Суицид как форма девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:31, реферат

Краткое описание

Самоубийства являются одной из острейших проблем современного общества. Они занимают ведущее место среди причин смертности трудоспособного населения и сохраняют тенденцию роста в ряде государств мира и, в том числе, в различных регионах Российской Федерации.
На протяжении последующей истории человечества менялись и усложнялись мотивы и способы самоубийства. Рост числа самоубийств мы видим и в настоящее время.
Суицид рассматривается как ведущая причина смертей во всем мире, поэтому он является значительной общественной проблемой. Кроме того, некоторые исследователи полагают, что официальная статистика недооценивает действительное число суицидов. По официальной статистике, каждый год в мире убивает себя 100.000 человек. Среди них -51 тысяча русских, по данным ВОЗ.

Вложенные файлы: 1 файл

соц-ца-ца.docx

— 40.74 Кб (Скачать файл)

В последнее десятилетие  внимание социологов, психологов, психиатров и педагогов многих стран мира привлекает проблема самоубийств. От самоубийств  погибают лица разного возраста, пола, профессий, образовательного и культурного  уровня.

Среди совершивших суициды - Демосфен, Фемистокл, Демокрит, Эзоп, Сократ, Сенека, М.Петтенкофер, О.Ковалевский, Н.Гарин-Михайловский, П.Лафарг, М.Цветаева, В.Маяковский, С.Есенин, Ю.Друнина, В.Легасов и многие другие. Появление романа Гёте "Страдания юного Вертера" в 1774г., в котором описана жизнь и смерть от несчастной любви юного Вертера, породили целую эпидемию самоубийств, названную впоследствии «эффектом Вертера». Смерть Курта Кобейна (солиста популярной группы "Nirvana") в 1994г. повлекли за собой целый ряд самоубийств среди молодёжи. 

Увеличение количества суицидов и покушений на самоубийство, происходящее в большинстве стран мира, отрицательно сказывается на состоянии экономики, общественного порядка, нравственных и духовных устоях. Самоубийства являются одной из острейших проблем современного общества. Они занимают ведущее место  среди причин смертности трудоспособного  населения и сохраняют тенденцию  роста в ряде государств мира и, в  том числе, в различных регионах Российской Федерации.

На протяжении последующей  истории человечества менялись и  усложнялись мотивы и способы  самоубийства. Рост числа самоубийств  мы видим и в настоящее время.

Суицид рассматривается  как ведущая причина смертей  во всем мире, поэтому он является значительной общественной проблемой. Кроме того, некоторые исследователи полагают, что официальная статистика недооценивает  действительное число суицидов.

По официальной статистике, каждый год в мире убивает себя 100.000 человек. Среди них -51 тысяча русских, по данным ВОЗ.

  1. В начале ХХ века Россия была на последнем месте среди европейских стран по уровню самоубийств. В 1915г. кол-во суицидов в России было 3,4 на 100 тыс. населения; в 1985 г. кол-во суицидов в СССР было 24,5 (22,7 - во Франции; 22,8 - в Швейцарии; 23,8 - в Бельгии; 43,1 - в ФРГ; 45,3 - в Венгрии). Территории РФ дифференцированы по уровням самоубийств; общее количество самоубийств в середине 1990-х гг.составляло около 40 на 100 тыс. населения, в начале 2000-х гг. - 38; при этом наблюдается "омоложение" суицидов - средний возраст чуть больше 45 лет (согласно общемировому стандарту значение показателя менее 9 считается низким, от 10 до 19 - средним, от 20 до 30 - высоким и свыше 30 - сверхвысоким)[4] Пурич-Пейакович Йу., Дуньич Душан Й. Самоубийство подростков: Пер. с сербск. — М.: Меди цина, 2000. - 168 с.

 

При том, что официальная статистика сильно отличается от реальной (по разным оценкам экспертов в 2-4 раза), поскольку  в неё попадают только явные случаи суицида. Так же никем не фиксируется случаи неудачных попыток ухода из жизни, количество которых в 7-10 раз больше, чем законченных самоубийств. 

Таким образом, данная проблема является актуальной на протяжении уже  довольно значительного периода  времени и затрагивает различные сферы жизни людей и само понятие «жизнь», как великий дар для одних и непомерное проклятье для других, кто не смог вынести бренность всего сущего и невыносимую тщетность бытия.

 

 

 

 

 

 

 

Явление суицида понятно  с древнейших времен, однако самый  подходящий термин появился только к 1651 году в Англии, происхождение которого отходит от латинского слова "suicidium" - "себя убивать". Другой из вариантов термина был получен своим сходством с однокоренным ему - "suist" - эгоистичный человек, "suicism" - эгоизм [5, с139]. Но, эти "определения" не являются точными и объясняющими всю суть этого феномена. Дюркгейм ввел наиболее "аккуратное" определение самоубийства. Он считал, что это "каждый смертельный случай, который является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если пострадавший знал об ожидавших его результатах" [5, с139]. 5. Бойко О.В. Мифология суицида // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2004 г. - т. 7, № 2. с. 138-159 
 
Суицидальное поведение - это "осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни" [9, с143]. Структура данного явления подразделяется на собственно суицидальные действия и суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки). В свою очередь, суицидальные действия подразделяются на суицидальную попытку и завершенный суицид. Суицидальная попытка - "это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью" [9, с143]. Суицидальная попытка может быть необратимой или обратимой, которая направлена на завершенный суицид либо на другие цели. Завершенный суицид является "действиями, завершенные летальным исходом" [9, с143]. . 9.Зимановская Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения) уч. Пос. для студ. Высшего уч. Зав.: - 2-е изд. М.: издательский центр «Академия», 2004 - 288 с.

 

 

Самоубийство, как считают  исследователи, явление сугубо антропологическое. Сознательное самоубийство, составляющее достояние одного лишь человека, очевидно, не может считаться продуктом  новейшей цивилизации. Известно, что  в доисторические времена, когда  только-только начинали образовываться крупные общинно-родовые союзы, самоубийство носило чисто прагматическую социальную функцию и помогало выживанию  рода и племени рода и племени  в целом. Одно из самых первых известных  в истории человечества самоубийств - самоубийства детей и стариков у первобытных племен в голодные годы. [1]

1. Старшенбаум Г. В. Суицидология и кризисная психотерапия.-М.,2005.-С.8.

 

Что же лежит в основе существования  такого явления, как самоубийство? Амбрумова А.Г. Амбрумова А. Г. , Тихоненко В. А. , Бергельсон Л. Л. : Социально-психологическая дезадаптация личности и профилактика суицида 81'4 с.91 и ряд других исследователей выдвигают концепцию о том, что суицид - это феномен социально-психологической дезадаптации личности, т.е. ключевые понятиями для данного явления - социально-психологическая адаптация и дезадаптация. Под адаптацией вообще понимается приспособление - соответствие между живой системой и внешними условиями, причем адаптация - это и процесс, и его результат. Тогда понятие дезадаптации отражает различную степень и качество несоответствия организма и среды. Полное соответствие способствует развитию, полное несоответствие несовместимо с жизнедеятельностью. К системам, занимающим промежуточное положение между этими двумя полюсами, в одинаковой мере применим термин адаптация и дезадаптация; первый из них отражает позитивные приспособительные и компенсаторные компоненты, а второй характеризует систему со стороны ее недостаточности или дезорганизованности. На уровне личности акцент в процессе адаптации переносится на социальные взаимодействия, опосредованные психической деятельностью и ее высшей формой - сознанием. Объективным критерием успешности социально-психологической адаптации человека служит его поведение в обычной и экстремальных ситуациях.

 

Суицидальные проявления подразделяются на суицидальные мысли, представления, переживания, а также  на суицидальные тенденции. Суицидальные тенденции в свою очередь подразделяются на суицидальные замыслы и намерения. Суицидальные мысли (пассивные) - это  представления, фантазии на тему своей  смерти (но не на тему лишения себя жизни  как самопроизвольного действия). Пример таких мыслей: "хорошо бы умереть", "заснуть и не проснуться" [9, с143]. Суицидальная тенденция нарастает  в форме разработки плана, то есть продумывание способов, пора и место  самоубийства. Но на уровне замысла, такая суицидальность остается лишь на уровне мыслей. А когда "подключается" волевой компонент, замыслы перерастают в намерения и решения, подготовленность к суициду переходит во внешнее поведение. 
 
Пресуицид - это срок от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации [9, с143]. Пресуицид может быть острым или хроническим. Они отличаются продолжительностью. Острый пресуицид исчисляется минутами, секундами. Хронический же является "зависанием" мыслей и тенденций на месяца и может быть годы. 
 
Данная структура суицидального поведения является одной из основных концепций, которой придерживаются суицидологи. Однако на сегодняшний день существует большее количество определений аутодеструктивного поведения, такие как: "парасуицид", "хронический суицид", "протрагированный (продлённый) суицид", "органический суицид", "локальный суицид", "аутодеструктивное (саморазрушающее, деструктивное) поведение", "аутоагрессивное поведение" и др. Все это формы авитальной активности. И из-за расширения кругозора суицидологии один термин "суицид" перестал "вмещать весь спектр изучаемых явлений" [29, с128]. Появление большего количество споров в терминологии, привели Ю.Р. Вагина к трем основным причинам: Во-первых, "суицидальная модель поведения может использоваться в самых различных, не связанных непосредственно с "убийством себя" целях. Во-вторых, выяснилось, что многие фактически "самоубийственные" модели поведения не являются осознанными. В-третьих, изучены многочисленные модели поведения, сутью которых является причинение себе вреда, но не смерти" [29, с128]. Да и сам термин "суицидальное поведение" может объяснить "лишь внешнюю суицидальную активность" [29, с128].   Вагин Ю.Р. Авитальная активность. Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2001. - 292 с.

 

 

 Существует типология  самоубийств, основанная на категории  цели, в соответствии с которой  выделяют 3 типа суицидального поведения: демонстративно-шантажное, аффективное и истинное.

Демонстративно-шантажное  суицидальное поведение своей целью предполагает не лишение себя жизни, а демонстрацию этого намерения, обращая тем самым на себя внимание и вызывая сочувствие.

Аффективное суицидальное поведение характеризуется тем, что попытка самоубийства совершается на высоте сильного переживания и страдания.

Истинное суицидальное поведение имеет место при обдуманном и укрепившемся желании покончить с собой с выполнением всех условий осуществления плана.

Следует также рассмотреть  еще одну классификацию самоубийств, которая основана на категории личного  смысла как отношения не совпадающих  между собой целей действия —  суицида и мотива деятельности, в  которую он включен. Здесь выделяются следующие типы: протест, месть, призыв, избежание, самонаказание и отказ.

Протестные формы суицидального поведения возникают в ситуации конфликта.

Месть — конкретная форма протеста, нанесение конкретного ущерба враждебному окружению.

Смысл суицидального поведения  под названием призыв состоит в активизации помощи извне с целью изменения ситуации. При этом позиция личности пассивна.

Значение самоубийства избежание заключается в избежание непереносимой наличной угрозы путем самоустранения.

Самонаказание можно определить как протест во внутреннем плане личности, конфликт, по преимуществу внутренний, при своеобразном расщеплении «я» на «я — судью» и «я — подсудимого».

Если в предыдущих случаях  цель суицида и мотив деятельности не совпадали, то при суицидах отказа обнаружить заметное расхождение цели и мотива не удается, т. е. мотивом является отказ от существования, а целью — лишение себя жизни. – стр 159

Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения, Учеб. пособие / Отв. ред. П.Д. Павленок. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 185 с. 

 

 

В разных культурах отношение к  суициду всегда было неоднозначным. В большинстве стран к нему относились негативно, суицид считался большим грехом. В других же странах, например, в Китае, отношение к  суициду было всегда весьма спокойное. Считалось, что человек, таким образом, освобождает душу. Такой же примерно подход был и в Древней Индии.

Такие восточные религии, как брахманизм и буддизм, следующие доктрине: все, что привязывает человека к жизни, есть причина страдания, спокойно относятся  к отречению от плоти. И самосожжение буддистских монахов как акт  протеста против войн и других варварств  современной цивилизации вполне укладывается в рамки религиозных норм. Впрочем, массовые религиозные самоубийства предпринимались и в России, например, при многих государственных нововведениях и реформах; примером тому - многочисленные самоубийства как протест против политики, проводимый Петром I, недаром именно при этом царе в Военном и Морском Артикуле появилась довольно суровая запись для самоубийц: «Ежели кто себя убьет, то мертвое его тело, привязав к лошади, волоча по улицам, за ноги повесить, дабы, смотря на то, другие такого беззакония над собой чинить не отваживались». [Кони А. Ф. Самоубийство в законе и жизни. М.,1923.]

В Японии до недавнего времени существовал  обряд харакири: когда совершение самоубийства считалось высшим проявлением  мудрости, честности, порядочности. Существовали традиции как добровольного, так  и принудительного харакири. Если человек добровольно решал свести счеты с жизнью, созвав членов своей  семьи, облачась во все белое, он вспарывал себе живот, а в этот момент сын или близкий друг отрубал ему голову. Но все это относится к разговору о традициях. Сейчас в мире происходит смешение культур, и в большей мере, чем религиозный и социокультурный факторы, на человека влияют урбанистический и экономический факторы. Самоубийства из-за так называемого «разочарования в жизни», судя по историческим и этнографическим данным, в древности практически не встречались. Это - современное явление. Его принято считать порождением культуры большого города, символизирующей упадок, завершающую фазу развития цивилизации.

 

 

 

 

Опыт мировой суицидологии свидетельствует о существовании тесной зависимости между частотой самоубийств и такими переменными, как степень индустриализации, урбанизации, экономической нестабильности, интенсивности миграционных потоков, нарушения привычных жизненных стереотипов под воздействием социальных или политических преобразований. Кроме того, рост самоубийств в значительной степени обусловлен ослаблением роли традиционных социальных институтов церкви, семьи, брака (сохранение традиционного уклада жизни являются мощными антисуицидальными факторами, т.к. они препятствуют разобщенности между людьми и ограничивают безмерный рост потребностей и личностных притязаний, свойственный экономическим развитым обществам).

 

 
Дюркгейм, в своей работе “Самоубийство (социологический этюд)” выделил  те различные состояния социальной среды (религиозные верования, семья, политическая жизнь и т.д.), под  влиянием которых изменяется процент  самоубийств. По причинам, вызывающим самоубийства, они делятся на эгоистические, альтруистические и аномичные.15 
 
Эгоистические самоубийства. 
 
Если считать эгоизмом такое состояние индивида, когда индивидуальное “я” резко противопоставляет себя социальному “я” в ущерб последнему, то можно назвать эгоистичным тот частный вид самоубийств, который вызывается чрезмерной индивидуализацией. Коллективная связь, сплоченность общества задерживает самоубийства. Когда сплоченность общества ослабевает, индивид отходит от социальной жизни и ставит свои личные цели выше стремления к общему благу. Дюркгейм пишет, что число самоубийств увеличивается по мере того, как растет общественный распад. На самоубийства, например, оказывает влияние политическая ситуация, в том числе великие национальные войны. 
 
Альтруистические самоубийства. 
 
Если крайний индивидуализм приводит человека к самоубийству, то верно и то, что недостаточно развитая индивидуальность приводит к тем же результатам. Когда человек отделился от общества, то в нем легко зарождается мысль покончить с собой, то же самое происходит с ним и в том случае, когда общественность вполне и без остатка поглощает его индивидуальность. Альтруизм - это состояние, когда “я” не принадлежит человеку, когда центр его деятельности находится вне его существа, но внутри группы, к которой индивид относится. Характерным для альтруистического самоубийства является то, что оно совершается во имя долга.16 
 
Помимо выделения альтруистических самоубийств на религиозной почве, Дюркгейм говорит, что благодатной социальной средой для таких самоубийств в современном мире является армия, так как в ней вырабатываются способности к самоотречению, обезличиванию. Для всех европейских стран установлено, что склонность к самоубийству у военных значительно интенсивнее, чем у лиц гражданского населения того же возраста. Разница колеблется от 25 до 90%.17 
 
О более высоком уровне самоубийств среди военнослужащих по сравнению с гражданским населением пишут и российские исследователи. В целом из общего числа самоубийств 15% приходятся на офицеров, 6-7% прапорщиков и мичманов, остальные (свыше 78%) - на военнослужащих срочной службы. Реальное же количество самоубийств, считают исследователи, еще выше, так как все усилия армейских суицидальных служб направлены на сокрытие обстоятельств гибели, а не на оказание помощи солдатам и офицерам, находившихся в состоянии психологического кризиса.18 
 
Аномичные самоубийства.  
 
Общество всегда в той или иной степени воздействует на индивида, управляет, руководит им. Известно, что экономические кризисы обладают способностью усиливать наклонность к самоубийству. Вообще соотношение между экономическим состоянием страны и процентом самоубийств является общим законом. Например, при внезапном увеличении числа банкротств можно констатировать, что произошли значительные изменения в финансовой сфере, за этим следует рост числа самоубийств: внезапное увеличение числа банкротств в 1847 г. на 26% , в 1854 г. на 37% и в 1861 г. на 20% привели к увеличению числа самоубийств соответственно на 17, 8 и 9%.19 
 
Но и счастливые кризисы (например, снижение цен), во время которых благосостояние страны быстро повышается, оказывают на самоубийства такое же действие, что и экономические бедствия. Это происходит в результате потрясения коллективного строя. Всякое нарушение равновесия, потрясение основ толкает на добровольную смерть.20

Информация о работе Суицид как форма девиантного поведения