Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 21:22, курсовая работа
Цель исследования: изучить теоретические основы провести эмпирический анализ социально-педагогической работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику детей с ограниченными физическими возможностями.
2. Изучить методы и методики исследования.
3. Дать эмпирическую характеристику детей, имеющих ограниченные физические возможности
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты социально-педагогической работы с детьми, имеющими ограниченные физические возможности 8
1.1. Характеристика детей с ограниченными физическими возможностями 8
1.2. Методы и методики исследования 22
Глава 2. Эмпирический анализ социально-педагогической работы с детьми, имеющими ограниченные физические возможности 27
2.1. Эмпирическая характеристика детей, имеющих ограниченные физические возможности 27
2.2. Анализ факторов , влияющих на взаимоотношения между родителями и детьми с ограниченными физическим возможностями 31
2.3. Технология работы социального педагога с детьми с ограниченными физическим возможностями 36
Заключение 48
Список литературы 51
1. В отношениях с родителями
для подростков исследуемой
2. При детско-родительских
отношениях, характеризующихся
3. Эмоционально близкие
отношения с ребенком, принятие
его личностных и
Рассматривая социальное положение семей из выборки, было выявлено 6 полных семей; 2 полных семьи при повторном замужестве; 3 неполных семьи проживающих отдельно от прародителей и самостоятельно; 4 неполных семьи, проживающих с прародителями (м).
Учитывая необходимость ухода за ребенком с проблемами опорно-двигательного аппарата и потребность реализации собственных ресурсов в среднем возрасте его родителей, мы рассмотрели родительский социальный статус в полных и в неполных семьях. Выяснено, что из 8 полных семей, у 2 подростков – инвалидов оба родителя работают; у 5 подростков мама является домохозяйкой, папа работает; у 1 оба родителя не работают, находятся на содержании прародителей. Рассматривая социальный статус неполных семей наблюдаем, что в 3 неполных семьях работают мама подростка - инвалида и прародитель, который помогает семье, независимо от совместного или отдельного друг от друга проживания; в 4 неполных семьях мама работает, прародитель не работает, проживая совместно.
Все родители подростков с ДЦП имеют среднее или высшее образование, из них в настоящее время 14% обучаются в ВУЗах на заочных отделениях. Для родителей подростков с ограниченными физическими возможностями образовательный процесс является не только профессиональным развитие, но и личностным развитием, коммуникацией и выходом из кризисной психологической ситуации.
Из исследований семьи выявилось, что, ребенок – инвалид является единственным ребенком у 60% семей, после рождения проблемного ребенка в семье родились последующие дети у 23% семей, ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата, который является не первым ребенком у 7% семей. Это указывает на то, что многие родители, имеющие ребенка инвалида, имеют страх перед следующим ребенком, который так же на их взгляд может быть инвалидом, не желание иметь больше детей в силу разочарования от ребенка, постоянной заботы и усталости от первого ребенка – инвалида.
Существует мнение о том, что у семей имеющих ребенка – инвалида не так часто находится время на встречи со своими друзьями, либо они, стесняясь своего ребенка, стараются изолировать себя подсознательно, или сознательно от встреч с друзьями. Чтоб не чувствовать себя ущербно, рядом с их здоровыми детьми, либо боясь некорректных вопросов. Родителям был задан вопрос о том, есть ли у них друзья семьи. Получили следующие ответы: да, есть - утвердительные ответы дали 30% семей; ответ - нет друзей, дали 20% семей; есть только знакомые у 50%. Таким образом, мы видим, что у половины опрошенных семей, в этом вопросе существуют трудности.
Семьям подростков с ограниченными физическими возможностями необходимы контакт и общение с родственниками, это служит моральной поддержкой, способностью быть причастным к семейной системе.
Изучение особенностей семейного
отношения к детям
Рисунок 1.
Анализируя ответы родителей детей с ДЦП по опроснику АСВ, были обнаружены следующие закономерности:
Таким образом, влияние родителей на детей с ограниченными физическим возможностями может затруднять или облегчать процесс социальной адаптации. Так, гиперпротекция формирует у ребенка пассивность, неспособность самостоятельно принимать решения, что при неправильной оценке родителями возможностей ребенка в дальнейшем приводит к неадекватным профессиональным намерениям и к краху попыток профессионального самоопределения.
Полученные в результате
проведенного исследования данные свидетельствуют
о психологическом
Наличие двигательной патологии, неправильное воспитание, социальная изоляция способствуют закреплению или усилению конституционально обусловленных черт тревожного, эмотивного и дистимного типов акцентуаций характера. Выявление этих типов патохарактерологического развития, редко встречающихся в популяции, позволяет рассматривать группу подростков с ДЦП как «группу риска» в отношении возможных адаптационных срывов.
Социально-педагогическая деятельность поддержки лиц с ограниченными физическим возможностями - непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.
Значимость ее обусловлена
тем, что помощь ребенку и его
семье должна быть не столько психологически
глубокой, сколько широкой по охвату
проблем, а также участников событий,
в число которых входят члены
семьи, и их родственники, работники
специализированных учреждений, чье
внимание необходимо привлечь к проблемам
семьи ребенка-инвалида и ее нуждам.
В такой ситуации ребенок с
ограниченными физическими возможностями
и семья, в которой он воспитывается, нуждаются
в помощи специалиста, который смог бы
активно войти в конкретную жизненную
ситуации семьи, смягчить воздействие
стресса, помочь мобилизовать имеющиеся
внутренние и внешние ресурсы всех членов
семьи. Таким специалистом, профессионалом
подготовленным к решению такого рода
социально-психолого-
Социальный педагог – сотрудник специального образовательного учреждения – взаимодействует с представителями всех социальных институтов (педагогами, психологами, врачами, социальными работниками, сотрудниками правоохранительных органов, трудовыми коллективами, родителями) и другими заинтересованными людьми.
Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка-инвалида, способствовать ее оптимальному решению, несмотря на имеющиеся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Иными словами, цель социального педагога – способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка-инвалида.
Рождение больного ребенка неизбежно изменяется уклад и особенно психологический климат в семье. Задача социального педагога – помочь родителям преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на лечении, но и на развитии его личности, на поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе. Для этого социальный педагог оказывает образовательную помощь: предоставляет семье информацию, касающуюся этапов восстановительного лечения и перспектив ребенка, подкрепляя ее документальными фактами, фото и видеоматериалами, сообщает о возможности установления временной инвалидности и связанных с ней льгот.
Кроме того, социальный педагог выступает в качестве посредника между медицинским персоналом и семьей. В то время как медики заняты лечением, он помогает семье преодолеть кризис и начать действовать. Например, установить связь с другими родственниками, с семьями, испытывающими подобные затруднения, с организациями, способными предоставить помощь.
Таким образом, социальный педагог
в индивидуальных беседах через
образовательную и
Одним из ведущих методов работы социального педагога и семьи ребенка-инвалида является составление контракта (договора). Он составляется между профессионалом, оказывающими помощь, и клиентом - семьей или отдельным ее представителем.
Договор включает:
а) описание ключевой проблемы ил проблем, которые обе стороны надеются разрешить;
б) цель и задачи проводимой работы;
в) процедуры и методики, которые будут использованы;
г) требование к клиенту и специалисту, характеризующие роли каждого из них в процессе решения проблемы (для социального педагога это обычно встречи, беседы, письма, телефонные звонки);
д) временные рамки совместной деятельности и действия в случае, если соглашение будет нарушено одной из сторон.
При составлении контракта семьи или отдельного члена должны определить желательные и осуществляемые цели и задачи предстоящей деятельности. А социальный педагог должен определить придельные сроки, которые будут обязательными и для него, и для подопечного, и помочь последнему в выборе и осуществлении цели.
Контракт между социальным педагогом и клиентом (в нашем случае - семьей ребенка-инвалида) считается первичным, могут существовать контракты между социальным педагогом и другими системами, помогающими разрешить проблемы клиента, сберегая его силы и энергию.
Очень распространена такая
форма работы с семьей, как патронаж.
Центральный совет обучения и
подготовки патронажных работников
Великобритании определил патронаж
как подотчетную
Патронаж помогает и дает
им силы справиться с этими трудностями
посредствам поддерживающих, реабилитационных,
защитных и коррекционных действий.
Медицинские и хозяйственно-
Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности.
Таким образом, патронаж – одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещение клиентов на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать связи с клиентом, своевременно выявлять проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж делает социально-педагогическую деятельность более эффективной.
Метод консультации представляет собой взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные специальные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому в решении текущих проблем или при подготовке к предстоящим действиям.
Поскольку консультирование
предназначено для оказания помощи
практически здоровым людям, испытывающим
затруднения при решении