Технологии социальной работы с пожилыми людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 11:13, курсовая работа

Краткое описание

Старение населения - глобальный многомерный процесс, охвативший в XXI веке все мировое сообщество. При этом по оценкам демографов, население развитых стран будет продолжать стареть нарастающими темпами.
ООН признает, что в мире сохраняется неравенство в плане наличия программ социальной защиты и обеспечения пожилых людей.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
1.1 Социальный статус человека в старости
1.2 Качество жизни пожилых людей как социальная проблема
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ
2.1 Нормативно-правовые основы социальной работы с пожилыми людьми
2.2 Социальное обеспечение пожилых людей
2.3 Пенсионное обеспечение пожилых людей
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Технологии социальной работы с пожилыми людьми.docx

— 75.50 Кб (Скачать файл)

В средствах массовой информации часто преувеличиваются деструктивные изменения в пожилом возрасте, а социальная группа людей «третьего возраста» в целом наделяется отрицательными характеристиками.

Поэтому в общественном сознании преобладает мнение об ухудшении в пожилом возрасте профессиональных, умственных и иных способностей. В современном социуме человек, достигший пенсионного возраста, с одной стороны считается достаточно старым, чтобы прекратить активную трудовую деятельность, с другой - достаточно молодым, чтобы решать свои проблемы без помощи общества.

Преобладающее большинство старых людей нуждается в самом широком спектре услуг и помощи, оказываемой им посторонними людьми, будь то члены семьи, соседи, медицинские, социальные или благотворительные организации. Применительно к России в основной своей массе семьи неспособны, взять на себя все заботы о старых и беспомощных родственниках. Вся тяжесть по уходу за старыми людьми ляжет в первую очередь на плечи государственных социальных служб, а также на органы здравоохранения.

Система социальной защиты, построенная на рыночных принципах, вырастает в России из всеохватывающего государственного социального обеспечения СССР, построенного по принципу государственного определения объема социальных трансфертов и круга реципиентов.

Социальная защита включает и социальное обслуживание, которое является весьма важным для России, т.к. в учреждениях социальной защиты у нас проживает более 2 млн. человек, а из 53 млн. домохозяйств 12 млн. - это домохозяйства одиноких пенсионеров в возрасте 70 лет и старше.

До начала 80-х годов ХХ века основной формой социального обслуживания пожилых людей была стационарная форма в виде домов-интернатов, в конце 80-х годов начала формироваться система нестационарного обслуживания пожилых граждан на дому. В настоящее время институт социального обслуживания населения в России является одним из наиболее динамичных и трансформирующихся.

Тем не менее, в современной России нет реабилитационной службы для стареющих людей как целостной системы, которая была бы направлена на восстановление здоровья, формирования представлений и практических навыков активного, здорового образа жизни.

Системы здравоохранения и социального обслуживания должны стимулировать активное старение за счет повышения доступности и специализации услуг. Здравоохранение и социальное обеспечение должны быть экономически эффективными, и они должны обеспечивать равный доступ всем, особенно пожилым, находящимся в трудной жизненной ситуации, и в первую очередь тем, кто проживает в сельских районах. Важно чтобы системы здравоохранения и социального обслуживания в обеспечении поддерживающих сервисов ориентировались не только на типологические потребности пожилых людей, но и на особые потребности, связанные с особенностями жизненной ситуации пожилых людей. Важное значение имеет развитие встроенных в системы механизмов, которые бы гарантировали особое отношение к очень больным и умирающим старикам.

В пожилом возрасте особое значение для улучшения качества жизни приобретают различные виды творческой деятельности. Занятия творчеством позитивно влияют на состояние психического и физического здоровья людей преклонного возраста. Причастность к творчеству помогает им гибко решать свои материальные и бытовые проблемы, создавать позитивный жизненный настрой, находить новые ориентиры в трудных жизненных ситуациях, стабилизировать свое здоровье. Наиболее эффективно включать клиентов в творческую деятельность социальным работникам позволяет социокультурная анимация. Составляющими анимационной терапии могут стать организация художественной самодеятельности по месту жительства, театральные кружки, клубы по интересам, клубы общения, где проводятся праздники, выставки рукоделия и различных поделок.

Для пожилых граждан спектр услуг социальных служб должен включать не только медицинские услуги, но и мероприятия по обучению здоровому образу жизни, восстановлению профессиональной пригодности и трудоспособности, различные виды культурно-досуговых услуг. В качестве критериев удовлетворенности клиентов качества социального обслуживания должны выступать:

удовлетворенность перечнем и объемом оказываемых услуг по месту жительства;

удовлетворенность качеством получаемых услуг;

удовлетворенность клиентов процессом взаимодействия с социальным работником.

Для повышения качества социального обслуживания населения, среди которого значительную часть составляют люди пожилого возраста, необходимо расширение компетенции местных органов власти и муниципальных служб, которые могли бы наиболее полно учитывать специфические потребности граждан по месту их жительства.

Таким образом, довольно пассивный тип отношения к собственным проблемам и проблемам общества характерен для многих пожилых людей. В то же время они предъявляют к государственным социальным учреждениям, а также своим близким достаточно высокие требования. В рамках социальных и медицинских служб сегодня необходимо отказаться от доминирующих «опекающих» стратегий в работе с пожилыми клиентами и перейти к новым «активизирующим» формам обслуживания. Кроме того, государство должно создать условия, замедляющие процесс «социального исключения» пожилых людей из основных сфер общественной жизни по достижении ими пенсионного возраста и организовать социальную среду, интегрирующую их в социум. Очевидно, что в настоящее время необходимо переходить от медикализированной оценки старости и старения к социологической, предлагающей более позитивный взгляд на этот период.

 

2.3 Пенсионное обеспечение  пожилых людей

 

Человек после выхода на пенсию должен иметь материальное обеспечение в том или ином виде. Конституция провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающую достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает обязанность государства гарантировать каждому россиянину необходимый жизненный уровень, а также закрепляет основные направления социальной политики. Среди них: назначение и выплата государственных пенсий и социальных пособий; охрана здоровья пожилых людей и другое.

Старение населения развивается во всех странах мира и является глобальным процессом, который проявляется не только в увеличении удельного веса, но и абсолютной численности лиц пожилого и преклонного возраста. Эти изменения возрастной структуры населения обусловили появление многих социальных и экономических проблем, острота которых в разных странах зависит от уровня их развития.

Наиболее «болезненная» социальная проблема, связанная с изменениями в возрастной структуре и процессом интенсивного старения населения - это пенсионное обеспечение. Принцип организации пенсионного обеспечения всегда остается единым - пенсионный фонд создается за счет определенного процента выплат от суммы заработной платы тех людей, которые в данное время являются активными и работают в различных сферах производства. Современные пенсионеры в свое время обеспечивали пенсионные выплаты предыдущему поколению лиц пожилого возраста.

Поскольку суммы выплачиваемых пенсий различаются в зависимости от среднего уровня зарплаты работника, занятого в той или иной сфере, постольку наиболее справедливым вариантом создания пенсионного фонда является его разгруппирование по этим сферам. Следует создавать отдельные фонды для выплаты пенсий тем, кто был занят в органах государственной администрации, в армии, кто работал в промышленности, сельском хозяйстве, в торговле и пр.

Остро стоит проблема соотношения численности работающих (занятых) и пенсионеров, т.е. сколько лиц пенсионного возраста приходится на одного работающего (занятого) или же наоборот - сколько работающих (занятых) приходится на одного пенсионера. Это соотношение также необходимо исчислять по отдельным отраслям (или группам отраслей).

Еще одна проблема - это формирование фонда, достаточного для выплаты пенсий, обеспечивающих людям средний прожиточный минимум. Сам расчет будущего пенсионного фонда не представляет собой никаких методических трудностей. Необходимо располагать наиболее достоверной перспективной динамикой возрастно-половой структуры населения и если результаты таких перспективных исчислений имеются, то будущий пенсионный фонд может быть определен как средний размер пенсии, умноженный на число пенсионеров по данным перспективной оценки их численности. Однако теперь уже ясно, что в России ни современный, ни будущий пенсионные фонды недостаточны для обеспечения прожиточного уровня пожилого населения.

Причинами этому служат два важнейших фактора:

. В результате высокой  повозрастной смертности в России  численность населения в активном, трудоспособном возрасте постоянно  сокращается. В 2002 г. численность мужчин в возрасте 16-59 лет и женщин в возрасте 15-54 года составила 43440 тыс. чел., а в 2010 г. - 42000 тыс. чел. Одновременно сократилась также численность лиц пенсионного возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), но на меньшую величину - с 27196 тыс. чел. до 6946 тыс. чел., т. е. на 20250 тыс. чел. Учитывая, что аналогичная тенденция сохранится на перспективу можно предположить, что в будущем, во-первых, уменьшиться соотношение численности активного населения, приходящегося на одного пенсионера, а, во-вторых, будущий пенсионный фонд, формируемый за счет отчислений от доходов сокращающейся численности активного населения, будет уменьшаться. Уже одно это предполагает необходимость повышения процентных отчислений от доходов занятого населения в перспективе.

. Следует учитывать также, что многие современные частные  фирмы, предприятия и кампании  указывают в финансовых документах  заведомо заниженную заработную  плату своих сотрудников, доплачивая  им недостающие суммы «в конвертах». Это означает, что современные  отчисления в Пенсионный фонд  гораздо ниже того, что должно  было быть на самом деле, а  пенсионеры недополучают причитающиеся  им суммы, «проедаемые» в настоящее  время их «детьми».

Если по каким-либо причинам размеры пенсионного фонда недостаточны для выплаты пенсий, то государство должно в этом случае доплачивать пенсионерам недостающие суммы. Вопрос заключается только в том, из каких фондов производятся эти доплаты и из каких фондов они должны производиться. Особую проблему может представить в перспективе выплата пенсий тем людям, которые приезжают на работу в Россию, в частности, в Москву из стран - бывших республик СССР. Никто пока не задумался над тем, из каких пенсионных фондов эти люди будут получать пенсию и будут ли они ее вообще получать.

Пенсионный фонд изучает и учитывает зарубежный опыт функционирования систем пенсионного обеспечения , где накопительная систему функционирует весьма эффективно. Реализация всех условий позволит превратить систему пенсионного обеспечения в систему, соответствующую лучшим мировым стандартам.

Пенсионная реформа в России радикально изменила пенсионную систему государства, включая ее организационную структуру, экономические принципы формирования пенсионных прав застрахованных лиц и расчет объема государственных обязательств перед пенсионерами, институциональные и правовые основы ее функционирования.

В 2002 году вступили в силу новые пенсионные законы, подготовленные в соответствии с Программой пенсионной реформы в Российской Федерации:

«О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Эти законы, внесенные Президентом РФ в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы, закрепляют новую структуру пенсионной системы Российской Федерации:

государственное пенсионное обеспечение - предоставление за счет сумм единого социального налога базовой части трудовых пенсий, а также за счет ассигнований из федерального бюджета - социальных пенсий нетрудоспособным гражданам, пенсий военнослужащим, государственным служащим и другим отдельным категориям лиц;

обязательное пенсионное страхование - предоставление за счет обязательных страховых взносов страховой и накопительной частей трудовых пенсий наемным и самозанятым работникам, а также страховой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца;

дополнительное пенсионное страхование и обеспечение - предоставление в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" создает условия любому лицу, застрахованному в системе обязательного пенсионного страхования, в течение всей трудовой деятельности формировать свой пенсионный капитал для обеспечения достойной старости. Вводится новая формула пенсий:

базовая часть трудовой пенсии будет иметь фиксированный размер, одинаковый для всех получателей государственных пенсий, выполнивших минимальные требования по трудовому стажу;

страховая часть трудовой пенсии зависит от результатов труда конкретного человека, которые оцениваются на основании накопленных гражданином пенсионных прав в связи с уплатой работодателями страховых платежей за данного человека в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение всей его трудовой деятельности;

накопительная часть трудовой пенсии, исчисляемая из накопленных сумм страховых взносов (налога) и инвестиционного дохода, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, и выплачиваемая по достижении установленного пенсионного возраста.

Программа государственного софинансирования пенсионных накоплений стартовала с 1 января 2009 года. Программа дает возможность гражданину увеличить свою будущую пенсию с участием государства. Если гражданин откладывает в накопительную часть пенсии от 2000 до 12000 рублей в год, государство вносит на его счет в Пенсионном фонде такую же сумму.

Информация о работе Технологии социальной работы с пожилыми людьми