Сущность понятия общество в истории социального познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 11:42, контрольная работа

Краткое описание

Первоначальное значение понятия «общество» — общность, союз, сотрудничество. Русский термин «общий» восходит к православному корню «общий», что означает «то, что вокруг». Необходимо различать понятия «общность» и «общество».
Общность – это форма совместного бытия или взаимодействия людей, связанных общим происхождением, языком, судьбой и взглядами. Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных не на основе общности, а на основе совместных интересов и договоре.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1.Сущность понятия общество в истории социального познания……..4
2.Трактовки категории «общество» в социологии……………………...8
3.Общество в широком и узком значении………………………………11
4.Классификация общественных теорий…………………………………13
Заключение………………………………………………………………....16
Список использованной литературы…………………………………….18

Вложенные файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 33.36 Кб (Скачать файл)

      По  К.Марксу  общество – это исторически  развивающаяся совокупность отношений  между людьми, которые складываются  в процессе их совместной деятельности.

      Т. Парсонс определял общество как  систему отношений между людьми, которых объединяют нормы и ценности.

      Из  этих  определений следует, что общество - это целостное единство, состоящее  из людей, их социальных связей, взаимодействий и отношений. Эти  связи, взаимодействия и отношения  носят устойчивый характер и  воспроизводятся в историческом  процессе, переходя из поколения  в поколение.

      В современной  социологии обществом  принято  считать объединение людей, которое  имеет следующие признаки:

      - оно не  является частью какой-либо другой  более крупной системы;

      - пополнение  идет главным образом за счет  деторождения;

      - имеет  собственную территорию;

      - имеет  собственное название и историю;

      - существует  дольше средней продолжительности  жизни отдельного индивидуума;

      - имеет  развитую собственную культуру.

      Общество - это совокупность, объединение  людей, но не механическое, а устойчивое, благодаря рациональной взаимосвязи  и взаимодействия людей.

      Составными  элементами общества являются  люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и  отношения, социальные институты  и организации, социальные группы  и общности, социальные нормы  и ценности. Каждый из них находится  в тесной взаимосвязи с другими, играет особую роль в обществе.

      Таким образом, под обществом как социальной  системой в социологии понимается  совокупность людей, объединённых  исторически сложившимися формами  их взаимосвязи и взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Общество в  широком и узком значении

      Общество (society) – исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.

      Это понятие  имеет два основных значения.

      В самом  широком смысле, общество можно  определить как систему всех  существующих способов и форм  взаимодействия и объединения  людей (например, в выражениях «современное  общество» или «феодальное общество»).

      В более  узком понимании, слово  «общество»  употребляют для обозначения  любых типов или видов социальных  групп, количество и особенности  которых определяются разнообразием  жизнедеятельности людей («российское  общество», «научное сообщество»  и т.д.).

      Оба этих  подхода объединены пониманием  того, что человек является «общественным  существом» и может полноценно  жить только внутри некоего  коллектива, ощущая свое единство  с другими людьми. Эти коллективы  образуют иерархию – от наиболее  крупномасштабного, от человечества  в целом как самой большой  системы взаимодействия, до профессиональных, семейных и иных малых групп.

        Хотя  методологические подходы представителей  различных современных научных  школ во многом различны, все  же существует некоторое единство  взглядов на общество.

        Во-первых, общество обладает системностью  – оно рассматривается не как  механическая совокупность индивидов, а как объединенная устойчивыми  взаимодействиями или взаимосвязями (социальными структурами).

      Будучи  целостной системой, общество обладает  устойчивостью, определенным консерватизмом.

      Во-вторых, общество обладает универсальностью  – создает необходимые условия  для удовлетворения самых разнообразных  потребностей индивидов. Только в обществе, основанном на разделении труда, человек может заниматься узкопрофессиональной деятельностью, зная, что всегда сможет удовлетворить свои потребности в пище и одежде. Только в обществе он может приобрести необходимые трудовые навыки, познакомиться с достижениями культуры и науки. Общество предоставляет ему возможность сделать карьеру и подняться по социальной иерархии. Прогресс общества видят как раз в повышении его универсальности – в предоставлении индивиду все большего спектра возможностей.

      В-третьих, общество имеет высокий уровень  внутренней саморегуляции, обеспечивая постоянное воспроизводство всей сложной системы социальных отношений. Это находит свое отражение в создании особых институтов (таких как мораль, идеология, право, религия, государство), обеспечивающих соблюдение общепринятых «правил игры». По поводу того, какие именно институты играют в процессах саморегуляции более важную роль, есть разные мнения.

      В-четвертых, общество обладает внутренними  механизмами самообновления –  включения в сложившуюся систему  взаимосвязей новых социальных  образований. Оно стремится подчинить  своей логике вновь возникающие  институты и социальные группы, заставляет их действовать в  соответствии с ранее сложившимися  социальными нормами и правилами (так происходит при эволюции  общества). Но новые нормы и  правила, постепенно накапливаясь, могут привести к качественным  изменениям всей системы общественных  отношений (так происходит при  общественной революции).

      Таким образом, общество представляет собой  универсальный способ организации  социального взаимодействия людей, обеспечивающий удовлетворение  их основных потребностей, саморегулирующийся, самовоспроизводящийся  и самообновляющийся.

 

 

4. Классификация  общественных теорий

       Социологические  теории различаются по уровню  обобщения  на:

      - общую  теорию (мегасоциология),

      - теории  среднего уровня (макросоциология, изучающая крупные социальные общности),

      - теории  микроуровня (микросоциология, исследующая межличностные отношения в повседневной жизни).

      Общество  в целом является объектом  изучения общей социологической  теории. Оно  рассматривается в  науке по следующим  основным  проблемным блокам в их логической  последовательности: Что такое общество? - Изменяется ли оно? - Как оно  изменяется? - Каковы источники изменений? - Кто определяет эти изменения? - Каковы типы и модели изменяющихся  обществ?

      Иными словами, мегасоциология посвящена  объяснению социальных изменений.

      Проблемный  блок - Что такое общество? - включает  в себя комплекс вопросов об  устройстве общества, его компонентах, о факторах, обеспечивающих его  целостность, о процессах, происходящих  в нем.

      Они находят  свое освещение в многочисленных  версиях ученых: в теориях (Спенсера, Маркса, Вебера, Дарендорфа и многих других исследователей) социально-демографического и социально-классового устройства общества, социальной стратификации, этнической структуры и др.

      Проблема  изменений в обществе подразумевает  два вопроса: Развивается ли общество? Обратимо или необратимо его  развитие? Ответ на них делит  существующие общесоциологические  концепции на два класса: теории  развития и теории исторического  круговорота.

      Первые  разрабатывались просветителями  Нового времени, теоретиками позитивизма, марксизма и другими, доказывавшими  необратимость развития общества.

      Вторые  пронизаны идеей цикличности, т.е. движения общества в целом  или  его подсистем по замкнутому  кругу  с постоянным возвращением  к исходному  состоянию и последующими  циклами  возрождения и упадка. Эта идея нашла свое отражение  в суждениях Платона и Аристотеля  о формах государства, в концепции  «культурно-исторических типов»  Н.Данилевского, в теории «морфологии  культур» О.Шпенглера, в версии  А.Тойнби о замкнутых цивилизациях, в социальной философии П.Сорокина  и т.д.

      Следующий  проблемный блок раскрывает направление  развития общества постановкой  вопросов о том, совершенствуется  ли общество, человек, отношения  между людьми, отношения с природной  средой или идет обратный процесс, т.е. деградация общества, человека  и отношений со средой обитания.

      Содержание  ответов на эти вопросы подразделяет  имеющиеся вопросы на две группы: теории прогресса (оптимистические) и  теории регресса (пессимистические).

      К первым  относятся позитивизм, марксизм, теории  технологического детерминизма, социал-дарвинизм, ко вторым - ряд теорий бюрократии, элит, пессимистические версии технологического  детерминизма, частично концепция  Л.Гумилева, Ж.Гобино и др.

      Проблема  механизма прогресса, его обусловленности, его источников и движущих  сил  раскрывается в мегасоциологии однофакторными и многофакторными теориями, теориями эволюции и революции.

      Однофакторные  теории сужают источники и  причины  прогресса до какой-либо  одной силы, абсолютизируя ее, например, биологический  фактор (биологизм, органицизм, социал-дарвинизм), идеальный фактор (теории Вебера).

      Многофакторные  теории, выделяя один детерминант, стремятся  учесть воздействие  всех остальных  факторов (теории  Маркса, неомарксистов  и др.).

      С проблемой  соотношения значимости личности  и роли социальных общностей  в процессе социального изменения  связаны те теории, которые либо  отдают предпочтение общностям  как основной движущей силе (этатизм, фашизм, левацкий псевдомарксизм, этнонационализм), либо выделяют приоритет личности перед любыми общностями (позитивизм, социализм Маркса, неомарксизм).

      Проблематика  типа и модели развития общества  раскрывается в теориях их  абсолютизации (редукционизм) и синтезирования (комплексные теории).

      По  вопросу  о периодизации развития общества  наибольшее распространение  получили  в мегасоциологии два подхода: формационный (Маркс), в соответствии с которым общество в своем развитии проходит ряд общественно-экономических формаций – первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, и цивилизационный (Морган, Энгельс, Теннис, Арон, Белл и др.). В основе типологии обществ по К.Марксу лежит критерий способа производства.

      Цивилизационный подход более разнороден, поскольку  сама категория «цивилизация» весьма многогранна. На практике этот критерий чаще всего сводится к территориальному  (например, европейское общество или цивилизация), либо религиозному (например, исламское общество).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

       Существует  много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом  может пониматься как определенная  группа людей, объединившихся для  общения и совместного выполнения  какой-либо деятельности, так и  конкретный этап в историческом  развитии народа или страны. В  широком смысле общество —  это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней  часть материального мира, которая  состоит из индивидуумов, обладающих  волей и сознанием, и включает  в себя способы взаимодействия  людей и формы их объединения.

      Представление  об обществе как едином организме  явилось результатом длительного  развития социологической мысли.

      Представление  о системности в обществе возникло еще в античной философии в виде обшей концепции об упорядоченности, целостности бытия. Проблему системности общественной жизни наиболее активно разрабатывали такие крупнейшие мыслители XIX—XX вв., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс. Ими было определено содержание основных для решения данной проблемы понятий и категорий.

      В современной  социологии обществом  принято  считать объединение  людей, которое  имеет следующие  признаки: оно  не является частью какой-либо  другой более крупной системы; пополнение идет главным образом  за счет деторождения; имеет собственную  территорию; имеет собственное название  и историю; существует дольше  средней продолжительности жизни  отдельного индивидуума; имеет развитую  собственную культуру.

      Социологические  теории различаются по уровню  обобщения  на:  общую теорию (мегасоциология), теории среднего уровня (макросоциология, изучающая крупные социальные общности), теории микроуровня (микросоциология, исследующая межличностные отношения в повседневной жизни).

      Общество  в целом является объектом  изучения общей социологической  теории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1. Зборовский  Г.Е. Орлов Г. Г. Введение в социологию. – М.: Инфра-М, 2008.

2. Осипов Г.В. Социология.  – М.: Пресс, 2010.

3. Основы социологии./Под ред.  А. Эфендиева. – М.: Форум, 2009.

4. Социология./Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юнити-Дана, 2008.

Информация о работе Сущность понятия общество в истории социального познания