Субкультуры современного российского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 20:20, реферат

Краткое описание

Современные подходы к пониманию культуры выделяют следующие ее культурные компоненты: массовая, элитарная, народная, материальная, духовная, национальная, культура социальных сообществ, прогрессивная, реакционная. К числу наиболее распространенных и употребляемых категорий культурологии относятся понятие социальная типология культуры, которое включает в себя специализированные и обыденные культуры, популярную и массовую, социально стратифицированную субкультуру
Согласно словарю «Субкультура - система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества».

Содержание

Введение 3
1. Субкультурная теория 4
A) Смысл субкультурной теории 4
B) Происхождение субкультурной теории и мнения 5
2. Молодежь и ее культура в современной россии 6
3. Из чего состоит молодежная культура современной россии? 11
A) Музыка и танец 11
B) Стиль 11
C) Игра 12
Заключение 13
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Субкультуры современного российского общества.docx

— 199.57 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ГОРНЫЙ»

 

              Кафедра социологии и психологии

 

                Реферат по дисциплине «Социология».

 

На тему: «Субкультуры современного российского общества»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент  гр. ДГ- 13-1                                  __________                 / Хухорова К.А. /

(подпись)                                                  (Ф.И.О.)

 

Проверил: старший преподаватель К.Ф.Н.               ___________                 /Рогозина О.Л./

(подпись)                                                   (Ф.И.О.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2014 год

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

«Процесс развития субкультур и “молодежной” культуры,

по сути, бесконечен – в нем нет начала и конца  и развитие

не предусматривает эволюции –  все формы одинаково равноценны».

Алекс Керви

 

Первоначально слово «культура» восходит к лат. «Cultura», что означает возделывание, обработку почвы. Впоследствии благодаря Цицерону этот термин стал означать воспитание и образование человека. Заслуга Цицерона в том, что именно он впервые применил слово «Cultura» в ином, переносном смысле применительно к воздействию на человеческий ум.

Современные подходы к пониманию культуры выделяют следующие ее культурные компоненты: массовая, элитарная, народная, материальная, духовная, национальная, культура социальных сообществ, прогрессивная, реакционная. К числу наиболее распространенных и употребляемых категорий культурологии относятся понятие социальная типология культуры, которое включает в себя специализированные и обыденные культуры, популярную и массовую, социально стратифицированную субкультуру

Согласно словарю «Субкультура - система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества».1 Можно разделить субкультуры по таким признакам:

  • Связанные с музыкой - металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура;
  • Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни - готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы;
  • Группы современного искусства - графиттеры, брейк-дансеры;
  • Связанные со спортом - спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры, байкеры;
  • Связанные с играми, уходом в другую реальность - ролевики, толкиенисты, геймеры;
  • Связанные с компьютерными технологиями - хакеры, геймеры;
  • Враждебно или асоциально настроенные группы - панки, скинхэды, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты.

В своем реферате я расскажу о некоторых из выше перечисленных субкультурах.

 

 

1. Субкультурная теория

Субкультурный стиль - это реально маленький, обособленный стиль, до которого допускают далеко не всех.

Молодежные группы, так называемые, субкультуры не вписываются в рамки этого определения, так как молодые люди, придерживаясь различных стилей, все равно зависят от общества. Например, от семьи, школы, места работы и т.п. А их пристрастия остаются всего лишь их досуговой деятельностью.

Правда, с другой стороны, эти досуговые группы не поддаются определению в рамках других теорий молодежной культуры. Они “девиантны’2, но вовсе необязательно “деликвентны”. Ведь это вовсе не преступление выкрасить волосы в зеленый цвет.

Субкультуры сами по себе носят противоречивый характер в обществе: с одной стороны они во многом отличаются от общества, но с другой – они внедрены в него. Многие социологи развивают субкультурную теорию молодежи для того, чтобы продемонстрировать, что “девиации” молодежи из рабочего класса являются в действительности результатом доминирования идеологизированных культурных структур и образцов.

 

  1. Смысл субкультурной теории

Обобщить все аргументы субкультурной теории можно следующим образом: «молодежные группы используют свою собственную территорию власти – свое свободное время, сами, выбирая действия против своей судьбы. Их реальная ситуация (неудачи в школе, безработица, отсутствие будущего) на одном уровне допускаема ими, поскольку с этим ничего нельзя поделать, на другом уровне это отвергается ими. Девиантные стили демонстрируют и символизируют отказ принять доминирующее мнение об их позициях».3

Субкультурная теория опирается на ограниченную базу, поэтому можно сказать, что «сопротивление», демонстрируемое субкультурами, возможно просто преувеличение социологов.

 

 

 

 

  1. Происхождение субкультурной теории и мнения  

Начальная идея субкультурной теории основывалась на американской теории деликвентности. Она представляла социальные объяснения молодежной преступности. В своем культурном контексте преступность «нормальна», согласно этой теории. Потому что она определена культурными нормами и не является симптомами психологической неполноценности. «Для чикагских социологов молодежная преступность -  это форма коллективного поведения, организованного вокруг центральных ценностей данной группы».4

Многие социологи, такие как Роберт Мертон, Стивен Коен, Гэри Беккер различно аргументировали эту теорию и постоянно пытались их дополнить, как бы доказать, что такие молодежные стили нормальные и лишь «дразнили» взаимоотношения субкультур и общества.

Английские социологи добавили к этим аргументов марксистские перспективы. Они пришли к выводу, что девиантные молодежные субкультуры - субкультуры рабочего класса. Но какая, же здесь связь? Английские социологи считают, что девиантные стили являются нонконформистскими, и эта нонконформность5 есть «сопротивление через ритуалы». Это не просто жест подростков против родителей, но и противостояние власти среднего класса, а это уже определенное утверждение их рабочей идентичности.

«История молодежного вопроса в России начинается с XX века и тесно связана с революцией и затем – с советским строем. Поэтому те понятия, которые были самыми важными в истории социологии молодежи на Западе – молодежь как социальная проблема, девиантное поведение, молодежь и потребительство – не занимают такого важного места в истории социологии молодежи в России».6

Советские социологи рассматривали молодежь как строителей коммунизма. Фактическое участие молодежи в процессе его строительства реализовывалось через комсомол. Это было одно из первых, так сказать, субкультурных объединений молодежи. Но его не считали девиантным, наоборот, «комсомол играл очень серьезную роль в саморегуляции молодежной деятельности, поэтому моральная паника по поводу молодежи, слоняющей по улицам новых городов, не получила такого развития, как на Западе.

Понятия молодежного вопроса в течении последних нескольких лет изменилось радикально. Правильно было бы назвать эти изменения «перестройка» молодежного вопроса, но так назвать нельзя потому, что начиналось как перестройка, заканчивалось уже как переломка».7

 

2. Молодежь и ее культура в современной России

Одним из проявлений молодежной субкультуры являются неформальные объединения молодежи, своеобразная форма общения и жизни подростков, общества, группы сверстников, объединенных интересами, ценностями, симпатиями. «Неформальные» обычно воспринимаются с негативным оттенком. Неформальные группы занимают довольно важное место в жизни современных подростков. Можно констатировать, что принадлежность к разным группам формирует у подростков различные установки в отношении выбора друзей. Группы скинхедов и панков более ориентированы на замкнутость в собственном кругу.

Позитивное отношение у подростков чаще всего вызывают группы экстремалов, скинхедов, реперов, панков и футбольных фанатов.

В известной мере они есть в формальных группах – классных коллективах, наряду с официальной структурой класса есть группы на базе межличностных отношений, по принципу «нравится – не нравится». Неформальные группы возникают обычно не в классе, не в деловых отношениях, а наряду с ними и вне школы. Они играют важную роль в жизни подростков, удовлетворяют их информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем не так просто поговорить со взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей. Замечено, что чем меньше школьник вовлечен в официальные структуры, тем больше он стремится в «свою компанию», что говорит о потребности в развивающих контактах, признании ценности своей личности.

В основе существования любой неформальных групп лежит естественная для подросткового возраста поведенческая реакция группирования со сверстниками, выраженная потребность в общении. Для подростка это важное условие социализации. И пусть порой родителям и педагогам «тусовка» представляется пустой тратой времени. Возможно, небезосновательно, а то и опасной, подросток, общаясь с «себе подобными», получает важный опыт взаимодействия, учится оценивать себя и других, примеряет на себя разные социальные роли.

Взрослые не смогут и не должны «закрывать» ребенка от мира, так же, как не должны закрывать мир от него. Задача взрослого – сформировать определенную систему ценностей и идей, помогающих подростку сориентироваться в окружающем его мире и выбрать интересное для себя окружение.

Как правило, эти сообщества представляют собой контактные группы в 5-15 человек, собираются в определенном месте. Группы характеризуются разными признаками: возрастной и социальной принадлежностью, формой организации, направленностью. Так, по направленности группы бывают социальными (социально одобряемая деятельность, например, участие в решении экологических проблем, охране памятников), асоциальными (криминальные, агрессивно- националистические). Байкеры ездят компаниями на мотоциклах, могут быть агрессивны. Скинхэды (бритоголовые нацисты) очень агрессивны, имеют форму, маршируют под «фашистскую» музыку, обычно идут, выпив водки, кого-нибудь бить. Рэйверы готовы попробовать все в своей жизни, в том числе и наркотики, очень агрессивны. Растаманы - потребители наркотических средств. Панки – анархизм, выступают против социума и правил общественного порядка. Есть также металлисты, роллеры, рэпперы и др. Представителей всех течений отличают особенности одежды, нормы, правила поведения, род занятий, ритуалы, места сбора и пр.

И еще – важный момент. Вхождение ребенка в группу нередко обуславливается его ощущением одиночества, невниманием и непониманием со стороны родителей. Группа для подростка выполняет компенсирующую функцию, помогая ему почувствовать свою значимость. Понятно, что жизнь современного человека слишком загружена разнообразными делами и обязанностями. Но все же взрослым стоит задуматься: а достаточно ли внимание они уделяют своим детям? Ведь порой дефицит общения обходится слишком дорого.

Омельченко Елена Леонидовна выделяет некоторые субкультурные объединения:

  • Панки - появились в СССР, как и везде, в конце 70-х - начале 80-х гг., и, хотя их всегда было очень мало, они продолжают существовать и поныне. Панки стараются поддерживать свой образ жизни, отвергая общепринятые нормы поведения. Они, например, не работают, стараются уйти от военной службы, стремятся избегать стабильной семейной жизни. Большинство из них проповедует политику анархии. Правда, довольно часто они понимают под этим не больше, чем стремление избежать службы в армии, отказ от продолжения образования, игнорирование формальных видов активности (вступление в комсомол) и право выпивать столько, сколько им хочется..
  • Тусовка - обычная форма молодежного культурного пространства, как правило, располагающегося в центральных местах больших городов. Имя тусовок бывает различным: из названия определенной группы людей, которая собирается тусоваться вместе (металлисты), из названия места, где они собираются (чугунка). Подобное сближение места с компанией является сутью тусовочного образа жизни.
  • Хиппи - появились в СССР в 60-х гг. и были первой значительной молодежной культурой после стиляг. Потом они становятся ядром многих течений, особенно благодаря их молодежному сленгу, который они в принципе сами создали. К концу 60-х гг. хиппи стали более политизированными (Пражская весна, стычки в Западной Европе), поэтому в СССР начиная с 1972 г. они пострадали от усиленного преследования диссидентов, собираясь после этого практически только подпольно. Самая большая волна хиппи появилась в конце 70-х гг.. многие из хиппи первой волны до сих пор “хипуют”, хотя существование множества самых разных течений делают их сегодня менее заметными.
  • Стиляги - впервые появились в 50-х гг. Сутью течения является понятие “стиль”, а именно стиль музыки и одежды 50-х гг., рок-н-ролл. Поэтому стиляги всегда связывались с западным, буржуазным образом жизни. В середине 89-х гг. возрождение субкультуры стиляг было связано с появлением двух ретро-групп: “Браво” и "Бригада С”. “Новые стиляги" ходили в одежде 50-60-х гг, но на их понятое “стиля" очень повлиял стиль одежды солистов из "Браво” и “Бригады С” - Жанны Агузаровой и Гарика Сукачева.
  • Волнисты - общее слово для всех течений, которые следуют или определенной рок (полугруппе, или новому движению (течению) в ганцах или спорте, как, например, скейтбординг. Эти тусовки в основном состоят из подростков, поэтому их состав быстро меняется.
  • Металлисты - это любители музыки “хеви металл” разных видов. Их стиль одежды вызывающий: кожаные или джинсовые куртки, украшенные молниями, шипами и пряжками. Они могут красить волосы или лицо для того, чтобы придать себе устрашающий вид. В середине 80-х гг. именно металлисты были самым распространенным течением, большинство тусующихся ребят (речь идет здесь только о мальчиках, но не о девушках) некоторое время были металлистами.
  • Рокеры - самая “крутая” тусовка в Москве. Они - любители рок-музыки и мотоциклов. Больше всего они любят собираться ночью и кататься по городу. Их сталь, распространившийся сейчас практически везде, - это кожаная куртка, кожаные брюки, бандана и специфические сапоги (казаки). Поскольку стиль рокеров уже становится распространенным, сейчас самые крутые рокеры, которым часто уже 25 лет и старше, стали собирать свои банды или группировки в стиле американских байкереких группировок
  • Гопники - это общее слово для формы молодежной культуры, которая больше всего распространена в провинциальных городах, в пригородах, окраинах больших городов и республиканских столиц. Слово “урла" употребляется обычно центрально тусующимися молодыми людьми как общее название молодежи гопнического типа, то есть “деревенские, провинциальные, некультурные люди".
  • Широкоштанники - обычно ассоциируются с поволжскими городами. Они относятся враждебно к молодым людям из столичных и престижных городов, ездят туда на “гастроли’’, чтобы "разбираться", особенно с молодыми людьми модно и по-западному одетыми. Сами они сознательно ходят в стиле провинциалов - мальчики в широких штанах, девочки в длинных юбках.
  • Качки - это молодые люди, которые настроены практически так же, как и широкоштанники, но которые больше всего любят "качаться” (речь идет о подобии бодибилдинга), раньше это могло происходить в самодельных спортивных залах, расположенных з подвалах. Самые известные качки в начале 90-х гг. - люберы.
  • Бизнесмены (сейчас их называют “новые русские"). Все больше и больше молодых людей проводят свое свободное время так, чтобы делать деньги. Раньше можно было их определить, “вычислить" по видам и серьезности спекуляции, но введение так называемых “рыночных отношений” привело к тому, что сегодня называть это особым “образом жизни” молодежи было бы неправильно. Тем более, что со временем люди из этих групп становятся или обыкновенными бизнесменами, или преступниками.

Также существует множество и других субкультур.

  • Готы - представители молодёжной субкультуры, зародившейся в конце 70-х годов XX века на волне пост-панка. Готическая субкультура достаточно разнообразна и неоднородна, однако для неё в той или иной степени характерны общие черты: специфический мрачный имидж, а также интерес к готической музыке, хоррор-литературе, фильмам ужасов и мистике.

Хотя готическая субкультура образовалась в первую очередь, как музыкальная, на ее развитие оказали влияние также литература и кинематограф. Следует подчеркнуть, что такого понятия, как «готический фильм» в кинематографе не существует. Фильмы, представленные ниже, в большинстве своем, относятся к жанру ужасов.

Отличительной чертой субкультуры является особое мировозрение которое можно описать как "тёмное" восприятие мира. Готическая субкультура разнообразна и неоднородна, благодаря тому, что культивирует индивидуальность, тем не менее, выделяются многие общие для нее черты, такие как любовь к готической музыке (готик-року, дэт-року, готик-металу, дарквэйву и др. подобным стилям), мрачный имидж (доминирует черный цвет, ирокезы, кожаная одежда, атрибутика, символика (анкх), клыки, линзы неестественных цветов и т. д.), интерес к мистицизму и эзотерике, декадансу, мизантропия, меланхолия, депрессивные состояния, любовь к хоррор-литературе и фильмам.

  • Скинхеды - собирательное название представителей молодёжной субкультуры, а также нескольких её ответвлений. Субкультура с самого начала была полностью аполитичной. Ни левая, ни правая политика не преобладала. Внешний вид скинхедов: поло и свитеры, джинсы, классическое пальто и ботинки, но кроме этого имеет и свои особенности. К основной внешности были добавлены: клетчатые рубашки, джинсовые куртки, тонкие подтяжки и подвёрнутые джинсы (последние стали своеобразной «визитной карточкой» стиля). Длинные куртки модов исчезли. Этот стиль был назван «boots and braces»: «ботинки и подтяжки».
  • Эмо - молодёжная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля. Её представителей называют эмо-киды (emo + англ. kid — молодой человек; ребенок) или, в зависимости от пола: эмо-бой (англ. boy — мальчик, парень), эмо-гёрл (англ. girl — девочка, девушка). Выражение эмоций — главное правило для эмо-кидов. Их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение. Зачастую эмо-кид — ранимый и депрессивный человек. Существует стереотипное представление об эмо как о плаксивых мальчиках и девочках.

Информация о работе Субкультуры современного российского общества