Теория социального лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 19:09, реферат

Краткое описание

«Лидерство – это загадочное, ускользающее качество. Существование его легко признать, трудно описать, еще труднее использовать на практике и уже невозможно создать это качество в других»,- писал известный американский специалист в области менеджмента Д. Кэмбелл.
Действительно, пожалуй, ни одна другая тема, связанная с организационным поведением людей, не вызывала и не продолжает вызывать столь большой интерес у социологов, психологов, философов и других специалистов в области гуманитарного знания. И это не удивительно: поведение лидеров, их решения (особенно в области политики) затрагивают судьбы многих миллионов людей, что придает проблеме понимания и объяснения феномена лидерства поистине глобальный, философский характер.

Содержание

Введение
1.Определения лидерства и лидера

2. Теории лидерства

3. «Я» - концепция лидера

4.Психологические потребности и мотивы лидера

Заключение

Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Теория соц лидерства - копия.docx

— 41.76 Кб (Скачать файл)

Лидер с заниженной самооценкой  испытывает постоянное недовольство собой, это и может быть той силой, что толкает его на взятие все  новых и новых барьеров. Он как  бы все время доказывает самому себе, что он чего-то стоит, однако взятые барьеры его уже не радуют. И  он стремится к новым, чтобы вновь удостовериться в собственной значимости. Заниженная самооценка толкает лидера на «великие» завоевания, неожиданные для окружения экстравагантные решения. Нередко именно политика для таких лидеров оказывается сферой, где им удается самоутвердиться, компенсировать заниженную самооценку. Стремление к власти такого лидера нередко и есть одна из возможных компенсаций его низкой самооценки.

Низкую самооценку могут  составлять пять субъективных негативных чувств в отношении себя в различных  комбинациях:

·  чувство собственной незначительности;

·  чувство моральной неполноценности;

·  чувство слабости;

·  чувство посредственности;

·  чувство интеллектуальной неадекватности.

2) Лидер с высокой самооценкой  менее зависим от внешних обстоятельств.  Он имеет более стабильные  внутренние стандарты, на которых  и основывает свою самооценку.

Лидер с завышенной самооценкой  переоценивает собственные качества, нередко не замечает внешней и  внутренней реакции на свое поведение. Он упивается собственным успехом  и относится к критике как  к нападкам на него его завистников. У него явно нарушена обратная связь  между ним самим и его деятельностью  и поведением.

3) Лидер с адекватной  самооценкой - наилучший вариант  для такой социальной роли. Его  деятельность и поведение не  мотивируются стремлением к самоутверждению.  Обратная связь между последствиями  его деятельности и поведения  и ним самим работает надежно.  Такой лидер, как правило, уважительно  и высоко оценивает других  лидеров. Он не боится, что его  унизят, обойдут. Он твердо знает  собственную цену, считает себя  не хуже других, с кем ему  приходится взаимодействовать. В  совместной деятельности он выбирает  стратегию, которая дает ему  взаимную выгоду и позволяет добиваться поставленных целей оптимальными средствами.

Лидер в любой ситуации, за редким исключением, ведет себя в  соответствии собственной Я - концепцией. Поведение лидера зависит от того, кем и как он себя осознает, как  он сравнивает себя с теми, с кем  он взаимодействует.

Ценность и субъективная значимость личностных качеств и  их отражение в образе Я и самооценке могут маскироваться действием  защитных механизмов.[8]

В образе Я более или  менее ясно аккумулируются восприятия, мысли и чувства лидера по отношению  к самому себе. Его образ Я, как  считают американские исследователи  Д. Оффер и Ч. Строзаер, разделен на шесть различных частей, тесно взаимодействующих:

1) Физическое Я представляет собой мысли лидера о состоянии своего здоровья и физической силе или слабости. Лидеру надлежит быть достаточно здоровым и достаточно физически сильным, чтобы ничто не препятствовало его деятельности и соответствующему поведению.

2) Сексуальное Я, будучи  самой сокровенной частью личности  лидера, проявляет себя достаточно  актуально независимо оттого, является  оно свободным и здоровым или  зажатым и больным. Отсутствие  статистических данных о том,  как сексуальное поведение связано  с лидерскими способностями, не  снижает актуальности гипотезы  о наличии такой связи.

3)Социальное Я отражает весьма актуальную способность индивида к совместной деятельности с другими. Надо ли доказывать, насколько это важно для лидера. Ему крайне важно уметь вести переговоры и стимулировать своих соратников и коллег к проявлению их лучших качеств.

4)Семейное Я весьма важный элемент личности лидера. Хорошо известно, какое огромное влияние оказывают отношения в родительской семье на поведение любого взрослого человека, и лидер здесь вовсе не исключение. Некоторые люди преодолевают ранние травмы и конфликты, другие - нет и, становясь лидерами, переносят фрустрации из своего детства на свое окружение.

5)Психологическое Я доставляет представления лидера о своей картине мира, своем внутреннем мире, фантазиях и мечтах, желаниях, иллюзиях, страхах и пр. Страдает ли лидер от осознания собственных страхов или относится к этому спокойно и даже с юмором, - проявляется в его поведении, особенно в периоды ослабления самоконтроля.

6)Преодолевающее конфликты Я - представления лидера о своей способности к творческому преодолению конфликтов. Как и у обычных людей, у лидеров нет врожденного иммунитета от внешних и внутренних конфликтов, в том числе невротических. Перед лидером стоит задача нахождения новых решений для старых проблем. Он должен обладать достаточными знаниями и интеллектом, чтобы воспринимать проблему. Ему важно быть достаточно уверенным в самом себе при принятии решений, чтобы суметь передать эту уверенность другим. Еще один значимый аспект преодолевающего конфликты Я - это осознание лидером своей способности преодолевать стрессы, связанные с этой самой его социальной ролью. Известно, что стрессы приводят к достаточно тяжелым симптомам, которые могут серьезно ограничить интеллектуальные и поведенческие возможности лидера.

Перечисленные составляющие Я - концепции отнюдь не исчерпывают  всей ее сущности. Как и у любого другого индивида, сложность Я - концепции  у лидера может быть различной - от самой низкой до высокой. Сложность Я - концепции связана с восприятием сходства с другими людьми, и чем более сложна Я - концепция, тем больше вероятность того, что лидер информацию от других воспримет. Лидеры с высокой сложностью Я - концепции легче, чем лидеры с низкой сложностью Я - концепции, ассимилируют как позитивную, так и негативную информацию и, таким образом, реагируют на ситуацию на основе обратной связи.

 

 

 

 

 

          

 

 

 

 

 

 

4. Психологические потребности и мотивы лидера

Поведение любого лидера практически  всегда целенаправленно и мотивированно. Существует множество различных  личностных потребностей, которые так  или иначе связаны с деятельностью  лидера. Тем не менее социальные психологи разных школ выделили следующие основные потребности, мотивирующие поведение лидера:

1) Потребность во власти.

В настоящее время существует немало различных концепций потребности  во власти. В западной социальной психологии раньше других появилась концепция  Г. Лассуэлла и А. Джорджа, которые рассматривали потребность во власти как средство компенсации травмированной или неадекватной самооценки. Потребность во власти, возникшая как компенсаторный механизм, проявляется у лидера по-разному, в зависимости от условий. Эта потребность может усиливаться другими потребностями или, напротив, вступать с ними в конфликт.

В порядке компенсации  лидер старается найти себе сферу  деятельности, где он сможет продемонстрировать свою компетенцию и достоинство. Лидер получает социальное пространство, в котором может функционировать  достаточно продуктивно и автономно, порой даже агрессивно и самонадеянно, для достижения личного равновесия, поскольку это пространство свободно от вмешательства других. Процесс  создания сферы компетентности отличается тенденцией к |сдвигу от одного полюса субъективных чувств к другому, а именно, от отсутствия уверенности в себе к высокой самооценке и самоуверенности в своих действиях. Важность такой мотивации для лиц, страдающих от низкой самооценки, едва ли требует глубокой аргументации .

 

 

 

                                               

 

 

 

 

 

 

                                      Заключение

Вопросы лидерства занимают важное место в современной психологии. Большое количество исследований и  публикаций посвящено этой теме.

Вся жизнь человека протекает  в социальном контексте, он живет  и действует в составе разнообразных  групп и, следовательно, всю жизнь  испытывает влияние всевозможных формальных и неформальных лидеров. Ими могут  быть люди разных личностных качеств  и общественного положения.

В тоже время, всем известно, что человек, желающий стать лидером, может приобрести все необходимые  качества для достижения успеха. Личность, обладающая лидерскими качествами, приобретает  в обществе и в профессиональной сфере авторитет.

Основные проблемы, с которыми может столкнуться лидер в  процессе работы - это утверждение  и развитие определенного типа организационной  культуры, формирование рабочих групп  и управление ими, проблемы коммуникабельности из-за большого различия в уровнях  интеллектуального и творческого  развития, управление конфликтами, развитие партнерских отношений, своевременное  реагирование на изменения внешней  среды.

Эффективным является управление, связанное со способностью достойно встретить требования ближайшего будущего (с ориентацией на новые достижения) и с разумным использованием ресурсов организации в случае решения  насущных проблем.

Менеджмент обеспечивает эффективное функционирование организации  без учета отношений лидерства. Однако в случае нестабильной ситуации, которая требует от компании постоянной готовности к изменениям в соответствии с новыми запросами, эффективность  организационной деятельности напрямую зависит от потенциала лидерства.

                    

 

 

 

 

 

 

 

                 Список использованных источников:

 

[1] Шалагинова, Л. В. Психология лидерства/ Л. В. Шалагинова. – СПб. : Речь, 2007. – С.5

[2] Морозов, А. В. Деловая психология: учебник/ А.В. Морозов.- СПб Союз, 2007.- С. 548

[3] Мокшанцев, Р. Социальная психология : учеб. пособие/ Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. - М. : Сибирское соглашение, Инфра-М, 2007. – С. 162

4 Шалагинова, Л. В. Психология лидерства/ Л. В. Шалагинова. – СПб. : Речь, 2007. – С. 12

[5] Мокшанцев Р. Социальная психология : учеб. пособие/ Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. - М. : Сибирское соглашение, Инфра-М, 2007. – С. 164

[6] Мокшанцев Р. Социальная психология : учеб. пособие/ Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. - М. : Сибирское соглашение, Инфра-М, 2007. – С. 166

[7] Морозов, А. В. Деловая психология: учебник/ А.В. Морозов.- СПб Союз, 2007.- С. 567

[8] Морозов, А. В. Деловая психология: учебник/ А.В. Морозов.- СПб Союз, 2007.- С. 470

[9] Мокшанцев Р. Социальная психология : учеб. пособие/ Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. - М. : Сибирское соглашение, Инфра-М, 2007. – С.166-168

[10] Мокшанцев Р. Социальная психология : учеб. пособие/ Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. - М. : Сибирское соглашение, Инфра-М, 2007. – С. 169-171

[11] Морозов, А. В. Деловая психология: учебник/ А.В. Морозов.- СПб Союз, 2007.- С.548

[12] Лидерство. Психологические проблемы в бизнесе/ В. А. Хащенко [и др.].- Дубна: Феникс, 2006.- С. 49

 


Информация о работе Теория социального лидерства