Теории механизмов возникновения конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:28, реферат

Краткое описание

Прогресс социального знания не имеет границ, на основе существующих научных дисциплин формируются новые, обретая свой предмет и методы. В их числе конфликтология - наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования. О ее необходимости заговорили сразу же после обнародования некоторых данных, показывающих, что орудия уничтожения, используемые в конфликтной ситуации, эволюционизируют куда быстрее, чем возможность человека контролировать эту ситуацию

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВО.docx

— 36.06 Кб (Скачать файл)
  • уровня и специфики возникновения противоречий;
  • по составу участников;
  • формы протекания конфликта;
  • способов его разрешения;
  • степени интенсивности и силы реализации.

В зависимости от специфики  возникновения противоречий, можно  выделить экономические, политические, производственные конфликты.

По составу участников существуют внутриличностные, межличностные, групповые, конфликты в больших социальных группах, организационные (между подразделениями организаций).

Внутриличностный конфликт может принимать различные формы. Это конфликт в самой личности, при котором происходит столкновение субъективно значимых мотивов, интересов, ценностей, идеалов и других личностных образований. Одна из самых распространенных форм - ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Внутриличностный конфликт может возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Внутриличностный конфликт далеко не всегда виден окружающим. Часто человек не осознает его сам. Внутриличностный конфликт протекает в форме сложных переживаний человека, сопровождается состоянием страха, тревоги, депрессии, стресса. Формой защиты от внутриличностных конфликтов является невроз.

Межличностные конфликты  наиболее распространены и охватывают практически все сферы человеческих отношений. Любой конфликт, в конечном счете, сводится к межличностному. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, использования оборудования, вакантную должность.

Причины возникновения межличностного конфликта могут быть следующие:

  • поведенческие факторы - предполагающие неадекватное поведение. Например, стремление к превосходству, агрессивность, эгоизм, грубость и другие виды поведения;
  • факторы отношений - определяют конфликт и проявляются во взаимодействии сторон. В данном случае определяющую роль может играет важность отношений в понятиях ценностей, поведения, различия в образовательных, профессиональных отношениях и другие;
  • информационные факторы - связаны с неприемлемостью информации для одной или всех сторон конфликта. Это может быть неточная, неполная информация, дезинформация, преждевременная или запоздалая информация;
  • ценностные факторы - охватывают сферы личностных систем верований и поведения (предрассудки, предпочтения, приоритеты). Сюда также можно отнести групповые традиции, ценности, нормы; религиозные, культурные, региональные и политические ценности;
  • структурные факторы. К ним относят возраст, закон, системы подотчетности, время, доходы, доступность (возможности).

Межличностные конфликты  относятся к одному из самых тяжелых, разрушающих социально - психологический  климат коллектива, видов конфликтов.

Существует также конфликт между личностью и группой. Он проявляется как противоречие ожиданиями или требованиями отдельной личности и, сложившимися в группе нормами  поведения и труда. Этот конфликт возникает из-за неадекватности стиля  руководства, уровня зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и компетентности специалистов коллектива, из-за неприятия группой нравственного облика и характера руководителя.

 

Заключение

 

Отечественный исследователь в области конфликтологии В. П. Шейнов приводит три формулы конфликтов (А, Б и В). Практическое значение формул конфликтов состоит в том, что они позволяют достаточно быстро проводить анализ многих конфликтов и находить пути их разрешения. При этом следует помнить, что приводимые ниже формулы не могут быть универсальным методом оценки и разрешения любых конфликтов,во многих случаях они могут служить лишь ориентиром в сложном и противоречивом процессе управления конфликтами. Конфликтогены– это вербальные или невербальные средства общения, а также действия или бездействия, примененные осознанно или неосознанно одним из субъектов социального взаимодействия по отношению к другому, которые вызывают у последнего отрицательные эмоциональные переживания и подталкивают его к агрессивным действиям по отношению к первому, способствуя возникновению конфликта между ними. Первая формула отражает зависимость конфликта от конфликтогенов. Вторая формула – отражает зависимость конфликта от конфликтной ситуации и инцидента. Данная формула указывает способ разрешения таких конфликтов, которые можно назвать конфликтами типа Б: устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент. Третья формула - отражает зависимость конфликта от нескольких конфликтных ситуаций. Словами эту формулу можно выразить следующим образом: сумма двух или более конфликтных ситуаций приводит к конфликту.

Механизм развития конфликта  по первой формуле основывается на отрицательном восприятии и негативной реакции личности, против которой  применен конфликтоген. При отсутствии волевого регулирования такой реакции она имеет тенденцию развития по закону эскалации, то есть нарастания. По наблюдениям специалистов, 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников и по вышеприведенной формуле. В связи с этим следует запомнить два правила бесконфликтного взаимодействия. Правило №1- не употребляйте конфликтогены, правило №2- не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.

 

Список используемой литературы:

 

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб.; М.: «Университетская книга» АСТ, 2001.
  3. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Москва, 2006.
  4. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: Курс лекций. – Москва: Феникс, 2007.
  5. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – Минск: Амалфея, 2002.
  6. Конфликтология/ Под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Лань, 2009.
  7. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. – М.: Инфра – М, 2006
  8. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. – М.: Экмос, 2008.

 


Информация о работе Теории механизмов возникновения конфликтов