Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 18:38, контрольная работа
Людям важно знать, куда можно обратиться со своими проблемами, в каких ситуациях приходит на помощь «социальная работа». Людям необходимо осознавать, что социальные работники могут поддержать человека в трудную минуту, как материально – предоставить выплаты, пособия, льготы, так и духовно – «наставить на путь истинный».
Введение………………………………………………………………..стр. 1-2
1. Сущность социальной работы как науки…………………….стр. 3-7
2. Взаимосвязь социаль¬ной работы с другими науками………стр. 8-10
3. Заключение……………………………………………..………стр.11-10
4. Список использованной литературы…………………………стр. 12
Вариант № 11
Сущность социальной работы как науки. Взаимосвязь социальной работы с другими науками.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Введение
Каждая наука должна иметь
объект, предмет и методы исследования,
принципы, закономерности, теоретические
модели, понятийно-категориальный аппарат
и своё место в системе наук.
Не является исключением и социальная
работа. Социальную работу как науку
можно понимать как область научного
знания о закономерностях управления
процессом использования
27 июня 2001 года в Копенгагене
Международной ассоциацией
Актуальность данной темы состоит в том, что социальная работа в России развивается по нынешнее время, при этом является многообещающим видом деятельности, так как очень востребована современным обществом. Причина этого – сложная экономическая ситуация в стране, неравномерное распределение денежных средств, неумение общества существовать в равных условиях, поэтому в нашей стране большое количество людей, которые нуждаются в разнообразной квалифицированной помощи. Это обстоятельство, с точки зрения функционалистской социологии, можно воспринимать не только как одну из причин появления в России новой профессии, но и одним из факторов, активизирующих развитие профессиональной социальной работы.
Людям важно знать, куда можно обратиться со своими проблемами, в каких ситуациях приходит на помощь «социальная работа». Людям необходимо осознавать, что социальные работники могут поддержать человека в трудную минуту, как материально – предоставить выплаты, пособия, льготы, так и духовно – «наставить на путь истинный».
Социальная работа — профессиональная деятельность, имеющая целью содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. 3
Если рассмотреть социальную работу как науку, то можно выделить у нее свойственный только этой науке предмет и объект исследований, а так же собственную проблематику. Она изучает и анализирует процессы социального взаимодействия, социальных отношений, которые возникают в результате воздействия социальных и биологических факторов, для решения сложностей клиента. Социальная работа как теория соприкасается с традиционными направлениями таких социальных наук, как медицина, этика, экономика, философия, психология, политология, социология. Проблематика социальной работы включает в себя специальные исследования, сопрягающиеся с социальными процессами, с связью социальной работы и социальной политики, а также с ответственностью общества за нормальное развитие личности. Следуя из выше сказанного можно утверждать, что тематика исследований в области социальной работы довольно широка и складывается рамками непростой системы: «социальная среда — человек».
Следует отметить, что получение собственного развития социальной работы как профессии указывает на особенную черту социальной работы как теории. Современное общество нуждается в научно-теоретических исследованиях в области социального развития и связи между личностью и обществом на новом социально-политическом и экономической ступени развития общества, а так же в научных и практических советах по предоставлению социальных услуг людям, оказавшимся в непростом жизненном положении, и как результат этой потребности создавалась новая теория.
Методология — это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.4 К методологическим проблемам относят: понятийно-категориальный аппарат, объект и предмет науки, закономерности, статус науки, методы.
Методология социальной работы предполагает изучение:
- объекта и предмета в котором кроме клиента имеется и сам социальный работник.
- социального контекста, в пределах которого протекает взаимодействие принципов функционирования отрасли и структуры социальной работы социального работника и клиента.
Немалое внимание в социальной работе направлено на разработку и изучение технологий, то есть методов и способов определенной практической социальной работы с различными типами потребителей, а так же с различными группами, которым требуются социальные услуги. Повышенный интерес направлен на разработку коррекционных и профилактических технологий, обращенных на предупреждение и исправление социальных девиаций и болезней.
Как отрасль научного знания социальная работа имеет две характерные ей противостоящие ориентации: что первоначально для развития социальной работы? Что является основой социальных проблем?
По предположению некоторых иностранных авторов в социальной работе практическая и исследовательская деятельности формируются самостоятельно друг от друга. Но все же стоит отметить, что большинство изыскателей считают, что на учреждение социальной работы как социального института главнейшее воздействие оказали мировоззренческие факторы, попытки научного понимания социальной реальности и социальных разногласий. Наиважнейшим порождающим началом было теоретическое знание, которое дало основу социальной науке и социальной практике. Так же есть утверждения, что порождающим началом социальная практика и социальное действие, а так же вторичность научного знания, или же в противном случае теория будет далека от практики или даже будет мешать, действующим социальным сотрудникам оказывать оперативную помощь страждущим.
Если за причину социальной дисгармонии взять общество, то социальная работа должна быть направлена на преобразование и кардинальное изменение этого общества. Если исходить из того что причина социальных трудностей сам человек, то для того, чтобы достичь гармонии в первую очередь необходимо изменить всего человека, а не его круг общения. В социальной работе не разработано общей теории, а наука отображена различными социальными, научными и общественными школами, в рамках которых и открываются главные исследовательские нормы, рекомендующие обществу и практической социальной работе разнообразные научные и научно-практические теории.
Как наука социальная работа проявляется в сфере человеческой деятельности, роль которой отражена в выработке теоретической классификации независимых знаний об определенной действительности – специфической социальной деятельности и социальной сфере. Последнюю можно определить как профессиональную и общественную деятельность государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленную на решение социальных проблем индивидов, семей, групп и слоев в обществе. Оценка имеющихся форм и методов социальной работы, исследование приемлемых методов и технологий устранения социальных проблем указанных объектов — одна из важнейших задач социальной работы как научной дисциплины.
Так как социальная работа, так же как любая наука, имеет свой предмет, объект, категориальный аппарат. Объектом изучения является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обусловливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе. Основу содержания любой науки составляют базовые категории («несущие» понятия, которые и определяют ее предмет), принципы и закономерности. Таким образом, социальную работу необходимо считать как самостоятельную науку, что обозначает ее место в системе наук.
2. Взаимосвязь социальной работы с другими науками.
Социальный работник, который приступил к своим обязанностям, должен владеть основными навыками устранения проблем, первичными знаниями методов вмешательства в системы разных размеров (индивид, семья, группа, организация, община). Он призван облегчать действие общей поддержки населения, вести терапевтическое консультирование клиентов. Стоит отметить, что взаимосвязь социальной работы с различными науками прослеживается в период подготовки студентов на социального работника, а именно ознакомление с иностранным опытом, прохождение практики в социальных службах, изучение и анализ нормативных документов. Дисциплины изучаемые социальными работниками делятся на 4 блока: дисциплины специализации, математические и естественнонаучные, общие профессиональные, общие гуманитарные и социально-экономические. Связь теории социальной работы с иными науками основана на общепринятых методах системного подхода, что прослеживается в устойчивых связях социальной работы и экологии, социальной работы и социологии, социальной работы и медицины, социальной работы и психологии.
Все науки можно разделить на несколько видов: естественные, социальные, технические, гуманитарные. По своей основе социальная работа является социальной наукой, но она крепко связана с естественными и техническими науками. Исследования, которые проводятся в рамках социальной работы, нередко имеют междисциплинарный уклон, например взаимосвязь ее с одной стороны с педагогикой, социологией, психологией и с другой стороны с естественными науками.
Знание социологии дают социальному работнику изучить социальные проблемы, использовать интерперсональные навыки и технологии, потому что социология занимается изучением общества, убеждения и поведение определенных групп, представителей разных профессий, человека в обществе и само общество в частности.5 Рассмотрим взаимосвязь социологии и социальной работы. Социальный работник использует знания социологии при интервьюировании и анкетировании, а так же умение общаться с человеком при той или иной его проблеме, с целью дать ему почувствовать заботу и внимание, помочь ему раскрыться. Потому что, имея информацию о человеке, проанализировав ее, социальный работник может разработать план действий решения проблемы клиента.
Так же следует отметить, что социальному работнику необходимы знания психологии, так как психологи исследуют индивидов и стремятся познать механизмы их развития, значимые факторы, оказывающие влияние на психику и поведение человека, а также психологию коллективов. Знания основ психологии социальному работнику необходимы для установления внутренних мотивов, побудивших человека на совершение каких-либо действий, а так же, что бы дать клиенту соответствующие рекомендации.
То есть, знания социологии и психологии дают социальному работнику возможность оценить проблему клиента, наметить путь ее решения и дать необходимые рекомендации. Но при этом необходимо не фокусироваться только на индивидууме, подобно психологу или только на круге общения клиента, подобно социологу. Социальному педагогу необходимо изучить все стороны человека и разработать действенное и правильное решение.
Необходимо не забывать, что по
роду своей деятельности социальный
педагог связан с различными людьми,
взаимоотношениями между
В середине XIX в. немецкий педагог Дистервег предложил термин «социальная педагогика», понимая под ним «процесс педагогического влияния на социальное действие человека в течение всех возрастных периодов жизни в различных сферах микроструктуры». Социальная педагогика ныне является одной из учебных дисциплин курса подготовки социальных работников.6
Все это указывает на то, что социальная работа имеет междисциплинарный характер.
Подводя итог, можно говорить о том, что социальная работа как наука представляет собой сферу человеческой деятельности по выработке и теоретической систематизации объективных знаний о социальной сфере и специфики социальной деятельности. Одна из важнейших задач социальной работы как науки – анализ форм и методов социальной работы, разработка оптимальных технологий и методов разрешения социальных проблем общества. Социальная работа как наука соединяет в себе теоретическую (эмпирическую) и прикладную систему знаний. Причем прикладная часть в ней преобладает, что отличает ее от других научных дисциплин.