Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 10:56, контрольная работа
Существуют разные теоретические подходы к процессу социализации и, прежде всего, они связаны с различиями между детской и взрослой социализацией.
• Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как социализация детей корректирует базовые ценностные ориентации. (Кто сильней - тот и прав)
Взрослые могут оценивать нормы (ложь во спасение), дети способны только усваивать ее (есть сказочный мальчик, который всегда говорит правду).
Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существуют оттенки серого (Взрослые приспосабливаются к требованиям разных ролей, устанавливают приоритеты, не всегда соглашаются с родителями). Социализация детей строится на полном повиновении взрослым и выполнении правил.
Существуют разные теоретические подходы к процессу социализации и, прежде всего, они связаны с различиями между детской и взрослой социализацией. Н. Смелзер выделяет следующие подходы.
Социализация – непрерывный процесс.
Г. Брим-младший (1966) Социализация происходит в течение всей жизни. Различия между социализацией детей и взрослых:
·
Социализация взрослых
Взрослые могут оценивать нормы (ложь во спасение), дети способны только усваивать ее (есть сказочный мальчик, который всегда говорит правду).
Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существуют оттенки серого (Взрослые приспосабливаются к требованиям разных ролей, устанавливают приоритеты, не всегда соглашаются с родителями). Социализация детей строится на полном повиновении взрослым и выполнении правил.
Социализация взрослых направлена
на то, чтобы помочь человеку овладеть
определенными навыками (в ходе социализации
взрослые становятся солдатами, спец.
в области международных
Описание различий между социализацией детей и взрослых, сделанное Г. Бримом, специалистами считается в основном правильным. Однако способы обучения и адаптации взрослых при социализации являются предметом споров. Дальше мы рассмотрим некоторые теории развития и изменений взрослых.
Социализация – как ответ на кризис
Некоторые исследователи
утверждают, что особенности процесса
социализации во взрослом
Дж. Клаузен отметил ряд критических моментов в жизни взрослого человека. Взрослые должны выбирать профессию и выдерживать связанный с эти стресс. Они вынуждены балансировать между требованиями, предъявляемыми им на работе и в семье. Им также приходится преодолевать так называемый «кризис сорокалетних», когда человеку кажется, что жизнь теряет смысл, работа становится скучной, а семья напоминает «опустевшее гнездо». Кризис проявляется по разному: люди чувствуют глубокую тревогу от сознания наступающей старости, испытывают страх смерти или отчаянно стремятся снова почувствовать себя молодым. Нарушение супружеской верности, развод, радикальные перемены работы. Внезапное желание научиться прыгать с парашютом – все это может быть симптомами кризиса, настигающего человека в середине его жизненного пути.
Социализация – как постоянный рост.
Сторонники адаптивного
Я-концепции
Теория «зеркального Я» Чарлза Кули.
Ч. Кули анализировал
процесс постепенного
Кули определил три
стадии в построении «
1. Наше субъективное
представление о том, что
2. Наше субъективное представление о том, как они оценивают увиденное.
3. Наша ответная
реакция на оценку нас другими.
Каждый человек - через
свою реакцию на окружающий
мир - играет активную роль
в том, как складывается его
существование. В процессе
Концепция «обобщенного другого» Дж. Мида.
Профессор Чикагского университета Дж. Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развил концепцию «обобщенного другого», в известной степени дополняюшщую и развивающую концепцию зеркального Я. «Обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого». Так, после нелепого случая мы со смущением представляем как выглядели в глазах остальных, что они думают о нем.
Это осознание «обобщенного другого» развивается через процессы: «Принятие роли» это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. «Исполнение роли» это действие связанные с действительным ролевым поведением.
Мид различал три стадии в процессе которых дети учатся играть взрослые роли.
1. Имитация или копирование
поведения взрослого без
2. Ролевые игры - понимание
поведения, как проигрывание
3. Коллективные игры –
способность отвечать на
Сторонники символического интеракционизма также считают, что наше осознание себя как личности формируется на основе социального взаимодействия. Предметы становятся значимыми для нас только тогда, когда мы придаем им значение. В этом смысле можно утверждать, что индивидуальное социально формируемо. Происхождение Я целиком социально, главная его характеристика — способность становиться объектом для себя самого, следовательно, способность к самосознанию, что отличает его от неодушевленных предметов и живых организмов.
Психоаналитическая традиция
Движущей силой этого
Теория Фрейда позволяет
Психоаналитическая традиция сводит
развитие к формированию
Фрейд выделяет три уровня функционирования личности:
«Оно» - бессознательное,
стремление к получению
Информация о работе Теоретические подходы к процессу социализации личности