Технологии социальной работы с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

Предмет - работа социального работника с семьей.
Цель курсовой работы - изучить семью и семейные отношения со всех сторон. Определить виды и способы социальной работы с семьями.
Задачи:
1. Проанализировать типы семей, выделить среди них актуальные для социальной работы.
2. Перечислить основные функции семьи в различных сферах семейной деятельности.
3. Описать проблемы современных семей.
4. Перечислить направления социальной работы с семьей и раскрыть их содержание.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
3с.
ГЛАВА 1.ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «СЕМЬЯ»…………………………………………………….

5с.
1.1. Семья: понятие, типы, функции………………………………………
5с.
1.2. Проблемы семьи в современном обществе…………………………..
15с.
ГЛАВА 2.СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ……………………………………………………..

17с.
2.1. Сущность и содержание социальной защиты семьи………………...
19с.
2.2. Технологии социальной работы с семьей…………………………….
23с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
31с.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………
32с.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая на тему социальная работа с семьей.docx

— 72.56 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………

3с.

ГЛАВА 1.ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «СЕМЬЯ»…………………………………………………….

 

5с.

1.1. Семья: понятие, типы, функции………………………………………

5с.

1.2. Проблемы семьи в  современном обществе…………………………..

15с.

ГЛАВА 2.СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ……………………………………………………..

 

17с.

2.1. Сущность и содержание  социальной защиты семьи………………...

19с.

2.2. Технологии социальной  работы с семьей…………………………….

23с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

31с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

32с.


 

 

Введение

Семья - ячейка общества (малая социальная группа), важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» - такое определение семьи дается Э.Г. Эйдемиллером. Ключевым словом в этом определении могут считаться «отношения», так как семья - это система, элементами которой являются члены семьи, связанные между собой определенного рода отношениями: супружескими, родительско-детскими, родственными и т.п1.

Семья является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы. Принимая семью в качестве объекта социальной работы необходимо учитывать следующее: ее структуру, окружение, функционирование, традиции и обычаи2.

Актуальность.Тема курсовой работы очень актуальна в современном мире, так как в семье находят отражения все социальные проблемы, характерные для современного общества.

Объект данной курсовой работы  семья.

Предмет - работа социального работника с семьей.

Цель курсовой работы - изучить семью и семейные отношения со всех сторон. Определить виды и способы социальной работы с семьями.

Задачи:

1. Проанализировать типы семей, выделить среди них актуальные  для социальной работы.

2. Перечислить основные функции  семьи в различных сферах семейной  деятельности.

3. Описать проблемы современных  семей.

4. Перечислить направления социальной  работы с семьей и раскрыть  их содержание.

Степень разработанности проблемы

Вторая половина прошлого столетия вошла в историю началом экспериментального изучения семьи. За эти годы выполнено много диссертационных работ, написано много монографий, сборников научных трудов, в которых содержится характеристика современной семьи (Е.П. Арнаутова, А.Я. Варга, Т.А. Маркова и др.). Значительная часть экспериментальных работ направлена на исследование каких-либо конкретных, но важных для теории вопросов семейного воспитания.

Отдельных научных исследований истории социальной работы с   семьями сегодня практически нет.

Анализ литературы по теме исследования говорит о том, что социальная работа с семьями находится во всеобщем внимании, как законодателей, так и социальных служб. В работах Е.И. Холостовой широко освещены такие темы, как проблемы  и кризисы семей и социальная работа с ними.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.Институциональная характеристика понятия «семья» .

 

1.1. Семья: понятие, типы, функции

 Отечественная философская  мысль определяет семью как  ячейку общества и важнейшую  форму организации личного быта, основанную на супружеском союзе  и родственных связях.

В Словаре русского языка С.И. Ожегова под семьей понимается группа живущих вместе близких родственников или объединение людей, сплоченных общими интересами. При этом семьянином является человек, обладающий определенными качествами, необходимыми для семейной жизни3.

Видный специалист в изучении семьи А.Г. Харчев определяет семью как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой социальной группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, в которой обусловлена потребность общества в физическом и духовном воспроизводстве населения4.

Современные исследователи семьи А.И. Антонов и В.М. Медков понимают под семьей основанную на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи5.

Разных авторов объединяет взгляд на семью как основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.

Тем не менее, в рассмотренных дефинициях семьи исследователи в качестве семьеобразующих отношений выделяют различные стороны семейной жизни. Разнообразие подходов к определению понятия «семьи» дают основания представлять ее как сложное, социальное образование, сочетающее в себе свойства социальной структуры и малой группы6.

Типы семьи

На сегодняшний день исследователи осуществляют классификацию семей по следующим признакам:

- по количеству детей: бездетная, однодетная, малодетная, многодетная семья;

- по составу: неполная семья, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (семья нескольких поколений), большая семья;

- по структуре: с одной брачной  парой с детьми или без детей; с одной брачной парой с  детьми или без детей, с одним  из родителей супругов и другими  родственниками; двумя и более  брачными парами с детьми или  без детей, с одними из родителей  супругов и других родственников  или без них; с матерью (отцом) с детьми, с одним из родителей  и другими родственниками; прочие  семьи;

- по географическому признаку: городская, сельская, отдаленная семья (проживающая в труднодоступных  районах);

- по однородности социального  состава: социально гомогенные (однородные) семьи (имеют схожий уровень образования  и характер профессиональной  деятельности у супругов); гетерогенные (неоднородные) семьи: объединяют людей  разного уровня образования и  профессиональной ориентации;

- по семейному стажу: молодожены; молодая семья, ждущая ребенка; семья  среднего супружеского возраста; старший супружеский возраст; пожилые  супружеские пары;

- по типу ведущих потребностей, удовлетворение которых определяет  особенности социального поведения  членов семейной группы, выделяют  семьи с «физиологическим» или наивно-потребительским» типом потребления (преимущественно с пищевой направленностью); семьи с «интеллектуальным» типом потребления, т.е. с высоким уровнем расходов на духовную жизнь; семьи с промежуточным типом потребления;

- по характеру проведения досуга: открытые (ориентированные на общение  и индустрию культуры) и закрытые (ориентированные на внутридомашний досуг);

- по характеру распределения домашних обязанностей: традиционные (обязанности в основном выполняет женщина) и коллективистские (обязанности выполняются совместно или по очереди);

- по типу главенства (распределению  власти): авторитарные (подчинение жены  мужу или мужа жене и детей  родителям) и демократические (основана на взаимном уважении членов семьи, на распределении семейных ролей в соответствии с потребностями конкретной обстановки, с личными качествами и способностями супругов, на равном участии каждого из них во всех делах семейной жизни;

- от условий организации  семейного досуга: студенческая  семья (оба супруга обучаются  в вузе) и «дистантная» семья (раздельное проживание брачных партнеров из-за специфики профессии одного из них или обоих: семьи моряков, геологов, артистов, спортсменов и т.д.);

- по качеству отношений  и атмосфере в семье: благополучная (супруги и другие члены семьи  высоко оценивают друг друга, конфликтов практически нет, есть  собственные традиции и ритуалы), устойчивая, педагогически слабая (низкие  воспитательные характеристики); нестабильная (высокий уровень неудовлетворенности  обоих супругов семейной жизнью); дезорганизованная (внутреннего единства  и контактов между членами  семьи практически нет); социально  неблагополучная; проблемная (отсутствие взаимности у супругов); конфликтная (наличие психологической несовместимости у супругов); распадающийся семейный союз; распавшаяся семья;

- по составу супругов  в нуклеарной семье: полная и неполная (один из родителей отсутствует);

- по социально-ролевым  признакам: традиционные (стержнем  системы являются не межличностные, а социально и культурно заданные  отношения между ее членами; децентрические (ребенок занимает центральное место, родители живут для него предполагая, что в будущем он станет жить для них); супружеские (отношения равноправных партнеров на основе доверия, уважении, терпимости, доброжелательности);

- по характеру общения  и эмоциональных отношений в  семье: симметричные (оба супруга  имеют равные права, никто не  подчиняется другому); комплементарные (один из супругов подчиняется другому); метакомплементарный (ведущее положение занимает партнер, который реализует собственные цели путем подчеркивания своей слабости, неопытности, неумелости, манипулируя, таким образом, своим партнером)7.

В общей системе родственных отношений существуют два основных типа семейной структуры:

  • Нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и детей, которые от них зависят.
  • Расширенная семья (в отличие от первого типа семейной структуры) включает нуклеарную семью и многих родственников, например, дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер8.

Семьи бывают различными и по количеству входящих в семью членов, и по взаимоотношениям между членами, и по количеству (отсутствию) детей, и по ряду других признаков, но проблемы существуют буквально во всех типах семей и эти проблемы по мере возможности необходимо решать, так как роль семьи в современных исторических условиях крайне велика.

 

Функции семьи

Представляют собой набор исторически обусловленных форм деятельности, роль и значение которых меняется в каждую историческую эпоху. Функции семьи тесно связаны с потребностью общества в институте семьи и с потребностью личности в принадлежности к семейной группе. Значительная часть этих функций выполняет женщина.

Согласно А.Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции - это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. По мнению А.Г. Харчева функции семьи можно классифицировать следующим образом:

1. Репродуктивная функция.

Одной из основных функций семьи является репродуктивная функция, которая состоит в воспроизводстве жизни, т.е. в продлении человеческого рода. Данная функция характеризует наличие личных потребностей в семье и детях, определённую жизненную стабильность, наличие домашнего хозяйства и конкретного уровня качества жизни .

Репродуктивная функция - это естественный биологический процесс продолжения жизни, в котором участвуют женщина и мужчина. Деторождение социально обусловлено, поскольку связано не только с семьей, но и с обществом.

Семья, как закономерно возникший институт развивающейся цивилизации, выполняла функцию воспроизводства населения, она обеспечивала выживаемость человека в тяжелых условиях жизни.

Историческая трансформация форм семейного общежития обусловила изменение репродуктивной функции.

Репродуктивная функция семьи может выступать, как и неспецифическое явление жизнедеятельности семьи. «Институт семьи» существует не потому, что выполняет жизненно важные для существования общества функции, а потому, что вступление в брак, рождение и воспитание детей отвечают каким-то глубоко личным потребностям миллионов людей.

2. Функция содержания  детей.

Современный кризис усугубляет материальное и духовное состояние семьи. Содержание, уход за детьми неразрывно связаны с отношением к детям и воспитанием их. Они находятся в прямой зависимости от достатка слоя, к которому принадлежат родители.

Информация о работе Технологии социальной работы с семьей