Теоретико-методологические аспекты социального проектирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является разработка социального проекта «Работа детского сада с неблагополучными семьям».

Соответственно с целью нами были сформированы следующие задачи:
Рассмотреть теоретико-методологические аспекты социального проектирования;
Изучить особенности социального проектирования в дошкольном образовании;
Разработать социальный проект: «Работа дошкольного учреждения с неблагополучными семьями»;

Вложенные файлы: 1 файл

СОСТАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА ДЛЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ «РАБОТА ДЕТСКОГО САДА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ».docx

— 56.80 Кб (Скачать файл)

Учитывая остроту и сложность социальных процессов, моделирование преследует следующие цели: с одной стороны – отобразить состояние проблемы на данный, момент; выявить наиболее острые «критические» моменты, «узлы» противоречий; с другой стороны –определить тенденции развития и те факторы, влияние которых может скорректировать нежелательное развитие; активизировать деятельность государственных общественных и иных организаций и лиц в поисках оптимальных вариантов разрешения социальных задач.

В научной литературе довольно подробно описаны основные принципы процесса разработки моделей сложных объектов и явлений, которые вполне могут быть применимы в социальном моделировании: компромисс между ожидаемой точностью результатов моделирования и сложностью модели, баланс точностей, достаточное разнообразие элементов модели, наглядность модели, блочное представление модели, специализация моделей и др15.

Различают модели материальные и идеальные. Модель является одновременно и средством, и объектом исследования, заменяющим оригинал.

Моделирование применяется тогда, когда сам объект исследования (в силу территориальной отдаленности, невозможности одновременного анализа всех его составных частей) не может исследоваться непосредственно.

Прогрессивность модели определяется характеристиками свойств модели, применимой в той или иной сфере в зависимости от целей и задач исследователей.

В качестве главных критериев выступают: новизна отражения (интуитивное отражение, качественное описание, наглядная имитация, системное воспроизведение); распространенность (социальная сфера в целом, отрасль, социальная группа и т.д.) — уровень разработанности (выдвинута идея, построена схема, разработан алгоритм, формализована материализованная система (кибернетическая))16.

Моделирование социальных процессов преследует множество различных целей и задач. Моделирование позволяет определить оптимальные размеры, а также предсказать поведение системы (например, системы социальной защиты многодетных семей в условиях рыночных отношений).

В процессе моделирования анализируется целый ряд факторов, в результате которых обосновываются разные уровни жизни. В отечественной и зарубежной практике принято различать 4 уровня жизни: прожиточный минимум, достаточный, социально необходимый и социально комфортный. Каждый из уровней жизни содержит в себе ряд показателей, в связи с чем при моделировании рассчитываются возможности их осуществления (экономические, организационные, духовные и т.д.); определяются предполагаемые сроки реализации, их прогнозное видение.

Реализация на практике различных социальных моделей, прогнозов, построенных с помощью современнейших технологий и научных разработок – очень сложная работа. Инновационные начинания часто обречены на непопулярность в силу тех или иных, но чаще всего психологических, причин. В связи с возможностью негативных последствий и перемен, внедрение прогрессивных, продвинутых технологий ведется чрезвычайно медленно и осторожно17.

Принципы проектирования и моделирования ситуации приобретают все большую популярность. Результативность проектирования обосновывается творческим потенциалом субъектов проектирования.

 
1.3 Особенности социального проектирования в дошкольном образовании

 

Проектирование социально-педагогических проектов – это средство решения проблем повышения качества образования и развития профессионально-инновационной деятельности, культуры управленческого труда руководителя дошкольного учреждения, методологической и методической подготовки педагога и педагога-методиста к обучению и воспитанию дошкольника, а также развитию разнообразных форм взаимодействия детского сада и социокультурной среды в регионально-муниципальном образовательном пространстве18.

Социально-педагогические проекты предполагают наличие у руководителей дошкольного учреждения, методических центров и объединений, заместителей заведующего по учебно - воспитательной работе, воспитателей, педагогов-психологов и социальных педагогов способности к аналитико-прогностической деятельности, проектированию образовательных и социально-образовательных пространств в окружающем детский социуме, к координации совместной деятельности социума и дошкольного учреждения по развитию детей и кооперированию со специалистами-профессионалами города, района, села, с общественностью. Социально-педагогические проекты создаются как по инициативе дошкольного учреждения, так и по имеющейся потребности в их разработке в обществе. В связи с этим руководителям и педагогическим работникам образования важно уметь выявлять, исследовать и формулировать социальный заказ на ту или иную деятельность, вовлекающую детей, родителей и педагогов, среди различных социальных институтов и учреждений микрорайона, города, района, села, а также своевременно мотивировать общественные учреждения на совместную деятельность. То есть необходимо анализировать внутренние ресурсы дошкольного учреждения (педагогические, информационные, учебно-воспитательные и другие) и ресурсы социума: кадровые, творческие, материально-технические, финансовые – с целью максимального их привлечения в процесс обучения и воспитания19.

В таком случае социально-педагогические проекты ориентированы на формирование способности проектирования на основе исследования и анализа ситуации в образовании и социуме, концептуальное видение будущего развития дошкольного учреждения через проблематизацию ключевых затруднений, технологическую реализацию выбранного проекта.

Это требует иного качества образования и воспитания дошкольников, ориентированного не на сумму знаний, а на развитие «познавательных и созидательных способностей», и более высокой профессиональной компетентности руководителя и педагога, ориентированных прежде всего на развитие личности воспитанника. В связи с этим работникам образования, и прежде всего педагогам и руководителям образовательных учреждений, необходимо овладевать проектно-прогностической функцией на основе антропологии и, что особенно важно, педагогической антропологии, так как только знание человека во всех его проявлениях, знание законов развития личности ребенка, закономерностей и механизмов ее становления позволят более целенаправленно и эффективно развивать необходимые способности человека ХХI века: мобильного, конструктивного, коммуникабельного, ответственного, способного быстро решать возникающие проблемы как в своей собственной жизни, так и в профессиональной20.

Антропологический подход в социально-педагогических проектах в социально-педагогических проектах позволяет: выявить творческих, неравнодушных, профессиональных специалистов, способных оказать действенную помощь и непосредственно участвовать в процессе подготовки детей к жизни; выявить основные идеалы и ценности муниципально-образовательного пространства, на основе которых будет реализоваться проект; обеспечить взаимодействие всех субъектов социокультурной среды по целенаправленному и системному социопедагогическому воздействию на развитие личности ребенка на основе исследования и анализа проблем социально-образовательного характера конкретной территории (села, района, города) и привлечения квалифицированных кадров из сферы производства, культуры, здравоохранения, внутренних дел и других; создать проектные команды, творческие коллективы по проектированию и реализации проектов, использованию ресурсного потенциала муниципальной территории; соорганизовать коммуникацию разных структур муниципально-образовательного пространства21.

Для разработки и реализации социально-педагогических проектов в дошкольном учреждении необходима целенаправленная и системно организованная деятельность педагогического коллектива по овладению теоретическими основами проектной деятельности и освоению метода проекта в образовательном процессе. С этой целью возможно создание специальных органов при руководителе: временных творческих коллективов по разработке проектов, антропологических центров, методических служб, объединений и групп инициативных и творческих педагогов, действующих на общественных началах22.

Управление процессом овладения методом проекта позволяет развить следующие проектные способности всех субъектов образования: ребенку – способность самоопределения к познавательной, трудовой, социальной деятельности; умение анализировать события и принимать адекватные решения в проблемных ситуациях; самостоятельно организовать свою деятельность в соответствии с поставленными целями; коммуникативные способности как необходимое условие для эффективного взаимодействия в обществе; воспитателю – освоить метод проекта при проектировании содержания и методики образования; моделировать и конструировать содержание образования при помощи учебного материала и реальных социальных ситуаций, способность к диалогу в учебном процессе и социальном взаимодействии; представителям социального окружения – освоить метод позитивно-ориентированной работы с детьми через проектирование социальных проектов; улучшить качество жизни местного сообщества, участвуя в построении социально-образовательного пространства.

Метод проектов, впервые появившийся в начале ХХ века, стал характерной особенностью современного общества. Проектный метод как способ системной организации деятельности, направленный на достижение определенного результата, активно внедряется в различные сферы жизнедеятельности человека. Применение этого метода в социальной педагогике приводит к повышению эффективности воспитательного процесса, включению в него большего количества участников и превращению их в активных субъектов социально-педагогической деятельности.

Социально-педагогическая деятельность находится на этапе становления, опыт использования проектного метода в профессиональной деятельности социального педагога только начинает зарождаться. Проектный подход требует наличия у разработчиков определенного уровня квалификации, умения системно подходить к решению актуальных вопросов профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Разработка социального проекта для дошкольных образовательных учреждений

 

Большого внимания требует разрешение проблемы воспитания нашего будущего поколения. Социальные педагоги должны ясно видеть и понимать, какие члены семьи представляют угрозу для ребенка, уметь раскрывать творческий потенциал самого ребенка и взращивать силу и сопротивляемость социальным проблемам. Важно иметь в виду благополучие детей в длительной перспективе, а не только в ситуации жестокого обращения и единовременного вмешательства социальных служб. Это требует особой внимательности как к потребностям детей, так и к оказанию помощи родителям в надзоре и присмотре за детьми – либо через организацию доступа к таким услугам, либо через конкретные формы помощи и поддержки. Оказание помощи детям в развитии у них способности самозащиты важно для их ближайшей и будущей безопасности.

 

2.1. Социальный  проект «Работа дошкольного учреждения  с неблагополучными семьями»

 

Объектом данного проекта являются дошкольные учреждения, в которых воспитываются дети из неблагополучных семей, предметом же являются семьи, с которыми будет вестись работа.

Актуальность проблемы работы с неблагополучными семьями заключается в том, что образовательные учреждения призваны координировать совместные усилия семьи и общественности по формированию социально благоприятной среды воспитания детей.

Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов его социализации. Её функции трансформируются не только под воздействием социально-экономических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Практика показывает, что издержки в воспитании детей – это первейший и главный показатель неблагополучия семьи. Актуальность этой темы состоит в том, что семья в современных условиях не всегда самостоятельно находит выход их сложных жизненных ситуаций.

Можно выделить три основных группы проблемных семей: семьи с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей, где часты скандалы, грубости; семьи с низкой педагогической культурой родителей; семьи, в которых дети безнадзорны по причинам развода, распада семьи, занятости родителей.

Укрепить, восстановить и развить внутренний потенциал, чтобы предотвратить в дальнейшем аморализацию семьи – главная проблема данного проекта. Изучение семьи – весьма сложное дело, требующее от социального педагога, коллектива понимания её специфики, умения устанавливать с родителями и детьми деловые взаимоотношения, добиваться взаимопонимания.

Целью проекта является Создание оптимальных условий, позволяющих неблагополучным семьям со временем справиться со своими жизненными трудностям, проблемами и постепенно перейти к полноценной жизни.

Соответственно цели нами были поставлены следующие задачи:

    • Создать систему взаимосвязи и сотрудничества всех субъектов для укрепления взаимодействия с семьями;
    • Разработать план работы с проблемными семьями с учетом особенности взаимоотношений, использовать всевозможные педагогические средства для изменения стиля жизни, общения между детьми и родителями.
    • Привлечение семьи к совместным действиям по выходу из создавшегося положения и развитие ответственности взрослых за воспитание детей.

Информация о работе Теоретико-методологические аспекты социального проектирования