Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 16:59, реферат
Цель работы – изучить технологии социальной работы с женщинами.
Задачи:
1.Раскрыть особенности социального статуса женщин в РФ.
2.Изучить специфику социальных проблем женщин.
3.Рассмотреть виды технологий социальной работы с женщинами.
4.Изучить групповую психосоциальную работу с женщинами.
Введение
1. Социальный статус и социальные проблемы женщин в РФ
1.1 Особенности социального статуса женщин в РФ
1.2 Специфика социальных проблем женщин
2. Применение технологий социальной работы с женщинами в РФ
2.1 Виды технологий социальной работы с женщинами
2.2 Групповая психосоциальная работа с женщинами
Заключение
Список используемой литературы
Иногда это решение может быть осуществлено только на уровне коррекции личностного восприятия: травмирующие обстоятельства не меняются, но изменяется их восприятие клиентом. Так, члены группы «Жены алкоголиков» лишь косвенно могут повлиять на пагубное пристрастие своих мужей, но ставят своей целью учиться быть счастливыми и в таких условиях.
Оказание женщинам содействия в планировании семьи — это многосторонняя деятельность ряда учреждений, прежде всего медико-социальной реабилитации, которые оказывают консультативную и информационную помощь, рассказывая о существующих методах контрацепции и рекомендуя наиболее подходящие из них. Кроме того, пропагандируются идеология планирования семьи, разумные подходы в этой области, преимущества свободы выбора стратегии и технологии контрацепции.
Подросткам оказывается диагностическая помощь, проводится их сексуальное воспитание, дается информация о различных сторонах отношений между мужчиной и женщиной, возможности обратиться за различными видами содействия в существующие медицинские, социальные или иные учреждения.
Социально-трудовая реабилитация в условиях безработицы или угрозы безработицы — это оказание социально-психологической поддержки женщине в ситуации нарастающей безработицы. Кроме того, ей оказывается информационная и порой организационная помощь в поисках нового места работы. Для лучшей адаптации к изменившимся условиям проводится переподготовка и переобучение женщин дефицитным или более нужным профессиям. Разумеется, такая помощь оказывается совместно усилиями учреждений социального обслуживания и служб занятости.
Содействие в самопомощи и самозанятости женщин — это создание в ряде центров социального обслуживания цехов, мастерских, участков трудотерапии, в которых женщины и девочки-подростки имеют возможность обучиться трудовым операциям; продукция этих цехов поступает в продажу, а вырученные средства используются на улучшение жизни клиентов. Нередко это цехи и мастерские становятся самостоятельными производствами, которые, выполняя первоначальные задачи, одновременно предоставляют рабочие места социально ущемленным категориям населения.
Таким образом, несмотря на разнообразие технологий, методик и форм социальной работы с женщинами, к сожалению, нельзя констатировать позитивные изменения их социальной ситуации. Поскольку социальные проблемы женщин ассоциированы с проблемами их семьи, детей, тесно переплетены с социальными проблемами других социально-демографических категорий населения, всего общества в целом, они не могут быть решены в отрыве от них.
2.2 Групповая психосоциальная работа с женщинами
Женская группа как условие получения и оказания психосоциальной помощи
Актуальность групповой работы с женщинами в условиях современной российской действительности не нуждается в аргументации. В ее основу сегодня берутся научно-теоретические подходы, методы и принципы, которые являются достоянием мирового практического опыта работы в сфере социальной защиты и политики. Создаётся и начинает приносить свои плоды широкая сеть социальных услуг, ориентированных на практическое разрешение социальных проблем женщин. Однако в этом деле новая роль отводится самим женщинам - тем, кто активно стремится осознавать ресурсы собственной личности, окружающую действительность и изменять условия своей жизнедеятельности таким образом, чтобы переживать чувство собственного достоинства и удовлетворенности жизнью.
Можно выделить даже некий тип современной активной российской женщины, отличающейся довольно высоким уровнем невротизации, но стремящейся к самоосуществлению вопреки сдерживающим ее развитие социально-бытовым и социально-психологическим условиям.
Таких женщин психотерапевты называют «нормальными невротиками» и выделяют их из среды на основании нескольких признаков:
это женщина с высоким уровнем развития рефлексии;
это женщина, владеющая элементарными навыками тайм-менеджмента, т.е. способная планировать свою жизнь и выделять время на саморазвитие, оставаясь в одиночестве и посещая группу себе подобных;
это женщина, заинтересованная в собственном благополучии и развитии;
это женщина, способная и желающая вкладывать силы и средства в свое образование и самоосуществление;
женщина, воспринимающая других людей как «учебники жизни».
Они нуждаются в социальной поддержке. Их легко поддержать, потому что они сами ищут условия своего развития и возможности завязать плодотворное сотрудничество. Общественные изменения российской действительности стимулируют их деятельность, которая носит многоаспектный характер: женщины создают группы по профессиональным, творческим, деловым, коммерческим, предпринимательским, благотворительным и другим признакам. Женские организации в России постепенно становятся органическими элементами социальной структуры.
В Министерстве юстиции в 1997 году было зарегистрировано 300 неправительственных женских организаций, среди них 5 имели международный статус, 2 - федеральный, 14 -республиканский. Сегодня наиболее влиятельной организацией по-прежнему остается «Союз женщин России». Предполагается, что это общественное женское движение плюс государственная поддержка женщин в условиях становящегося в РФ института социальной работы позволят современным россиянкам максимально совмещать домашнюю работу и профессиональную или общественную деятельность. Для этого в распоряжении женщин должен быть весь арсенал форм и методов социальной работы.
Отечественные специалисты социальной работы сегодня— это в основном женщины. Они обладают мощным побуждающим и просветительским потенциалом, необходимым для профессиональной деятельности по развитию самосознания своих клиенток. Особенно эффективной в этом отношении представляется групповая психосоциальная работа с женщинами.
Специалисту, склонному к такому виду социальной практики, следует изучить зарубежный опыт становления социальной работы с группой, историю и причины развития женского группового общения в России, освоить социальную работу с группой как метод психосоциальной помощи, создать собственный стиль ведения групповой работы с женщинами. Это довольно сложная задача, требующая времени и терпения для освоения теории, а также специальных способностей плюс изрядной доли профессионально-творческой дерзости.
Группа людей есть не сумма индивидов, в нее входящих. Реакция группы не сводится к реакциям ее членов. Живет группа по иным законам, чем отдельная личность. Соответственно, и влияет группа на любого своего члена каким-то совершенно особенным образом.
Большинство школ групповой психотерапии и тренингов возникли в русле основных направлений мировой психологической науки:
- психоанализа;
- бихевиоризма;
- гештальт-психологии;
- гуманистической психологии
или в результате сочетания
различных теоретических
Групповое движение в России стало развиваться только в последние 20 лет. Почти все отечественные школы опираются на теоретические концепции Запада.
Тем не менее отечественная групповая психологическая работа имеет собственные глубокие традиции.
Например, «психологический бум» в первые послереволюционные десятилетия, когда изучались и внедрялись в практику методы профотбора и профконсультаций, создавались специальные тренажеры и разрабатывались первые деловые игры, ставшие позже элементами многих тренингов.
Многие воспитательные системы тех лет разрабатывают собственные психотехнологии. Отечественные психологи-педагоги пытались применять групповые методы, используя психоаналитические идеи в работе с детьми. Хотя долгие годы психология в России была лишена возможности изучать и развивать методы групповой работы с целью психологической помощи и знакомиться с опытом зарубежных коллег, однако, начиная с 30-х годов XX века, групповое движение в психотерапии и практической психологии стало приобретать большой размах.
Наиболее ярко выраженная идея этого движения — стремление помочь развитию личности путем снятия ограничений, комплексов, освобождение ее потенциала.
Для обозначения разнообразных форм групповой психосоциальной работы в настоящее время используется большое количество терминов:
- групповая психотерапия;
- психокоррекционные группы;
- тренинговые группы;
- группы активного обучения.
Тем не менее наиболее часто разнообразные формы групповой работы обозначают понятием «тренинговые группы».
Под определение «тренинговые группы» подпадают все специально созданные малые группы, участники которых при содействии ведущего-психолога (социального работника) включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании.
В «психологическом словаре» социально-психологический тренинг определяется как «область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетенции в общении».
Цель женской психотерапевтической группы—раскрытие, анализ, осознание и переработка проблем женщин, проявляющихся в их внутриличностных и межличностных конфликтах; коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основе анализа и использования межличностного взаимодействия.
Учитывая три плоскости ожидаемых изменений (когнитивную, эмоциональную и поведенческую), более конкретные задачи, решаемые в ходе общения и взаимодействия в женской терапевтической группе, можно сформулировать следующим образом:
1. Познавательная сфера
Условия общения и взаимодействия должны быть таковы, чтобы женщина осознала:
а) существующие разногласия между собственным образом «я» и восприятием себя другими;
б) внутренние психологические проблемы и конфликты;
в) более глубокие причины переживаний, способы реагирования, начиная с детства, а также условия и особенности формирования системы отношений;
г) собственную роль, меру своего участия в возникновении и сохранении конфликтных и психотравмирующих ситуаций, а также то, каким путём можно было бы избежать их повторения в будущем.
2. Эмоциональная сфера
Группа помогает женщине:
а) получить эмоциональную поддержку со стороны группы, что приводит к ощущению собственной ценности, ослаблению защитных механизмов, росту открытости, активности и спонтанности;
б) пережить в группе те чувства, которые она часто испытывает в реальной жизни, воспроизвести те эмоциональные ситуации, которые были у неё в действительности и с которыми она не смогла справиться;
в) научиться искренности в отношении к себе и другим людям;
г) стать более свободной в выражении собственных негативных и позитивных чувств;
д) раскрыть свои проблемы с соответствующими им переживаниями.
В целом задачи относительно гармонизации эмоциональной сферы женщины охватывают следующие основные аспекты: получение эмоциональной поддержки и формирование более благоприятного отношения к себе; непосредственное переживание и осознание нового опыта в группе и самой себя; точное распознавание и вербализация собственных эмоций; переживание и осознание прошлого эмоционального опыта и получение нового эмоционального опыта в группе.
3. Поведенческая сфера, находящая проявление и осмысление в условиях группового общения, способствует тому, что женщина может:
1) увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы;
2) приобрести навыки более искреннего, глубокого и свободного общения;
3) развивать формы поведения,
связанные с сотрудничеством, взаимопомощью,
ответственностью и
4) закрепить новые формы
поведения, в частности те, которые
будут способствовать
И общем виде задачи группы относительно совершенствования поведенческой сферы могут быть определены как формирование эффективной саморегуляции и самоорганизации.
Таким образом, усилия женской группы фокусируются на осмыслении и развитии трех составляющих самосознания:
- самопонимания (когнитивный аспект);
- отношения к себе (эмоциональный аспект);
- саморегуляции (поведенческий аспект).
Это позволяет определить общую цель групповой психосоциальной работы как расширение сферы самосознания женщины.
Основным инструментом гармонизации и оздоровления личности выступает психотерапевтическая группа, позволяющая выйти на понимание и коррекцию проблем женщин за счет межличностного взаимодействия, обусловливающего групповую динамику и личностный рост. Это психотерапевтическое взаимообогащение, если трактовать термин «психотерапия» в широком смысле слова, т. е. понимать, что психотерапия—это процесс взаимодействия специалиста с другими людьми, при котором достигается эффект снятия каких-либо психологических ограничений во имя обогащения личности каждого из участников, развития субъектности и свободной реализации человеческого потенциала в деятельности и общении.
В данном случае характеристика психотерапии даётся с позиции гуманистического подхода, когда принимается во внимание право каждого индивида на свободное самостоятельное развитие, а помощь извне рассматривается как временная. Усилия специалиста направляются на создание ситуаций, позволяющих личности осознавать собственные мысли, чувства, желания и способы поведения, с тем, чтобы научиться понимать и принимать себя, заботиться о себе, делать собственные выборы условий для удовлетворения актуальных духовных, интеллектуальных, эмоциональных и физических потребностей.
Что касается методов групповой психотерапии, то условно они подразделяются на основные и вспомогательные. Основным методом является групповая дискуссия, имеющая три главные ориентации - интерактивную, биографическую и тематическую. К вспомогательным методам относятся психодрама, психогимнастика (невербальное межличностное взаимодействие), проективный рисунок (рисование на определенную тему), психоскульптурирование.
Информация о работе Технология психосоциальной работы с женщинами