Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 21:14, контрольная работа
Целью данной работы – выявить особенность происхождения государства и права .
Цель работы предполагает постановку и решение следующего круга задач:
–– выделить причины происхождения государства и права,
–– указать пути происхождения государства и права,
–– рассмотреть основные теории возникновения государства и права, их роль в системе развития государства.
Введение 3
Глава 1. Теории происхождения государства 4
1.1. Общая характеристика теорий происхождения государства и права. 4
Глава 2. Пути возникновения государства и права. 8
2.1. Восточный (азиатский) путь возникновения государства. 8
2.2. Западный путь возникновения государства. 10
Глава 3. Основные причины происхождения государства и права. 13
Заключение. 15
Список используемой литературы. 16
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теории происхождения государства 4
1.1. Общая характеристика теорий происхождения государства и права. 4
Глава 2. Пути возникновения государства и права. 8
2.1. Восточный (азиатский) путь возникновения государства. 8
2.2. Западный путь возникновения государства. 10
Глава 3. Основные причины происхождения государства и права. 13
Заключение. 15
Список используемой литературы. 16
Введение
Проблема возникновения
Вопрос о возникновении
Но, как известно, сколько людей, столько и мнений. В нашем же случае - сколько ученых, столько и мнений (а именно — теорий возникновения государства и права). И неудивительно то, что все они спорят, каждый выдвигает свою «точку» зрения выше всех остальных, доказывая свою правоту.
Когда-то очень давно Публий Сир
сказал: «В споре всегда теряется истина».
Но ведь любой политолог, историк или любой
другой человек, доказывая свою точку
зрения, всегда заведомо уверен в том,
что его точка зрения есть истина в последней
инстанции.
Актуальность данной темы обусловлена
тем, что изучение теорий происхождения
государства, их характерных особенностей
не завершено и не исчерпано, поскольку
процесс исчезновения одних государств
и появления других продолжается и в наши
дни.
Объектом исследования данной работы
являются теории происхождения государства
и права.
Предмет – анализ происхождения теорий государства и права, а также определение причин и основ возникновения государства.
Целью данной работы – выявить
особенность происхождения
Цель работы предполагает постановку и решение следующего круга задач:
–– выделить причины происхождения государства и права,
–– указать пути происхождения государства и права,
–– рассмотреть основные теории возникновения государства и права, их роль в системе развития государства.
Уже тысячелетия люди живут в
условиях государственно-правовой действительности:
они являются гражданами (или подданными)
определенного государства, подчиняются
государственной власти, сообразуют
свои действия с правовыми предписаниями
и требованиями. Естественно, что
еще в глубокой древности они
стали задумываться над вопросами
о причинах и путях возникновения
государства и права. Было создано
множество разнообразных
Видимо, нет смысла рассматривать
те точки зрения, которые исходят
из непознаваемости путей
Теологическая теория. Одной из первых теорий происхождения государства и права была теологическая, объясняющая их возникновение божественной волей. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский — XIII в.), идеологи ислама и современной католической церкви (неотомисты— Жак Маритен и др.). Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли (а она может укладываться в любую из последующих концепций). В то же время она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.
Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего Разума и т.п., т.е. это в конечном итоге вопрос веры.
Патриархальная теория. Эта теория также возникла в древности: ее основателем был Аристотель (III в. до н.э.), однако, подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и др.).
Смысл этой теории в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства — монархом. Его власть, таким образом, — это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из теологической) естественно вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти и ее законам.
Основные положения
Вместе с тем эта теория привлекает внимание к семье. Семья — мельчайшая частица общества, и само ее существование, ее форма влияют на развитие общества, создают определенные предпосылки для возникновения государства.
Органическая теория. Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (1У-Ш вв. до н.э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства — с процессами человеческой психики.
Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Представителями этой теории были Блюнчли, Г. Спенсер, Вормс, Прейс и др.
В соответствии с органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм — государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение).
Теория насилия. Эта теория также возникла в XIX в. Ее представителями были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались нужные законы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному. В своих рассуждениях сторонники этой теории опирались на известные исторические факты, когда многие государства появились именно в результате завоевания одним народом другого (раннегерманские, венгерское и другие государства).
Оценивая эту теорию, следует отметить, что она описывает один из частных случаев возникновения государства. Однако для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств.
Психологическая теория. Представителями этой теории, возникшей также в XIX в., были Г. Тард, Л.И. Петражицкий и др. Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений.
Естественно, что социальные закономерности
реализуются через человеческое
поведение, деятельность. Поэтому свойства
человеческой психики оказывают
определенное влияние на реализацию
этих закономерностей. Но, с одной
стороны, это влияние не является
решающим, а с другой — сама человеческая
психика формируется под
Теория общественного договора (естественного права). Эта теория была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей: Г. Греция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др. По этой теории, до появления государства, люди находились в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т.п.). В большинство концепций входит идея «естественного права», т.е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Эти положения нашли выражение в конституциях ряда западных государств. Так, в Декларации независимости США (1776 г.) говорится: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых...».
Отмечая прогрессивность многих положений
теории общественного договора, которая
противостояла феодальному
Вместе с тем, надо иметь в виду и то обстоятельство, что объединение людей требует их взаимного согласия, и это определяет то положительное значение, которое имеет данная теория.
Историко-материалистическая теория. Возникновение этой теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.
Историко-материалистическая концепция
включает два подхода. Один из них, господствовавший
в советской науке, решающую роль
отводил возникновению классов,
антагонистическим
Именно историко-
Информация о работе Теории происхождения государства и права