Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 06:43, контрольная работа
Целью работы является проанализировать исторический и современный опыт осуществления социальной функции государства, и рассмотреть отличительные черты социального государства.
Цель работы определила стоящие перед нами задачи:
Рассмотреть пути развития и формирования социального государства
Определить социальное государство, его сущность и сформулировать понятие
Выделить современные пути формирование социального государства
Введение 3
1. Развитие и формирование понятия социального государства 5
2. Социальное государство: сущность и понятие 8
3. Характерные черты современного социального государства 13
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Содержание
Введение 3
1. Развитие и формирование
2. Социальное государство:
3. Характерные черты
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Введение
Актуальность.
Принцип социального
В настоящее
время принцип социального
Проблематика
социального государства
Разработка теории социального государства чрезвычайно важна, поскольку реализация социальной функции государства в разумных масштабах способна принести и приносит обществу столь же огромную пользу, сколь разрушительными (и экономически, и психологически, и политически) могут быть как ее недооценка, так и необоснованное в конкретных исторических условиях гипертрофирование[1, c. 78].
Целью работы
является проанализировать исторический
и современный опыт осуществления
социальной функции государства, и
рассмотреть отличительные
Объектом исследования являются отношения, которые возникаю в следствии формирования социального государства
Цель работы определила стоящие перед нами задачи:
Рассмотреть пути развития и формирования социального государства
Определить социальное государство, его сущность и сформулировать понятие
Выделить современные пути формирование социального государства
Методологическую и теоретическую базу работы составили достижения отечественных и зарубежных ученых в области теории права Чиркин В.Е., Храмцов А.Ф., Родионова О.В, Кутафин О.Е, Лужков Ю, Зорькин В.Д, Гончаров П.К.
Новизна
работы состоит в последовательном
системном изучении функционально-прагматического
аспекта социального
В начале исследования была сформулирована гипотеза, согласно которой понятие социального государства за последние два десятилетия изменилось под влиянием развития экономического пространства.
Поставленные цель и задачи определили выбор методов и приемов работы: на этапе сбора материала – сплошной и случайной выборки, на этапе исследования – методов описания, контекстуального анализа, сравнения, обобщения и статистического анализа.
Структура работы сформирована в соответствии с поставленными задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списком литературы.
1. Развитие и формирование
Исследователи
сходятся во мнении, что идея социальной
государственности
Термин "социальное
государство" был введен в научный
оборот немецким государствоведом и
экономистом Лоренцем фон Штейном
(1815 - 1890) в 1850 г. Большое влияние на
его творчество оказала философия
Гегеля. Социальное государство, по мнению
Штейна, должно сознательно служить
интересам народа. Уничтожить классы
не представляется возможным; власть выражает
интересы господствующего класса -
класса имущих; класс же неимущих представляет
потенциальную опасность для
государства. Важнейшей задачей
государства является "поднятие"
низших классов. Следуя логике Штейна,
вся система социального
Говоря
о зарождении данной концепции, нельзя
не упомянуть труды других немецких
ученых XIX в.: А. Вагнера (идея "государства
культуры и всеобщего благоденствия"),
Ф. Наумана, Ю. Оффнера. Характерная
особенность трактовки
Значительный
вклад в развитие теории и практики
социального государства внес "Новый
курс" Франклина Делано Рузвельта.
Явившись средством преодоления
кризисных явлений в экономике,
он в то же время стал базой для
изменения охранительной роли государства
и установления этой концепции в
США благодаря обширной, продуманной
и эффективной программе
Важнейшую роль в воплощении концепции в жизнь сыграло возникновение Советского государства, где была законодательно закреплена социальная направленность политики.
Когда доктрина
социального государства
Россия
не отстала в этом смысле от европейских
стран, определив себя в ст. 7 Конституции
РФ 1993 г. как социальное государство.
Но если оценивать реализацию данной
концепции в нашей стране, например
по модели П.К. Гончарова (т.е. на трех уровнях:
на научном - как идею и ее развитие
в целом ряде концепций, на нормативном
- как конституционный принцип, на
эмпирическом - как реальную практику
деятельности государственных институтов
по решению социальных проблем общества
и социальных групп), то можно прийти
к выводу, что формирование социального
государства в России находится
на самом раннем этапе: разработка концепции
только начинается. Государственное
управление в большинстве случаев
осуществляется без реальной опоры
на юридическую доктрину, нормативная
база - неполная, определены лишь некоторые
конституционные обязанности
2.
Социальное государства:
Понятие "социальное государство" столь многогранно, что специалистам так и не удалось прийти к единому мнению. Тем не менее, резюмируя мнения российских и зарубежных ученых, а также обобщая практику конституционного закрепления принципа социального государства и его реализации в ряде стран мира, П.К. Гончаров констатирует, что "социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности"[5,c.51]. Несколько иначе звучит определение социального государства в статье социолога: "Социальное государство - особый тип государства, возникший в результате широкого исторического компромисса разнонаправленных политических и социальных сил в интересах всех слоев общества, основанного на осознании зоны объективных общих интересов контрагентов социального противоборства и необходимости ее дальнейшего расширения с помощью активной, опирающейся на экономическую эффективность и политическую стабильность, социальной политики"[6,c.23]. М.В. Баглай полагает, что "социальное государство берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности"[7, c.118-119]. Как видим, исследователи усматривают особенности социального государства в том, что оно, регулируя экономическую и другие сферы общественной жизни, акцент делает на проведении социальной политики.
Существует несколько моделей социального государства.
Одна из них - либеральная модель, в основе которой лежит индивидуальный принцип, предусматривающий личную ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. Роль государства в этой модели незначительная. Финансирование социальных программ осуществляется в первую очередь за счет частных сбережений и частного страхования. При этом задачей государства является стимулирование роста личных доходов граждан. Такая модель используется в США, Англии и других странах.
Другая модель социального государства - корпоративная, которая предполагает механизм ответственности предприятий и организаций (корпораций) за материальное положение и судьбу своих работников. Работнику предоставляются корпорацией социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, частичную оплату медицинских, образовательных и других услуг. В основе социального обеспечения лежат страховые взносы корпораций и деятельность организаций-работодателей.
Наиболее распространенной моделью социального государства является модель, в основе которой лежит ответственность всего общества за судьбу своих членов, а главным принципом выступает условие, при котором богатый платит за бедного, а молодой за старого. Государство перераспределяет поступающие налоговые отчисления через бюджет, социальные страховые фонды и социальные программы, систему социального обслуживания. Вспомогательную роль играют действующие в странах негосударственные (частные) институты социальной помощи (различные фонды, программы и т.д.), которые играют, однако, вспомогательную роль.
В Европе сложилось два типа стран, принципиально различающихся соотношением доли участия государства, работника и работодателя в финансировании социальных программ.
К первому
типу относятся страны с социально
ориентированной рыночной экономикой,
где бюджетные отчисления и страховые
взносы работника и работодателя
на социальные мероприятия примерно
равны и основными каналами перераспределения
являются государственные частные
(т.е. находящиеся под
Ко второму типу относятся страны так называемого рыночного социализма, в которых значительная часть расходов на социальные нужды берет на себя государство, а основным каналом перераспределения является бюджет (например, Швеция).
Российская Федерация провозгласила себя социальным государством, опираясь на свой опыт социализации экономической и социальной жизни, а также учитывая менталитет ее общества.
Практика социальных государств показывает, что все они в процессе своей деятельности опираются на ряд принципов, включая:
-экономическую
свободу человека и признание
права предпринимателей и их
объединений, лиц наемного
-доверие
к регулирующей роли рынка
через спрос, предложение,
-социальную
справедливость и солидарность
общества, в том числе путем
налогового перераспределения
-участие
работников в управлении
Информация о работе Сущность социального государства и пути его достижения