Субьекты таможенного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 12:45, лекция

Краткое описание

Специального субъекта таможенного права - таможенные органы и государственные служащие таможенных органов. Их специфика определяется установленной таможенным правом компетенцией таможенных органов, совокупностью возложенных на них задач и функций, а также объемом конкретных прав и обязанностей.

Вложенные файлы: 1 файл

Клименко Анна -Субьекты таможенного права.docx

— 20.41 Кб (Скачать файл)


Тема: Субъекты таможенного права.

Вопросы: 1.Понятие  и характеристика субъекта в таможенном праве.

                 2.Юридическое лицо как субъект  таможенного права.

                 3.Физическое лицо как субъект  таможенного права.

                 4.Международные организации как  субъект таможенного права.

 

Вопрос  № 1.

Субъектом таможенного права признаётся тот, кто наделяется правами и обязанностями  в таможенной сфере.

Субъектами  таможенного права являются:

  • Таможенные органы;
  • Государственные служащие таможенных органов и служащие таможенных организаций;
  • Юридические лица;
  • Физические лица.

 

Эти субъекты могут быть разделены на две группы: специальные и иные субъекты.

Специального субъекта таможенного права - таможенные органы и государственные служащие таможенных органов. Их специфика определяется установленной таможенным правом компетенцией таможенных органов, совокупностью возложенных на них задач и функций, а также объемом конкретных прав и обязанностей. 

Таможенный орган представляет собой федеральный государственный  орган исполнительной власти, наделенный специальной компетенцией в области  таможенного дела и выполняющий  задачу содействия внешней торговли.      

 Таможенные органы составляют  единую, иерархически построенную  систему, в которую входят: Федеральная таможенная служба; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты.

В таможенную систему входят также  учреждения, подведомственные непосредственно  ФТС (таможенные лаборатории, учебные  заведения, вычислительные центры и  др.). В ведении ФТС могут находиться государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы.

Все звенья системы являются федеральными и не подчиняются органам государственной  власти субъектов Федерации, органам  местного самоуправления и общественным объединениям. Каждый нижестоящий таможенный орган подчинен по вертикали только вышестоящим таможенным органам, контролирующим его деятельность.

 

 Иные субъекты - «лица» и «российские лица» двоякого рода: юридические лица – предприятия, учреждения и организации и физические лица, вступающие в различные правоотношения с таможенными органами, кроме того, к иным субъектам относятся также международные организации, имеющие отношение к таможенному делу.

Таможенное  право предоставляет всем юридическим  и физическим лицам равные права. Они на равных основаниях вступают в таможенные правоотношения: ввозят в РФ и вывозят из неё товары и транспортные средства, в том  числе при осуществлении внешнеэкономической  деятельности. Монополии государства на внешнеэкономическую деятельность в РФ не существует.

Никто не может  быть лишен права или ограничен  в праве на ввоз в РФ или вывоз  из неё товаров и транспортных средств, за исключением случаев установленных ТК Рф и другими юридическими актами на уровне федерального закона .

 

Вопрос  № 2.

Юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и иные личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица имеют самостоятельный баланс или смету.  (расчёт (план) предстоящих доходов и расходов на осуществление какой-либо деятельности.)

Для осуществления  юридическим лицом той или  иной деятельности существенное значение имеет его правоспособность. Правоспособность означает способность юридического лица иметь гражданские права, соответствующие целям его деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Различается правоспособность специальная и общая.

Специальная правоспособность означает, что юридическое лицо обладает только теми гражданскими правами и несёт только те обязанности, которые предусмотрены в его учредительных документах и соответствуют цели создания юридического лица. В уставе в этом случае указываются виды деятельности, которыми оно вправе заниматься.  Требования специальной правоспособности распространяются на учреждения и иные некоммерческие организации, а также на унитарные государственные и муниципальные и некоторые другие прямо указанные в законе коммерческие организации.

Следовательно, ели специальная  правоспособность юридического лица не включает в себя внешнеэкономическую  деятельность, то заниматься ею лицо не вправе.

Подавляющее большинство юридических лиц, отнесённых к коммерческим организациям, обладает общей правоспособностью. Они могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещённых законом и учредительными документами, в том числе и внешнеэкономической. Определённые ограничения внешнеэкономической деятельности юридических лиц могут устанавливаться путём лицензирования. Под лицензированием понимается выдача уполномоченными на то органами специального разрешения на ведение соответствующей деятельности.

 

Вопрос  № 3.

Физические лица – это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Правовое  положение граждан характеризуется  понятием правоспособности и дееспособности. Правоспособность – это способность гражданина иметь права и обязанности, т.е. быть субъектом этих прав и обязанностей.

Физические  лица пользуются теми же правами по перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу, что и юридические лица. Однако при перемещении товаров и  транспортных средств через таможенную границу физическими лицами имеют  значение цели перемещения, которые  и необходимо установить: для личного  использования или для коммерческих целей. Товары, предназначенные не для  коммерческих целей, подлежат декларированию, таможенному оформлению и таможенному  контролю в упрощённом порядке.

В области  таможенного дела наметилась тенденция  к расширению сфер деятельности физических и юридических лиц, занимающихся профессиональным посредничеством. Посреднические функции в этой области осуществляются таможенными брокерами. Брокеры  являются субъектами таможенных правоотношений. Таможенным брокером (посредником) может созданное в соответствии с законодательством РФ предприятие, обладающее правами юридического лица и получившее лицензию ФТС России на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера.

Взаимные  права и обязанности таможенных органов и иных субъектов таможенных правоотношений детально регламентируются ТК РФ. Любое лицо имеет право  обжаловать решения (в том числе  нормативные акты), действия или  бездействие таможенных органов  РФ и их должностных лиц, если упомянутые решения, действия или бездействие  затрагивают это лицо непосредственно  и индивидуально. Причём участник таможенных правоотношений, считающий, что его  права нарушены, должен сначала обратиться в таможенные органы, и лишь потом ,если спор не разрешён, то в суд (разд. XІІІ ТК РФ).

 

Вопрос  № 4.

В числе международных  организаций – субъектов таможенного  права может быть назван, например, Совет таможенного сотрудничества, созданный в 1953 г. в Брюсселе. Россия как правопреемница СССР является членом этого совета.

Высшим органом  Таможенного союза стран –  членов СНГ является Таможенный Совет.

 

Его цели:

  • Обеспечение функционирования Таможенного союза;
  • Выработка и проведение единой таможенной политики;
  • Противодействие монополизму, а также дискриминационным акциям иностранных государств и их союзов;
  • Пресечение недобросовестной конкуренции при осуществлении экспортно-импортных операций;
  • Унификация таможенного законодательства и таможенных процедур и др. (Положение о Таможенном совете, подписанное странами СНГ в Москве 13 марта 1992 г.).

Всемирная торговая организация (ВТО) создана  в 1994 г. в ходе Уругвайского раунда ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам  и торговле), на котором было решено преобразовать ГАТТ в ВТО. ВТО начала свою деятельность с 1 января 1995 г. Она исходит из того, что мировая торговля должна развиваться по экономическим законам, никакие административные и дискриминационные методы регулирования недопустимы.

  

 


Информация о работе Субьекты таможенного права