Сущность человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:47, доклад

Краткое описание

Социология рассматривает человека с разных позиций его существования, но а, прежде всего, с биологических и социальных. Биологическое выражается в морфофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозговых, электрохимических и некоторых других процессах человеческого организма. Но ни один аспект в отдельности не раскрывает нам феномен человека в его целостности.

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность человека социология.docx

— 18.37 Кб (Скачать файл)

 

Сущность человека

 

Социология  рассматривает человека с разных позиций его существования, но а, прежде всего, с биологических и  социальных. Биологическое выражается в морфофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозговых, электрохимических и некоторых  других процессах человеческого  организма. Но ни один аспект в отдельности  не раскрывает нам феномен человека в его целостности. Человек, говорим  мы, есть разумное существо. Что же в  таком случае представляет его мышление: подчиняется ли оно лишь биологическим  закономерностям или только социальным? Социальное и биологическое, существующие в нераздельном единстве в человеке, в абстракции фиксируют лишь крайние  полюсы в многообразии человеческих свойств и действий. В этом аспекте  человек выступает как носитель биологической формы движения материи. Но ведь он не просто организм, не просто биологический вид, а в первую очередь субъект общественных отношений.

Организм  и личность-две неразделимые стороны  человека. Своим организменным уровнем  он включен в природную связь  явлений и подчиняется природной  необходимости, а своим личностным уровнем он обращен к социальному  бытию, к обществу, к истории человечества, к культуре. Измерение человека с  биологической и социальной стороны  имеет отношение именно к его  личности. Биологическая сторона  человека детерминируется главным  образом наследственным (генетическим) механизмом. Социальная же сторона  человеческой личности обусловлена  процессом вхождения человека в  культурно-исторический контекст социума. Ни то ни другое в отдельности, а  только их функционирующее единство может приблизить нас к пониманию  тайны человека. Каким же образом  в человеке объединяются его биологическое  и социальное начала? Для ответа на этот вопрос обратимся к истории  возникновения человека как биологического вида.

В настоящее  время в науке утвердилось  представление, что человек - биосоциальное  существо, соединяющее в себе биологическую  и социальную компоненты.

С этим можно  согласиться, не забывая:

1) что  человека можно рассматривать  и с физической точки зрения  и изучать происходящие в нем  химические процессы;

2) что  не только человек обладает  социальной формой существования,  но и многие животные. Более  того, с каждым годом этология  накапливает все больше данных, свидетельствующих о том, что  социальное поведение человека  во многом генетически детерминировано.

Еще в  античной философии много внимания уделялось определению природы  человека. Киники видели ее в естественном образе жизни и ограничении желаний  и материальных потребностей; Эпикур – в чувствах, общих у человека и животных; Сенека и Стоики –  в разуме. В западной философии, особенно в марксизме, на передний план выдвинулось  представление о социальной сущности человека.

С точки  зрения современной науки более  точно разделять биологическую  предопределенность существования  человека и его родовую (собственно человеческую) сущность. Поисками границ между биологическими и специфически человеческим занимается наука, получившая название социобиологии. Эта наука  в применении к изучению человека находится на стыке естественнонаучного  и гуманитарного знания.

Итак, человек  как предмет естественнонаучного  познания может рассматриваться  в трех аспектах:

- происхождение; 

- соотношение  в нем естественного и гуманитарного;

- изучение  специфики человека методами  естественнонаучного познания.

Первое  направление, традиционно называемое антропологией, изучает: когда, от кого и как произошел человек и  чем он отличается от животных.

Второе  направление – социобиология  – изучает генетическую основу человеческой деятельности и соотношение физиологического и психического в человеке.

К третьему направлению относится изучение естественнонаучным путем мозга  человека, его сознания, души и т. д.

 


Информация о работе Сущность человека