Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 20:20, реферат
Современные подходы к пониманию культуры выделяют следующие ее культурные компоненты: массовая, элитарная, народная, материальная, духовная, национальная, культура социальных сообществ, прогрессивная, реакционная. К числу наиболее распространенных и употребляемых категорий культурологии относятся понятие социальная типология культуры, которое включает в себя специализированные и обыденные культуры, популярную и массовую, социально стратифицированную субкультуру
Согласно словарю «Субкультура - система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества».
Введение 3
1. Субкультурная теория 4
A) Смысл субкультурной теории 4
B) Происхождение субкультурной теории и мнения 5
2. Молодежь и ее культура в современной россии 6
3. Из чего состоит молодежная культура современной россии? 11
A) Музыка и танец 11
B) Стиль 11
C) Игра 12
Заключение 13
Список используемой литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ
«ГОРНЫЙ»
Кафедра социологии и психологии
Реферат по дисциплине «Социология».
На тему: «Субкультуры современного российского общества»
Выполнил: студент гр. ДГ-
13-1
(подпись)
Проверил: старший преподаватель К.Ф.Н. ___________ /Рогозина О.Л./
(подпись)
Санкт-Петербург
2014 год
Оглавление
Введение
«Процесс развития субкультур и “молодежной” культуры,
по сути, бесконечен – в нем нет начала и конца и развитие
не предусматривает эволюции – все формы одинаково равноценны».
Алекс Керви
Первоначально слово «культура» восходит к лат. «Cultura», что означает возделывание, обработку почвы. Впоследствии благодаря Цицерону этот термин стал означать воспитание и образование человека. Заслуга Цицерона в том, что именно он впервые применил слово «Cultura» в ином, переносном смысле применительно к воздействию на человеческий ум.
Современные подходы к пониманию культуры выделяют следующие ее культурные компоненты: массовая, элитарная, народная, материальная, духовная, национальная, культура социальных сообществ, прогрессивная, реакционная. К числу наиболее распространенных и употребляемых категорий культурологии относятся понятие социальная типология культуры, которое включает в себя специализированные и обыденные культуры, популярную и массовую, социально стратифицированную субкультуру
Согласно словарю «Субкультура - система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества».1 Можно разделить субкультуры по таким признакам:
В своем реферате я расскажу о некоторых из выше перечисленных субкультурах.
1. Субкультурная теория
Субкультурный стиль - это реально маленький, обособленный стиль, до которого допускают далеко не всех.
Молодежные группы, так называемые, субкультуры не вписываются в рамки этого определения, так как молодые люди, придерживаясь различных стилей, все равно зависят от общества. Например, от семьи, школы, места работы и т.п. А их пристрастия остаются всего лишь их досуговой деятельностью.
Правда, с другой стороны, эти досуговые группы не поддаются определению в рамках других теорий молодежной культуры. Они “девиантны’2, но вовсе необязательно “деликвентны”. Ведь это вовсе не преступление выкрасить волосы в зеленый цвет.
Субкультуры сами по себе носят противоречивый характер в обществе: с одной стороны они во многом отличаются от общества, но с другой – они внедрены в него. Многие социологи развивают субкультурную теорию молодежи для того, чтобы продемонстрировать, что “девиации” молодежи из рабочего класса являются в действительности результатом доминирования идеологизированных культурных структур и образцов.
Обобщить все аргументы субкультурной теории можно следующим образом: «молодежные группы используют свою собственную территорию власти – свое свободное время, сами, выбирая действия против своей судьбы. Их реальная ситуация (неудачи в школе, безработица, отсутствие будущего) на одном уровне допускаема ими, поскольку с этим ничего нельзя поделать, на другом уровне это отвергается ими. Девиантные стили демонстрируют и символизируют отказ принять доминирующее мнение об их позициях».3
Субкультурная теория опирается на ограниченную базу, поэтому можно сказать, что «сопротивление», демонстрируемое субкультурами, возможно просто преувеличение социологов.
Начальная идея субкультурной теории основывалась на американской теории деликвентности. Она представляла социальные объяснения молодежной преступности. В своем культурном контексте преступность «нормальна», согласно этой теории. Потому что она определена культурными нормами и не является симптомами психологической неполноценности. «Для чикагских социологов молодежная преступность - это форма коллективного поведения, организованного вокруг центральных ценностей данной группы».4
Многие социологи, такие как Роберт Мертон, Стивен Коен, Гэри Беккер различно аргументировали эту теорию и постоянно пытались их дополнить, как бы доказать, что такие молодежные стили нормальные и лишь «дразнили» взаимоотношения субкультур и общества.
Английские социологи добавили к этим аргументов марксистские перспективы. Они пришли к выводу, что девиантные молодежные субкультуры - субкультуры рабочего класса. Но какая, же здесь связь? Английские социологи считают, что девиантные стили являются нонконформистскими, и эта нонконформность5 есть «сопротивление через ритуалы». Это не просто жест подростков против родителей, но и противостояние власти среднего класса, а это уже определенное утверждение их рабочей идентичности.
«История молодежного вопроса в России начинается с XX века и тесно связана с революцией и затем – с советским строем. Поэтому те понятия, которые были самыми важными в истории социологии молодежи на Западе – молодежь как социальная проблема, девиантное поведение, молодежь и потребительство – не занимают такого важного места в истории социологии молодежи в России».6
Советские социологи рассматривали молодежь как строителей коммунизма. Фактическое участие молодежи в процессе его строительства реализовывалось через комсомол. Это было одно из первых, так сказать, субкультурных объединений молодежи. Но его не считали девиантным, наоборот, «комсомол играл очень серьезную роль в саморегуляции молодежной деятельности, поэтому моральная паника по поводу молодежи, слоняющей по улицам новых городов, не получила такого развития, как на Западе.
Понятия молодежного вопроса в течении последних нескольких лет изменилось радикально. Правильно было бы назвать эти изменения «перестройка» молодежного вопроса, но так назвать нельзя потому, что начиналось как перестройка, заканчивалось уже как переломка».7
2. Молодежь и ее культура в современной России
Одним из проявлений молодежной субкультуры являются неформальные объединения молодежи, своеобразная форма общения и жизни подростков, общества, группы сверстников, объединенных интересами, ценностями, симпатиями. «Неформальные» обычно воспринимаются с негативным оттенком. Неформальные группы занимают довольно важное место в жизни современных подростков. Можно констатировать, что принадлежность к разным группам формирует у подростков различные установки в отношении выбора друзей. Группы скинхедов и панков более ориентированы на замкнутость в собственном кругу.
Позитивное отношение у подростков чаще всего вызывают группы экстремалов, скинхедов, реперов, панков и футбольных фанатов.
В известной мере они есть в формальных группах – классных коллективах, наряду с официальной структурой класса есть группы на базе межличностных отношений, по принципу «нравится – не нравится». Неформальные группы возникают обычно не в классе, не в деловых отношениях, а наряду с ними и вне школы. Они играют важную роль в жизни подростков, удовлетворяют их информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем не так просто поговорить со взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей. Замечено, что чем меньше школьник вовлечен в официальные структуры, тем больше он стремится в «свою компанию», что говорит о потребности в развивающих контактах, признании ценности своей личности.
В основе существования любой неформальных групп лежит естественная для подросткового возраста поведенческая реакция группирования со сверстниками, выраженная потребность в общении. Для подростка это важное условие социализации. И пусть порой родителям и педагогам «тусовка» представляется пустой тратой времени. Возможно, небезосновательно, а то и опасной, подросток, общаясь с «себе подобными», получает важный опыт взаимодействия, учится оценивать себя и других, примеряет на себя разные социальные роли.
Взрослые не смогут и не должны «закрывать» ребенка от мира, так же, как не должны закрывать мир от него. Задача взрослого – сформировать определенную систему ценностей и идей, помогающих подростку сориентироваться в окружающем его мире и выбрать интересное для себя окружение.
Как правило, эти сообщества представляют собой контактные группы в 5-15 человек, собираются в определенном месте. Группы характеризуются разными признаками: возрастной и социальной принадлежностью, формой организации, направленностью. Так, по направленности группы бывают социальными (социально одобряемая деятельность, например, участие в решении экологических проблем, охране памятников), асоциальными (криминальные, агрессивно- националистические). Байкеры ездят компаниями на мотоциклах, могут быть агрессивны. Скинхэды (бритоголовые нацисты) очень агрессивны, имеют форму, маршируют под «фашистскую» музыку, обычно идут, выпив водки, кого-нибудь бить. Рэйверы готовы попробовать все в своей жизни, в том числе и наркотики, очень агрессивны. Растаманы - потребители наркотических средств. Панки – анархизм, выступают против социума и правил общественного порядка. Есть также металлисты, роллеры, рэпперы и др. Представителей всех течений отличают особенности одежды, нормы, правила поведения, род занятий, ритуалы, места сбора и пр.
И еще – важный момент. Вхождение ребенка в группу нередко обуславливается его ощущением одиночества, невниманием и непониманием со стороны родителей. Группа для подростка выполняет компенсирующую функцию, помогая ему почувствовать свою значимость. Понятно, что жизнь современного человека слишком загружена разнообразными делами и обязанностями. Но все же взрослым стоит задуматься: а достаточно ли внимание они уделяют своим детям? Ведь порой дефицит общения обходится слишком дорого.
Омельченко Елена Леонидовна выделяет некоторые субкультурные объединения:
Также существует множество и других субкультур.
Хотя готическая субкультура образовалась в первую очередь, как музыкальная, на ее развитие оказали влияние также литература и кинематограф. Следует подчеркнуть, что такого понятия, как «готический фильм» в кинематографе не существует. Фильмы, представленные ниже, в большинстве своем, относятся к жанру ужасов.
Отличительной чертой субкультуры является особое мировозрение которое можно описать как "тёмное" восприятие мира. Готическая субкультура разнообразна и неоднородна, благодаря тому, что культивирует индивидуальность, тем не менее, выделяются многие общие для нее черты, такие как любовь к готической музыке (готик-року, дэт-року, готик-металу, дарквэйву и др. подобным стилям), мрачный имидж (доминирует черный цвет, ирокезы, кожаная одежда, атрибутика, символика (анкх), клыки, линзы неестественных цветов и т. д.), интерес к мистицизму и эзотерике, декадансу, мизантропия, меланхолия, депрессивные состояния, любовь к хоррор-литературе и фильмам.
Информация о работе Субкультуры современного российского общества