Технологии профилактики девиантного поведения в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 09:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является изучение технологий профилактики девиантного поведения в сфере образования.
В этой курсовой работе я ставлю перед собой следующие задачи:
Исследовать научную литературу по теме: «Девиантное поведение».
Рассмотреть понятие «Девиантное поведение» и его проявления у детей и подростков.
Изучить социальные технологии профилактики девиантного поведения в сфере образования.
Познакомиться с работой школьного социального педагога .
Проанализировать работу социального педагога в сфере образования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
1. Теоретическая часть
1.1 Понятие «девиантное поведение личности»……………………….…
1.2 Виды девиантного поведения в обществе….……................................
1.3 Девиантное поведение у детей и подростков…………………………
1.4 Классификация отклоняющегося поведения школьников………......
1.5 Профилактика девиантного поведения подростков…………………
2. Анализ работы школьного социального педагога…..……………………
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………….
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая hf,jnf Dfketdf N .doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

     Медицинская  реабилитация  направлена  на  полное  или частичное восстановление или компенсацию той или  иной  утраченной  функции  организма ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания.

     Психологическая  реабилитация  направлена  на  психическую сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании подростка с  девиантным поведением представлений о его ненужности и никчемности как личности.

     Профессиональная  реабилитация   предусматривает   обучение   или переобучение подростка доступным для  него  формам  труда,  поиск  для  него

рабочего места с облегченными условиями и сокращенным рабочим днем.

      Под бытовой реабилитацией имеется в виду предоставление  нормальных

условий жизни подростку.

      Социальная реабилитация – это процесс восстановления  способности ребенка к жизнедеятельности в социальной сфере,  а  также  самой  социальной

сферы и условий жизнедеятельности  личности,  которые  были  ограничены  или нарушены по каким-либо причинам.

     Под  социально-экономической  реабилитацией   понимают   комплекс мероприятий,  нацеленных  на  обеспечение   подростка   причитающимися   ему денежными выплатами, защиту его законных интересов и прав.

     Социально-педагогическая   реабилитация   –   это   система   мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных  качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции  ребенка, способствующих  интеграции  его  в  общество;  на   овладение   необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными  ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.

     Система профилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении включает в себя в качестве первоочередных следующие меры:

  • создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики);
  • создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы;
  • создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками;
  • организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой, прежде всего, с детьми и подростками группы риска и их семьями;
  • создание общественных образовательных программ для усиления осознания и привлечения внимания к проблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионные программы, обучающие программы и т.д.);
  • организацию детского досуга. Как показывают исследования, дети и подростки с девиантной направленностью имеют много свободного времени, причем ничем не заполненного. Поэтому организация досуга детей и подростков является важным направлением воспитательно-профилактической работы. В понятие «досуг» входит широкое пространство и время жизнедеятельности ребенка за пределами учебной деятельности. Досуговая сфера жизнедеятельности детей и подростков может выполнять следующие функции: восстановление физических и духовных сил детей и подростков, развитие их способностей и интересов и свободное общение со значимыми для ребенка людьми. Большую роль в организации досуга детей и подростков на сегодняшний день могут сыграть учреждения дополнительного образования. Профилактика девиаций через включение ребенка в деятельность УДО подкрепляется возможностью создания ситуаций самореализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного ребенка.
  • информационно-просветительскую работу. Необходимо отметить, что профилактику можно рассматривать как особый вид социально-педагогической деятельности который находится на стыке педагогики, психологии, социологии, медицины и информационных технологий.

Основными видами профилактики являются:

первичная, рассматриваемая как комплекс социальных, образовательно-воспитательных и психолого-медицинских мероприятий, предупреждающих зарождение поведенческих отклонений у несовершеннолетних;

вторичная – комплекс социальных, образовательно-воспитательных, психологических и правовых мер, направленных на предупреждение формирования отклоняющегося поведения несовершеннолетних и перехода к уголовно-наказуемым;

третичная – комплекс социальных, образовательно-воспитательных, психологических и нормативно-правовых мер, направленных на предотвращение рецидивных отклонений в поведении и способствующих восстановлению личностного и социального статуса несовершеннолетнего, имевшего проблемы с отклонениями в поведении и возвращении его в семью, образовательное учреждение и к общественно-полезной деятельности.

     Наряду с этим, можно выделить три основных уровня профилактики. На личностном уровне воздействие на целевую группу направлено на формирование таких качеств личности, которые создают основу социально-приемлемого поведения несовершеннолетнего. Семейный уровень предполагает организацию влияния на семью несовершеннолетнего и его ближайшее окружение для предотвращения зарождения и развития девиантного поведения. Социальный уровень профилактики способствует изменению общественных норм в отношении девиантного поведения, что создает благоприятные условия для организации профилактической работы на личностном и семейном уровнях.

     На мой взгляд, проблема отклоняющего поведения не решается без тесного взаимодействия с семьёй. Из практической деятельности с учащимися, имеющими девиантное поведение, следует, что практически во всех случаях проблема вытекает из семейной ситуации, зависит от стиля взаимодействия родителей и детей, от организации контроля и сотрудничества в семье. Работа только с одним ребёнком, на мой взгляд, практически бесполезна.

    Существующие  технологии  работы  с   дезодаптированными   детьми

направлены  на  то,  чтобы  поставить  девиантное  поведение  под  социальный

контроль, включающий  в  себя:

 во-первых,  замещение,  вытеснение  наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными  или  нейтральными;

во-вторых,  направление  социальной   активности   ребенка   в   общественно

одобряемое  русло;

в-третьих,  отказ  от  уголовного  или  административного преследования   подростков,   занимающихся   бродяжничеством,   наркоманией, гомосексуализмом, проституцией  и  др.;

  в-четвертых,  создание  специальных служб социальной помощи: суицидологической, наркологической и др. 
 
 
 
 

2. Анализ работы школьного социального педагога

     Важным методом коррекции многих видов отклоняющегося поведения является обучение приемам волевого самовоздействия. Воспитательная методика должна быть последовательной и комплексной, охватывать общеобразовательные, социальные и общественные дисциплины. Для профилактики целесообразно проводить лекции с демонстрацией кинофильмов, групповые беседы, встречи с врачами, психологами, юристами. Данными методами руководствуется социальный педагог МОУ ЗСШ №2 Мацькова Алла Александровна.

    Внутришкольная социальная служба была создана 5 лет назад, разработано и утверждено положение. Основной целью службы является обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации любого ребенка.

 В  своей работе руководствуется следующими принципами:

  • «Всегда на стороне ребенка!».
  • Непрерывность сопровождения.
  • Комплексный подход.
  • Не навреди.

Определены  основные направления работы службы:

  • Помощь в выборе образовательного маршрута и профиля обучения. Сопровождение на этапе профессионального самоопределения.
  • Помощь в преодолении учебных затруднений. Профилактика трудностей в учебе.
  • Сопровождение социально-уязвимых семей, детей с ослабленным здоровьем; выявление и сопровождение учащихся «группы риска». Профилактика социально-эмоциональных проблем у учащихся.

    Социальный  педагог взаимодействует с учителями  и классными руководителями по индивидуальному сопровождению учащихся,

  • осуществляет индивидуальное сопровождение учащихся «группы риска»,
  • взаимодействует с государственными и общественными социальными организациями с целью оказания помощи детям и семьям,
  • организует бесплатное питание учащихся по медицинским и другим показаниям,
  • составляет социальный портрет класса, школы

     В школе сложилась система взаимодействия социальной службы, педагога-психолога и классных руководителей по реализации воспитательной программы школы «Радуга». Традиционными стали совместные мероприятии:

  • День здоровья: проводятся мероприятия по укреплению не только физического, но и психического здоровья школьников и учителей. Для учащихся младших классов проводились игровые психологические тренинги общения, социально-психологическая игра для старшеклассников «Что? Где? Когда?», с целью профилактики употребления психо-активных веществ.
  • День толерантности (2010 год, ноябрь), целью которого были:

   -    активизация познавательного интереса;

   - расширение представлений о понятии  "толерантность" и роли   психологических и социальных знаний в жизни человека;

   -    содействие развитию чувства единения, эмпатии.

     В этот день на переменах проходили социально-психологические акции:

"Возьмемся  за руки", "Ты да я, да мы с тобой"

 Классные  часы:

"Звездная  страна" (для начальных классов), «Сила улыбки» (для 5-7 классов),

"Толерантность  - это…" (для 8-11 классов).

     В школе стало традицией проведение общешкольных родительских конференций. В феврале 2010 года прошла конференция «Взаимодействие школы и семьи в процессе обучения и воспитания», к которой было проведено психологическое исследование учебной мотивации учащихся школы.

     В сентябре 2010 года прошла конференция «Чтобы жить достойно», на которой обсуждались права и обязанности учащихся, учителей и родителей. Запланировано посещение родительских собраний социальным педагогом в 2010-2011 уч.год. Размещение информации на школьном стенде.

    В качестве профилактики отдельных видов девиантного поведения школьников в сентябре 2009 года был проведен День профилактики правонарушений и наркомании среди несовершеннолетних.

5 классы   Занятие по программе профилактики табакокурения

         “Мифы о курении”,      “История проникновения табака в Европу”.

6 классы   Презентация       “Здоровый образ жизни

7 классы   Лекция по правонарушениям

8 классы  “Брей - ринг”     “Дорогой здоровья в 21 век”

9-11 классы. “Рок и наркотики”, “Hегативное влияние алкоголя, табака и наркотиков на организм человека”.

Профилактические  мероприятия в начальной школе

     В школе ведется работа социальным педагогом со школьниками с девиантным поведением. В соответствии с Федеральным Законом от 01.12.2007 N 309-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» образовательное учреждение в пределах своей компетенции участвует в реализации комплекса мероприятий по профилактике асоциального поведения детей и подростков.

     В целях создания объективных условий для улучшения качества профилактической работы, усиления социальной и правовой защиты обучающихся в образовательном учреждении разработано положение о постановке учащихся на внутри школьный учет.

Основания для постановки на внутри школьный учет исходят из статей 5, 6, 14 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

  1. Непосещение или систематические пропуски занятий без уважительных причин (суммарно 15 дней).
  2. Неуспеваемость учащегося по учебным предметам.
  3. Социально-опасное положение:
    1. безнадзорность или беспризорность.
    2. бродяжничество или попрошайничество.
  4. Употребление психоактивных и токсических веществ, спиртных напитков, курение.
  5. Совершение правонарушения, повлекшего за собой меры административного взыскания.
  6. Совершение правонарушения до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
  7. Постановка на учет в КДН и ЗП, ИДН.
  8. Систематическое нарушение внутреннего распорядка школы.
  9. Нарушение дисциплины в школе (драки и др.) и Устава образовательного учреждения.

Основания для снятия с внутри школьного учета:

Позитивные  изменения, сохраняющиеся длительное время (минимум 2 месяца), указанных  в настоящем положении обстоятельств  жизни обучающегося.

Информация о работе Технологии профилактики девиантного поведения в сфере образования