Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:54, реферат
Как отмечает американский социолог Нейл Смелзер: «Субкультура - это система норм и ценностей, отличающих культуру определенной группы от культуры большинства общества» (1). Можно сказать, что для субкультуры характерно мировоззрение, обусловленное своими «специфическими» социальными ценностями, нормами, правилами поведения. Одной из наиболее активных социальных групп в обществе является молодежь, которую можно охарактеризовать, как социально-демографическую группу людей в возрасте от 15-16 до 29-30 лет, обладающую своими специфическими социальными и психологическими чертами, обусловленными возрастными особенностями молодых людей, процессом становления личности, спецификой социального положения общества.
«Субкультуры»
Современный мир даёт нам
множество разнообразных
Как отмечает американский социолог Нейл Смелзер: «Субкультура - это система норм и ценностей, отличающих культуру определенной группы от культуры большинства общества» (1). Можно сказать, что для субкультуры характерно мировоззрение, обусловленное своими «специфическими» социальными ценностями, нормами, правилами поведения. Одной из наиболее активных социальных групп в обществе является молодежь, которую можно охарактеризовать, как социально-демографическую группу людей в возрасте от 15-16 до 29-30 лет, обладающую своими специфическими социальными и психологическими чертами, обусловленными возрастными особенностями молодых людей, процессом становления личности, спецификой социального положения общества. Для молодежи, в силу её определенный социально-психологических свойств, связанных и с каким-то юношеским максимализмом и со стремлением выделиться среди остальнох, характерно участие в различных субкультурах. Кроме того, молодежная субкультура отражает перемены, происшедшие во второй половине ХХ века, вытекающие из таких социальных процессов, как индустриализация и из социально-политических событий середины XX века, вызвавших, например, появление таких субкультур в молодежной среде, как битники, хиппи и т.д. В целом, молодежную субкультуру можно назвать показателем, отражающим жизнь и перемены, происходящие в обществе.
Исследователи говорят нам о том, что оформление молодежной субкультуры пришлось на 50-е годы ХХ века. Например, Омельченко Е. в работе «Краткий обзор отечественных и зарубежных теорий молодёжи» пишет, что «история изучения молодежных культур XX века знает несколько как бы молодежно-поколенческих ярлыков: «потерянное» поколение - поствоенное, «беби-бумеры» в США 1950-х годов; «поколение X» - непонятные молодые и так дальше вплоть «Дженерейшн Пи» - поклонников Пепси у Виктора Пелевина» (3). И, прежде чем, перейти к более подробному рассмотрению особенностей молодежной субкультуры и «тусовки», хочу отметить основные характерные черты данного социального явления. Итак, «согласно выводам специалиста по молодежной культуре Левиковой С.И., молодежная субкультура характеризуется следующим:
молодежная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель которой сам причисляет себя к ней; члены такой общности могут формировать как группы непосредственного контакта (компании, объединения, тусовки), так и виртуального общения;
вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им и разделение её норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре (прическа, одежда, украшения, жаргон);
как правило, молодежные субкультуры возникают вокруг какого-либо «центра», выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям;
значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы» (4).
Левикова С.И. также отмечает: «Молодежная субкультура - это урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя; это культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это - частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей» (5).
Определившись с тем, что же есть такое эта молодежная субкультура, думаю стоит рассмотреть некоторых её представителей. Мне кажется, что одной из первых субкультур, положившей начало этому явлению, было бит-поколение (битники), появившееся в 50-е годы ХХ века - the Beat Generation, что можно перевести, как «разбитое поколение». Зародилось оно в среде писателей и поэтов того времени и отражало новые веяния в литературе, которые впоследствии перешли в некий образ жизни - разбитной, богемный, аполитичный, в некоторой степени романтичный, связанный с революцией американских нравов. Почему американских? - потому что битники зародились именно в богемной среде Нью-Йорка. В 1948 году американский писатель, поэт Джек Керуак впервые употребил термин «бит-поколение», «охарактеризовав так социальный пласт, возникший после практически исчезнувшего к 1948 году «потерянного поколения» участников Первой мировой войны» (6). Неким учебником по бит-поколению является книга Керука «В дороге», раскрывающая образ жизни и социально-значимые черты битников. В конце 1960-х большая часть данной группы претерпела трансформацию в всем известное движение хиппи, так же являющуюся одной из старейших молодежных субкультур. Как можно прочитать в различной литературе и в Интернете, «движение сформировалось в Сан-Франциско в середине 60-х гг. XX в. как протест против обывательщины, против войны во Вьетнаме, против политики американского государства. В основу хиппистской идеологии было положено философское учение, связанное с «движением Иисуса». Они придерживаются пацифистских взглядов, исповедуют идею «непротивления злу насилием», склонны к творчеству» (7). Хиппи - «дети цветов», субкультура с приставкой «контр-», контр - против, некий социальный протест, протест существующим основам общества, нормам и ценностям капитализма, протест против популистской политики государства. В 1960-е - 1970-е - популярное среди молодежи движение, пропагандирующее свободную любовь, творческую деятельность, тусовки и путешествия в разрисованных фургончиках или маленьких автобусах. Хиппи были выразителями социальных перемен в американском обществе в то время, когда во Франции происходили студенческие бунты - первые выступления молодежи общества потребления (яркий пример - волнения 1968 года). Но, возвращаясь к субкультурам: в конце 1980-х гг. в одном из ванкуверских журналов опубликована статья канадского скульптора и дизайнера Дугласа Коупленда о «Поколении Х» (Generation X). А в 1991 году вышла в свет книга Коупленда «Generation X: Сказки для ускоренного времени» - в некоторой степени социологический путеводитель, только в художественном обрамлении, по молодежным субкультурам и тусовкам. Создатель термина «Поколение Х» отмечает в своей книге, что представители Generation X - это дети хиппи, которые выросли, превратились в обычных американцев, представляющих из себя воплощение «американской мечты». Представители «Поколения Х» не довольны тем, что их родители предали идеалы своей юности и поэтому определяют для себя новый образ жизни, стиль и ценности, отказываясь от материализма общества. На мой взгляд, без «Поколения Х» не сформировались бы многие современные молодежные субкультуры. И, в целом, поколение, описанное Дугласом Коуплендом в его произведениях («Generation X», «Рабы Майкрософта», «Планета шампуня», «Мисс Вайоминг», «Нормальных семей не бывает», «Эй, Нострадамус!», «Жизнь после Бога», «Пока подружка в коме», «Похитители жвачки» и др.) является носителем социальных перемен современного мира, отражает те социальные, экономические, политические процессы, происходящие в обществе, показывает многообразие субкультур и тусовок среди молодежи - поколения, которое всегда является двигателем общественного прогресса.
Молодежная субкультура, как и любая культура, в процессе своего развития реагирует на меняющиеся внутренние и внешние условия своего существования. Она тесно связана с политикой государства, с экономической составляющей общества, с социальной, культурной, духовной сферами жизни общества. Отсюда можно выделить субкультуры по музыкальным предпочтениям, спортивные субкультуры, ролевые, реконструкторские субкультуры, криминальные, развлекательные, политизированные и т.д. Поэтому хочу обратиться вновь к источникам: «Существует целый ряд типологий молодежных субкультур. Обстановку в России в конце ХХ в. достаточно точно отражает типология, предложенная казанским исследователем С.А. Сергеевым:
романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, ролевики, толкиенисты, с известными оговорками байкеры);
гедонистическо-развлекательные («мажоры», рейверы, рэперы);
криминальные («гопники», люберы);
анархо-нигилистические (панки, экстремистские политизированные субкультуры «левого» и «правого» толка, которые можно также называть радикально-деструктивными).
Заслуживает внимания и типология, предложенная А. Тарасовым в начале XXI века: «золотая молодежь» в столицах; наркоманская субкультура; уголовная среда; «голубая» тусовка; неофашисты и скинхеды; «нацболы» (национал-большевики); футбольные фанаты; «попсовики»; «старая контркультура» (субкультура, развивающая традиции хиппи 60-х годов.); сатанисты; «новая контркультура» (оппозиционная молодежная субкультура, соединившая традиции старых хиппи, национал-большевизма и левацкого революционизма).
Наконец, типология, разработанная С.И. Левиковой и В.А. Бабахо в 1996 г.:
группы, объединяющие приверженцев музыкальных вкусов и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны);
группы, ценностные ориентации которых имеют некоторый политический и идеологический оттенок (ностальгисты, анархисты, пацифисты, отклонисты, «зеленые»);
группы аполитичного, эскапистского характера (хиппи, панки, люди «системы»);
эстетствующие группы («митьки»);
группировки, исповедующие «культ мускулов» («качки»);
криминогенные группировки, объединяющиеся по признакам агрессивности, жесткой организованности и противоправной деятельности («теляги», гопники, люберы)» (8).
Хочется подчеркнуть, что многие субкультуры пришли в нашу страну с Запада. В Советское время (50-е годы ХХ века) были стиляги - представители «эпатажной и контркультурной группы городской молодежи, ставшей своеобразным символом «первой волны» «неформалов». Одевались и танцевали они «cтильно», за что и получили презрительную кличку «cтиляги.Основное обвинение, которое предъявлялось им, - «преклонение перед Западом». Музыкальные пристрастия «стиляг» - джаз, а затем рок-н-ролл» (9). После стиляг (1960-е - 80-е гг.) стала зарождаться субкультура рок, которая «подарила» нам неформалов - панки, металлисты, альтернативные субкультуры. Как отмечают исследователи, для них было характерно: «аполитичность, интернационализм, ориентированность на внутренние проблемы. Российские «неформалы» стремились копировать характер течений западной молодежной субкультуры» (10).
Сегодня - в России ХХI века, на улицах города можно увидеть представителей различных субкультур. Это - и хиппи, и растаманы, и эмо, готы, панки, стрейт-эдж (Straight edge - философское ответвление панк-движения), ролевики-реконструкторы, мобберы (любители флэш-мобов), представители хип-хоп-субкультуры, рейверы, роллеры, паркурщики, турникмены, хакеры, футбольные хулиганы (фанаты), гопники и т.д.
Сегодня появилось новая субкультура или, скорее даже молодежная «тусовка» - хипстеры (to be hip - быть в теме). Опять же пришедшая к нам из США, появившаяся в 1940-е годы и принимающая в свои ряды поклонников джазовой музыки. В наше время хипстеры - это «обеспеченная городская молодёжь, интересующаяся элитарной зарубежной культурой и искусством, модой, альтернативной музыкой и инди-роком, артхаусным кино, современной литературой и т.п.» (11). На мой взгляд, хипстер - реальный представитель постмодернового общества.
С молодежными субкультурами тесно сплетены молодежные «тусовки» (одно вытекает из другого). Что же такое «тусовка»? «Тусовка» - это некое начало субкультуры, или по другому сообщество по интересам, это то, что потом перерастет в субкультуру, обретет свои ценности, правила и структуру. Но иногда большое количество разнообразных субкультур смешивается и превращается в разноцветную и разношерстную «тусовку». Исходя из собственного опыта и из наблюдений за сверстниками, хочу отметить, что сегодня мы как раз и можем наблюдать именно «тусовочный» тип организации в молодежной среде, когда стираются границы между различными субкультурами, и уже имеют главное значение не нормы и ценности той или иной субкультуры, а только какие-то визуальные аспекты - определенный внешний вид, манеры, художественные образы, то есть внешняя оболочка, без определённого внутреннего содержания. Хипстер - представитель молодежной «тусовки» конца первого десятилетия ХХI века - молодой человек, собравший свой внешний образ, как мозаику, из различных субкультурных элементов.
«Тусовка» - как социальное
явление, как место встречи
В заключение хочется добавить, что «тусовки» и субкультуры играют важную роль в процессе социализации молодого человека, становлении его личности, приобщении к нормам и ценностям общества, поэтому актуальны для изучения именно с социологической точки зрения.