Сфера управленческой деятельности и опыт социальной работы в ней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 12:03, контрольная работа

Краткое описание

Важную роль в социальной работе может сыграть технология программно-целевого проектирования, задача которой – выработка организационных моделей решения социальных проблем, координирование механизмов их реализации. В силу своей комплексной природы, сочетания определенности и гибкости такие технологии, применяющиеся для развития системы учреждений социального обслуживания, могут обеспечить ее долгосрочные перспективы и функциональную насыщенность.
Технологическая схема проектирования позволяет сформулировать исходные цели, проанализировать современное положение дел и данные, полученные на основе экспертных заключений и поисковых прогнозов, выявить варианты решения задач 14 оценить их в соответствии с критериями непротиворечивости, совместимости с программами других продуцентов социальных программ, комплексности, интегративности, ресурсной доступности.

Содержание

Введение
1. Религиозная сфера и опыт социальной работы в ней.
2. Сфера управленческой деятельности и опыт социальной работы в ней.
3. Организационные формы предоставления социальных услуг безработной молодежи.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

С.Р. с разными группами клиентов К.Р..docx

— 62.31 Кб (Скачать файл)

И работникам службы занятости, и их клиентам необходимо хорошо знать некоторые принципиальные положения данного закона. Например, готовность трудиться означает, что клиент принимает предложение о работе, соответствующей профилю своего образования, с учетом стажа, навыков, стремится пройти профессиональную подготовку или переподготовку, чтобы занять место работы.

Второе положение, с которым приходится постоянно сталкиваться работникам и клиентам служб занятости, связано с понятием «подходящая работа». Закон признает подходящей такую работу, которая соответствует профессиональной подготовке работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, опыта прежней работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места. Эта работа должна оплачиваться не ниже среднего заработка по последнему месту работы, протекать в условиях, соответствующих правилам и нормам охраны труда.

Служба занятости обязана принять решение о признании гражданина безработным не позднее 11 дней с момента предъявления им соответствующих документов: паспорта, трудовой книжки, документа о профессиональной квалификации, о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы.

Службой занятости не могут быть признаны безработными следующие категории граждан: 1) не достигшие 16-летнего возраста; 2) лица, которым назначена (в соответствии с законодательством) пенсия, исключая инвалидов 3 группы; 3) отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы; 4) впервые ищущие работу, а также не имеющие профессии (специальности) в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки, от предложенной оплачиваемой работы (даже временной).

Для потерявших работу в связи со структурными изменениями в экономике, закрытием или перепрофилированием производства закон предусматривает сохранение стажа и среднего заработка в период трудоустройства, но не более 3 месяцев.

Ситуация на рынке труда усложняется. Высвобождение большого числа работников, конверсия военно-промышленного комплекса, незащищенность выпускников учебных заведений на первый план выдвигают следующие задачи: оказание этим категориям населения социально-психологической помощи, с одной стороны, и обеспечение их профессиональной ориентации — с другой.

В настоящее время основная цель профориентационной работы службы занятости — содействие гражданам в получении в оптимально короткие сроки подходящего места работы с учетом их личных интересов и потребностей рынка труда путем профессионального и информационного консультирования, психологической поддержки. Оказывается как индивидуальная, так и групповая психологическая поддержка.

Психологическая поддержка осуществляется в рамках индивидуальной консультации. Она необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Такие люди, как правило, испытывают определенные трудности в общении как с близкими людьми и знакомыми, так и с потенциальными работодателями. Для работы с такими клиентами используются специальные психологические приемы и методы, вплоть до интенсивной психотерапии.

После проведения консультаций с клиентом обсуждается его конкретная жизненная ситуация, выявляются его возможности и склонности к той или иной деятельности, намечается план дальнейшего поиска работы. Это либо поиск вакансий по прежней специальности, либо получение смежной или новой профессии, либо участие в Клубе поиска работы или занятия на курсах «Новый старт», в рамках которых оказывается комплексная групповая поддержка, что помогает участникам расширить информационные возможности для трудоустройства, преодолеть комплексы, сложившиеся в результате неудачных поисков работы, изменить стиль поиска работы, умело представить работодателю свои профессиональные навыки, грамотно оформить документы для трудоустройства.

Психологическая поддержка приобретает особенное значение в тех регионах, где очень мало или практически отсутствуют женские вакансии. Она позволяет остановить личностную дезинтеграцию, помочь людям поверить в себя, сориентировать их на самозанятость, надомный труд, развитие подсобного хозяйства.

Информационная консультация предоставляет клиенту подробную информацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, о соответствующих этим вакансиям специальностях, и также сведения о том, где можно пройти переобучение и обучение.

Профессиональное консультирование включает в себя изучение профессиональных интересов, повышение мотивации к труду, выявление психологических и психофизических особенностей личности, предоставление рекомендаций по наиболее приемлемым для клиентов сферам деятельности, направлению профессионального обучения.

Переход к рыночным отношениям, с одной стороны, сузил круг выбора профессий (производственный труд на заводах), с другой — расширил (торговля, физический труд низкой квалификации, финансовая деятельность). Однако из-за недостаточной осведомленности у человека складывается неправильное представление о многих из них. Случается так, что какой-то вид занятий может увлечь при более детальном ознакомлении с ним. Поэтому одна из основных задач — обратить внимание безработного на те профессии, по которым бывают вакансии, как можно подробнее рассказать о них.

Консультант помогает выбрать одно из направлений профессиональной деятельности («человек — природа», «человек — техника», «человек — художественный образ», «человек — человек»), наиболее соответствующее его желаниям и склонностям. Именно направление, а не профессию. Затем идет совместное обсуждение перечня входящих в направление профессий. Если консультируемый смог подобрать себе новую специальность и по ней есть вакансия, специалисты отделов переобучения совместно с клиентом определяют, в каком учебном заведении он сможет ее получить.

Профессиональное консультирование можно подразделить на индивидуальное и групповое. Индивидуальное консультирование проводится в изолированном помещении при соблюдении полной конфиденциальности. Беседа длится 40--60 мин. Иногда одной встречи бывает недостаточно и работа может быть продолжена. В процессе индивидуального консультирования можно получить исчерпывающую информацию о различных сферах жизнедеятельности, пройти тестирование с целью выявления своих возможностей.

Групповое консультирование в большей степени носит информационный характер. Его цель — дать безработным наиболее полную информацию об услугах, оказываемых службой занятости.

Личностная консультация проводится, если психолог чувствует — что-то мешает клиенту принять решение. Препятствием могут быть как внешние факторы, о которых консультируемый почему-то умалчивает, так и особенности его характера (высокая тревожность, неуверенность, нерешительность и тому подобное), что выявляется путем личностной диагностики и использования различных методов.

Профотбор проводится в целях выявления лиц, способных успешно работать по той или иной специальности. С помощью тестирования на психофизиологических приборах или компьютере, а также с использованием бланковых психологических методик определяются возможности, личностные качества, способности безработного и соотносятся с требованиями, предъявляемыми профессией к человеку. Анализ результатов по определенным критериям позволяет сделать вывод о том, может ли человек успешно работать по данной профессии.

Это трудоемкое, сложное обследование требует большого объема времени, высокого уровня квалификации специалистов. Проводится оно обычно по заявкам работодателей на договорной основе и является дополнительной услугой, оказываемой центрами занятости населения. В качестве основной услуги проводится профотбор лиц, направляемых на обучение по различным специальностям. Такой отбор преследует цель сократить отсев в процессе обучения (более эффективно используются средства фонда занятости, выделенные на обучение безработного). Для осуществления достоверной диагностики возможностей человека, параметров его внимания, памяти, мышления, моторно-двигательной реакции, его стрессоустойчивости, способности длительно выполнять монотонную работу имеются такие приборы, как «Фильтр», «Фотон», «Мульти-психомер».

Существует определенный перечень проблем, с которыми клиент центра занятости может быть направлен к психологу:

1. Неприятие  статуса безработного («Почему я?»).

2. Потребность  в поддержке, сочувствии.

3. Неадекватная  самооценка, неуверенность в собственных  силах.

4. Запрос на  снятие напряжения и саморегуляцию.

5. Конфликтное  поведение во время приема.

6. Профессиональное  самоопределение.

7. Расхождение  запрашиваемой профессии со специальностью по диплому.

8. Выбор профиля  переобучения.

9. Вопросы  профессионального становления, карьеры.

В некоторых центрах занятости проводятся так называемые ярмарки учебных мест для молодежи и учащихся выпускных классов школ.

На ярмарках можно получить информацию о ситуации на рынке труда, об учебных заведениях, условиях приема, сведения о факультетах и специальностях, об оплате обучения, и размере стипендии, о подготовительных курсах, данные о краткосрочных курсах профессионального обучения и переподготовки. Посетители ярмарки получают консультации по переобучению, находят ответы на интересующие их вопросы у юристов, экономистов, других специалистов. Каждую школу на ярмарке обеспечивают пакетом информации на тему: «Куда пойти учиться?».

Профориентация, являясь приоритетным направлением государственной политики содействия занятости населения, позволяет снизить общий уровень социальной напряженности, повысить степень социальной адаптации населения к современным условиям жизни и уровень социально-профессиональной активности граждан.

Безработица стала неотъемлемым атрибутом жизни современного общества. Во всем мире наблюдается тенденция к увеличению уровня общей безработицы. В развитых странах эту ситуацию провоцирует научно-технический прогресс, в других странах — нестабильная экономика. Общей проблемой всего мира остается преобладание в инструментарии государственной власти пассивных мер по содействию занятости населения.

Наше государство столкнулось с серьезным кризисом на рынке труда в 90-е годы XX столетия. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что массовая безработица позади, но делать выводы о стабильности или цивилизованности Украинского рынка труда еще рано.

Молодежная занятость сегодня остается одной из центральных проблем регионального рынка труда. Безработную молодежь, как правило, можно поделить на две группы: низкоквалифицированных работников и квалифицированных специалистов, не имеющих стажа работы по специальности. Естественно, эти категории мало востребованы на рынке труда, где предпочтение отдается высококвалифицированным специалистам со стажем работы по специальности более 5 лет.

Если говорить о "женском" рынке труда, можно отметить, что этот рынок профессий не отличается разнообразием. На протяжении последних лет большинство вакансий в банке данных службы занятости, предлагаемых женщинам-безработным, предполагают низкоквалифицированный и, соответственно, низкооплачиваемый труд, что не способствует быстрому и успешному поиску работы.

Похожая ситуация сложилась и на сельском рынке труда. К сожалению, в аграрном секторе остается ряд неразрешенных проблем, которые увеличивают время поиска работы сельскими жителями.

К числу ключевых проблем развития сферы занятости, решение которых должно составлять содержание и направленность политики занятости, относятся следующие:

- дифференциация  районных, сельских и городских  рынков труда по уровню занятости, размерам вынужденной неполной занятости, уровню безработицы и составу безработных граждан;

- потеря трудового  потенциала квалифицированных и  высококвалифицированных кадров  в результате недоиспользования их рабочего времени, отсутствия реальной связи между доходом и уровнем профессионализма работника, их перехода в неформальную занятость, часто не требующего прежней квалификации, миграции за пределы республики;

- трудоустройство  социально-демографических групп (молодежи  без опыта работы, женского населения, инвалидов, демобилизованных военнослужащих);

- ухудшение  качественных характеристик системы  рабочих мест, наряду с медленным наращиванием новых рабочих мест, резко снижает возможности трудоустройства незанятых из-за увеличения доли рабочих мест, непривлекательных для населения (растут требования безработных к условиям труда и оплаты);

- медленная  перестройка системы государственного  профессионального образования, масштабы, структура и формы первичной подготовки в недостаточной степени учитывают изменения в спросе на рабочую силу в профессиональном разрезе, система вторичного обучения (переподготовка и повышение квалификации) не стала еще массовой, продолжает ориентироваться лишь на отдельные группы населения, нуждающегося в трудоустройстве. Слабую заинтересованность в повышении квалификации работающих и их переподготовке проявляют работодатели.

Ключевые проблемы рынка труда определяют основные задачи в области занятости на данный период:

- усиление  государственного регулирования  ситуации в сфере занятости  в республике;

-  совершенствование  работы по предупреждению безработицы;

- реализация  специальных мероприятий по профилированию безработных граждан в целях повышения эффективности предоставляемых им услуг и сокращения длительной безработицы;

-  развитие  кадрового потенциала путем совершенствования с учетом потребностей рынка труда, системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и работающего населения;

- повышение  эффективности активных мер на  рынке труда.

В настоящее время на рынке труда наблюдаются следующие тенденции:

Информация о работе Сфера управленческой деятельности и опыт социальной работы в ней