Технологии социальной работы с молодежью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 13:52, доклад

Краткое описание

Можно говорить о двух моделях социальной работы с молодежью — интегративной и дефицитной. Интегративная модель — это социальная работа в широком смысле, которая должна способствовать социализации молодежи. В этом аспекте социальная работа практически соотносится с таким видом профессиональной деятельности, как социальная педагогика.

Вложенные файлы: 1 файл

Технологии социальной работы с молодёжью.docx

— 24.19 Кб (Скачать файл)

§2. Технологии социальной работы с молодежью

 

Можно говорить о двух моделях социальной работы с молодежью — интегративной и дефицитной. Интегративная модель — это социальная работа в широком смысле, которая должна способствовать социализации молодежи. В этом аспекте социальная работа практически соотносится с таким видом профессиональной деятельности, как социальная педагогика.

Реализация  данной модели возможна лишь посредством  государственно-общественного затратного механизма, предполагающего выделение  значительных финансовых, а также  людских и материальных ресурсов, что возможно только в условиях распределительного ведения народного хозяйства. Однако в силу чрезмерно большого объема средств, которые должны быть выделены на полноценную реализацию такого типа социальной работы, большинство стран  с рыночной экономикой избирает дефицитную модель развития социальной работы, ориентированную в первую очередь на социально уязвимые слои населения, группы риска, инвалидов и одиноких, а также детей и подростков.

Под социальной работой с молодежью  понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому человеку, так и группам  молодых людей в целях улучшения  или восстановления их способности  к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах. Основной задачей социальной работы при этом является выработка у молодежи способности самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться к новым социально-экономическим условиям рыночной экономики, получать навыки самостоятельной жизни и участвовать в самоуправлении. Субъект этого вида деятельности — социальные службы для молодежи, представляющие собой совокупность государственных и негосударствениых структур, специализированных учреждений по оказанию социальной помощи и защиты молодых людей, поддержки их инициатив.

Согласно  материалам Сборника нормативных документов по тарификации труда работников системы органов по делам молодежи существует следующая структура  социальных служб системы органов  по делам молодежи:

Центр социально-психологической  помощи молодежи, предназначенный для оказания медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в конфликтных ситуациях в микро- и макросредах, профилактики и предупреждения девиантного, деликвентного и суицидального поведения у данной категория населения. Предполагается, что центр состоит из двух отделов: отдел социально-правовой помощи, в который входят приют, гостиница, школа социотерапии, кабинет профориентации, производственный комплекс, культурно-спортивный комплекс, биржа труда, бюро решения, юридическая консультация, и отдел пси-хологе-медико-педагогической помощи, в который входят диагности-ко-психологическнй пункт, консультативный пункт для родителей, консультативный пункт для учащихся, кабинет анонимного приема, кризисный стационар, лекторий и пункт занятия досуга;

Центр информации для молодежи, предназначенный для оказания информационных и методических услуг органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодых людей. Кроме организации методического обеспечения для решения юридических, коммуникативных, личностных, профессиональных, досуговых, образовательных, жилищных и других проблем молодежи центр занимается анализом информации о процессах, происходящих в молодежной среде, и об информационных потребностях молодежи;

Центр ресоциализации несовершеннолетних и молодежи, вернувшихся из мест заключения, который оказывает консультативную, социально-правовую, профориентационную и психологическую помощь молодежи, оказавшейся в дезадаптированном состоянии, Задачи Центра — оказание помощи криминогенным категориям молодежи, утратившим социально-полезные связи, находящимся в состоянии дезадаптации, с целью «вживления» их в социосферу, предотвращения рецидива; оказание помощи в трудоустройстве, профориентации и переподготовке молодежи, вернувшейся из мест лишения свободы; консультации по юридическим, медицинским и социальным вопросам, выявление актуальных проблем и кризисных ситуаций, приведших к дезадаптированному состоянию, поиск путей выхода из них; ликвидация конфликтов и выработка совместно с подопечным установок с целью выхода из кризисного состояния.

В составе  Центра должны быть отдел консультирования по телефону («телефон доверия»), кабинет  психологической разгрузки, школа  профориентации и профподготовки, отдел  индивидуальной работы с криминогенным  контингентом, консультационный пункт;

Консультационный центр  для подростков и молодежи, предназначенный для оказания квалифицированной, экстренной, анонимной, бесплатной психологической помощи по телефону. Основные задачи Центра;

• обеспечение доступности и современности квалифицированной социально-психологической помощи подросткам и молодежи независимо от их социального статуса и места жительства;

• помощь абонентам, переживающим актуальные конфликты и находящимся в иных психотравмирующих ситуациях, актуализация их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния;

• проведение психологического телефонного консультирования детей, подростков, молодежи, родителей и воспитателей по психологическим проблемам социализации и развития личности молодого человека;

• информационное консультирование абонентов с целью установления их связи с другими социальными службами и специалистами (психотерапевтами, психологами, педагогами, сексопатологами, юристами, социальными работниками и др.);

• выявление настроений, конфликтных ситуаций и «болевых точек» в молодежной среде, актуальных тенденций в молодежной среде, молодежной субкультуре;

Приют для подростков, предназначенный для обеспечения временных (бытовых, психологических, эмоциональных) условий жизнедеятельности несовершеннолетнего, отчужденного по объективным или субъективным причинам от благоприятных условий развития личности в семье, воспитательном учреждении, обществе. Для достижения этих целей приют:

• обеспечивает доступность, своевременность и эффективность помощи несовершеннолетним;

• на основе диагностических бесед составляет социально-психологические. характеристики личности детей и подростков, поступивших в приют;

" обеспечивает квалифицированное и разностороннее (психологическое, педагогическое, медицинское, юридическое и др.) консультирование несовершеннолетнего в зависимости от конкретных причин социальной дискомфортности;

• проводит с проживающими индивидуальные диагностические беседы с целью выявления актуальных для них проблем и степени психологического стресса, оказания всемерной помощи для их разрешения, педагогической коррекции, медико-социальной адаптации и реабилитации;

• предоставляет проживающим бесплатное питание;

• содействует (выступает экспертом) в принятии юридического решения об изменении или создании новых условии дальнейшей жизнедеятельности несовершеннолетних в семье, на работе, в учебно-воспитательных учреждениях и т.д.;

• привлекает к сотрудничеству отечественные и зарубежные организации, индивидуальных лиц, способных оказать моральную, методическую или финансовую поддержку, а также ходатайствует о принятии мер общественного, административного и материального воздействия по отношению к родителям и другим лицам, ущемляющим и нарушающим права и интересы несовершеннолетних, проявляющим по отношению к ним жестокость, а также различные действия, провоцирующие асоциальное поведение, побеги из дома, интернатного учреждения, суицидальные попытки1.

«Молодежные»  проблемы при всей их специфике невозможно решить в отрыве от системы поддержки  семьи, образования и здравоохранения, охраны общественного порядка, развития культуры, спорта и туризма. Становление  же социальных служб осуществляется в современный период в условиях разобщенности отдельных программ и ведомственного противостояния.

Эффективность и результативность работы с молодежью  в различных регионах России во многом зависят от степени внимания к  молодежи со стороны руководства  или умения руководителей социальных служб найти взаимопонимание  с представителями местной администрации.

Так, в  Новосибирске, где Комитет по делам  молодежи городской мэрии координирует деятельность различных ведомств, успешно  реализуется около десятка городских  молодежных программ, цель которых — трудоустройство, социальная защита и занятость молодежи, профилактика правонарушений, распространения наркотических и токсических веществ в молодежной среде. Социальная работа с молодежью, в которой используются в основном инновационные методы, имеет следующие направления:

• создание новых принципов городской политики по отношению к детям и управленческого механизма их реализации;

• разработка методов профилактики преступности среди подростков и молодежи, приемов медико-психологической и социально-педагогической коррекции отклоняющегося поведения, оказание социальных, услуг и ликвидация репрессивного механизма в работе с подростками;

• создание среды обитания и общения молодого человека на основе работы клубов по месту жительства и так называемых клубов общения, в том числе для молодежи с ограниченными возможностями;

• создание оптимальных условий для временного трудоустройства подростков, в том числе организация общественных работ на муниципальном уровне.

Особенностью  социальной работы в Новосибирске является опережающая деятельность молодежных структур: Комитет (ранее отдел) по делам  молодежи был образован решением 1-й сессии городского Совета народных депутатов 4 июня 1990 г., т.е. задолго до принятия какого-либо федерального законодательного акта, определяющего молодежную политику как одно из направлений деятельности государственных органов. В этот период наряду с формированием структуры отделов по работе с молодежью были разделены компетенции структур образования, здравоохранения, культуры и спорта. Во взаимодействии с этими органами управления выработан жизнеспособный механизм реального кооперирования в вопросах, касающихся защиты интересов детей, подростков и молодежи. Вышеперечисленные ведомства передали в ведение Комитета по делам молодежи вопросы разработки, создания необходимых условий для подростков, координации и контроля:

• в области образования — внешкольная и социальная работа;

• в области здравоохранения — социальная адаптация, проблемы наркомании, полового воспитания и т.п.;

• в области спорта — развитие детского физкультурного движения по месту жительства, молодежного туризма, нетрадиционных видов спорта;

• в области культуры — развитие и поддержка всех форм молодежной культуры, проведение массовых молодежных мероприятий, финансовая поддержка детских творческих коллективов, организация молодежных и детских музыкальных фестивалей и конкурсов.

Как структурное  подразделение мэрии Комитет  по делам молодежи несет ответственность  за организацию физического и  духовного развития подростков по месту  жительства, их летнего труда и  отдыха на территории города, создание условий занятости молодежи, координацию  профилактики правонарушений и оказание социальных услуг подрастающему  поколению. В сферу профессиональных интересов Комитета входят также  вопросы социальной защиты молодежи, создание условий социальной адаптации  детей-инвалидов и детей-сирот, развитие молодежной культуры и инновационной  деятельности молодежи, поддержка программ различных детских и молодежных общественных объединений.

В мае 1991 г. Комитет по делам молодежи получил полномочия координировать решения наиболее острых проблем детства. реализовывать инновационные проекты в области здравоохранения, образования, досуга, спорта, культуры, касающиеся молодежи. В целях осуществления этой функции при Комитете создано несколько координационных советов (в состав которых вошли специалисты, руководители различных служб и подразделений мэрии), в частности:

• координационный совет по охране прав молодежи и социальной адаптации;

• координационный совет по предупреждению употребления и распространения наркотических и токсических веществ и молодежной среде;

• координационный совет (в качестве экспертного органа) по поддержке молодежных и детских общественных объединений.

Мы привели  пример уже сложившейся системы  социальной работы с молодежью. Молодежные службы взаимодействуют со многими  учреждениями, в той или иной мере занимающимися решением проблем  молодежи; поддержка со стороны мэрии  обеспечивает финансирование детских  и молодежных программ с привлечением как бюджетных, так и внебюджетных средств. С целью самофинансирования социальных служб и молодежных программ широко используется хозрасчетная деятельность с использованием и таких форм, как проведение аукционов, лотерей, телемарафонов и т.п.

Аналогичные системы социальной работы с молодежью  существуют и в других регионах, но не носят массового характера. К сожалению, гораздо чаще выделяемых средств хватает лишь на содержание аппарата ведомств по делам молодежи и немногочисленных социальных служб,

Сравнительный анализ организации деятельности социальных служб для молодежи с зарубежными  аналогами позволяет сделать  вывод, что основное внимание в период индустриализации социальной работы с  молодежью должно быть уделено:

•  разработке законодательного обеспечения социальной зашиты молодежи как в области организации соответствующих служб, гарантирующих реализацию прав и развитие молодого человека, так и в области предотвращения негативного влияния на молодежь окружающем среды, характеризующейся жестокостью, насилием, распространением алкоголизма, наркомании н г.п.;

Информация о работе Технологии социальной работы с молодежью