Технология работы социального педагога с детьми с ограниченными физическим возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 21:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить теоретические основы провести эмпирический анализ социально-педагогической работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику детей с ограниченными физическими возможностями.
2. Изучить методы и методики исследования.
3. Дать эмпирическую характеристику детей, имеющих ограниченные физические возможности

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты социально-педагогической работы с детьми, имеющими ограниченные физические возможности 8
1.1. Характеристика детей с ограниченными физическими возможностями 8
1.2. Методы и методики исследования 22
Глава 2. Эмпирический анализ социально-педагогической работы с детьми, имеющими ограниченные физические возможности 27
2.1. Эмпирическая характеристика детей, имеющих ограниченные физические возможности 27
2.2. Анализ факторов , влияющих на взаимоотношения между родителями и детьми с ограниченными физическим возможностями 31
2.3. Технология работы социального педагога с детьми с ограниченными физическим возможностями 36
Заключение 48
Список литературы 51

Вложенные файлы: 1 файл

курсач 4 курс готов.docx

— 123.70 Кб (Скачать файл)

 

1. В отношениях с родителями  для подростков исследуемой выборки  значимыми являются принятие  индивидуальности подростка, доверительное  отношение к нему, понимание, теплота  и эмоциональная поддержка со  стороны родителей. В сравнении  с этой стороной отношений  контролирующие функции, требовательность, отсутствие последовательности  в воспитательных воздействиях, согласие по различным вопросам  для подростков менее значимы.

 

2. При детско-родительских  отношениях, характеризующихся дистанцированностью,  низким уровнем принятия, высокой  требовательностью, строгостью, снижением  авторитетности родителей и общей  неудовлетворенностью отношениями,  подростки исследуемой выборки  осуществляют выбор неуверенно  и принимают решение несамостоятельно.

 

3. Эмоционально близкие  отношения с ребенком, принятие  его личностных и поведенческих  проявлений, доверительность в отношениях, которые преобладают в детско-родительском  взаимодействии по сравнению  с требовательностью и контролирующими  функциями, предъявляемыми к ребенку.

 

 

Рассматривая социальное положение семей из выборки, было выявлено 6 полных семей; 2 полных семьи при повторном замужестве; 3 неполных семьи проживающих отдельно от прародителей и самостоятельно; 4 неполных семьи, проживающих с прародителями (м).

Учитывая необходимость  ухода за ребенком с проблемами опорно-двигательного  аппарата и потребность реализации собственных ресурсов в среднем  возрасте его родителей, мы рассмотрели  родительский социальный статус в полных и в неполных семьях. Выяснено, что  из 8 полных семей, у 2 подростков – инвалидов оба родителя работают; у 5 подростков мама является домохозяйкой, папа работает; у 1 оба родителя не работают, находятся на содержании прародителей. Рассматривая социальный статус неполных семей наблюдаем, что в 3 неполных семьях работают мама подростка - инвалида и прародитель, который помогает семье, независимо от совместного или отдельного друг от друга проживания; в 4 неполных семьях мама работает, прародитель не работает, проживая совместно.

Все родители подростков с ДЦП имеют среднее или высшее образование, из них в настоящее время 14% обучаются  в ВУЗах на заочных отделениях. Для родителей подростков с ограниченными физическими возможностями образовательный процесс является не только профессиональным развитие, но и личностным развитием, коммуникацией и выходом из кризисной психологической ситуации.

Из исследований семьи  выявилось, что, ребенок – инвалид является единственным ребенком у 60% семей, после рождения проблемного ребенка в семье родились последующие дети у 23% семей, ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата, который является не первым ребенком у 7% семей. Это указывает на то, что многие родители, имеющие ребенка инвалида, имеют страх перед следующим ребенком, который так же на их взгляд может быть инвалидом, не желание иметь больше детей в силу разочарования от ребенка, постоянной заботы и усталости от первого ребенка – инвалида.

Существует мнение о том, что у семей имеющих ребенка  – инвалида не так часто находится  время на встречи со своими друзьями, либо они, стесняясь своего ребенка, стараются изолировать себя подсознательно, или сознательно от встреч с друзьями. Чтоб не чувствовать себя ущербно, рядом  с их здоровыми детьми, либо боясь  некорректных вопросов. Родителям был задан вопрос о том, есть ли у них друзья семьи. Получили следующие ответы: да, есть - утвердительные ответы дали 30% семей; ответ - нет друзей, дали 20% семей; есть только знакомые у 50%. Таким образом, мы видим, что у половины опрошенных семей, в этом вопросе существуют трудности.

Семьям подростков с ограниченными физическими возможностями необходимы контакт и общение с родственниками, это служит моральной поддержкой, способностью быть причастным к семейной системе.

Изучение особенностей семейного  отношения к детям подросткового  возраста с ограниченными возможностями  здоровья представлено на рисунке 1.

Рисунок 1.

 

Анализируя ответы родителей детей с ДЦП по опроснику АСВ, были обнаружены следующие закономерности:

  1. анализ семейных взаимоотношений с помощью опросника АСВ выявил в некоторых семьях негармоничный (патологизирующий) стиль семейного воспитания: в 8 семьях обнаружен стиль воспитания по типу доминирующей гиперпротекции, в 1 семье – по типу эмоционального отвержения;
  2. обнаружены высокие показатели по шкале Г+ (гиперпротекция) в 8 обследованных семьях, здесь матери уделяют воспитанию ребенка очень много сил, времени, внимания;
  3. в 3 семьях обнаружены высокие показатели по шкале Г-(гипопротекция), в таких семьям матерям не до ребенка, за него берутся только время от времени, когда случается что-то серьезное;
  4. обнаружены высокие показатели по шкале У+ (потворствование) в 6 обследованных семьях, матери здесь стремятся к максимальному и некритичному удовлетворению любых потребностей подростка;
  5. по шкале игнорирования потребностей ребенка У- высокие показатели выявлены в 2 семьях – в таких семьях страдает потребность в эмоциональном контакте, общении с матерью, степень удовлетворения потребностей подростка низкая;
  6. чрезмерность требований-обязанностей (шкала Т+) выявлено в 2 семьях, недостаточность требований-обязанностей (шкала Т-) обнаружена 6 семьях;
  7. чрезмерность требований-запретов (шкала З+) выявлена в 3 семьях, недостаточность требований-запретов (шкала З-) обнаружена в 5 семьях;
  8. высокие показатели по шкале С+ (чрезмерность санкций) выявлены в 2 семьях, высокие показатели по шкале С- (недостаточность санкций) обнаружены в 6 семьях;
  9. высокие показатели по шкале Н (неустойчивость воспитания) обнаружены в 7 семьях;
  10. высокие показатели по шкале РРЧ (расширение сферы родительских чувств) обнаружены у 11 матерей – эта психологическая проблема является основой для формирования повышенной протекции (потворствующей или доминирующей);
  11. высокие показатели по шкале ПДК (предпочтение в подростке детских качеств) выявлено у 10 матерей;
  12. воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН) обнаружена у 3 матерей;
  13. фобия утраты ребенка (шкала ФУ) как психологическая (личностная) проблема родителя выявлена у 7 матерей;
  14. высокие показатели по шкале НРЧ (неразвитость родительских чувств) обнаружены у 3 матерей;
  15. высокие показатели по шкале ПНК (проекция на подростка собственных нежелательных качеств) выявлены у 5 родителей;
  16. вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК) обнаружено в 4 семьях;
  17. сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его пола обнаружен у 5 матерей (у 2 матерей выявлены высокие показатели по шкале ПЖК – предпочтение женских качеств, у 3 матерей выявлены высокие показатели по шкале ПМК – предпочтение мужских качеств).

Таким образом, влияние родителей на детей с ограниченными физическим возможностями может затруднять или облегчать процесс социальной адаптации. Так, гиперпротекция формирует у ребенка пассивность, неспособность самостоятельно принимать решения, что при неправильной оценке родителями возможностей ребенка в дальнейшем приводит к неадекватным профессиональным намерениям и к краху попыток профессионального самоопределения.

Полученные в результате проведенного исследования данные свидетельствуют  о психологическом неблагополучии подростков с ДЦП. Их личность характеризуется  высоким уровнем тревожности и эмотивности, что существенно отражается на взаимодействии с окружающими, в частности возникает их повышенная зависимость от родителей.

Наличие двигательной патологии, неправильное воспитание, социальная изоляция способствуют закреплению  или усилению конституционально  обусловленных черт тревожного, эмотивного и дистимного типов акцентуаций характера. Выявление этих типов патохарактерологического развития, редко встречающихся в популяции, позволяет рассматривать группу подростков с ДЦП как «группу риска» в отношении возможных адаптационных срывов.

    1. Технология работы социального педагога с детьми с ограниченными физическим возможностями

Социально-педагогическая деятельность поддержки лиц с ограниченными  физическим возможностями - непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.

Значимость ее обусловлена  тем, что помощь ребенку и его  семье должна быть не столько психологически глубокой, сколько широкой по охвату проблем, а также участников событий, в число которых входят члены  семьи, и их родственники, работники  специализированных учреждений, чье  внимание необходимо привлечь к проблемам  семьи ребенка-инвалида и ее нуждам. В такой ситуации ребенок с  ограниченными физическими возможностями и семья, в которой он воспитывается, нуждаются в помощи специалиста, который смог бы активно войти в конкретную жизненную ситуации семьи, смягчить воздействие стресса, помочь мобилизовать имеющиеся внутренние и внешние ресурсы всех членов семьи. Таким специалистом, профессионалом подготовленным к решению такого рода социально-психолого-педагогических проблем, и является социальный педагог.

Социальный педагог – сотрудник специального образовательного учреждения – взаимодействует с представителями всех социальных институтов (педагогами, психологами, врачами, социальными работниками, сотрудниками правоохранительных органов, трудовыми коллективами, родителями) и другими заинтересованными людьми.

Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка  с ограниченными возможностями  – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка-инвалида, способствовать ее оптимальному решению, несмотря на имеющиеся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Иными словами, цель социального педагога – способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка-инвалида.

Рождение больного ребенка  неизбежно изменяется уклад и  особенно психологический климат в  семье. Задача социального педагога – помочь родителям преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на лечении, но и на развитии его личности, на поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе. Для этого социальный педагог оказывает образовательную помощь: предоставляет семье информацию, касающуюся этапов восстановительного лечения и перспектив ребенка, подкрепляя ее документальными фактами, фото и видеоматериалами, сообщает о возможности установления временной инвалидности и связанных с ней льгот.

Кроме того, социальный педагог  выступает в качестве посредника между медицинским персоналом и  семьей. В то время как медики заняты лечением, он помогает семье  преодолеть кризис и начать действовать. Например, установить связь с другими родственниками, с семьями, испытывающими подобные затруднения, с организациями, способными предоставить помощь.

Таким образом, социальный педагог  в индивидуальных беседах через  образовательную и посредническую помощь, то есть косвенным образом, достигает эффекта психологической  поддержки, воздействуя на чувства  сомнения и страха, препятствующие контролю над ситуацией. Кроме того, семья может быть вовлечена в  программу семейной терапии и  обучающих тренингов, цель которых  – улучшение общения между членами семьи и решение скрытых проблем, которые обнаруживаются в кризисной ситуации.

Одним из ведущих методов  работы социального педагога и семьи  ребенка-инвалида является составление  контракта (договора). Он составляется между профессионалом, оказывающими помощь, и клиентом - семьей или отдельным  ее представителем.

Договор включает:

а) описание ключевой проблемы ил проблем, которые обе стороны  надеются разрешить;

б) цель и задачи проводимой работы;

в) процедуры и методики, которые будут использованы;

г) требование к клиенту  и специалисту, характеризующие  роли каждого из них в процессе решения проблемы (для социального  педагога это обычно встречи, беседы, письма, телефонные звонки);

д) временные рамки совместной деятельности и действия в случае, если соглашение будет нарушено одной  из сторон.

При составлении контракта  семьи или отдельного члена должны определить желательные и осуществляемые цели и задачи предстоящей деятельности. А социальный педагог должен определить придельные сроки, которые будут  обязательными и для него, и  для подопечного, и помочь последнему в выборе и осуществлении цели.

Контракт между социальным педагогом и клиентом (в нашем  случае - семьей ребенка-инвалида) считается  первичным, могут существовать контракты  между социальным педагогом и  другими системами, помогающими  разрешить проблемы клиента, сберегая его силы и энергию.

Очень распространена такая  форма работы с семьей, как патронаж. Центральный совет обучения и  подготовки патронажных работников Великобритании определил патронаж как подотчетную профессиональную деятельность, которая позволяет  инвалидам, семьям и общинам идентифицировать личные, социальные и ситуативные  трудности, оказывающие на них отрицательное  воздействие.

Патронаж помогает и дает им силы справиться с этими трудностями  посредствам поддерживающих, реабилитационных, защитных и коррекционных действий. Медицинские и хозяйственно-бытовые  услуги не исчерпывают возможности  патронажа, в его рамках могут  осуществляться различные виды образовательной, психологической, посреднической помощи, поэтому посещение клиента на дому является неотъемлемой формой работы социального педагога во взаимодействии с семьей.

Патронаж дает возможность  наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить  больше информации, чем лежит на поверхности.

Таким образом, патронаж – одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещение клиентов на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать связи с клиентом, своевременно выявлять проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж делает социально-педагогическую деятельность более эффективной.

Метод консультации представляет собой взаимодействие между двумя  или несколькими людьми, в ходе которого определенные специальные  знания консультанта используются для  оказания помощи консультируемому в  решении текущих проблем или  при подготовке к предстоящим  действиям.

Поскольку консультирование предназначено для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных  задач, оно способно найти широкое  применение и в социально-педагогической практике, нацеленной на реабилитацию семьи ребенка-инвалида.

Информация о работе Технология работы социального педагога с детьми с ограниченными физическим возможностями