Теория бихевиоризма в социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 18:53, реферат

Краткое описание

Бихевиори́зм (англ. behavior — поведение) — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определившее облик американской психологии в 20-ом столетии, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон.

Вложенные файлы: 1 файл

Бихевиори́зм.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

Учеником Уотсона был Карл Лешли, работавший в Чикагском и Гарвардском  университетах, а затем в лаборатории  Иеркса по изучению приматов. Он, как  и другие бихевиористы, считал, что сознание безостаточно сводится к телесной деятельности организма. Известные опыты Лешли по изучению мозговых механизмов поведения строились по следующей схеме: у животного вырабатывался какой-либо навык, а за тем удалялись различные части мозга с целью выяснить, зависит ли от них этот навык. В итоге Лешли пришёл к выводу, что мозг функционирует как целое и его различные участки эквипотенциальны, то есть равноценны, и потому с успехом могут заменять друг друга.

Всех бихевиористов объединяла убежденность в бесплодности понятия о сознании, в необходимости покончить с «ментализмом». Но единство перед общим противником — интроспективной концепцией — утрачивалось при решении конкретных научных проблем.

И в экспериментальной работе, и на уровне теории в психологии совершались изменения, приведшие к трансформации бихевиоризма. Система идей Уотсона в 30-х годах уже не была более единственным вариантом бихевиоризма.

Распад первоначальной бихевиористской  программы говорил о слабости её категориального «ядра». Категория действия, односторонне трактовавшаяся в этой программе, не могла успешно разрабатываться при редукции образа и мотива. Без них само действие утрачивало свою реальную плоть. Образ событий и ситуаций, на которые всегда ориентировано действие, оказался у Уотсона низведённым до уровня физических раздражителей. Фактор мотивации либо вообще отвергался, либо выступал в виде нескольких примитивных аффектов (типа страха), к которым Уотсон вынужден был обращаться, чтобы объяснить условно-рефлекторную регуляцию эмоционального поведения. Попытки включить категории образа, мотива и психосоциального отношения в исходную бихевиористскую программу привели к её новому варианту — необихевиоризму.

3 Применение бихевиоризма

Бихевиоризм развивался в противоположность интроспективной психологии. Последняя изучала человека, используя интроспективный метод — метод наблюдения самого субъекта за содержанием и актами собственного сознания. По мнению представителей интроспективной психологии эти акты непосредственно доступны субъекту для наблюдения, но недоступны для внешнего наблюдателя. Субъект о собственных поступках, намерениях, мотивах знает больше, чем наблюдатель. Экспериментально же было доказано, что существуют психические процессы, недоступные интроспекции, т. е. самому субъекту, зато доступные наблюдателю. Опыты с собакой Павлова как раз из разряда таких экспериментов.

По мнению бихевиористов поведение  человека подчиняется схеме S-R: «стимул — реакция», то есть поведение человека вляется ответом на всевозможные раздражители, стимулы, приходящие как из внешней среды (загорающаяся лампочка в опытах Павлова), так и из внутренней (чувство голода). В более современных концепциях модель поведения человека выгладить либо как S-O-R («стимул — организм — реакция»), т. е. все стимулы так или иначе перерабатываются организмом. Либо же как S-V-R («стимул — промежуточные переменные — реакция»), когда на поведение оказывают влияние другие стимулы-временные переменные, такие как цели, мотивы, намерения, гипотезы и т. п. Важными представляются такие разработанные в рамках этого подхода понятия, как

  • Инсайт –способность индивидов вырабатывать поведение, не выводимое из предыдущего опыта;
  • Схемы поведения — последовательность поступков, объединенных в единую 
    смысловую и поведенческую схему;
  • Репертуар поведения – ограниченный набор всех схем поведения, 
    свойственных индивиду.

Психологический бихевиоризм оказал значительное внимание на американскую социологическую и политологическую мысль. Непосредственно это касается экспериментальной социологии и социальной психологии, а так же различных исследовательских программ в рамках социологии, в основном исповедующей микро-подходы. Из концептуальных теорий следует отметить теорию социального обмена Хоманса.

У бихевиористских концепций есть собственная программа действий, касающаяся рекламы и пиара. В рамках главного концепта S-R задача всей рекламной и пиар-деятельности состоит в научении индивидов, составляющих аудиторию, нужному поведению. Научение производится с помощью формирования у индивидов определенных схем поведения, в различных вариантах подкрепления “нужных” форм поведения, таких как система вознаграждений и наказаний, или одобрения или неодобрения, социального “поглаживания” и т. п.

В качестве стимула определенного  поведения индивидов, стимулов голосовать за того или иного кандидата, могут  выступать:

  1. Сообщения, распространяемые самим штабом кандидата (агитация), штабами соперников (контр-технологии), средствами массовой информации (двухуровневая модель коммуникции);
  2. Действия кандидата и его штаба. Спектр таких действий достаточно широк: благотворительная деятельность (кстати, законодательно запрещенная во время выборов); благоустройство территории; различные формы подкупа избирателей; снижение цен на ряд продуктов, использую как административный, так и корпоративный ресурсы и т.п.

Сами рекламные сообщения и пиар-акции должны удовлетворять ряду условий, составляющих основу их эффективности:

  1. Повторение (рекламы должно быть много, она должна встречаться на каждом шагу);
  2. Интенсивность (реклама должна быть кричащей, привлекать к себе внимание);
  3. Ассоциация (содержание рекламы должно быть связано с позитивным опытом избирателя);
  4. Изобретательность (реклама должна быть не похожа на другие, должна быть оригинальной).

Неявно, часто сторонники психологического бихевиоризма даже не отдают себе отчета в своих концептуальных корнях, бихевиоризм получил достаточно широкое распространение. Нередко о рекламной или агитационной деятельности рассуждают в терминологии «стимул — реакция». Примерами таких рассуждений могут быть расчеты количества контактов сообщения с адресатом: такие расчеты производятся по принципу «чем больше (стимул]), тем лучше (реакция)», и именно они лежат в основе принципов медиа-планирования. Другим примером могут служить утверждения о том, что частота упоминаемости фамилии политикав СМИ непосредственно влияет на его рейтинг. Поэтому многие задачу пиара видят в том, чтобы политик “светился” в медиа-пространстве, а мерилом эффективности пиар-деятельности считают частоту упоминания. Под рубрику “бихевиоризм” вполне попадают исследования контекста упоминания. В этом случае позитивный контекст упоминания является стимулом голосовать за политика на выборах, а негативный наоборот — не отдавать за него свой голос.

Для нас важным моментом бихевиористских концепций является необходимость непосредственного контакта 
агитматериалов с избирателем. Правда, этим контактам мы предаем иной смысл. И предвыборная борьба, с точки зрения бихевиоризма, — это борьба стимулов, а не «кабинетных» идей.

 

4 - 1960-е годы

Развитие бихевиоризма в 60-х годах 20 века связано с именем Скиннера. Американского исследователя можно отнести к течению радикального бихевиоризма. Скиннер отвергал мыслительные механизмы и полагал, что методика выработки условного рефлекса заключающаяся в закреплении или ослабления поведения в связи с наличием или отсутствием поощрения или наказания, может объяснить все формы человеческого поведения. Этот подход применялся американским исследователем к объяснению самых разнообразных по сложности форм поведения, начиная с процесса обучения и заканчивая социальным поведением.

5 - Методы

Бихевиористами применялось два  основных методологических подхода для исследования поведения: наблюдение в лабораторных, искусственно создаваемых и управляемых условиях, и наблюдение в естественной среде обитания.

Большинство экспериментов бихевиористы проводили на животных, затем установление закономерности реакций в ответ на воздействия окружающей среды перенесли на человека. Бихевиоризм сместил акцент экспериментальной практики психологии с исследования поведения человека на исследование поведения животных. Опыты с животными позволяли лучше осуществлять исследовательский контроль за связями среды с поведенческой реакцией на нее. Чем проще психологический и эмоциональный склад наблюдаемого существа тем больше гарантии что исследуемые связи не будут искажаться сопутствующими психологическими и эмоциональными компонентами. Обеспечить такую степень чистоты в эксперименте с людьми невозможно.

Позже эта методика подвергалась критике, в основном по этическим причинам. Также бихевиористы полагали, что  благодаря манипуляциям с внешними стимулами можно формировать  у человека разные черты поведения.

6 - В СССР

В СССР бихевиоризм, как и другие психологические направления, рассматривался как буржуазное извращение психологии. Особенно активно критиковал этот подход А. Н. Леонтьев. В основном критика сводилась к тому, что бихевиоризм отрицал роль и вообще наличие внутренних ненаблюдаемых свойств (таких, как цели, мотивы, предубеждения и прочее) в поведении и деятельности человека.

В то же время к бихевиоризму были близки возникшие в СССР в 1920—1930-е  годы объективная психология П. П. Блонского и рефлексология В. М. Бехтерева.

7 - Развитие

Бихевиоризм положил начало возникновению  и развитию различных психологических  и психотерапевтических школ, таких, как необихевиоризм,  когнитивная психология, поведенческая терапия. Существует множество практических приложений бихевиористской психологической теории, в том числе и в далёких от психологии областях.

Сейчас подобные исследования продолжает наука о поведении животных и  человека — этология, использующая другие методы (например, этология гораздо меньшее значение придаёт рефлексам, считая врождённое поведение более важным для изучения).

 

Список использованных источников и литературы

  1. «Психологос -  энциклопедия практической психологии» [Электронный ресурс] Электрон.ст. страница: http://www.psychologos.ru/%D0%91%D0%B8%D1%85%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC
  2. «Новая идеология» [Электронный ресурс] Электрон.ст. Алексей Басков страница:
  3. http://newideology.ru/slovar/b/bikheviorizm/
  4. «Wilipedia – свободная энциклопедия» [Электронный ресурс] Электрон.ст. страница: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D1%85%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC

Информация о работе Теория бихевиоризма в социальной психологии