены в нескольких
основных «измерениях» и сопряжены, в
первую очередь, с возможностью реализации
молодежью своих прав: человека, гражданина,
члена общества. От реализации этих прав
зависят перспективы развития и будущее
страны.
Первая группа проблем связана непосредственно
с безопасностью – это жизнь и здоровье
молодого человека, физическое, душевное
и духовное.
Большинство молодых людей (70%) обеспокоены
прямой угрозой жизни и здоровью. Причин
для этого множество. Многие не чувствуют
себя в безопасности на улицах, рост преступности
– один из доминирующих страхом молодежи,
они боятся войны, болезней, их беспокоит
экологическая ситуация, которая также
напрямую связана со здоровьем.
Другой комплекс проблем - жизненные
перспективы молодого поколения.
Молодой человек должен иметь чувство
жизненных перспектив, а это, в первую
очередь, творческая самореализация, а
значит, образование, профессия, карьера,
возможность достигнуть определенного
уровня благосостояния и обеспечить свою
будущую семью, которая неожиданно, вопреки
стереотипам, вышла на роль ведущей ценности
в глазах молодежи.
Третья группа проблем обозначена как проблема «социального участия».
Несмотря на то, что у многих
представителей молодежи живы воспоминания
о советских временах, мышление этих
людей демократически ориентировано,
утверждает исследование. Гражданские
и политические права и свободы
– важнейшая часть жизни
Я рассмотрю в моем реферате наиболее важные, по моему мнению, проблемы студентов.
Молодежь и социальное неравенство
По моему мнению, истоками всех
проблем является социальное неравенство.
С этим человек сталкивается с
самого своего рождения. Двор, детский
сад и самое настоящее
По телевизору сейчас показывают очень много передач. Как группой собираются школьники, выбирают самого слабого и избивают его. Все происходящее снимают на мобильный телефон и выкладывают в Интернет. Жестоко…. Но это реальность. И наш город не исключение.
В реальном мире молодые люди находятся в тяжелых жизненных условиях: жесткой конкуренции, экономические, имущественные, социальные проблемы. Из-за этого молодежь разбивается на группы, интересы которых чаще всего не просто противоречат друг другу, а даже враждебны.
Эта ситуация классового расслоения - типична для капиталистического общества. Из этого можем сделать вывод, что социальное расслоение не уменьшается, а нарастает (это стали признавать даже высшие чиновники). Бедность – влечет за собой множество проблем. Не только невозможность полноценного развития - физического, интеллектуального, эстетического, но и невозможность получить хорошее образование, так как все платное, а так же недоступность к эффективной медицине. [10]
Определенное поведение, диктуемое занимаемым социальным положением, статус родителей и сложившийся круг друзей и знакомых порождает различные точки зрения молодых людей разного социального положения на те или иные вопросы. Разные ценности, совершенно противоположные идеалы и стремления — вот то, что отличает «бедную» и «богатую» молодежь.
Факт быстрорастущего
Практически каждый второй студент (в эту категорию попадают именно «бедные» студенты) ищет себе работу.
Круг предлагаемых работ не так уж и велик. Но оказавшись в положении самостоятельного и независимого человека, студент начинает привыкать ко взрослой жизни. И у молодежи, недостаточно обеспеченной, процесс происходит намного быстрее, чем у молодых людей, имеющих возможность брать деньги у родителей и не думать о завтрашнем дне.
«Бедная» молодежь через какое-то
время может заработать себе на жизнь.
Естественно, это не такие уж и большие
суммы, но минимумом можно себя обеспечить.
Но некоторые все же жалуются. Это связано
с тем, что жизнь постоянно усложняется,
и наши потребности растут. Все становится
и привлекательнее, и дороже — одежда,
мебель, бытовая техника и т.д. Многие молодые
люди имеют диктофоны, магнитофоны, компьютеры
и красивую одежду. У других молодых людей
ситуация сложнее.[11]
Отсутствие связи между
Как неизбежное следствие этих процессов,
происходит духовная и профессионально-
Как известно, снижение статуса в одной из сфер часто провоцирует нисходящую мобильность в других сферах. Поэтому нет уверенности, что рост непривилегированных слоев не приведет к укреплению андеркласса как постоянного источника социальной нестабильности.
Сегодня образование стало фактором
укрепления социального неравенства.
Дети «власть имущих» и богатых имеют
возможность попасть в узкую группу, которая
в будущем получит доступ к рычагам власти
в экономике и политике.
Проблема наркомании среди молодежи.
Известно, что социальные последствия наркомании тяжелы. Наркоманы выбывают из общественной жизни - трудовой, политической, семейной, вследствие физической, социальной деградации личности. Наркомания не минуемо поражает целый веер явлений чуждых обществу. Сюда относят трудно излечимые психофизиологические болезни человека и теневую экономику, обусловленную закономерным, возрастающим спросом на наркотики и нелегальными способами его удовлетворения в корыстных целях и преступность, насилия над личностью, связанные с распространением наркотиков и незаконным обогащением. Специфической чертой наркомании общества является формирование групп или сообществ наркоманов. Их возникновение связано с особыми условиями приобретения и употребления наркотиков. Испытывание затруднения в добывании не только средств на наркотики, но и самих наркотических средств. Наркоман вынужден поддерживать связь с теми кто первоначально приобщил его к потреблению наркотиков. Для наркомана весьма характерно стремление приобщить к пороку свое ближайшее окружение.
В Беларуси на официальном учете в наркодиспансерах сегодня состоит почти 4 тысячи человек ( по данным 2001 года). Международная практика доказывает, что эту цифру можно смело умножать на 10. Так что реально у нас 40 тысяч наркоманов - точнее, тех, кто "плотно сидит на игле". А сколько тех, кто в это время приступает к ознакомлению с порочным пристрастием? Причем увеличивается и сила употребляемых наркотиков. Несмотря на то, что по-прежнему любимым по причине относительной дешевизны остается опиум (его употребляют порядка 78% белорусских наркоманов), 5 лет назад гашиш и марихуана получили более широкое распространение, а сегодня возрастает употребление кокаина и героина. На дискотеках и в ночных клубах молодежь отдает предпочтение синтетическому наркотику амфетамину.
Оказалось, что в сравнении с
1990 годом распространение
Как сообщил В.Максимчук (главный нарколог Министерства здравоохранения Беларуси) в Беларуси продолжается рост числа наркопотребителей. За последние 10 лет число потребителей наркотических средств увеличилось в 4,2 раза. В настоящее время на учете в наркологической службе состоит около 11 тыс. человек, включая группу профилактического учета. Среди них — 84% мужчины и 16% — женщины. Большинство потребителей наркотиков — это молодые люди, 9% от общего числа наркопотребителей принадлежат к возрастной группе до 19 лет, 34% — свыше 35 лет. (данные за 2007 год) [14].
На сегодняшний день студенты, вступающие в брак, в большинстве случаев являются не подготовленными к сложностям самостоятельной семейной жизни. Студенческая молодежь не отказывается от брака в общепринятом понимании этого понятия, но отказывается своевременно и официально его регистрировать, что влияет на ее репродуктивное поведение. Повысить уровень брачности, рождаемости и интерес к семейным ценностям среди молодежи - значит получить заметный эффект в социально-демографическом развитии страны.
Проблема изучения молодежных семей
в связи с острым ухудшением демографической
ситуации в стране представляется весьма
актуальной, учитывая роль молодежи в
замещении уходящих поколений и
воспроизводстве социально-
В последние десятилетия четко
просматриваются негативные тенденции
в брачно-семейных отношениях среди
молодежи. Ухудшение морального, социального,
экономического состояния молодежи
в целом, особенно семейной молодежи,
связано с резко изменившимся
политическим и экономическим укладом
в стране. Хотелось бы особенно отметить,
что за последние десятилетия
среди студентов отмечается растущее
положительное отношение к
Социологические исследования, проведенные
в конце XX века, показывают, что такая
форма брака, как сожительство, с
каждым годом все активнее распространяется
среди студенческой молодежи: около
60% опрошенных студентов допускают
возможность сексуальных
В последние
годы фактические браки становятся
среди молодежи своего рода новым
этапом жизненного цикла семьи, который
непосредственно предшествует юридически
оформленному союзу. Объясняется это
тем, что уже несколько десятилетий
наблюдается ранее
Информация о работе Студенческая молодежь. Проблемы и особенности