Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:47, доклад
Социология рассматривает человека с разных позиций его существования, но а, прежде всего, с биологических и социальных. Биологическое выражается в морфофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозговых, электрохимических и некоторых других процессах человеческого организма. Но ни один аспект в отдельности не раскрывает нам феномен человека в его целостности.
Социология рассматривает человека с разных позиций его существования, но а, прежде всего, с биологических и социальных. Биологическое выражается в морфофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозговых, электрохимических и некоторых других процессах человеческого организма. Но ни один аспект в отдельности не раскрывает нам феномен человека в его целостности. Человек, говорим мы, есть разумное существо. Что же в таком случае представляет его мышление: подчиняется ли оно лишь биологическим закономерностям или только социальным? Социальное и биологическое, существующие в нераздельном единстве в человеке, в абстракции фиксируют лишь крайние полюсы в многообразии человеческих свойств и действий. В этом аспекте человек выступает как носитель биологической формы движения материи. Но ведь он не просто организм, не просто биологический вид, а в первую очередь субъект общественных отношений.
Организм
и личность-две неразделимые стороны
человека. Своим организменным уровнем
он включен в природную связь
явлений и подчиняется
В настоящее время в науке утвердилось представление, что человек - биосоциальное существо, соединяющее в себе биологическую и социальную компоненты.
С этим можно согласиться, не забывая:
1) что человека можно рассматривать и с физической точки зрения и изучать происходящие в нем химические процессы;
2) что
не только человек обладает
социальной формой
Еще в античной философии много внимания уделялось определению природы человека. Киники видели ее в естественном образе жизни и ограничении желаний и материальных потребностей; Эпикур – в чувствах, общих у человека и животных; Сенека и Стоики – в разуме. В западной философии, особенно в марксизме, на передний план выдвинулось представление о социальной сущности человека.
С точки зрения современной науки более точно разделять биологическую предопределенность существования человека и его родовую (собственно человеческую) сущность. Поисками границ между биологическими и специфически человеческим занимается наука, получившая название социобиологии. Эта наука в применении к изучению человека находится на стыке естественнонаучного и гуманитарного знания.
Итак, человек
как предмет
- происхождение;
- соотношение
в нем естественного и
- изучение специфики человека методами естественнонаучного познания.
Первое направление, традиционно называемое антропологией, изучает: когда, от кого и как произошел человек и чем он отличается от животных.
Второе направление – социобиология – изучает генетическую основу человеческой деятельности и соотношение физиологического и психического в человеке.
К третьему направлению относится изучение естественнонаучным путем мозга человека, его сознания, души и т. д.