Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 21:34, доклад
Аномия – это состояние беззакония, отсутствие правовых норм. Фундамент для теории аномии, используемой при объяснении причин преступности, заложил Эмиль Дюркгейм. Он считал, что социально отклоняющееся поведение и преступность – это вполне нормальные явления. Если в обществе нет такого поведения, значит, оно до болезненности законтролировано. Когда ликвидируется преступность, прекращается прогресс. Преступность – это плата за социальные изменения. В той же мере, в какой гений должен иметь возможность к самосовершенствованию, преступник должен иметь шанс на преступление. Общество без преступности немыслимо.
Теория аномии Эмиля
Дюркгейма
Аномия – это состояние беззакония, отсутствие
правовых норм. Фундамент для теории аномии,
используемой при объяснении причин преступности,
заложил Эмиль Дюркгейм. Он считал, что социально
отклоняющееся поведение и преступность
– это вполне нормальные явления. Если
в обществе нет такого поведения, значит,
оно до болезненности законтролировано.
Когда ликвидируется преступность, прекращается
прогресс. Преступность – это плата за
социальные изменения. В той же мере, в
какой гений должен иметь возможность
к самосовершенствованию, преступник
должен иметь шанс на преступление. Общество
без преступности немыслимо. Если бы перестало
совершаться всё то, что сейчас зовётся
преступным, в категорию преступности
пришлось бы зачислить какие-то новые
виды поведения. Ибо преступность неизбежна,
неистребима. И причина этого не в том,
что люди слабы и злы, а в том, что в обществе
существует бесконечное множество самых
различных видов поведения. Солидарность
же в человеческом обществе достигается
только тогда, когда против этого разнообразия
в поведении используют конформистский
прессинг. Этот прессинг обеспечивают
наказания. Преступность – это фактор
общественного здоровья, в обществе без
преступности давление коллективного
сознания было бы настолько сильным и
жестким, что никто не смог бы ему противостоять.
В этом случае преступность была бы, конечно,
уничтожена. Но вместе с ней исчезла бы
и всякая возможность прогрессивного
социального развития. И если оригинальность
идеалиста, чьи мечты опережают свой век,
самовыражается, то должна найти своё
выражение и «оригинальность» преступника,
который изрядно отстает от своего века.
Преступник — это не какое-то неспособное
к социализации существо, не паразит, не
чуждый элемент, не приспособившийся к
обществу, а фактор, играющий в жизни общества
определенную роль.
По Дюркгейму, преступность бывает незначительной
в обществе, где человеческой солидарности
и социальной сплоченности достаточно.
В результате социальных изменений, которые
могут идти как в сторону экономического
краха, так и в направлении расцвета, создаются
благоприятные условия для разделения
труда и большего разнообразия жизни,
а интегрирующие силы ослабляются. Общество
распадается и раскалывается. Отдельные
его осколки изолируются. Когда единство
социума разрушается, а изолированность
его элементов увеличивается, социально
отклоняющееся поведение и преступность
возрастают. Общество оказывается в состоянии
аномии. Данное положение Дюркгейм аргументирует
следующим образом. Французское общество
в последние 100 лет умышленно искореняло
факторы самоуправления человеческими
инстинктами и страстями. Религия почти
полностью потеряла свое влияние на людей.
Традиционные профессиональные объединения
типа ремесленных гильдий (цехи и корпорации)
были ликвидированы. Правительство твердо
проводило политику свободы предпринимательства,
невмешательства в экономику. А результатом
этой политики оказалось то, что мечты
и стремления уже ничем не сдерживаются.
Эта свобода устремлений стала движущей
силой французской промышленной революции;
но она же породила хроническое состояние
аномии с сопровождающим ее высоким уровнем
самоубийств.
В деле поддержания общественной солидарности
большую роль играет, по Дюркгейму, наказание
преступников. Изначальный и важнейший
источник солидарности общества — это
правильное понимание честности и порядочности.
Наказание преступника необходимо, чтобы
сохранить приверженность рядового гражданина
к данной социальной структуре. Без угрозы
наказания средний гражданин может потерять
свою глубокую привязанность к данному
обществу и свою готовность принести необходимую
жертву ради сохранения этой привязанности.
Кроме того, наказание преступника служит
видимым общественным подтверждением
его неполноценности и оправданности
порицания любой преступной группы. Это
порицание и умаление достоинства преступников
усиливает среди основной массы населения
чувство превосходства и собственной
правоты, что в свою очередь укрепляет
и солидарность всего общества. Оно группирует
преступников по категориям, делая уголовные
наказания сильнейшим из всех имеющихся
средств оправдания и сохранения социальной
солидарности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Жизнь людей проходит в общении друг с
другом. Любую потребность – в пище, одежде,
работе, образовании, дружбе, любви - человек
может получить лишь при взаимодействии
с другими людьми. Главным условием организованной
социальной жизни является наличие между
людьми неких соглашений, которые называются
нормами. Реальные поступки некоторых
людей нередко выходят за рамки того, что
другие рассматривают как допустимое
поведение.
Девиантное поведение, девиантность (лат.
deviatio - отклонение) - это:
- поступок,
действия человека, не соответствующие
официально установленным или фактически
сложившимся в данном обществе (социальной
группе) нормам и ожиданиям;
- социальное
явление, выражающееся в относительно
массовых и устойчивых формах человеческой
деятельности, не соответствующих официально
установленным или фактически сложившимся
в данном обществе нормам и ожиданиям.
Важное место в объяснении причин девиантного
поведения занимает теория аномии (разрегулированности).
Эмиль Дюркгейм использовал такой подход
в своем классическом исследовании сущности,
причин самоубийств. Он считал главной
причиной самоубийств явление, названное
им аномией.
“Аномия – общественное состояние, которое
характеризуется разложением системы
ценностей, обусловленным кризисом всего
общества, его социальных институтов,
противоречием между провозглашенными
целями и невозможностью их реализации
для большинства.”
Э. Дюркгейм подчеркивал, что социальные
правила играют основную роль в регулировании
жизни людей.
“Умственный горизонт низших классов
ограничен пределом, поставленным им классами,
стоящими выше, и от этого желания их носят
более определенный характер. Но те, кто
выше себя чувствует уже одно только пустое
пространство, невольно в нем теряются
при отсутствии той суммы, которая могла
бы отодвигать их назад.”
“Что бы ни делал человек, но его желания
до известной степени должны сообразоваться
с его средствами; наличное материальное
положение всегда служит в некотором роде
исходным пунктом для определения того,
что желательно было бы иметь… Чем меньше
человек ограничен в своих желаниях, тем
тяжелее для него всякое ограничение…”
Во время кризисов, войн, радикальных социальных
изменений жизненный опыт мало помогает.
Люди испытывают состояние запутанности
и дезорганизованности. Социальные нормы
разрушаются, люди теряют ориентиры —
“старые нормы” уже не представляются
подходящими, а новые, зарождающиеся нормы
еще слишком туманны и нечетко сформулированы,
чтобы служить эффективными и значимыми
ориентрами в поведении; все это способствует
девиантному поведению. Хотя теория Э.
Дюркгейма и подвергалась критике, его
основная мысль о том, что социальная дезорганизация
является причиной девиантного поведения,
считается общепризнанной.