Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 13:33, реферат
Социальная диагностика является непременным элементом любого технологического цикла, даже самого простейшего. Диагностика обычно предшествует другим технологическим процедурам социальной работы. Социальная диагностика — это процесс исследования социального объекта, явления путем распознавания и изучения причинно-следственных связей, отношений, характеризующих его состояние и тенденции развития. Цель диагностики заключается в проникновении в сущность конкретных социальных проблем, присущих объекту или явлению, и их описание в системе показателей (норм, нормативов, ориентиров диагностируемой сферы жизнедеятельности).
Технологии социальной диагностики
Социальная диагностика является непременным элементом любого технологического цикла, даже самого простейшего. Диагностика обычно предшествует другим технологическим процедурам социальной работы. Социальная диагностика — это процесс исследования социального объекта, явления путем распознавания и изучения причинно-следственных связей, отношений, характеризующих его состояние и тенденции развития. Цель диагностики заключается в проникновении в сущность конкретных социальных проблем, присущих объекту или явлению, и их описание в системе показателей (норм, нормативов, ориентиров диагностируемой сферы жизнедеятельности).
Как способ не только индивидуального, но и комплексного накопления социологических знаний диагностика вошла в исследовательскую практику на рубеже XIX—XX вв. По мнению специалистов, сам термин “социальная диагностика” утвердился в конце 20-х — начале 30-х гг.
Будучи технологической процедурой, социальная диагностика включает в себя определенные этапы. В имеющейся научной и учебной литературе приводятся различные варианты выполнения процесса диагностики. Наиболее общий из них, как нам представляется, приведен в толковом словаре “Социальные технологии” (1995). Здесь Дана модель ведения социальной диагностики, состоящая из трех основных этапов. Первый — предварительное ознакомление с объектом, постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, параметров ситуации, выбор показателей методик; второй — измерение и анализ показателей; третий — построение выводов, заключение по диагнозу.
Отдельные исследователи самостоятельными этапами ведения социальной диагностики выделяют проведение общей и специальной диагностики. Общая диагностика предполагает выделение и анализ наиболее важных проблем исследуемого явления, а частная диагностика нацелена на распознание и анализ частных, более узких проблем диагностируемого явления.
При принятии управленческих решений целесообразно придерживаться определенной структуры социальной диагностики. Ряд исследователей в такую структуру включает следующие основные элементы: оценку состояния социального объекта на основе заранее определенного набора показателей (статистических данных, балльных экспертных оценок, средств косвенного замера и др.); определение эталонного или нормативного состояния социального объекта; соотношение эталонного и реального состояния социального объекта с последующей подготовкой управленческих решений.
Наряду с практическими предписаниями, рекомендациями социальный диагноз может содержать и теоретические выводы. Рекомендации, скорректированные с учетом конкретной ситуации, имеющихся ресурсов и возможностей, являются серьезным обоснованием для принятия соответствующих решений, применения новых моделей поведения, проведения определенных коррекционных действий и других мер.
Эффективное ведение социальной диагностики предполагает соблюдение ее важнейших принципов. Под ними нужно понимать строго определенные исходные положения, соблюдение которых является целесообразным и даже необходимым условием получения достоверных результатов исследования. К таким принципам диагностики обычно относят: объективность, принцип комплексного анализа, причинно-следственную обусловленность и ДР-
Способами, специальными приемами ведения социальной диагностики являются методы. Они, образно ГОВОРЯ) оживляют технологические компоненты диагностики. разнообразие ее методов зависит от специфики диагностируемого социального явления, поставленных целей и задач исследования.
Систему методов социальной диагностики условно можно подразделить на две основные группы: методы проведения диагностического исследования и методы анализа диагностической информации, определения приоритетности проблем. Методы первой группы позволяют получить наиболее достоверную информацию о явлении, объекте исследования. К их числу относятся следующие методы: сбор первичной информации, ознакомление с документальными и статистическими материалами; диагностическая беседа; наблюдение; интервью; анкетирование; тестирование и др.
На самом начальном этапе ведения диагностики целесообразно использовать метод сбора первичной информации, ознакомиться с имеющимися документами и статистическими материалами. Исследуя то или иное социальное явление, важно изучить соответствующие нормативные документы, справки, отчеты. Если социальным объектом выступает, например, ребенок, находящийся в специализированном реабилитационном учреждении (приюте), то сбор информации о нем начинается буквально сразу же. В первую карантинную неделю его проживания здесь проводится первичное обследование. Собирается информация, необходимая для характеристики социального статуса ребенка: когда, кем и откуда доставлен, что известно о его родителях, родственниках, где воспитывался ранее, какой класс и какой школы посещал, есть ли прописка. Тогда же специалисты по социальной работе проверяют наличие и характер документов, составляющих личное дело ребенка: справка о рождении, медкарта, справка о прописке, табель или справка из школы, которую он посещал и др. Первичная информация о ребенке включает в себя данные оперативного медицинского освидетельствования и психологического обследования. Освидетельствование отражает общефизическое развитие ребенка, состояние его нервной системы, результаты лабораторного обследования. Первичное психологическое исследование позволяет дать оценку эмоционально-психической сферы ребенка, определить его тип нервной системы, выявить особенности поведенческих реакций на стресс, сохранность интеллекта и др.
В ряде случаев сбор первичной информации о социальном явлении обязательно сопровождается ознакомлением и со статистическими материалами. В частности, это делается при диагностическом исследовании проблем занятости, ситуации на рынке труда, процессов демографической направленности и др.
Распространенным методом социальной диагностики является беседа. Ее обследовательский, клинический характер позволяет получить достоверную информацию, уточнить некоторые предположения и восстановить более широкий контекст происхождения симптомов. Вопросы, которые может задать специалист по социальной работе, выступая в ходе беседы с ребенком в роли психодиагноста, могут быть самые разнообразные. Воспроизведем их, учитывая технологическую значимость умело организованной диагностической беседы: 1) Грызет ногти? 2) Сосет палец? 3) Отсутствует аппетит? 4) Разборчив в еде? 5) Засыпает медленно и с трудом? 6) Спит спокойно? 7) Встает бодро и охотно? 8) Жалуется на боли в голове? 9) Жалуется на боли в животе? 10) Бывает часто рвота? 11) Бывает часто головокружение? 12) Заикается? 13) Чрезмерно потеет? 14) Краснеет, бледнеет? 15) Легко пугается? 16) Часто дрожит от возбуждения и волнения? 17) Часто плачет? 18) Часто моргает? 19) Дергает рукой? Плечом? 20) Недержание мочи, кала (днем или ночью)? 21) Бывают припадки злости? 22) Играет с какой-либо частью тела? 23) Боится за свое здоровье? 24) Бывает ли у него побуждение постоянно и целенаправленно что-нибудь делать? 25) Бывает ли так, что замечтается, и мысль его где-то далеко? 26) Не умеет сосредоточиться ни на чем? 27) Имеется что-нибудь, что для него всегда особенно важно? 28) Имеются ли у него заботы? Какие? 29) Он очень тревожен? 30) Старается быть всегда тихим? 31) Боится темноты? 32) Часто видит фантастические предметы? 33) Боится одиночества? 34) Боится животных? Каких? 35) Боится чужих людей? 36) Боится шума? 37) Боится неудачи? В чем? 38) У него бывает чувство стыда, позора или виновности? 39) У него бывает чувство своей ущербности, неполноценности? 40) Лжет как-нибудь? Когда и как? 41) Выдумывает о себе неправдивые истории? 42) Как заботится о своей внешности? 43) Как соблюдает порядок в своих вещах? И т. п. (Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 1997. С. 67—68). Выбор вопросов для диагностической беседы осуществляется специалистами по социальной работе или социальным психологом с учетом их практики и опыта проведения такого исследования. Важно при этом учитывать и результаты наблюдения за поведением ребенка, и другие ситуативные особенности.
Особым методом проведения диагностического исследования да и вообще профессиональным атрибутом общения специалиста по социальной работе является наблюдение. Оно позволяет получить значительную информацию о клиенте, о его психологических особенностях, оценке им конкретной ситуации, его отношении к окружающим и др. Поведенческая реакция диагностируемого отслеживается специалистом в журнале наблюдения.
В ряде случаев для получения более достоверной информации специалисту необходимо регулярно и довольно продолжительное время наблюдать за своим подопечным. Внешне незаметный и системный характер наблюдения позволяет снизить влияние фактора сознательной самопрезентабельности исследуемого. Такая самопрезентация наблюдается тогда, когда специалист по социальной работе отслеживает словесную (вербальную) информацию клиента. В этом случае он очень часто стремится подать себя, выглядеть лучше и проявить наиболее привлекательные стороны своего характера. Черты демонстративности могут скрыть реальный образ человека. И специалисту необходимо учитывать это, задаваясь вопросами: “Является ли он сейчас самим собой? Всегда ли он такой?” Без осмысления этого специалист может оказаться в “плену артистизма своего подопечного” и не получить достоверной информации в ходе такого “наблюдения”. В меньшей мере подвержена заданная несловесная информация о наблюдаемом клиенте. Эту невербальную информацию специалист воспринимает через движения, жесты, мимику и пантомиму, тембр голоса и темп речи. Наблюдая, например, за деятельностью ребенка, находящегося в реабилитационном учреждении, следует особое внимание обратить на такие показатели: общий фон настроения; контактность; эмоциональное реагирование на поощрение и одобрение, замечания и требования; реакция на трудности и неуспехи при выполнении заданий. Совместно с логопедом специалист по социальной работе в ходе наблюдения за речью, а в ряде случаев и за письменными работами исследуемых, получает данные о развитии речевой сферы детей.
Свои особенности имеет технология системного и комплексного наблюдения за детьми и подростками в условиях реабилитационного центра. В одной из публикаций на страницах журнала “Семья в России” (1997 г.) показана специфика такого комплексного диагностического наблюдения. При работе с малышами социальный педагог или специалист по социальной работе должен оценить:
сформированность представлений у детей об окружающем мире; сформированность речевой сферы; общий уровень умственного развития, понятливость; навыки общения со взрослыми и сверстниками; особенности игровой и учебной деятельности, наличие положительных ориентации, результативность деятельности; проявление навыков произвольного внимания и деятельности; отношение к указаниям взрослых; умение правильно оценивать свои поступки и поступки других; степень сформулированности двигательных навыков и умений, двигательной активности; положительные и отрицательные черты индивидуальности. Специалистам же, ведущим комплексное и системное наблюдение за подростками, следует учитывать следующие особенности этого процесса: выявлять наличие мотивации к обучению и трудовой деятельности, самообслуживанию; определять уровень их общей осведомленности, способность к обучению, овладению новыми навыками; подмечать способность правильно оценивать свои поступки и поступки других, а также реагирование на поощрения и наказания; наблюдать за характером их отношений со взрослыми, сверстниками, за уровнем общительности, открытости, выявлять индивидуальные их склонности, способности, навыки самообслуживания, проявления внешней культуры поведения, особенности сексуального поведения; наблюдать за отношением подростков к нормам морали, права, к курению, употреблению алкоголя, других токсичных средств; подмечать сильные и слабые стороны индивидуальности. Сопоставляя данные наблюдения с другими методами диагностики, специалисты составляют соответствующие программы социальной реабилитации.
Осуществляя системное наблюдение за детьми, имеющими трудности в познавательной деятельности, за дезадаптированными подростками, специалисты нередко отмечают двигательную расторможенность или гипердинамический синдром, который проявляется в том, что ребенок беспокоен, неусидчив, импульсивен. По мнению психологов, это может быть симптомом семейного алкоголизма или педагогической запущенности ребенка.
С методом наблюдения соприкасаются и такие методы диагностики, как интервью, анкетирование, тестирование. Специалист может проводить наблюдение во время интервью, а также, когда ждет ответы на вопросы анкеты или тестового задания. Интервью позволяет получить дополнительную диагностическую информацию о социальном объекте, например о трудном подростке, выявляя мнение о нем учителей-предметников, тренера спортивной школы и др. Выделяют два типа интервью: свободное и формализованное. При свободном типе специалист не оказывает большого влияния на направленность беседы, а лишь изредка задает интервьюируемому наводящие вопросы. В ходе формализованного интервью роль проводящего его специалиста значительно активнее. В данном случае интервьюируемый лишь отвечает на его вопросы.
Диагностический метод анкетирования предназначен для выявления мнений и конкретных фактов у большого круга лиц. При проведении анкетирования необходимо, по меньшей мере, учитывать следующие требования: должна быть сформулирована понятным языком цель исследования; сами вопросы анкеты должны быть короткими и простыми, по возможности предвидящими однозначные ответы <да” или “нет”; вопросы должны быть расположены в логическом порядке; целесообразно анкетные вопросы группировать для облегчения дальнейшей обработки информации и др.
Диагностический тест, будучи пробным заданием, определенным испытанием для диагностируемых, нацелен на получение более углубленной информации с помощью вопросов, проективных рисунков, геометрических фигур и других исследовательских материалов, разработанных и апробированных специалистами. Существуют тесты, которые позволяют определить уровень тревожности лица, степень его общительности и коммуникабельности, возможности стрессоустойчивости. Все это важно учитывать тем, кто работает с людьми и особенно социальным работникам и специалистам по социальной работе, которые каждодневно имеют дело с людьми, нуждающимися в особом внимании, заботе, терпимом и деликатном отношении к себе.
Широко применяется диагностическое тестирование для выявления индивидуальных особенностей детей и подростков, определения их отношения к людям, своему прошлому, настоящему. Необходимость в применении этого метода диагностики усиливается при работе с воспитанниками детских домов, приютов, реабилитационных центров, где дети имеют проблемы в процессе своей социализации. Для диагностики особенностей познавательной и эмоциональной сфер детей до пяти лет, как правило, используются следующие тестовые методики: задания с кубиками, выявляющие умение производить сравнение трехмерных моделей и устанавливать идентичность; задания с соотнесением предметов, которые выявляют способность осуществлять систему целесообразных действий, обнаруживать и исправлять ошибки; задания с картинками, изображающими различные геометрические фигуры или предметы, что позволяет выявить способность детей различать форму и цвет фигур, определять функциональное назначение предметов, понимать количественные соотношения и др. Одним из таких проектно-графических тестов является гештальттест Бендер, разработанный еще в 1938 г. Материал теста состоит из девяти геометрических фигур, которые ребенок должен перерисовать в определенной последовательности. Результатом тестирования является балльная оценка уровня развития пространственных представлений ребенка по определенным параметрам. Оценка каждой фигуры и сумма оценок имеют свои возрастные нормы. Тест позволяет определить не только уровень развития пространственных представлений ребенка, но и признаки эмоциональных нарушений.