Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 23:46, доклад
Сторонники доктрины «человеческих отношений» доказали, что эффективность управления определяется неформальной структурой и прежде всего малой группой, взаимодействием людей и общим контролем, самодисциплиной и возможностями творческого роста, коллективным вознаграждением, отказом от узкой специализации и единоначалия, демократическим стилем руководства, соответствием структуры людям, а не наоборот. Осознание рабочим причастности к «команде» или коллективу, который работает в улучшенных условиях или условиях «патроната» со стороны администрации предприятия, в значительной степени повышает производительность его труда. Позже это открытие успешно использовалось в Японии при создании «кружков качества», предполагающих активное участие рабочих в обсуждении производственных проблем, а также повсеместно при реализации концепции автоматизированных рабочих мест.
Теория человеческих отношений (Мэйо, Ротлисбергер)
В 30-е годы XX в. в социологии
организаций постепенно
Развитию этой теории способствовали и сложившиеся в этот период экономические условия. Относительно спокойный период в развитии американского капитализма (начало века) сменился к концу 20-х годов экономическим упадком и обострением социальных отношений. А экономический кризис 1925-1933 г. резко изменил ситуацию в США. В этот период концентрация производства, эксплуатация рабочих резко ухудшили условия воспроизводства рабочей силы, увеличилась безработица и возросла политическая активность рабочего класса. "Научный менеджмент" и его методы управления не давали уже прежних результатов. Необходимо было менять отношения между трудом и капиталом, разрабатывать новые методы воздействия на трудовое поведение работника, на развитие сотрудничества предпринимателя и работника. Начались нападки на положения "классической школы", особенно на ее идеологию. В этот период и началось формирование теории "человеческих отношений", начало которому было положено Хоторнскими экспериментами.
Эксперименты по изучению человеческих отношений начались еще в 1923-1924 годах на текстильной фабрике. Они проводились в несколько этапов, где изучались факты поведения в небольшой группе и путем интервьюирования (опрошено около 20 тыс. человек). Хоторнские эксперименты, хотя и оставили заметный след в западной социологии, но подвергались затем острой критике.
По мнению Э. Мэйо "человеческие отношения", проявившиеся в усилении групповой сплоченности и улучшении межличностных отношений, привели к повышению производительности труда. Социальное поведение людей является лишь функцией тех или иных групповых норм. Например, такое поведение как сознательное ограничение выработки есть следствие мнения рабочих о намерениях предпринимателей (снизить расценки) и своей роли в производстве (защита товарищей). Они-то и становились социальными нормами, регулирующими поведение людей.
Анализируя результаты
Родоначальником нового
направления считается
Научные изыскания Мэйо были связаны прежде всего с проведением в 1927 — 1932 гг. крупномасштабного и долгосрочного социального эксперимента на одном из предприятий электротехнической компании «Вестерн Электрик» (близ Чикаго).
В ходе пятилетних опытов
ученые из Гарвардского
Действуют они на нее двояко — то повышают производительность, то понижают ее. В опыте с бригадой женщин замена авторитарного руководителя демократическим привела к росту выработки, а в опыте с бригадой мужчин ученым не удалось ничего добиться: неформальные нормы, задававшие низкий уровень производительности, оказались непреодолимым препятствием. Ученые были уверены, что и позитивный, и негативный результаты неопровержимо подтверждают их теорию. В чем же состоял ее смысл?
Сторонники доктрины «
Социальная практика новой
доктрины основывалась на
В целом, суть доктрины
«человеческих отношений»
• человек — «социальное животное», которое может быть свободно и счастливо только в группе;
• труд человека — если он интересен и содержателен — может приносить ему не меньше удовольствия, чем игра;
• средний человек стремится к ответственности, и эти качества должны быть использованы на производстве;
• роль экономических форм
стимулирования труда
• производственная
• для повышения
Несмотря на различия
во взглядах, сторонники данного
подхода были едины в одном:
жесткая иерархия подчиненности
Информация о работе Теория человеческих отношений (Мэйо, Ротлисбергер)