Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 10:41, контрольная работа
Для того чтобы в мире все шло своим чередом, люди должны следовать правилам. Социальный порядок требует соблюдения общих норм, по крайней мере, от большинства людей. Без существования социального порядка взаимодействие людей превратилось бы в настоящую проблему, а их ожидания утратили бы смысл. Общество стремится гарантировать соответствие действий своих членов базовым социальным нормам с помощью социального контроля - методов и стратегий, определяющих поведение людей в рамках общества. Функционалисты и конфликтологи по-разному оценивают роль социального контроля.
Введение
Глава 1. Понятие и сущность социального контроля.
Глава 2. Основные элементы социального контроля.
Глава 3. Виды социального контроля
Заключение
Используемая литература:
Санкт-Петербургский
Библиотечно-информационный
«Сущность и механизмы
Оглавление
Введение
Для того чтобы в мире все шло своим чередом, люди должны следовать правилам. Социальный порядок требует соблюдения общих норм, по крайней мере, от большинства людей. Без существования социального порядка взаимодействие людей превратилось бы в настоящую проблему, а их ожидания утратили бы смысл. Общество стремится гарантировать соответствие действий своих членов базовым социальным нормам с помощью социального контроля - методов и стратегий, определяющих поведение людей в рамках общества. Функционалисты и конфликтологи по-разному оценивают роль социального контроля. Функционалисты рассматривают социальный контроль (в первую очередь выражающийся в юридических актах) как неизбежное требование, без выполнения которого выживание общества невозможно. Если население откажется следовать общественным стандартам поведения, это повлечет за собой неправильное функционирование и разлад институциональных систем. По этой причине функционалисты считают хаос альтернативой эффективного социального контроля. Сторонники теории конфликта утверждают, что социальный контроль осуществляется в интересах разделенных властью социальных групп в ущерб всем прочим Группам в обществе, причем никакие социальные структуры не могут быть нейтральными. Эти социологи видят свою задачу в выявлении и идентификации механизмов, позволяющих институциональным структурам несправедливо распределять блага и обязанности социальной жизни, используя для самосохранения методы и инструменты социального контроля.
В социальной жизни действуют три основных типа процессов социального контроля:
1) процессы, побуждающие
индивидов к интернализации
2) процессы, организующие социальный опыт индивидов;
3) процессы, применяющие
различные формальные и
Члены общества непрерывно проходят процесс социализации, посредством которого они усваивают те системы Мышления, чувств и поведения, которые характерны для культуры их общества. В детском возрасте соответствие ожиданиям других людей, прежде всего, является продуктом внешних процессов контроля. По мере взросления поведение человека начинает все более и более управляться внутренними регуляторами; последние выполняют много функций из числа тех, которые раньше (в детстве) выполнялись внешними механизмами контроля. Так происходит процесс интернализации: индивиды инкорпорируют в свою личность стандарты поведения, доминирующие в обществе. Эти стандарты человек часто принимает без размышлений и вопросов - как свою «вторую натуру». По мере того как человек «погружается» в жизнь группы, он вырабатывает представление о себе, регулирующее его поведение в соответствии с групповыми нормами. Делая то, что делают члены группы, он обретает собственную идентичность и ощущение благополучия. Группа становится своей группой, а её нормы - своими нормами. Таким образом, социальный контроль превращается в самоконтроль.
Социальные институты также формируют индивидуальный опыт. Как правило, человек бессознательно выстраивает собственное представление о реальности под воздействием социальных проблем и альтернатив в том виде, в каком они сформулированы обществом. Можно сказать, что человек живет в несколько ограниченном мире, в той степени, в какой он оказывается замкнутым в рамках социального окружения, обусловленного культурой. Ему обычно не приходит в голову возможность существования альтернативных стандартов. Человек ограничен рамками культуры своего общества и не может следовать нонконформист, поскольку общество не знает альтернатив.
И наконец, человек следует нормам своего общества, так как знает, что в противном случае его ожидает наказание. К людям, нарушающим правила, окружающие относятся недоброжелательно, враждебно, о них злословят, их подвергают остракизму, Последствиями отступления от норм могут стать тюремное заключение и даже смерть. Конформист же получает одобрение, популярность, престиж и прочие социально определяемые вознаграждения. Люди весьма быстро осознают невыгодность нонконформизма и преимущества конформизма. Целью исследования является изучение элементов и механизмов социального контроля.
1. Сущность, механизмы и методы социального контроля.
Социальный контроль — механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.
В широком смысле слова социальный контроль можно определить как совокупность всех видов контроля, существующих в обществе*, нравственный, государственный контроль и др., в узком смысле социальный контроль — это контроль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.
Согласно Ж- Гурвичу, в обществе существуют различные сферы социального контроля, в которых также можно выделить различные иерархии ценностей и идеалов. В число таких сфер социального контроля входят религия, мораль, право, искусство, познание и обучение. Соотношение между собой этих сфер социального контроля определяется конкретным типом общества. Кроме того, в разных обществах могут доминировать различные подобласти этих сфер. Например, в различных типах обществ может доминировать философское (метафизическое) или научное (позитивное) познание. В сфере права может преобладать социальное право, право межиндивидуальное, право организованное или право стихийное, право заранее определенное, право гибкое, право интуитивное.
Социальный контроль в такой интерпретации вбирает в себя культурные модели, социальные символы, коллективные ценности, идеи и идеалы в их функциональной зависимости от типов обществ или групп. По этому исторически существовали различные формы социального контроля, соответствовавшие доминировавшим в ту или иную эпоху ценностям, идеалам и представлениям.
Согласно Т. Парсонсу, функция социального контроля заключается в том, чтобы минимизировать рас хождения между социальными ожиданиями и фактическим поведением индивидов. Фактически эта важнейшая социальная функция, которую в обществе выполняет институт контроля, расщепляется на три от дельные социальные функции:
• регулятивную — контроль является важнейшим фактором социальной регуляции на всех уровнях жизни общества;
• охранительную — социальный контроль служит сохранению существующих в обществе и принятых им ценностей и пресечению попыток посягательства на эти ценности. К таким безусловно значимым для современного общества ценностям относятся: человеческая жизнь, имущество, честь и достоинство, физическая неприкосновенность, свободы и права личности, установленный политический строй, национальные, государственные, религиозные приоритеты. Эта функция социального контроля позволяет осуществлять трансляцию социального опыта от поколения к поколению;
• стабилизирующую — социальный контроль, орга низуя поведенческие ожидания, обеспечивает предсказу емость поведения людей в стандартных ситуациях и тем самым способствует неизменности социального порядка.
Социальный контроль, как уже было сказано выше, существовал в обществах всех типов. Его первичной формой является обычай. Именно обычай в архаических обществах определял, какое поведение индивида является дозволенным, а какое — неприемлемым. С возникновением религии она также стала выполнять функцию социального регулятора. В современном обще стве роль регулятора выполняет преимущественно право, представляющее собой наиболее действенный и одновременно наиболее формализованный способ социального контроля.
В системе социального контроля ключевую роль выполняют санкции. Вместе с ценностями и нормами они составляют его механизм. Сами по себе нормы ничего не контролирую. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм, которые как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение общепринятых норм делает наше поведение предсказуемым. Санкции так же предсказуемы и общеприняты. Каждый из нас знает, что за выдающиеся научное открытие ожидает официальная награда, а за тяжкое преступление — тюремное заключение. Санкции также вносят в поведение элементы предсказуемости. Когда мы ожидаем от другого человека определенного поступка, то надеемся, что он знает, не только норм, но и следующую за ним санкцию .
Таким образом, нормы
и санкции соединены в единое
целое. Если у какой - то нормы
отсутствует сопровождающая
Существуют формальные и неформальные методы социального контроля. Неформальный контроль предполагает "неофициальность" и обычно применяется в небольших группах. Например люди, находящиеся в тесном контакте с нарушителем, выражают ему свое неодобрение.
В социологии выделяются следующие основные типы неформального контроля:
- социальные вознаграждения,
выражающиеся в улыбках, одобрительных
кивках и более серьезных
- наказание - "недовольный
взгляд", критические замечания
и даже угроза физической
- убеждение - еще один
способ воздействия на
- переоценка норм (наиболее сложный тип социального контроля), в результате которой поведение, считавшееся девиантным, оценивается как нормальное.
Формальный контроль осуществляют организации и правила, предназначенные для защиты порядка: милиция и другие правоохранительные органы, а также суды, пенитенциарные учреждения, психиатрические больницы и пр. В этих органах социального контроля имеется многочисленный аппарат сотрудников, включающий офицеров полиции, судей, юристов, служащих тюрем, сборщиков налогов и чиновников правительственных органов управления. Таким образом можно говорить о системе выявления, отторжения, санкций и ресоциализации носителей девиантного и делинквентного поведения. Следует иметь в виду, что негативные санкции (наказание) - не единственные методы социального контроля. Критика абсолютизации наказания как метода социального контроля с нравственных позиций дополнена в настоящее время экспериментальными выводами, согласно которым, во-первых, применение негативных санкций ведет только к временному прекращению нежелательного социального поведения; во-вторых, подавляемые формы социального поведения имеют тенденцию к появлению в том же качестве после прекращения воздействия негативных санкций; и в третьих, подавление нежелательных форм социального поведения с неизбежностью ведет к общему снижению социальной активности индивида. Гуманистическое отрицание правомерности насилия как преобладающего метода социального контроля подтверждено экспериментально. Доказано, что с точки зрения регулирования социального взаимодействия индивидов более эффективно а) применять моральные санкции (это могут быть, например, социальное неодобрение, моральное осуждение, которые "срабатывают" в случае, если индивид ценит данную социальную общность, не отчужден от нее); б) поощрять желаемые виды индивидуального поведения, а не подавлять нежелательные. Применение подобных методов социального контроля возможно лишь в общности с высокой степенью социальной сплоченности.
Информация о работе Сущность и механизмы социального контроля