Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 09:23, курсовая работа
Целью моей работы является изучение технологий профилактики девиантного поведения в сфере образования.
В этой курсовой работе я ставлю перед собой следующие задачи:
Исследовать научную литературу по теме: «Девиантное поведение».
Рассмотреть понятие «Девиантное поведение» и его проявления у детей и подростков.
Изучить социальные технологии профилактики девиантного поведения в сфере образования.
Познакомиться с работой школьного социального педагога .
Проанализировать работу социального педагога в сфере образования.
Введение………………………………………………………………………..
1. Теоретическая часть
1.1 Понятие «девиантное поведение личности»……………………….…
1.2 Виды девиантного поведения в обществе….……................................
1.3 Девиантное поведение у детей и подростков…………………………
1.4 Классификация отклоняющегося поведения школьников………......
1.5 Профилактика девиантного поведения подростков…………………
2. Анализ работы школьного социального педагога…..……………………
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………….
Приложения
Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания.
Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании подростка с девиантным поведением представлений о его ненужности и никчемности как личности.
Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение подростка доступным для него формам труда, поиск для него
рабочего места с облегченными условиями и сокращенным рабочим днем.
Под бытовой реабилитацией имеется в виду предоставление нормальных
условий жизни подростку.
Социальная реабилитация – это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной сфере, а также самой социальной
сферы и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам.
Под социально-экономической реабилитацией понимают комплекс мероприятий, нацеленных на обеспечение подростка причитающимися ему денежными выплатами, защиту его законных интересов и прав.
Социально-педагогическая реабилитация – это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.
Система профилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении включает в себя в качестве первоочередных следующие меры:
Основными видами профилактики являются:
первичная, рассматриваемая как комплекс социальных, образовательно-воспитательных и психолого-медицинских мероприятий, предупреждающих зарождение поведенческих отклонений у несовершеннолетних;
вторичная – комплекс социальных, образовательно-воспитательных, психологических и правовых мер, направленных на предупреждение формирования отклоняющегося поведения несовершеннолетних и перехода к уголовно-наказуемым;
третичная – комплекс социальных, образовательно-воспитательных, психологических и нормативно-правовых мер, направленных на предотвращение рецидивных отклонений в поведении и способствующих восстановлению личностного и социального статуса несовершеннолетнего, имевшего проблемы с отклонениями в поведении и возвращении его в семью, образовательное учреждение и к общественно-полезной деятельности.
Наряду с этим, можно выделить три основных уровня профилактики. На личностном уровне воздействие на целевую группу направлено на формирование таких качеств личности, которые создают основу социально-приемлемого поведения несовершеннолетнего. Семейный уровень предполагает организацию влияния на семью несовершеннолетнего и его ближайшее окружение для предотвращения зарождения и развития девиантного поведения. Социальный уровень профилактики способствует изменению общественных норм в отношении девиантного поведения, что создает благоприятные условия для организации профилактической работы на личностном и семейном уровнях.
На мой взгляд, проблема отклоняющего поведения не решается без тесного взаимодействия с семьёй. Из практической деятельности с учащимися, имеющими девиантное поведение, следует, что практически во всех случаях проблема вытекает из семейной ситуации, зависит от стиля взаимодействия родителей и детей, от организации контроля и сотрудничества в семье. Работа только с одним ребёнком, на мой взгляд, практически бесполезна.
Существующие технологии работы с дезодаптированными детьми
направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный
контроль, включающий в себя:
во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными;
во-вторых, направление социальной активности ребенка в общественно
одобряемое русло;
в-третьих,
отказ от уголовного или
административного
в-четвертых, создание специальных
служб социальной помощи: суицидологической,
наркологической и др.
2. Анализ работы школьного социального педагога
Важным методом коррекции многих видов отклоняющегося поведения является обучение приемам волевого самовоздействия. Воспитательная методика должна быть последовательной и комплексной, охватывать общеобразовательные, социальные и общественные дисциплины. Для профилактики целесообразно проводить лекции с демонстрацией кинофильмов, групповые беседы, встречи с врачами, психологами, юристами. Данными методами руководствуется социальный педагог МОУ ЗСШ №2 Мацькова Алла Александровна.
Внутришкольная социальная служба была создана 5 лет назад, разработано и утверждено положение. Основной целью службы является обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации любого ребенка.
В своей работе руководствуется следующими принципами:
Определены основные направления работы службы:
Социальный
педагог взаимодействует с
В школе сложилась система взаимодействия социальной службы, педагога-психолога и классных руководителей по реализации воспитательной программы школы «Радуга». Традиционными стали совместные мероприятии:
- активизация познавательного интереса;
- расширение представлений о понятии "толерантность" и роли психологических и социальных знаний в жизни человека;
- содействие развитию чувства единения, эмпатии.
В этот день на переменах проходили социально-психологические акции:
"Возьмемся за руки", "Ты да я, да мы с тобой"
Классные часы:
"Звездная страна" (для начальных классов), «Сила улыбки» (для 5-7 классов),
"Толерантность - это…" (для 8-11 классов).
В школе стало традицией проведение общешкольных родительских конференций. В феврале 2010 года прошла конференция «Взаимодействие школы и семьи в процессе обучения и воспитания», к которой было проведено психологическое исследование учебной мотивации учащихся школы.
В сентябре 2010 года прошла конференция «Чтобы жить достойно», на которой обсуждались права и обязанности учащихся, учителей и родителей. Запланировано посещение родительских собраний социальным педагогом в 2010-2011 уч.год. Размещение информации на школьном стенде.
В качестве профилактики отдельных видов девиантного поведения школьников в сентябре 2009 года был проведен День профилактики правонарушений и наркомании среди несовершеннолетних.
5 классы Занятие по программе профилактики табакокурения
“Мифы о курении”, “История проникновения табака в Европу”.
6 классы Презентация “Здоровый образ жизни
7 классы Лекция по правонарушениям
8 классы “Брей - ринг” “Дорогой здоровья в 21 век”
9-11 классы. “Рок и наркотики”, “Hегативное влияние алкоголя, табака и наркотиков на организм человека”.
Профилактические мероприятия в начальной школе
В школе ведется работа социальным педагогом со школьниками с девиантным поведением. В соответствии с Федеральным Законом от 01.12.2007 N 309-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» образовательное учреждение в пределах своей компетенции участвует в реализации комплекса мероприятий по профилактике асоциального поведения детей и подростков.
В целях создания объективных условий для улучшения качества профилактической работы, усиления социальной и правовой защиты обучающихся в образовательном учреждении разработано положение о постановке учащихся на внутри школьный учет.
Основания для постановки на внутри школьный учет исходят из статей 5, 6, 14 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:
Основания для снятия с внутри школьного учета:
Позитивные
изменения, сохраняющиеся длительное
время (минимум 2 месяца), указанных
в настоящем положении
Информация о работе Технологии профилактики девиантного поведения в сфере образования