Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 16:36, реферат
Современная социология ведет свою историю от учений О. Конта и Г. Спенсера, в середине XIX века заложивших фундамент позитивизма. Американская социология формируется позднее, поэтому ее основоположники вынуждены были следовать за европейскими учеными, перенося на свою национальную почву те идеи, которые в наибольшей степени отвечали духу развивающейся молодой нации. К середине 30-х гг. социологи США накопили значительный эмпирический материал, осуществив большое количество разнообразных по масштабу и тематике эмпирических социологических исследований, которые, однако, не выходили за рамки отдельных регионов страны и касались лишь некоторых проблем общественной жизни.
3.2 Функционализм Мертона
"Высокая" теория Парсонса стала
Мертон является создателем
более совершенной, динамичной, эмпирически обоснованной
теоретической системы. Свою теорию он
называл теорией "среднего уровня"
или "среднего радиуса действия".
Суть их он формулирует так: «Это теории,
находящиеся в промежуточном пространстве
между частными, но тоже необходимыми
рабочими гипотезами, во множестве возникающими
в ходе повседневных исследований, и всеохватными
систематическими попытками развить единую
теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые
типы социального поведения, социальных
организаций и социальных изменений».
Эта теория была призвана категориально
оформить соединительный мост между конкретными
исследованиями и общесоциологической
теорией. Теория принципиально используется
для внутренней организации эмпирических
исследований. Она выступает посредником
между общими теориями социальных систем,
которые слишком отдалены от особенных
проявлений классов тех или иных типов
социального поведения, с тем чтобы «объяснять
то, что наблюдаемо, и давать детализированные,
упорядоченные характеристики особенностей,
которые вообще не обобщены». Именно здесь,
на среднем уровне, как подчеркивает Р.Мертон,
социология выполняет свою основную роль
в обществе, ибо это «именно та социальная
наука, которая оперирует теориями среднего
радиуса охвата, концентрирующими в себе
факторы реального управления социальными
процессами с учетом конкретных эмпирических
исследований и отвергающими метафизические
претензии на всеохватность и универсальность».
Первая крупная проблема при рассмотрении
социологической теории Мертона это, во-первых,
выяснение дилеммы: кем является социолог,
какое направление он представляет - структурализм
или функционализм? Во-вторых, какое место
занимает социальная структура и структурный
анализ в его теории? Сам Мертон исходит
из того, что функционализм и структурализм
нераздельно взаимосвязаны как направления
единой теории социальной системы. Функционализм
это и есть теоретическое и динамическое
представление о работающей социальной
структуре, взаимодействии ее компонентов.
В рамках структурно-функциональной парадигмы
функционалист, прежде всего, должен быть
структуралистом. Это обобщенно проявляется
в его подходе к предмету социологии, задачей
которой является "ясное объяснение
логически взаимосвязанных и эмпирически
подтверждаемых предположений о структуре
общества и его изменениях, поведении
человека в рамках этой структуры и последствиях
этого поведения".
Таким образом, благодаря объединению
двух направлений - функционализма и структурализма,
двух способов мышления и анализа в единую
теорию, он разработал более конкретные
и действенные концепции социальной структуры,
отклоняющегося поведения, ролевых конфликтов
и др. Как считает социолог, любая структура
не только сложна, но и внутренне асимметрична:
в ней постоянно присутствуют конфликты,
дисфункции, отклонения, напряжения, противоречия.
Теория функционализма Мертона состоит
как бы из двух взаимосвязанных аспектов:
критического и творчески-новаторского.
Мертон считает неверным применение
трех взаимосвязанных постулатов в функциональном
анализе, которое имело широкое распространение
в антропологии, а затем и в социологии.
1. "Постулат функционального единства
Далее, идея функционального единства
предполагает, что перемена в одной из
частей системы приведет к изменениям
во всех других. И снова Мертон утверждает,
что это нельзя принимать как должное,
настаивая на конкретном исследовании.
Он утверждает, что в сильно дифференцированных
обществах его институты могут иметь высокую
степень "функциональной автономии".
2. "Постулат универсальности
3. Мертон подверг критике и "постулат
обязательности", согласно которому
некоторые институты или социальные oбpaзoвания
являютcя атрибутами для общества, (в этом
свете функционалисты часто рассматривали
религию). Критикуя этот постулат, Мертон
утверждает, что те же самые функциональные
требования могут удовлетворяться альтернативными
институтами. По его мнению, нет убедительных
доказательств, что такие институты как
семья, религия являются атрибутами всех
человеческих обществ. Для замены идеи
обязательности, социолог предлагает
концепцию "функциональных эквивалентов"
или "функциональных альтернатив".
Концепцию Мертона о явных и латентных
(скрытых.) функциях можно рассматривать
в качестве наиболее позитивного и весомого
его вклада в функциональный анализ. Только
узко мыслящий практик-эмпирик ограничивается
изучением явных функций. Вооруженный
понятием скрытой функции, социолог направляет
свое исследование именно в ту область,
которая не является видимой.
Таким образом, определяя место Мертона
в структурном функционализме, можно сказать,
что он не только органично объединил теорию,
метод и факты, создав "теорию среднего
уровня", но его теоретические положения
приобрели характер метода в эмпирическом
и теоретическом аспектах. Тем самым он
во многом преодолел абстрактность теории
Парсонса.
3.3 Теория социальной аномии
Классическим примером социологического
анализа Р.Мертона, построенного на основе
«теории среднего радиуса действия», является
рассмотрение им отклоняющегося поведения
и аномии. Теория социальной аномии - социологическая
теория причин преступности в современном
обществе, предложенная Р.Мертоном. Эта
теория противопоставляется тем представлениям,
которые приписывают неудовлетворительное
функционирование социальной структуры
прежде всего повелительным биологическим
влечениям человека, недостаточно сдерживаемым
социальным контролем, т.е. фрейдистским
и неофрейдистским концепциям в криминологии.
Мертон использует два понятия: «аномия»
и «социальная структура» общества: при
этом первое явление (аномия) выступает
как следствие процессов, происходящих
в рамках второго явления (социальная
структура). Термин «аномия» был выдвинут
французским социологом Э.Дюркгеймом
и означает отсутствие норм в поведении,
их недостаточность. Аномия мыслима в
двух измерениях. Во-первых, состояние
аномии может характеризовать общество,
в котором нормативные стандарты поведения,
а также существующие в нем убеждения
либо серьезно ослаблены, либо отсутствуют.
Во-вторых, состояние аномии может характеризовать
и отдельное лицо, если оно социально дезориентировано,
находится в состоянии тревоги и переживает
чувство изолированности от общества.
Понятие социальной структуры, по Мертону,
не имеет ничего общего с классовой структурой
общества (хотя Мертон в ряде случаев говорит
о классовой структуре современного американского
общества). Для Мертона социальная структура
это не социальная, а социально-психологическая,
а то и чисто психологическая категория.
Образуется социальная структура из двух
фаз. Первая состоит из тех существенных
целей, которые ставят перед собой социальные
группы общества (либо которые ставятся
перед ними жизнью), - т.н. жизненные устремления
группы. Вторая - это те средства, которые
употребляются в ходе достижения указанных
целей для удовлетворения жизненных устремлений
социальных групп общества. Сами эти средства,
в свою очередь, двояки: их можно подразделить
на предписываемые (законные) средства
и наиболее эффективные, наиболее успешные,
ведущие к результату кратчайшим путем.
Для концепции Мертона чрезвычайно важно
указание на то, что законность и эффективность
вовсе не обязательно совпадают применительно
к избираемым средствам.
Согласно теории социальной
аномии асоциальное поведение ощутимо возрастает
в случае, когда в обществе превыше всего превозносятся
4. Теория среднего уровня: Общие данные
Одной из центральных в работах Мертона была идея соединения теоретического и эмпирического, макро - и микросоциологического уровней знания.
Уже в середине 1950-х гг. он считал, что наступил «золотой пек» их единства. Однако в то время Мертон выдавал желаемое за действительное. Параллельному развитию эмпирической и теоретической социологии предстоял еще долгий путь. Сам ученый внес немалый вклад в преодоление этого параллелизма, этой сложившейся своеобразной социологической дихотомии, и сделал он это, прежде всего своей теорией среднего уровня, или среднего ранга, которая базировалась на его концепции функционального анализа.
Последняя приобретала у американского социолога «полуэмпирический» характер - в том смысле, что открывала возможности перевода этого анализа в операциональную плоскость, а затем - в плоскость конкретного социологического исследования. Важная особенность функционального анализа как концепции состоит в том, что он позволяет интерпретировать эмпирические данные, применять их для создания обобщающих теорий. Эту особенность очень хорошо видел и использовал при создании теории среднего ранга Мертон. Ее контуры вырисовывались в его трудах 1940-1950-х гг., однако принципы создания были детально описаны и систематизированы в работе «О социологических теориях среднего уровня» Девятко И.Ф. Р. Мертон и его теория «среднего уровня». Работа социолога над теориями среднего уровня имела двойственный характер. С одной стороны, она включала в себя обоснование необходимости особого типа теорий, специфической аналитической деятельности, которая существенным образом должна была отличаться от других типов теоретизирования (в первую очередь сугубо абстрактного). Это была работа методологического характера, поскольку касалась общей теоретической ориентации, анализа понятий, логики их построения, связи с интерпретацией получаемых эмпирических данных. С другой стороны, американский ученый трудился над созданием конкретных теорий среднего уровня в различных областях, точнее говоря, отраслях социологической науки.
Согласно анализируемой теории Мертона, существуют три уровня социологического знания: широкие социологические теории, теории среднего ранга, малые рабочие гипотезы, возникающие в изобилии в повседневных исследованиях. Теории среднего ранга выполняют роль связующего звена, мостика между первым и третьим уровнями. Исходя из этих теорий, Мертон приходит к выводу о необходимости «посредника» между эмпирическими исследованиями действительности и теоретическими обобщениями закономерностей социального поведения. Теории среднего уровня могут быть как результатом обобщения большой группы социальных фактов, так и средством конкретизации отдельных областей социологии.
Американский социолог считал эти теории единственно реально существующими и заслуживающими внимания. Социологическая теория в строгом смысле слова - это и есть, по Мертону, теория среднего уровня. Именно такая теория позволяет «создать» язык эмпирического исследования. Всеохватывающие системные теории «высшего уровня» представлялись ему достаточно абстрактными, рабочие же гипотезы «низшего уровня» - второстепенными, не имеющими подлинно социологического значения. Исходной категорией анализа в теориях среднего уровня для американского социолога выступала социальная группа, поскольку именно через нее осуществляется связь между индивидом и общественными структурами.
Мертон прекрасно понимал, что в социологии, как и в любой другой науке (а он, как уже было сказано выше, добился заметных результатов в разработке социологии науки), должны существовать теории разного уровня. Одни используются для объяснения широких социальных процессов, другие «обслуживают» более локальные, конкретные. Благодаря тщательному описанию и анализу различных теорий Мертоном в 1960-1970-х гг. наиболее разработанной концепцией социологического знания считалась трехуровневая. Но мере развития этой концепции, прежде всего, обогащалось представление о втором уровне социологического знания. Оно, в свою очередь, стимулировало разработку общих социологических теорий и развитие конкретных социологических исследований. Теории среднего уровня по сравнению с. общей социологической теорией имеют более узкую область применения. Каждая из них в своей предметной области ограничена относительно автономными сферами общественной жизни, изучением тенденций их развития, механизмов действия.
Ученый показал, что все три уровня социологического знания тесно связаны между собой. Более того, переход от одного к другому открывает перед социологом каждый раз новые возможности. Особое значение имеет переход от общетеоретического к операциональному уровню, результат которого конкретизируется в эмпирическом исследовании. Относительная самостоятельность уровней и их значимость давали основание Мертону надеяться, что по мере развития социологии будет усиливаться взаимодействие социологов, занятых разработкой каждого из них.
В итоге можно сказать, что он разрабатывал теории среднего уровня в самых различных областях социологического знания: социологии массовых коммуникаций, военной социологии, социологии власти и социологии политики. Но, пожалуй, самый глубокий след оставила его теория среднего уровня. Здесь на его идеи существенно повлияли взгляды Э. Дюркгейма, изучавшего аномию, самоубийство, иные формы девиантного поведения.
Заключение
Таковы основные теоретические положения функционалистской системы Р. Мертона. Несомненно, она обладает целым рядом привлекательных свойств. Это - и тесная связь с «человеческой реальностью», которая ни при каких обстоятельствах не должна уходить из поля зрения социолога, оставаясь «живой», несконструированной, отражающей практические проблемы людей. Это - и возможность сохранить теоретическую «научность», исключая неизбежный метафизический и мировоззренческий груз общего социально-философского учения. Это - и смысловая и понятийная наглядность, что особенно характерно для его «теории среднего радиуса действия», демонстрирующей свою инструментальность, убедительность, интерпретативность в глазах менеджеров и социальных исследователей несоциологического профиля. Если Т. Парсонс уделил основное внимание анализу механизмов поддержания «социального порядка», то Р. Мертон сосредоточил свои усилия на изучении дисфункциональных явлений, возникающих вследствие напряжений и противоречий в социальной жизни.
Основываясь на вышесказанном, правомерно утверждать, во-первых, что, несмотря на частичный, фрагментарный характер, его исследования явились вкладом в соответствующую систему взглядов. Конечно, его система далеко не полна, в ней много слабых мест, пробелов, областей неизведанного. Но все оазисы знания прекрасно дополняют общую топографию. А наличие белых пятен обеспечивает систему огромным исследовательским потенциалом - проблемами для плодотворного изучения.
Во-вторых, несмотря на то, что исследования Мертона были сосредоточены на среднем уровне всеобщности, он создал целостную теорию общества. Некоторые разногласия с критиками по этому поводу могут быть объяснены различными подходами к концепции социологической теории. В одной из своих ранних работ автору удалось дать определение более чем двадцати значениям термина «теория» в современной социологической литературе.
В-третьих, вопреки существующим стереотипам, нельзя утверждать, что Мертон является олицетворением только функционализма. Многие свои работы он посвятил структурному направлению. Источником вдохновения для него были работы Дюркгейма, Маркса, благодаря которым он воспринимал все социальные явления в рамках структурных контекстов, во взаимосвязи с другими явлениями внутри единого социального целого. Это связи двух типов: казуальные, когда явление ограничивается или поддерживается структурным контекстом, и функциональные, когда явление оказывает структурное воздействие. Функциональный анализ, безусловно, является особым подтипом более общего структурного подхода, доминирующего в исследованиях Мертона.