Технология принятия решений, описание алгоритма её реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 13:35, контрольная работа

Краткое описание

Развитие человечества – это история совершенствования принятия решений. Современный мир – это конкуренция решений и их воплощения. Лучших результатов добивается тот, кто в перспективе принимает лучшие решения и лучше их реализует в действиях. Поэтому в бизнесе, в государственном управлении, в жизни, необходимо уделять пристальное внимание принятию решений и рациональности их реализации. Качество решений и действий во многом предопределяют результаты и эффективность их достижения. При чем, получаемые результаты и эффект должны создавать возможностей больше, чем были до реализации цели.

Содержание

Введение…………...………………………………………………………………...3

1.Цель технологии принятия решений…………...……………………..………3
2.Краткая характеристика технологии…………………...…………….……….4
3.Сфера применения…………………..………………………………...…………7
4.Алгоритм реализации ……………………………………….…..…………....…7
Технология реализации целей …………………………………………………….7
Реализация технологии решений..………………………………………………….7
Свойства цели………………………………………………………………..………7
Сбор и обработка информации по теме…………………………………………....8
Принципы формирования информации…………………………………..........…..8
Определение альтернатив…………………………………………………...………9
Выбор варианта достижения цели………………………...………………....……..9
Критерии выбора……………………………………………...…………………...10
Показатели результативности и эффективности…………………………...…….11
Качество решений………………………………………………………………….12
Разработка стратегии……………………………………………………………….12
Управление…………………………………………………………………….……13
Разработка тактики…………...…………………………………………………….13
Получение результатов…………...………………………………………………..14
5.Пример применения…………..………………..……………………………….15
6.Заключение………………………..……………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Соц технологии .docx

— 49.41 Кб (Скачать файл)

 
Критериями выбора могут служить: 
1.Мотив принятия решения. 
2.Осуществимость. Оценка на основании: 
- уровня квалификации для принятия решения (достаточны ли свои знания или нужны дополнительные и необходимы эксперты),  
- текущее состояние дел - достаточно ли имеющихся ресурсов для реализации вариантов, 
- денежные средства - оценка необходимых расходов, учесть возможные неденежные затраты, потери от выбора одного варианта в ущерб другого. 
- других. 
3.Приемлемость - степень, в которой вариант удовлетворяет поставленным целям. 
4.Ожидаемая ценность (полезность исходов) = субъективная вероятность х субъективная полезность (объективная полезность альтернативы). 
5.Степень риска - анализ риска, т. е. какие наихудшие последствия, может иметь принятое решение - нижняя граница риска. Учет рисков производится на основе знаний и опыта. Риск – неотъемлемая часть любого дела, но рассудочный и оправданный. 
6.Последствия в перспективе. Например сокращения людей в кризис – экономит затраты сегодня, но может вызвать большие расходы впоследствии связанные с набором, обучением, потерей производительности, недоверием персонала, уходу ключевых сотрудников. 
7.Другие критерии в зависимости от решаемой проблемы. 
Показателями выбора могут служить показатели результативности и эффективности, разрабатываемые на основании системы сбалансированных показателей, как составной части стратегии и тактики реализации решений. 

 
Требования к показателям: 
- Целенаправленность. 
- Измеримость – основы на алгоритмах расчетов. 
- Сопоставимость по алгоритмам расчета, с учетом временных факторов, с другими субъектами и т.д. 
- Объективность – основана на надежной информации. 
- Своевременность.

 
Показатели результативности и эффективности: 
1.Доход от реализации варианта. 
2.Альтернативная стоимость. 
3.Дисконтированный денежный поток. 
4.Ожидаемая прибыль по варианту. 
5.Рентабельность. 
6.Рыночные позиции. 
7.Другие показатели. 
Сравнение вариантов производится по совокупности критериев и показателей. При оценке учитываются признаки: степень неопределенности (правильности оценки ситуации и неуверенность в результате), степень сложности, степень изменчивости, а также динамика этих признаков.  
Критерии и показатели следует разделить на ограничения и желательные характеристики, а последние проранжировать по их относительной ценности. Ограничениями в реализации решения могут быть: решения другого субъекта, время, ресурсы, возможности исполнителей.  
Для стратегических решений сравнение должно быть более обоснованным в количественном и качественном соотношении, для оперативных решений применяется упрощенный порядок. 
После сравнения вариантов, принимается решение в пользу самого перспективного. 
Решение должно быть целенаправленным, обоснованным, своевременным, конкретным. 
Целенаправленность - на цели, которые выработаны. 
Обоснованность - основана на сборе, анализе информации, выборе из альтернативных вариантов, обеспеченные ресурсами, соответствующие законам, законодательным актам, стандартам, с учетом рисков и т.д. 
Своевременность - вовремя приняты в установленные и согласованные сроки. 
Конкретность - имеют одно толкование для постановщиков целей и исполнителей, предполагают определенные, измеренные результаты. 
Решения также должны подразумевать субъект решения, объект. 
Субъект решений - лица, принимающие и исполняющие решения. Необходимо учитывать их заинтересованность в решении (желание выполнить), психо-физиологические особенности (отношение к решению и формы его исполнения), профессиональную квалификацию (возможность выполнения). 
Объект решений - предмет, на что направлено решение (деятельность, явление, человек и т.д.). 
Важный аспект принятия решения – взятие обязательств перед другими (ответственность)! Безответственные решения дорого стоят и часто ведут в тупик.

 
Качество решений зависит от: 
- Видения результатов (проблемы). Интуиции. 
- Постановки правильных целей. 
- Квалификации человека, принимающего решения. 
- Информации. 
- Оценки альтернатив. 
Качество действий зависит от: 
- Стратегии достижения целей. 
- Квалификации исполнителей. 
- Достаточности и качества ресурсов. 
- Организации и управления. 
 
Разработка стратегии – что и чем делаем, чтобы цель в результаты. 
После принятия решения, следует разработать сценарий его реализации. Сценарий представляет собой стратегию – как будет осуществляться решение. 
Стратегия подразумевает: 
1.Пути достижения целей из альтернативных вариантов. 
2.Факторы (движущие силы), определяющие достижения целей в путях. 
3.Способы, применяемые для осуществления путей. 
4.Программу стратегических усилий (мероприятий) в способах. 
5.Определение необходимых и достаточных ресурсов для реализации программы и капитала для финансирования.  
6.Тактику - систему управления реализацией стратегии. 
7.Результаты реализации стратегии. 
Роль, назначение стратегии: 
- Оформляет видение бизнеса и его будущего образа для всех заинтересованных в нем сторон. 
- Позволяет дать оценки намеченному развитию со стороны заинтересованных лиц. 
- Излагает пути и средства по достижению целей, показывает результативность и эффективность достижения целей. 
- Основа для оперативных решений. 
- Постановка задач сверху - вниз. Информация снизу – вверх. 
- Координация и согласование действий персонала по целям.  
- Балансировка усилий в движущих силах бизнеса. 
- Определение ресурсов и инвестиций для достижения целей. 
- Измерение эффективности планируемых результатов. 
Методология разработки стратегии приведена в статье «Модель разработки стратегии реализации целей». 
Формализация решений состоит в: оформлении, согласовании, утверждении, доведении (оповещении) стратегии до исполнителей. 
Оформление оперативных решений производится в соответствии с регламентами принятия решений (уставными, исполнительными) по утвержденным формам и по установленным системой корпоративных стандартов (СКС) процедурам. Смотри статьи «Система корпоративных стандартов», «Порядок разработки корпоративных стандартов». СКС является неотъемлемой частью тактики реализации стратегии. 
 
Разработка тактики – организация и управление реализацией стратегии. 
Процесс решения проблемы не заканчивается выбором альтернативы и разработкой стратегии, для получения реального эффекта принятое решение должно быть реализовано. Для успешной реализации решения, необходимо поставить задачи, определить бизнес-процессы, установить правила и стандарты, создать инфраструктуру, подобрать и расставить персонал, обеспечивать ресурсами, распределять их по центрам управления, контролировать и мотивировать выполнение действий. Это требует организации и управления (тактики). 
Цель организации и управления – сделать человеческие усилия производительными (П. Друкер).

 
Организация подразумевает: 
- Наличие миссии (полезность для общества). 
- Инжиниринг бизнес-процессов. 
- Организационную структуру – систему принятия и исполнения решений (стратегии), разделение труда. 
- Порядок и правила принятия и исполнения решений, взаимодействия в рамках организационной структуры – систему корпоративных стандартов. 
- Подбор, расстановку кадров в структуре. 
- Необходимую инфраструктуру и рабочие места для бизнес-процессов. 
- Бесперебойное обеспечение ресурсами бизнес-процессов.

 
Управление подразумевает: 
- Функциональную обоснованность и обеспечение решений и действий: маркетинг, мониторинг внешней среды и рынков, юридическое, кадровое, финансовое и другие виды обеспечения. 
- Планирование и бюджетирование деятельности. 
- Оценку и измерение хозяйственных операций, используемых рессурсов и других аспектов деятельности. 
- Сбор, обработку и предоставление информации. 
-Анализ результатов деятельности, выполнения стратегии. 
- Контроль финансово – хозяйственной деятельности. 
- Мотивацию и стимулирование за результаты деятельности.  
Методология организации и управления деятельностью приводится в статьях «Модель организации бизнеса», «Система результативного управления бизнесом», «Три опоры бизнеса». 
Можно принять немало разумных и полезных решений, но без рациональной организации и управления, они останутся благими пожеланиями и не дадут ожидаемого эффекта. 
 
 
Получение результатов: оценка, корректировка решений и действий. 
Волевые воздействия приводят к положительным результатам и эффективности, в случае правильности решений и действий. Чтобы не заблудится и контролировать правильность решений и действий, необходимо постоянное измерение и оценка результатов. Она производится на основании информации, формируемой в информационной системе. Информационная система разрабатывается на базе стандартов финансовой отчетности и включает в себя: 
1.Методы измерения и оценки фактов хозяйственной деятельности. Смотри статьи «Три опоры бизнеса», «Активы – пассивы, доходы – расходы, прибыль». 
2.Показатели результативности и эффективности. 
3.Финансовый учет и отчетность. 
4.Управленческий учет и отчетность. 
5.Бенчмаркинг. 
Оценка осуществляется сопоставлением стратегических и фактических показателей. Анализом показателей выявляются причины отклонений. На основании причин вырабатываются изменения и корректировки в решениях и действиях.

 

5. Пример применения.

В качестве примера, рассмотрим факты, обосновывающие невысокий уровень развития Украины в мировой экономике, несмотря на богатейшие ресурсы.

Факт 1 – низкие экономические показатели: 
1.Сравнительно низкий объем ВВП при богатстве ресурсов. 
2.Производительность труда ниже в несколько раз. 
3.Отсутствие высокотехнологического производства. 
4.Отсутствие инновационного развития. 
5.Неконкурентные позиции в мировой экономике. 
6.Рейтинги по коррупции, качеству управления, заработной плате и другие. 
7.Потеря интеллектуальных лидеров. 
8.Высокие удельные издержки. 
9.Изношенная инфраструктура жизндеятельности. 
10.Бегство капитала, мизерные инвестиции. 
11.Роль малого и среднего бизнеса в ВВП устойчиво снижается.

 
Факт 2. Ценовая экономика.  
На Украине преобладает ценовой характер экономики – ростом цен нивелируются ошибки в решениях, неэффективность затрат, как в бизнесе, так и в государственном управлении. Если цены падают или стабильны, управленцы, как правило, бессильны.

Зачем внедрять инновации, совершенствовать процессы, оптимизировать затраты, если государство с лихвой компенсирует несостоятельность. 
Цена ошибок в решениях на западе в силу конкуренции - несколько процентов рентабельности, у нас – десятки процентов за счет роста цен. Но рост цен не может быть беспредельным, это убивает экономику.

 
Факт 3. Деньги – цель, а не средство.  
Бизнес в цивилизованных странах – это деятельность, приносящая доход и прибыль, если пользуется спросом. На Украине же бизнес – это деньги, для получения которых, нужно совершать деятельность. Причины и следствия обратные. 
Деньги для людей умных составляют средство, для глупцов – цель (А. Декурсель). 
Отсюда соответствующие решения и действия, которые дают принципиально разные результаты и эффективность. 

 
Факт 4. Диктатура, монополия, единое мнение.  
Низкая культура принятия решений руководителями: неуважение чужих мнений, неумение просчитывать последствия (особенно в отдаленной перспективе), безответственность. Стремление к диктатуре, а не демократии - мое мнение и неправильное. Такой стиль уничтожает творчество и инициативы подчиненных, вызывает апатию к результатам и эффективности. Ориентир не на профессиональных людей, помогающих вырабатывать правильные и оптимальные решения (на головы), а на пассивных и бесправных исполнителей, выполняющих указания начальства. Отсюда инициативы на введение 60-часовой рабочей недели: больше суеты, меньше оплаты. Экстенсивное развитие было характерно до середины 20 века, мир перестроился на интенсивные способы развития. Украинские «лидеры бизнеса» провозглашают – вперед в прошлое. Вместо инвестиций в совершенствование процессов, инфраструктуры, кадров, управления, предлагается увеличить эксплуатацию, без оценки последствий таких «инноваций».  
Факт 5. Нет ценности знаний. 
Принятие решений базируется на компетенциях: знаниях (теория), опыте (практика). Для качества решений и действий необходимо развивать теории и внедрять их в практику. Без теории, практика может совершенствоваться только на ошибках. Такой вектор и превалирует в экономике Украины. Пренебрежительное отношение к теории порождает отсталость, высокие издержки решений. Люди у руля, как правило, перестают овладевать знаниями сами и не используют знания ученых, реальных специалистов. Наука, образование, разработки финансируются по остаточному принципу – это затраты, а не инвестиции в будущее. Спрос на умы практически отсутствует. Отсюда их миграция в более комфортные места. Следствия: качество образования падает, инвестиции в инновации ничтожны, деградация бизнеса, государственного управления, низкая конкурентоспособность в мировой экономике. 
Приведенные факты показывают, что ключевой причиной нерезультативного и неэффективного использования потенциала РФ является принятие неправильных решений, и как следствие неправильных действий. 

 
К сожалению на Украине царит практика принятия решений наобум и действий на авось. 
Чтобы избежать последствий неправильных решений (ответственности), создаются диктатуры в политике, монополии в экономике, единые партии в обществе и т.д. Это отдаляет отрицательные последствия, но не позволяет их избежать. Всему неэффективному приходит конец, вопрос только времени и издержек. Мировой опыт доказывает, что лучше выживают и развиваются государства, основанные на демократии, за счет более взвешенных решений, соединения коллективных компетенций. Многообразие разума людей, их знаний, взглядов, опыта, обмен мнениями являются основами для развития и совершенствования общества в целом, бизнеса, каждого человека. Непонимание этого – ограниченность, ведущая к абсурду.

 
Основные проблемы с принятием решений на Украине: 
- Отсутствие ясных, истинных целей. 
- Оперативный , а не стратегический подход в принятии решений. 
- Не правильная оценка последствий решений и действий. 
- Не всесторонняя обоснованность решений. Игнорирование теоретических знаний вообще, теории принятия решений в частности. 
- Недемократические способы принятия решений: диктатуры, монополии, единые мнения. Я начальник – ты дурак. 
- Неразделение властей на независимые: законодательную, исполнительную, судебную. 
- Слабая организация и управление действиями. 
- Подбор и расстановка кадров - кадры не для решений, а только исполнения указаний. 
- Отсутствие профессиональной экспертизы решений и дискуссий по правильности и объективности принимаемых решений. 

 Никто не может избежать ошибок в решениях, вопрос в их количестве и последствиях. Поэтому, необходима оптимизация принятия решений и действий, способствующая повышению качества решений и снижающая цену ошибок.

Заключение

 Разумная тщательность подготовки решений позволяет сокращать стоимость возможных ошибок, обеспечивать точность стрельбы по выбранным мишеням.

Система принятия и выполнения решений не может гарантировать правильность и результативность решений и действий, но является своего рода «иммунной системой», препятствующей развитию кризисов, способствующей оптимизации деятельности, что доказывается развитием мировой цивилизации.  
 
В этом мире нет гарантий, есть только возможности! (Д. Макартур)

Совершенствование системы принятия решений – это накапливаемая мудрость человечества! 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Технология принятия решений, описание алгоритма её реализации