Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 23:31, реферат
Сущность слова "студент". Термин «студенчество". Положение и состав студенчества. Особая роль студенчества в системе общественного разделения труда. Многообразие форм коллективистской деятельности студентов. История развития студенчества при Петре I, в российской империи, при советской власти, в наше время.
Введение
Студент
Возникновение понятия
Студенчество
Студенчество глазами социологов.
Студенчество и ВУЗы при Петре I
Обучение и студенчество в Российской империи
Из жизни студентов конце XIX — начале XX столетия
Становление Российского Студенчества (начало ХХ века)
Студенчество в странах капитализма и социализма
Советское Студенчество
Женские курсы. Студентки.
Студенты 90х -???
Наше время
Содержание
- Введение
- Студент
- Возникновение понятия
- Студенчество
- Студенчество глазами социологов.
- Студенчество и ВУЗы при Петре I
- Обучение и студенчество в Российской империи
- Из жизни студентов конце XIX — начале XX столетия
- Становление Российского Студенчества (начало ХХ века)
- Студенчество в странах капитализма и социализма
- Советское Студенчество
- Женские курсы. Студентки.
- студенты 90х -???
- наше время
- Заключение
- Литература
Введение.
Студент – слово латинского происхождения (studens), что буквально переводится как «усердно работающий», «занимающийся». Студент – учащийся учреждений среднего и высшего профессионального образований: колледжей, техникумов, университетов, институтов и академий.
Однако так было не всегда. В Древнем Риме и в Средние века студентами называли всех, кто имел какое-нибудь отношение к познанию. С появлением в XII первых университетов студентами стали называть и учащихся, и преподавателей. Только введение новых учёных званий (магистр, профессор, доктор и т.д.) сделал термин уникальным.
Не менее интересна российская студенческая история. Так, до 1918 года студентами называли также выпускников вузов, которые не имели практического опыта работы. А в советское время студентами называли лишь учащихся вузов. Обучающиеся в средних специальных учебных заведениях именовались учащимися, в военно-учебных — курсантами и слушателями.
Студенты России на протяжении семестра посещают лекции, практические занятия, с наступлением сессии сдают зачёты и экзамены. Между сессиями предусмотрены каникулы (зимние и летние).
В зависимости от формы обучения, различают студента «очника», «заочника» и «вечерника». Студенты очной формы обучения пользуются большим «пакетом» привилегий: получают государственную стипендию, имеют право пользоваться студенческим проездным билетом, бесплатно питаться, при необходимости проживать в общежитиях учебного заведения, участвовать в конкурсах и дополнительных стипендиальных программах. Срок обучения составляет 5 лет (специалист). Студенты заочной формы учатся без отрыва от работы. Как и студентам вечерних отделений, им не полагаются стипендии, студенческие проездные. Студенты «заочники» и «вечерники» учатся 6 лет (специалист).
Возникновение понятия
Во время возникновения первых университетов латынь являлась языком науки и делопроизводства. Студентов в те времена называли школярами (scholaris — ученик, от лат. schola — школа). Этот термин все ещё используется в настоящее время по отношению к школьникам, а иногда к тем, кто отличается неглубокими, ограниченными знаниями.
В ранний период Нового времени появилось обозначение лат. studiosus («интересующийся»). Немного позднее появилось слово studente (причастие настоящего времени), которое и по настоящий момент служит в русском языке обозначением для учащегося высших учебных заведений.
Студенчество.
Термин «студенчество» обозначает собственно студентов как социально-демографическую группу, характеризующуюся определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением и т.д.; определенное общественное положение, роль и статус; особую фазу, стадию социализации (студенческие годы), которую проходит значительная часть молодежи и которая характеризуется определенными социально-психологическими особенностями.
Студенчество как особая группа возникла в Европе в 12 веке одновременно с первыми университетами. Средневековое студенчество было крайне неоднородно как в социальном, так и в возрастном отношениях. С развитием капитализма и повышением социальной значимости высшего образования роль студенчества в жизни общества возрастает. Студенчество является не только источником пополнения квалифицированных кадров, интеллигенции, но и само составляет довольно многочисленную и важную социальную группу. Хотя высокая стоимость высшего образования и наличие целого ряда других социальных барьеров делали его доступным в большинстве случаев только для состоятельных слоев общества и само оно давало получившим его людям значительные привилегии, уже в 19 - нач. 20 вв. студенчество отличилось высокой политической активностью и играло заметную роль в общественной жизни.
Научно-техническая революция повлекла за собой крупные сдвиги в положении и составе студенчества. Потребность в образованных кадрах повсеместно вызывает быстрый рост абсолютного числа студентов, а также их удельного веса в общей массе населения и особенно в молодежных возрастных группах. В связи с укрупнением высших учебных заведений усиливается концентрация студенчества, студенческие городки становятся все более многолюдными. Растущая массовость высшего образования подрывает его былую элитарность, делает студенчество более демократическим по социальному происхождению. Определенные сдвиги происходят и в половозрастной структуре студенчества, в частности увеличивается количество женщин.
Несмотря на различия своего социального происхождения и, следовательно, материальных возможностей, студенчество связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определенную социально-профессиональную группу. Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает у студенчества известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни, причем это дополняется и усиливается возрастной однородностью, которой не имеют другие социально-профессиональные группы. Социально-психологическая общность объективируется и закрепляется деятельностью целого ряда политических, культурно-просветительских, спортивных и бытовых студенческих организаций.
Студенчество не занимает самостоятельного места в системе производства, студенческий статус является заведомо временным, а общественное положение студенчества и его специфические проблемы определяются характером общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего образования.
Но в настоящее время в научной литературе еще нет достаточно полного определения понятия «студенчество», как нет и единого мнения по вопросу о характере и специфике труда студенчества.
Студенчество глазами социологов.
Понятие «студенчество», данное в книге ростовских социологов Б. Рубина и Ю. Колесникова «Студент глазами социолога», заключается в следующем: «Студенчество – это мобильная социальная группа, целью существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве». Здесь главная мысль авторов сводится к тому, что студенчество следует рассматривать как социальную группу в системе вуза, которая имеет свою цель, свои специфические особенности и которая готовится к выполнению социальных ролей и функций интеллигенции. «Студенчество, - пишут Б. Рубин и Ю. Колесников, - как социальная группа функционирует в системе высшего образования, выступает в качестве объекта производства, предметом которого является не вещь, а сам человек, личность. Поэтому главной формой производства является обучающе-образовательная деятельность».
Другой исследователь, А.Н. Семашко, пишет, что «было бы неправильным рассматривать студенчество как лишь состояние к подготовке и занятию статуса интеллигенции. Студенчество обладает всеми необходимыми характеристиками, достаточными для отнесения его к особой социальной группе, тат как оно отвечает всем установившимся признакам». В подтверждение своих доводов Семашко приводит следующие признаки: выполнение в обществе определенных функций, объективность существования, однозначная детерминированность поведения членов групп, определенная целостность и самостоятельность по отношению к другим социальным группам, специфические социально-психологические черты и системы ценностей.
В отличие от авторов книги «Студент, глазами социолога» Семашко, выделяя студенчество как особую социальную группу, отмечает внутренние различия, вызванные источниками формирования студенчества. С другой стороны, автором подчеркивается, что студенчество не было бы социальной группой, если бы не «множественность» происхождения не сглаживалось определенным образом единой социально-функциональной его природой и единством других признаков.
Представляют определенный интерес определения студенчества, данные А.С. Власенко и Т.В. Ищенко. Власенко пишет: «Студенчество – это особая социальная группа, формирующаяся из различных социальных образований общества и характеризующаяся особыми условиями жизни, труда и быта, особым общественным поведением и психологией, для которой приобретение знаний и подготовка себя для будущей работы, в науке, культуре является главным и в большинстве случаев единственным занятием».
Ищенко акцентирует внимание на том факте, что студенчество является составной частью такой общественной группы, как молодежь: «Студенчество – особая общественная группа общества, резерв интеллигенции – объединяет в своих рядах молодых людей примерно одинакового возраста, образовательного уровня – представителей всех классов, социальных слоев и групп населения. Отличительными чертами студенчества как общественной группы являются: характер труда студентов, заключающийся в систематическом накоплении, усвоении, в овладении научными знаниями, и его основные социальные роли, определенные положением студенчества как резерва интеллигенции и его принадлежностью к молодому поколению – молодежи».
Таким образом, студенчество выполняет особую роль в системе общественного разделения труда, которая заключается в подготовке к выполнению функций интеллигенции. не участвуя постоянно в производстве материальных и духовных ценностей, студенчество тем не менее частично участвует в опосредованном производительном и непроизводительном труде в форме учебы, роль которой в обществе возрастает.
Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием.
Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей с определенными социально значимыми устремлениями и задачами. Вместе с тем студенчество, представляя собой специфическую группу учащейся молодежи, обладает присущими только ей особенностями.
Студенчество – это довольно мобильная социальная группа , его состав ежегодно меняется, так как число принимаемых в вузы превышает число выпускаемых специалистов.
К числу специфических особенностей студенчества следует отнести еще несколько типичных черт. Прежде всего такую, как социальный престиж. Как отмечалось выше, студенчество является наиболее подготовленной, образованной частью молодежи, что, несомненно, выдвигает его в число передовых групп молодежи. Это в свою очередь предопределяет формирование специфических черт психологии студенческого возраста.
Стремясь завершить обучение в вузе и таким образом реализовать свою мечту о получении высшего образования, большинство студентов осознают, что вуз является одним из средств социального продвижения молодежи, а это служит объективной предпосылкой, формирующей психологию социального продвижения.
Общность целей в получении высшего образования, единый характер труда – учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах вуза способствует выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов.
Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с различными социальными образованьями общества, а также специфика обучения в вузе приводят студенчество к большой возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения – это специфическая черта студенчества.
Студенчество и ВУЗы при Петре I
Первая мысль об устройстве в России высших учебных заведений для преподавания целого круга светских предметов возникла при Петре Великом вследствие необходимости иметь собственных техников -- специалистов и учителей. Посылка для этой цели за границу оказалась мало подходящим средством, ввиду незнания языков и полной неподготовленности посланных стипендиатов к усвоению высшего преподавания, а также ввиду приманок, какие представляла свободная европейская жизнь низшим инстинктам некультурной молодежи. И русские (Ф. Салтыков, П. Курбатов), и иностранцы (Фик, Лейбниц, Вольф) неоднократно (1713--20) давали Петру совет учредить в России собственные "академии".
В 1724 г. Петр утвердил доклад Блументроста об учреждении при Академии наук "Университета", а в 1725 г. начали съезжаться в Петербург, уже по смерти Петра, приглашенные правительством европейские ученые, обязывавшиеся по контракту читать лекции в Университете (по математике -- Герман, Бернулли и Гольдбах, по химии -- Бюргер, по физике -- Бильфингер, по анатомии и зоологии -- Дювернуа, по механике -- Николай Бернулли, по греческим и римским древностям -- Байер, по логике и метафизике -- Мартини, по красноречию и церковной истории -- Коль, по правоведению -- Бекенштейн; в 1726 г. приехали еще астрономы братья Делиль и Лейтман -- для кафедры механики и оптики; Буксбаум -- для ботаники; в 1727 г. -- Эйлер, затем -- Крафт). Так как русских студентов для слушания этих 17 профессоров не было наготове, то с ними вместе выписаны были из Германии и 8 студентов: половина их потом тоже сделались академиками (Мейер, Гросс, Вейтбрехт и Миллер).
Русских слушателей Академический университет долго добивался тщетно. В 1731 г., на запрос сената по этому поводу, он ответил требованием прислать хотя бы 75 студентов, по 5 чел. на каждого профессора, но вместо них получил (1732 г.) специальное поручение -- приготовить 12 учеников. Из последних семеро "явились к наукам не понятны". В 1736 г. прислано было 10 учеников из Заиконоспасской академии; но и они оказались годными только для гимназии. Через два года некоторые из них признаны были способными слушать университетские лекции, и в 1738 г. впервые сделана была попытка начать правильное преподавание. И позже, однако, оно постоянно прерывалось за недостатком слушателей. В 1742 году на 12 профессоров оказалось всего 12 студентов. Новый академический устав 1747 году принял решительную меру, учредив при Университете 30 казенных стипендий.