Теория конфликта в современной социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 18:36, реферат

Краткое описание

Возможность возникновения конфликта существует во всех сферах жизни общества. Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов, личностных особенностей. Известный философ и социолог Макс Вебер был убежден, что социальный конфликт – вездесущ, и каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом.

Содержание

Введение
1. Понятие о социальном конфликте
1.1. Сущность конфликта и его функции
1.2. Виды конфликтов
1.3. Особенности социальных конфликтов в современном российском обществе
2. Основные характеристики современных социальных конфликтов
2.1. Причины социальных конфликтов
2.2. Структура социального конфликта
2.3. Этапы и стадии развития социальных конфликтов
3. Механизмы разрешения социального конфликта
3.1. Технология предупреждения конфликтов
3.2. Формы и критерии завершения конфликта
3.3. Условия и факторы, влияющие на успешное разрешение социального конфликта
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 56.37 Кб (Скачать файл)

        Основной критерий разрешенности конфликта - удовлетворенность сторон

результатом. Для окружающих важны и такие параметры, как степень разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта (от этого зависит степень нормализации отношений сторон и взаимоотношений с другими людьми) и победа правого оппонента.

 

    1. Способы разрешения конфликтов

 

         Разрешение конфликта - многоэтапный процесс, имеющий свою логику.

1)Аналитический этап - сбор и оценка информации по следующим проблемам:

объект конфликта, оппонент, собственная позиция, причины и непосредственный повод, социальная среда, вторичная рефлексия.

2)Прогнозирование варианта решения: наиболее благоприятный; наименее благоприятный; что будет, если просто прекратить действия.

3)Действия по реализации намеченного плана.

4)Коррекция плана.

5)Контроль эффективности действий.

6)Оценка результатов конфликта.

Стратегии разрешения конфликта - основные линии действия оппонентов по выходу из конфликта. Понятие стратегии в нашем контексте имеет три существенных момента, которые следует учитывать при анализе конфликтов и выборе адекватных действий.

Во-первых, в стратегии заложены самые общие установки и ориентиры на результат конфликта. Очевидно, формально-логическое содержание таких ориентиров сводится к четырем вариантам: односторонний выигрыш; односторонний проигрыш; взаимный проигрыш; взаимный выигрыш.

Данные варианты нашли отражение в конкретных стратегиях

переговоров Р.Фишера, У.Юри, У.Мастенбрука и других исследователей.

Пути и способы регулирования социальных конфликтов зависят от особенностей их возникновения и протекания. П. Сорокин справедливо указывал на связь конфликта с удовлетворением потребностей людей. По его мнению, источник конфликтов лежит в подавлении базовых потребностей людей, без которых они не могут существовать. Прежде всего, потребность в пище, одежде, жилище, самосохранении, самовыражении. При этом важны не только сами эти потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который обусловлен социальной организацией общества.

В этой связи определение путей регулирования конфликтов должно основываться на знании приоритетных потребностей, интересов и целей людей в те или иные периоды развития общества.

Наилучший способ регулирования социального конфликта - его предупреждение, умение действовать превентивно. Надо знать и уметь наблюдать за такими явлениями, которые можно было бы назвать индикаторами конфликта. Среди них: неповиновение, напряженность, недовольство сотрудников, снижение основных показателей производственной деятельности, увеличение числа жалоб, невыходов на работу, нарушений дисциплины, увольнений.

В производственном коллективе можно внедрять специальные механизмы отслеживания таких социальных индикаторов. Например, в Японии для этой цели используют кружки качества, службы внимания, рабочего настроения, телефон доверия и даже резиновый манекен администратора.

 

 

 

Заключение

В отношениях между людьми неизбежно возникают трудности и конфликты, они являются естественной частью нашей жизни.

Широко распространены житейские соображения, что конфликты – это нечто неблагоприятное и опасное, что следует любой ценой их избегать и что хорошим отношениям между людьми свойственно полное отсутствие каких-либо конфликтов. В результате большой популярности подобных воззрений люди стараются скрывать свои конфликты от других и даже от самих себя. Таким образом, часть конфликтов существует во внутреннем, скрытом плане.

Нередко осуждение самого факта существования конфликтов и наивная вера в то, что можно прожить жизнь, ни разу ни с кем не конфликтуя, связаны с недостаточными разграничениями между самим конфликтом и способом его разрешения. А ведь существуют эффективные способы разрешения конфликтов, вызванных различиями во взглядах, установках, несовпадениях целей и поступков. Они укрепляют взаимоотношения и тем необычайно ценны. Совместное успешное разрешение противоречий может сблизить людей больше, чем многие годы проведенные во взаимном обмене любезностями. Однако, наряду с этим есть и такие способы разрешения конфликтов, которые отравляют жизнь и разрушают даже устойчивые многолетние связи.

 

 

Список литературы

  1. Веренко И. С. Конфликтология. – М.: концерн Swiss, 1990.
  2. Видоевич З., Голенкова З.Т. Социальные конфликты в трансформирующихся   обществах. // Социс. - М., 1997, № 12. - С. 121-125.
  3. Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. – М.: Гардарики, 2001. – 526 стр.
  4. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. – М.: АО Аспект пресс, 1994.
  5. Кравченко А.И. Социология. – М.: Акад. Проект, 2001
  6. Лавриненко В. Н. Социология. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
  7.   Надимова А.К. Социальные конфликты на производстве. /Общество в разных   изменениях. М., 1990. - С.67,70.
  8. Пруйт Д., Рубин Дж. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. – М.: Прайм-Еврознак, 2000. - 352 стр.
  9. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология. – М.: Центр, 1996.
  10. Соколов С. В. Социальная конфликтология. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001
  11.   Социальные конфликты в трансформирующихся обществах. / ИСПИ РАН. - М.: РИЦ   ИСПИ РАН, 1996. - 282 с.
  12. Социология. Учебное пособие. Издательство "Знание",  г. Москва, 1995 г.
  13.   Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты./ Уч. пос. - М.: Юристъ,   1997. - 239 с.
  14. Шабров О.Ф. Конфликт социальный и конфликт политический:       проблема управления // Политическая теория: тенденции и проблемы: Сб.       статей. Вып.2. – М.: Луч, 1994. – С.49-54.

 

 


Информация о работе Теория конфликта в современной социологии